«Тела умерших складывали на улице»: из дневника чурапчинского переселенца

«Тела умерших складывали на улице»: из дневника чурапчинского переселенца

Почему многие чурапчинцы не пережили первую зиму на чужбине (часть 2).

Среди пяти тысяч чурапчинцев, отправленных осенью 1942 года на добычу рыбы, были семеро родственников председателя колхоза имени Новгородова Тимофея Гаврильевича Местникова. Только четверым из них довелось вернуться на родину, в том числе 13-летнему Ивану Местникову (продолжение, начало см. здесь).

Почти половину переселенцев оставляли дети и старики. Они не работали, поэтому продуктовую норму не получали. Положение занятых на ловле рыбы было немногим лучше: в месяц на каждого выдавали по 3 кг муки, а вся добытая рыба шла на фронт. Доведенные до отчаяния люди ели сосновую заболонь, подошвы обуви, ремни, ягель, шкуры…

«Мертвецов не успевали хоронить»

После того, как замерзала земля, у переселенцев не было сил хоронить мёртвых. Тела складывали на улице и закапывали только весной.

На глазах маленького Вани умерли две сестренки и дедушка. Вот как он пишет об этом в своем дневнике: «Пока наша семья жила в палатке, младшая сестренка умерла от простуды. В переселении основным занятием стало рыболовство. Осенью занимались подлёдной рыбалкой. Более здоровых мужчин отправили на далёкие озёра и речки. Но из-за отсутствия снастей много переселенцев умерли от холода и голода.

Отец писал нам. 15 марта 1943 года пришла телеграмма о его смерти. Мы все безудержно плакали. Я не очень хорошо знаю, от чего умер отец: некоторые говорили, что простудился и тяжело заболел, другие — что упал с лошади и повредил внутренние органы. Человека, который за ним ухаживал и похоронил, звали Илья Попов по прозвищу Тыппыны. Он ушел из жизни недавно, примерно 10 лет назад, но так и не рассказал, как умер мой отец.

Вся добытая переселенцами рыба предназначалась фронту. Фото из архива Государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского.

Жизнь была очень сложной. Не было мяса-рыбы. Норма наша состояла из скольких-нибудь килограмм овсянки и соевой муки из Америки. В муке, пролежавшей, казалось, десятки лет, не было ничего питательного. Когда готовили из неё кашу, образовывалась пена. Люди не могли протянуть на такой норме до следующего месяца. Поэтому было много голодных смертей. Моя сестра Аня простудилась и осенью 1943 года умерла.

Одним из главных работников на погребениях был Дмитрий Новгородов по прозвищу Куhа5ан Миитэрэй — Плохой Дмитрий. Вместе с ним мы жили в самом начале по прибытию в Мэнкэрэ.

Как я сейчас вспоминаю, весной 1943 года Дмитрий очень помог соседям: по ночам он приносил 10-килограммовых щук и угощал ими всех, хотя, если вспомнить, никогда не был рыбаком. Скорее всего, под покровом темноты он снимал рыбу из сетей местных жителей.

Ближе к весне 1943 года мы с матерью очень сильно заболели, еле выкарабкались. У нас был врач по фамилии Охлопков, который спас жизни многих чурапчинцев, и нас в том числе. Помню, он еще очень хорошо играл на скрипке.

Рыбные промыслы, 1941-1945 годы. Фото из архива Государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского.

Осенью 1943 года в Мэнкэрэ построили большой длинный барак. Мы поселились там, как и большинство переселенцев.

Зимой 1943-1944 года скончался дедушка Алексей. Перед смертью всё его тело опухло — многие умирали так».

«Это история не только моей семьи»

В 1943 году до руководства ЦК партии дошли сведения о том, какой ценой добывается рыба в Якутии. Положение переселенцев в Кобяйском районе, где была самая тяжелая ситуация, стало предметом изучения правительственной комиссии. В докладной записке по ее итогам указаны «перегибы и ошибочность решения о переселении чурапчинцев без изучения и анализа состояния колхозов и природно-климатических условий районов расселения».

В марте 1944 года обком ВКП(б) удовлетворил ходатайства переселенцев о возвращении из Кобяйского района. Несмотря на то, что им было «рекомендовано» объединяться с колхозами Мегино-Кангаласского и Намского районов, почти все чурапчинцы вернулись в свои аласы. В 1946-м приехать домой разрешили переселенным в Жиганский, а в 1947 году — в Булунский район.

Иван Местников и Софья Собакина (верхний ряд, в центре), 1948 год. Фото: Из личного архива героя публикации.

«В Эдьигээне я закончил 3-4 классы: третий класс отличником, четвертый ударником, - пишет в своем дневнике Иван Тимофеевич. — Сестра Еля закончила 6 класс. 7 класса не было, поэтому один год она не училась.

Все это время моя мать переписывалась с родной сестрой Софьей Собакиной. В 1943 году в Чурапче был хороший, урожайный год. Дела в районе улучшились, а на фронте настало время, когда стало ясно, что война закончится в нашу пользу. У народа поднялся дух, поэтому переселенцы стали всё больше тяготеть к родным местам.

Летом 1944 года мы вернулись домой: я, мама, сестра Еля и бабушка Варвара. Из колхоза имени Новгородова обратно мало семей приехали — основная масса осталась в Мэнкэрэ и Талахтаахе. Поэтому наш колхоз не восстановился, и нам пришлось вступить в колхоз имени Миронова, в 6 км от Чурапчи».

Иван Тимофеевич нашел свое призвание в юриспруденции. Фото: Из личного архива героя публикации.

По возвращению домой Иван Тимофеевич закончил школу и поступил в Чурапчинское педучилище. Отучившись, по распределению уехал в село Казачье Усть-Янского района. Вместе с ним туда отправилась и мать Прасковья Алексеевна, которая жила с сыном до конца своих дней. Вынесшая на своих плечах все тяготы переселения, она больше не вышла замуж и умерла в 1964 году.

Работая учителем начальных классов в местной школе, Иван Тимофеевич познакомился со своей будущей женой Прасковьей Дмитриевной. У них родились трое детей: Михаил, Елена и Иван.

Однако делом всей жизни педагогика не стала. Уехав из Усть-Янья, Иван Тимофеевич поступил в Свердловский юридический институт и после его окончания посвятил себя юриспруденции.

Воспоминания о годах переселения он написал в 1973 году. Попав в больницу с аппендицитом, был вынужден там задержаться — после операции начались осложнения. И взялся за мемуары.

Иван Тимофеевич (слева) увлекался спортом и фотографией и приобщил к этому старшего сына. Фото: Из личного архива героя публикации.

— Отец рассказывал нам о переселении, но в подробности не вдавался. Многое я узнал только из его дневника. Он очень горевал, что, когда вернулись в Чурапчу, их дом стоял пустой — за два года всё пропало... Он был очень хорошим, добрым, открытым человеком. Родственники до сих пор вспоминают, что отец всегда им помогал, делился, что-то дарил. Его отличала большая тяга к жизни: будучи самоучкой, хорошо играл на гармошке и баяне, участвовал в соревнованиях по лыжным гонкам, увлекался фотографией. И меня к этому приобщил. Отец умер в 1994 году после продолжительной болезни, так и не успев воспользоваться льготами, которые только-только начали давать переселенцам. После его смерти дневник отдали мне, как старшему сыну. Прежде, кроме родных, эти записи никто не видел. Как-то представитель одной газеты, узнав о дневнике, просил разрешения на публикацию, но тогда я не решился. А сейчас понял — это история не только моей семьи, но и целого района, поэтому записки отца должны прочесть другие люди, земляки, - говорит Михаил Местников.

Воспоминания из дневника И.Т.Местникова ранее не публиковались.

Путешественник со стажем, объехавший почти всю Якутию, Михаил прежде не бывал в Мэнкэрэ. В ближайшие год-два хочет туда съездить: посмотреть на места, где его родные прожили те страшные два года, походить по этой земле.

Признали «ошибкой» спустя полвека

До середины 1980-х о чурапчинских переселенцах мало кто знал: о них не писали в газетах, их история передавалась из уст в уста. Большинство непосредственных участников тех событий не дожили до дня, когда их отправку на Север официально признали «ошибкой». Потому что это случилось почти полвека спустя, в 1991 году.

На чурапчинских переселенцев были распространены льготы труженикам тыла. Еще год спустя они получили официальный статус — «жертвы переселения». К этой категории были отнесены как сами переселенцы, так и дети, родившиеся в местах переселения с 1942 по 1947 год.

Чтобы память жила, в Чурапче есть свой Мамаев курган. Десятиметровый рукотворный холм, на вершине которого стоит памятник «Мать и дитя». К нему ведёт 41 ступень — по числу переселенных колхозов...

Монумент «Мать и дитя» установлен в Чурапче в память о жертвах переселения.

19 сентября — день, когда из Нижнего Бестяха на север отплыли первые баржи, — в Чурапчинском районе официально объявлен Днём скорби.

Перевод с якутского — Виктория Алексеева.

СПРАВКА

«Одна рыба стоит смерти одного немца»

За годы войны из Якутии на фронт было отправлено 2 млн тонн рыбы. Для сравнения: в 2018 году официально учтенный вылов рыбы в республике составил 5757 тонн.

Снабжение фронта шло под лозунгами: «Только сытый солдат может победить фашиста», «Одна рыба стоит смерти одного немца».

При этом у переселенцев не было опыта в рыбном промысле. Поэтому, чтобы осилить однодневную норму, им приходилось работать сутками.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Непреходящая скорбь народа»

В Якутии на средства гранта президента РФ «Пока жива память», посвященного 75-летию Победы, снимут документальный фильм о трагедии Чурапчинского переселения. Авторы проекта «Непреходящая скорбь народа» — ассоциация женщин-автолюбителей Якутии.

— Идею подали дети чурапчинских переселенцев. В республике пока нет качественного, профессионально смонтированного фильма о том, как наши предки трудились в тылу в годы Великой Отечественной. Многие чурапчинцы много лет хотели такой фильм, и благодаря Фонду президентских грантов он будет, — отметила директор ассоциации Лена Баишева.

Бюджет картины — 5,6 млн рублей. Участие в съемках примут около четырех тысяч человек. Завершить создание фильма планируется к концу 2020 года.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
122
Сообщите нам
Лучший комментарий
виталий31
ФИО бы местных обкомовцев, которые принимали такие решения - не кормить переселенцев. явно среди этих коммуняк кто тогда был у власти есть всякие герои, лишить их этого звания.
Комментарии 143
  • I_am_GOD 14.12.2019, 20:18
    Боролись с фашизмом, но тут сами занимались фашизмом ...
  • d4kks 14.12.2019, 20:20
    Напишите статью про "героев" запрещавших умирающим от голода людям есть ими же добытую рыбу
  • I_am_GOD 14.12.2019, 20:22
    Власть говорит что борется с фашизмом, но сам иногда как будто занимается фашизмом, сделав русский язык обязательным, а не русский по желанию, а язык иностранцев обязательным... Двойные стандарты ...
  • виталий31 14.12.2019, 20:29
    ФИО бы местных обкомовцев, которые принимали такие решения - не кормить переселенцев. явно среди этих коммуняк кто тогда был у власти есть всякие герои, лишить их этого звания.
  • I_am_GOD 14.12.2019, 20:30
    *Имею введу родной язык не обязательным... Тут есть элементы фашизма от власти...
  • alaas965 14.12.2019, 20:36
    Фашизм это когда у каждого человека по приоритету на первом месте должно стоять государство, а потом сам он, семья, дети, работа и т.д.
  • правильно1 иддьа 14.12.2019, 20:44
    d4kks, дурак это жертвы именно войны и русского идеологии не умеющие организовать и тыл и войну и там и тут смерти
  • правильно1 иддьа 14.12.2019, 20:46
    alaas965, причем тут фашизм коммунисты!!! на сильную армию не напали бы, Во всем организация тупая , ведь коммунисты это и были чердачные колхозники
  • Кункуй Середина 14.12.2019, 20:51
    Всегда,Важен Человеческий Фактор.Где,были в колхозах тупорылые,жестокие председатели с радостью выполняли дерективы.
    Люди,от голода умершие стояли на дорогах.
    А,были председатели в тихую под покровом ночи,своим раздавали в кулачок.Так и выжили.
  • v445 14.12.2019, 21:04
    а якутск как строили, зеков тысячими гнали.
  • Tante 14.12.2019, 21:11
    Да уж, свои же тойончики, чтобы отличится перед начальством, довели людей до смерти. Сейчас тоже, сокращение медперсонала, для галочки и чтобы выслужиться и пойти на повышение в Москву...
  • v445 14.12.2019, 21:15
    а в то время уже шариковой ручкой в тетрадке в клетку писали
  • Fin1 14.12.2019, 21:21
    Во время войны везде были перегибы
    Людей собиравших упавшее зерно около дороги, судили за воровство
    Поэтому наши деды матери знали цену хлеба , добытого трудом своим... отец мой очень не любил коммерсов, называл их спекулянтами. Государство обворовало его Деньги , находившиеся в Сберкассе... 10000тыр по тем временам большие деньги превратились в труху
  • иголкин 14.12.2019, 21:23
    виталий31, а вдруг это твоя родня?
  • иголкин 14.12.2019, 21:26
    v445, I_am_GOD, русский язык чтобы Ойунский мог в Москве общатся
  • 730207 14.12.2019, 21:30
    d4kks, лучше не ворошить, может это твой родственник
  • ykkola 14.12.2019, 21:31
    I_am_GOD, зачем тогда вы на русском языке пишете,пишите на своем якутском....какие проблемы?
  • Kunnuk 14.12.2019, 21:31
    Как всегда, виновато правительство, без слов исполняющие приказы Кремля.
    И сейчас это продолжается: закрываются и сокращаются школы, больницы, медработники и Учителя. Ежегодно растёт квартплата, стоимость газа, который добывается здесь. Люди вынуждены рубить лес как в годы войны, а лес у нас не растёт, в отличии от тёплых регионов.
    Ради добычи алмазов кому-то испортили целые реки, и пить нельзя теперь с этих рек, рыбу ловить тоже. Это всё с позволения местного правительства, так же, как и тогда, когда переселяли на север.
    Вот сейчас если придёт указ с Кремля добыть рыбу ради импортозамещения, и опять переселят людей с сёл на Север? По сути сейчас север голодает, им нельзя ловить рыбу там, где ловили их отцы и деды, и где вообще весь народ выжил только с рыбалки, вот там местным нельзя ловить, даже кмнс. Всё в том же духе, бездумно, бездарно, бездуховно..
  • JKVD XxX 14.12.2019, 21:32
    Это всё ваш любимый сталин
  • Oligarchik 14.12.2019, 21:33
    Скорее всего именно по этой причине люди из Чурапчинского района на данный момент являются самыми успешными в Якутии. Дети закалённых людей- воспитаны подобающе
  • aleks30 14.12.2019, 21:36
    d4kks, чичигинаров его фамилия
  • варчун 14.12.2019, 21:44
    А у других лучше было? За счет этого и выиграли отевественную .если б всю деревню сожгли живьем как в беллорусии легче бы стало? Предки умирали с надеждой о потомках ,а потомки все прос.....
  • aleks30 14.12.2019, 21:44
    Дед в ранениях вернувшись с войны не смог найти семью. Все умерли от голода и болезней. Младшая дочь была у дальних родственников. Всем было трудно.
  • Кункуй Середина 14.12.2019, 21:44
    Fin1, Согласна,а то это манипулирование Вечно как,будто Чурапча пострадало!Достало!
  • Sata_Taas 14.12.2019, 21:45
    aleks30, Кошмар. Его семья и все его потомки после этого должны быть нерукопожатными, а они в парламенте заседают. И даже после ужасного скандала с разоблачением миллиардных хищений продолжают. Еще и приходят в якутских одеждах на день государственности!
    Страшные, чудовищно несправедливые события! Читаю и плачу...
  • chronical 14.12.2019, 21:49
    А ведь хорошо известны фамилии работников якутского обкома и чурапчинского райкома ВКП(б), придумавших и организовавших это глупое переселение. Известно так же, как наперегонки рапортовали в Якутск о перевыполнении планов и получали за это поощрения.
  • 11117 14.12.2019, 21:52
    Сейчас все мало становится живых свидетелей которые это пережили, надо собирать такие материалы, по рассказу одной из переселенцев, они дети ходили смотреть в сарай где лежали трупы, и она увидела там свою мать, узнала по платку
  • Levzimoy2019 Игорь 14.12.2019, 22:20
    как будто только чурапчинцы пострадали, вся страна голодала, в вилюской группе улусов смертность была даже выше чем у чурапчинцев
  • tor_25 Анатолий Ш 14.12.2019, 22:21
    Жесть, читал, подавился от этой статьи, шок и трепет, тыловики не жалели себя и отдавали последнее фронту, у меня бабушка ветеран тыла, хлеб собирали и отправляли все на фронт а сами голодали. Страшное время.
  • VaioK 14.12.2019, 22:29
    Любители советского союза скажут -зато пломбир был вкусный
  • blistik 14.12.2019, 22:35
    Читаю между строк: "...под покровом темноты, он снимал рыбу из сетей местных жителей".
    Это как?!
    И второе: давно слышал, что очень много пойманной рыбы просто кучами сгнило из-за безалаберности местных властей и плохой организации транспортировки с их же стороны и центра.
  • duzel21 14.12.2019, 22:37
    Коммунизм можно считать как и фашизм внутри своего народа. Императорскую власть свергли неучи т.е. колхозники и крестьяне зомбированные Ленином.
  • Кункуй Середина 14.12.2019, 22:38
    Levzimoy2019, Наши,стесняются этого.В грудь никогда,не били.Хотя,эти пять тысяч народа по численности населения рядом не стояло.Слезы,глотали и шли дальше.
  • Кункуй Середина 14.12.2019, 22:41
    Стыдно,было.
  • СтопКран Юрий 14.12.2019, 22:49
    Спасибо Нинель Гусевой!
    Талантливый человек, отличные материалы выдаёт
    Ждём ещё публикации об истории Якутии
  • Загон Загон 14.12.2019, 23:21
    Это моя бабушка с сыном Егором. Бабушка с дедушкой с двумя детьми смогли выжить и вернуться. Видя этот памятник я споминаб бабушку, её рассказы по вечерам и слёзы обиды.
  • LLIBAPLJHERP Рутгер Хауер 14.12.2019, 23:36
    Батя мне рассказывал мол на бумаге отчитывались о рекордных удоях, а потом молоко прокисло и её слили в амгу и чуть не случилась экологическая катастрофа. Погибло много рыбы. Так же собирали много картофеля и она гнила в овощехранилищах, а людям шиш
  • Princeton_Girl 14.12.2019, 23:41
    Levzimoy2019, Дневник именно чурапчинского переселенца. Причем тут вилюйская группа улусов. Задолбали вилюйские районы тоже не мало пострадали бла бла блааа. Так вы напишите отдельно статью.хуле вы тут в комментах плачетесь
  • Samych 14.12.2019, 23:41
    Если начнется война и голод, штрафы и законы не перестанут действовать, например штраф за убитого лося 1 млн. руб. или тюрьма от 3х до 5 лет.
    Времена меняются, но люди нет , всегда найдутся уроды которые будут гнобить своих же.
  • виталий31 14.12.2019, 23:43
    иголкин, мои предки все простые люди, это я точно знаю.
  • And_ 14.12.2019, 23:45
    виталий31, "ФИО бы местных обкомовцев, которые принимали такие решения - не кормить переселенцев."
    Это очень сложный вопрос, так как решения "не кормить переселенцев" никто не принимал. А было...как бы выражаясь современным юридическим языком "преступная халатность" со стороны большого количества людей вылившееся в чудовищно преступную несогласованность и откровенную безответственности и разгильдяйство значительного количества должностных лиц, когда по документам и бумагам "наверх", переселенцев ждали подготовленные места проживания и орудия труда, а по факту - голый заснеженный берег. И имя этого преступника - СИСТЕМА, что, естественно, не отменяет необходимости поиска истины. Но не для "линчевания" одних (и их потомков), а для памяти и недопущения подобного впредь.
  • виталий31 14.12.2019, 23:47
    And_, у системы всегда есть конкретные фамилии и должности, это тоже надо понимать.
  • Сур Бере 14.12.2019, 23:49
    Председателем рескома тогда был Степаненко, которого Сталин отстранил после доклада тогдашнего министра сельского хозяйства Винокурова. Степаненко потом работал где-то на юге, то ли в Ростовской области, то ли в Краснодарском крае. Чурапчинских с пистолетом на боку собирал некто иной как Спартак Борисов, ставший после Винокурова главой ЯАССР. Это все есть в книге о переселенцах, их воспоминания.
  • 11117 14.12.2019, 23:54
    До войны население района было около 17 тысяч (16964) человек, а на 1 января 1943 года осталось 7934 человека, численность довоенного населения улуса восстановилась спустя 46 лет, то есть только в 1985 году
  • 11117 15.12.2019, 00:03
    http://archivesakha.ru/?page_id=5965
  • And_ 15.12.2019, 00:05
    виталий31, Естественно. Никто и не говорит, что их нет. Но Вы лично изучали документы той эпохи, хотя бы в целом? Есть такой документ, где написано "не кормить"? Не найдете. Поиск истины в таких делах очень сложен и долог, ибо все это было мало того, что в условиях военного времени, но и психология была иной. В это все надо "погрузиться" с головой. А то получится как с фильмом "движение вверх" - вроде и "правда", но там "акцент" сдвинули, тут один факт поставили, а другой "призадвинули" и вот, восприятие уже совсем иное.
    А по факту, в жизни, самые большие подвиги и самые чудовищные преступления совершали не далекие обкомовские начальники а непосредственные участники тех событий, когда одни односельчане (считай, по любому где то родственники) без сомнений отправляли людей на смерть, а другие, рискуя жизнью и свободой их спасали.
    Жаль, что самая бесполезная на земле наука - это история, ибо еще никогда и нигде никого ничему не научила...
  • sofr_on_off 15.12.2019, 00:11
    Кункуй, типун тебе на язык
  • sofr_on_off 15.12.2019, 00:20
    Люди, как можете сравнивать кто больше страдал, у кого больше жертв, каждую человеческую жизнь надо почтить. В годы войны мы потеряли почти половину населения, нас сейчас должно было быть 2 млн человек!
  • fucker 15.12.2019, 00:37
    Ребят. так что там с Чичигинаровым?
  • artuus 15.12.2019, 00:37
    Kunnuk, совершенно правильно. С приморья часть территории отдали Китаю, и что. Всех у кого там были участки были вынуждены переехать, их даже не спрашивали. И никаких компенсаций. Если сейчас сверху придет приказ, думаете наше руководство пойдет против царя батюшки? Им своя шкура дороже, а все эти громкие слова, просто ложь.
  • Ninelle_Ykt 15.12.2019, 00:43
    v445, этот дневник Иван Тимофеевич написал 30 лет спустя, в 1973 году.
  • Ninelle_Ykt 15.12.2019, 00:45
    blistik, так и есть! В Кобяйском районе, где была самая большая смертность среди переселенцев, в начале 40-х годов сгнило несколько тонн рыбы -
    команды не было ее куда-то отправить, и она просто испортилась.
  • Ninelle_Ykt 15.12.2019, 00:50
    LLIBAPLJHERP, было такое! Думаю, это последствия тех же самых перегибов, из-за которых и погибло столько людей - важнее было быстрее отрапортовать, выполнить приказ и спасти свою шкуру, чем жить по совести и думать о других.
  • Belfegor 15.12.2019, 01:03
    Фильм нужен.

    И не только о несчастных чурапчинцах, а обо всех пострадавших от комуняцкого фашизма якутянах.
  • JDM_Cars 15.12.2019, 01:08
    Ninelle_Ykt, ничего не изменилось. Некоторые так и продолжают умирать от голода, но всем нам не до этого. А Правительству надо быстрее отчитаться по указаниям ))
  • Сахура 15.12.2019, 01:28
    Levzimoy2019, в смысле, если гдето в вилюе от голода больше людей погибло, то о чурапчинских переселенцах не должны писать чтоли? Что за глупый коментарий? Ну пиши про вилюйский голод, сколько человек погибли, кто виноват?
  • Mary_Popkin 15.12.2019, 01:28
    Бабушка говорила, что люди на улицах падали от голода и умирали. От долгого голода люди пухли и бабушка удивлялась как такие толстые умирают.
  • Айаролох 15.12.2019, 01:34
    Как вы думаете, если вернуть министра предпринимательства в тем времена на должность председателя обкома и поставить перед выбором. Выбором решения в пользу народов - 1) по тихой кормить переселенцев ими же добытой рыбой или в пользу недостаточно проработанного государственного закона - 2)не кормить рыбой, а кормить переселенцев старой мукой американского производства в минимальной норме.

    Что бы нынешний министр выбрал?
  • Oligarchik 15.12.2019, 01:40
    aleks30, че ты свою тупость показываешь? Почти в каждой новости про чичигинарова вижу слабоумные хайпить пытаются. Это все из-за того, что журналисты вам слабоумным утку кинули про заработанные 3 миллиарда, а это на самом деле оборотка компании. И вы все это хаваете
  • iaso 15.12.2019, 01:47
    Сур‒Бере, По данным переписи населения 1939 года, якутов насчитывалось 240 тысяч человек, а по переписи 1949 года, всего 140 тысяч человек. На фронтах войны погибло 37 тысяч. Более 60 тысяч человек, в основном, женщины и дети погибли от голода и лишений. Голод в сельской местности был вызван продолжительной засухой, начавшейся в 1939 году и политикой руководства обкома партии, во главе со Степаненко И.Л., требовавшего план поставки сельхозпродукции любой ценой.

    Размер демографической катастрофы для якутского народа имел бы еще большие размеры, если бы не деятельность Винокурова И.Е. Будучи заместителем председателя СНК ЯАССР, Илья Егорович, в октябре 1942 года, нарушая жесткую служебную субординацию, напрямую обратился к руководству страны с призывом о помощи.Винокуров спас якутский народ от голодной смерти!
  • CXS 15.12.2019, 02:01
    Сомневаюсь, что эта рыба доходила до фронта. Вряд ли была какая-то переработка на местах, скорее всего в итоге все портилось и выбрасывалось по дороге.
  • Alex566421 Петр 15.12.2019, 02:10
    ykkola,Levzimoy2019, их насильно заставили, а вилюйских как убивали?
  • Domik_88 Шш 15.12.2019, 02:29
    виталий31, система это страшная сила, против неё один в поле не воин. Вы рассуждаете как школьник, ищете конкретных виноватых, когда как все не так однозначно.
    Изначально указание о переселении дал Сталин, а местные исполнили как могли.
    Времена были тяжёлые, и прямой вины начальства чурапчи нет. Вы представьте идёт военное время, приказы не обсуждаются, раз главнокомандующий Сталин приказал, значит надо выполнить.
    Тем более была в чурапче засуха, и возможно начальство подумало что не было смысла людям там оставаться, все равно кушать нечего, добывать для фронта тоже нечего.
    И на счёт якобы что их там ждут, что для них готовы все инструменты, жилье, пища, ну откуда такая роскошь в то время?
  • Кункуй Середина 15.12.2019, 02:45
    Princeton_Girl, Сыкни!А,как выживали в других улусах!
  • Кункуй Середина 15.12.2019, 02:48
    Princeton_Girl, А, как в Артических улусах Выживали!Сыкни!
  • atsats 15.12.2019, 02:48
    Я в Жиганске в жил когда маленьким был и у нас соседкой бабушка жила, переселенка из Чурапчи. Вот она помню много рассказывала об этом, как ехали, приехали и на берегу под Жиганском жили на берегу. Рассказывала как палатки строили из мешков под сахара американского, как родные умирали, как на берегу под поселком гора была из самой лучшей рыбы с часовыми и как дед с бабкой за кражу негодной для отправки "на фронт" на 10 лет за решетку в ГУЛАГ загремели. И Весной как вся эта рыба в реку ушла (вроде как булусы все наполнились). И ругалась что кто за этой рыбой придет в такую даль......
  • atsats 15.12.2019, 02:51
    Щас как модно говорят диванные войска)))
  • Кункуй Середина 15.12.2019, 03:02
    atsats, Диванные,не Диванные!
    Просто,наши дохли!5т.Рядом!Не,стояли!!!Нашим,Стыдно или КерневО Озвучивать,статистику!
  • Levzimoy2019 Игорь 15.12.2019, 05:39
    Princeton_Girl, кто плачется так это чурапчинцы
  • king_of_snake 15.12.2019, 06:12
    Наверно всё было в этой истории: и перегибы властей, и безропотное повиновение и смерти, и даром загубленая рыба. Охотно верю.
  • Бурхалдьы 15.12.2019, 06:18
    Да сташное трагедие народа. И в этом в основном вина местничковых тойончиков что отправляющих и встречающих на местах. И всё списали на войну . Да и сейчас по ходу таких хватает если рьяно хотят споить народ ссылаясь на законы. И этим хотят показать столько то предпринимателей новых появилось. Статистика ещё не отменено, что тогда что и сейчас. Мне в детстве рассказывал один дед что в других улусах на местах частный скот поголовно не вносили в список и этим выжили. Короче на местах хитрили, но в чурапче засуха всё скосило подчистую. Да и сверху походу или на месте придумали о поставках рыбы фронту и пользуясь засухой погнали народ на север а получилось как всегда страдает народ.
  • тихас 15.12.2019, 07:59
    конечно,понимаю,тяжело было им.Но как представлю как еще во много раз было тяжело прибалтам,которые и не жили в северных условиях.Здесь,что разница до полярного круга 800км.Наших то хоть до Жиганска вывозили.А их до Быкова,южный берег моря Лаптевых.
  • Давнопетрович Советник 15.12.2019, 08:23
    Princeton_Girl, засуха в те годы была по всей якутии. Да, в Вилюйской группе улусов тоже умерли очень многие от голода.
    А чурапчинское руководство само изъявило желание отправить свое голодающее население на рыбные места. Нет человека нет проблем, вот что происходило в то время. Руководство района видело что люди умирают с голоду и ничего не могла придумать как отправить на рыбные места, может думали, что спасают. А может наоборот спасли многих от неминуемой голодной смерти.
    В Нюрбе даже был случай, что, когда солдат вернулся домой в 1943г. демобилизованный после ранения и увидел, что в районе голод, мать и сестра умерли, он второй раз напросился на войну. И отслужил в тыловых войсках до победы. Так спасся от возможной голодной смерти.
  • AlaasUola1974 15.12.2019, 08:51
    https://youtu.be/s4qLNLB48wk
  • Бочик 15.12.2019, 09:10
    Тоже когда приехали дом бы пустой. Бабушка тогда пошла со шмоном соседов и нашла свою мебель.
  • motoyo49 15.12.2019, 09:11
    Спецпереселенцы были и из других регионов. В арктические улусы только из Прибалтики переселили около 6000 человек. Всем было трудно...
  • 11117 15.12.2019, 09:12
    Давнопетрович, Бурхалдьы,
    http://archivesakha.ru/?page_id=5965 почитай никто добровольно не хотел,
  • Khoro poll hunter 15.12.2019, 09:18
    Кункуй, полностью согласен! Все работали и голодали во время войны. Мои родные тоже, но льгот у них не было.
  • And_ 15.12.2019, 09:26
    тихас, Я уж подумал, что о несчастных прибалтах и финнах депортированных сюда как "народы-предатели" вообще никто не вспомнит, хотя их положение было едва ли не хуже. Не в смысле того, что в большинстве, совершенно верно, они были выселены в Булунский район, а в том, что были лишены вообще каких либо прав. И работали они в тех же колхозах и в то же время, что и чурапчинцы.На острове Тит-Ары до сих пор находится внушительное кладбище умерших. Песок выдувается и гробы лежат просто, на земле. И никого это, особо, не волнует. Впрочем, как и места захоронения остальных переселенцев.
    Почему то, за дискуссией на тему "кто виноват в чурапчинской трагедии" многие забывают, что это лишь частный случай огромной трагедии великой Державы. И помнить и знать надо про ВСЕХ ее жертв. И не допустить такого (более того, условий к возникновению таковой) больше никогда!
  • Levzimoy2019 Игорь 15.12.2019, 09:35
    Сахура, писать так как будто чурапча только пострадала вот это глупо
  • Сахура 15.12.2019, 09:50
    Levzimoy2019, и че тогда им писать запретишь? А кто ты такой? Похоже это , что тебе завидно. Лечиться тебе надо
  • vlad7viktor владислав 15.12.2019, 09:51
    зачем так спорить ребята это история нашей республики и страны страшная, но надо жить дальше уважая нашу историю и не нам судить что тогда происходило!!!!!!!!!!!
  • Levzimoy2019 Игорь 15.12.2019, 09:51
    С высоты лет легко судить решение тогдашних властей о переселении, нынешние диванные иксперты то конечно лучше бы справились, бреда в комментах хватает типа «а мне бабушка рассказала как отправляли в гулаг на 10 лет за рыбу», не забывайте кто виноват в этой трагедии не коммунисты а гитлеровская германия!
  • Туйаара82 15.12.2019, 09:53
    Страшной ценой и гибелью своего народа досталась победа нашей стране, а ведь сейчас известно что если б не бездарное военное руководство миллионов жертв можно было избежать,а теперь вот становится известно также если б не бездарное руководство на местах и жертв в тылу было б меньше (
  • Levzimoy2019 Игорь 15.12.2019, 09:54
    Сахура, завидно? Ты вообще с головой дружишь?
  • Levzimoy2019 Игорь 15.12.2019, 10:01
    Туйаара82, видимо вы окончили академию генштаба раз можете рассуждать о «бездарности» командиров РККА, по вашему наш народ победил в войне вопреки «бездарному» руководству? Начитаются всяких солженицинов и других дебилов потом пишут такие комменты
  • yyskr62 15.12.2019, 10:04
    Дело не в бездарных тойонах и перегибах.

    И даже не в Сталине.

    Коммунизм - сама по себе человеконенавистническая идеология.

    Несмотря на обилие красивых слов о братстве, процветании, равенстве...
  • Давнопетрович Советник 15.12.2019, 10:06
    motoyo49, эти были "враги народа". И не надо их сравнивать с чурапчинскими
  • Natali456 15.12.2019, 10:12
    Вот люди сейчас ноют, того нету этого нету! А как люди в то время жили? В тяжелые времена они не сдавались и выполняли свой долг несмотря ни на что! Они настоящие герои!
  • deerhanter 15.12.2019, 10:15
    Kunnuk, кто это запрещает рыбу ловить и охотиться КМНС ? Зачем так нагло врать? Иди,да лови, лопнешь столько есть.
    Или,стреляй дикого оленя,не запрещено. В чем проблема?
  • Сахура 15.12.2019, 10:20
    Levzimoy2019, это у тебя с головой не в порядке
  • Сахура 15.12.2019, 10:23
    Levzimoy2019, идиот тогда уж всем запрети писать о войне:)
  • Levzimoy2019 Игорь 15.12.2019, 10:30
    Сахура, ой идиота или идиотку в зеркале каждый день видишь ) пукан потуши свой а то полыхает
  • Ninelle_Ykt 15.12.2019, 10:33
    And_, во время войны депортировали 2 млн человек. Казказцев в Казахстан, финнов, поволжских немцев и прибалтов как неблагонадежных. Там тоже люди умирали, и по дороге, и на месте никто не ждал. У меня отец родился в Казахстане в переселении. И они домой вернулись только в 50-е, их скот весь угнали, а дома позанимали грузины, которые еще и уходить не хотели
  • Сахура 15.12.2019, 10:53
    Levzimoy2019, а ты просто дурак дураком. Тьфу на тебя
  • Levzimoy2019 Игорь 15.12.2019, 10:58
    Сахура, иди лечись дурачек
  • Кузьма-Кузьмич Кузьма Кузьмич 15.12.2019, 11:01
    2 млн тонн рыбы? Я конечно понимаю, что сейчас модно ругать советскую власть. Но уж так врать это просто песец! 5 тысяч человек отправили на фронт 2 млн тонн рыбы - это на одного рыбака 400 тонн рыбы! Для сравнения, по ленд-лизу СССР получил 4,5 млн тонн продуктов.
  • Кузьма-Кузьмич Кузьма Кузьмич 15.12.2019, 11:05
    duzel21, к твоему сведению, зомби, императора свергали не Ленин и "колхозники", а либералы в лице Керенского, Милюкова, Гучкова и им подобных холеных господ на депутатских и министерских должностях. Боже! До чего либерасты тупые, что не знают таких элементарных вещей! Ага, императора Ленин свергал :)))). Двойка по истории!
  • oda2015 15.12.2019, 11:28
    alaas965, Фашизм - ненависть в другим людям и народам. Не путайте понятия. Чурапчинское переселение - ошибка властей, вызванная неправильной оценкой ситуации и неправильным решением. Здесь не было цели кого-то свести в мир иной, как немецкий фашизм.
  • ykkola 15.12.2019, 11:29
    Кузьма-Кузьмич, да пусть говорят...
  • oda2015 15.12.2019, 11:31
    And_, Была полная халатность и пренебрежение служебным долгом и человеческим благоразумием. Работали только для "галочки" (кто сейчас это понимает?).
  • oda2015 15.12.2019, 11:34
    Кузьма-Кузьмич, 2 млн тонн! Цифра придумана. Морской Супер траулер поднимает за раз до 80 тонн рыбы . Как это можно сделать такое же в ручную?! Бред. Потом попадала ли солдатам эта рыба? Рыба - скоропортящийся продукт. И поэтому ее солят или консервируют.
  • Ураанхай30 15.12.2019, 11:40
    Гитлер и поганые немцы виноваты
  • tirbege3 15.12.2019, 11:59
    Давнопетрович, Мне дед моего однокурсника рассказывал, что народ на переселение собирали, организовывали сотрудники НКВД с оружием,на сборы дали три дня,с собой 16 кг. поклажи.Не было желающих на переселение кроме как партийных,хозяйственных руководителей,их могли просто осудить как саботажников-врагов народа.Когда уходили свои дома жители просто подпирали,чтобы ветром не открыло.В районе вроде в то время было больше 40 колхозов.Каждый колхоз свой скот собрали и оставили в своих деревнях в загонах. Предков моего однокурсника привезли Булунский район на пустынный берег. Жили в землянках выкопанных вместе с депортированными литовцами,финнами и ловили рыбу до 1946 года.В Вильнюсе литовцы в память о чурапчинцах построили музей - юрту. В первый год умерших от болезней,голода ,холода переселенцы и прибалты выносили из землянок и складывали рядом с землянками до весны,до тепла. Предки моего однокурсника остались жить в Булунском районе.
  • Просм
    Strangers
    15.12.2019, 12:15
    alaas965, это скорее дебилизм
  • sakhaintek 15.12.2019, 12:26
    - Levzimoy2019, "как будто только чурапчинцы пострадали, вся страна голодала, в вилюской группе" - что за вы люди "вилюской группе", опять вые..сь. Кыра ычалаахтар эмиэ улуустаhан эрэгит, онтон ордуоххут дуо.
  • Сахура 15.12.2019, 12:29
    А сколько льготы получают чурапчинцы интересно?)
    Тут некий Levzimoy2019 от зависти начал кирпичами какать:)
  • Sophit Соф 15.12.2019, 12:31
    Levzimoy2019, "кто плачется так это чурапчинцы" - ты че несешь баран ? Давно в лоб не получал ?
  • xampax 15.12.2019, 12:37
    А про людоедство не написали, весной когда хоронили, у трупов не хватало рук и ног.
  • Bootto 15.12.2019, 12:39
    Только благодаря тылу победили в войне. В тылу люди работали без выходных по 18 часов в сутки, впроголодь, отдавая все нажитое фронту. Работали все от маленьких детей до глубоких стариков. Сунтарский улус отправил больше всех на войну на душу населения и умерло больше всех на фронте, отдали на фронт больше всех продукцию, золото, украшения и т. д. Тоже все голодали и умирали.
  • aleks30 15.12.2019, 12:48
    Oligarchik, тупень, я написал фамилию того кто руководил насильным переселением чурапчинцев. Че, задевает? Дон Чичи:)))
  • Sophit Соф 15.12.2019, 12:48
    Кункуй, "Согласна,а то это манипулирование Вечно как,будто Чурапча пострадало!" - Чурапча пострадало! писать сначала научись мать. Сама то из какого болота будешь, хотя догадываюсь, вечно вы рыбаки завидуете коневодам. От зависти и местничества так и лопнете позорники.
  • Фацелия Анна Рудых 15.12.2019, 12:59
    Вся страна так жила.
  • Ninelle_Ykt 15.12.2019, 13:19
    Сахура, как ветераны тыла - прибавка к пенсии около тысячи и на квартплату скидка 50%
  • ZBNS ZBNS 15.12.2019, 13:25
    Сволочи,якуты своих же якутов обременяли от всего, тозо эмиэ балыкка вдоволь сиэппэккэ аччыктата улэлэппиттэрэ буолуой, киьи бозотун олороннор, озолору барахсаттары, отой матралыахпн базарабын, ытыыбын, со5обун, урут уруккуттан саха ойоспот бэйэтин, тозо эбитэ буолуой? Ыарахан сыллар ити баар 41-45сс, саатар биьиги кыра омукка дьайбыт, улуу сталины абааьы коробун!
  • motoyo49 15.12.2019, 13:42
    Давнопетрович, это были в основном старики и дети
  • uranay 15.12.2019, 13:48
    Levzimoy2019, давайте хотя бы по числу пострадавших не будем соревноваться. Нашли чем мериться... Рука-лицо
  • Сахура 15.12.2019, 14:04
    Виновные лица из вики:
    члены бюро тт. Степаненко, Морозов, Аммосов, Смолянинов, Муратов, Родохлеб, Имуллин, Матвеев, Сидорова. Тт.Крылов, Николаев, Рудых (с/х отдел обкома), т.Потакуев (зав.отдела рыбн.промыш.обкома), тт. Саввинов (НКВД), Анашин (Наркомзем ЯАССР), Нестеров (Уполнаркомзаг), Кутырев (Госрыбтрест), Хомяков (Госплан), Кузнецов (Моб.отд. Совета народных комиссаров).
  • Сахура 15.12.2019, 14:06
    ZBNS, а кто сказал, что якуты якутов морили голодом? На рыбзагатовках сидели якуты чтоли? Чето не верится
  • mariox 15.12.2019, 14:08
    Якутию не надо было трогать... капец далеко же находится.
    Трогали бы тех кто живет до Урала...
    Может какой то сволочь воспользовался таким моментом, спекулянт хренов, и продавал рыбы поди.

    А так очень сильно отстаем от Америки.
    Сравните штат Аляска и любой другой город России. В аляске тоже холодно.
    В каких условиях живем.
    Ладно не только Америка, возьмем Корею, Китай, про Японию вообще молчу.
  • Калиф 15.12.2019, 14:09
    Художественный фильм снять надо! Чтоб об этой трагедии знали не только внутри республики но и во всем Мире
  • Rembo 15.12.2019, 14:10
    Человека после самой ужасной и кровопролитной войны научили читать и писать, и вот те здрасте пожалуйста. Оказывается это не фашисты решили уничтожить целые нации, а народ неповинно пострадал от большевиков... Дебил.
  • Сахура 15.12.2019, 14:14
    Фацелия, всю страну не отправили на север, не ври
  • ZBNS ZBNS 15.12.2019, 14:18
    Сахура,чурапчинцы, вместе жили с местными жителями, они были, как чужеземцами для местных, местные смотрели искоса. местные еще враждовали
  • Сахура 15.12.2019, 14:18
    mariox, Ну пришла разнарядка: отправить столько то человек на рыбзаготовку. Вот и выполнили таким образом приказ сверху
  • Сахура 15.12.2019, 14:20
    ZBNS, конечно, относились им как к врагам народа
  • Сахура 15.12.2019, 14:22
    ZBNS, но пишут, что чурапчинцы стали председателями колхозов там:)
  • Princeton_Girl 15.12.2019, 14:27
    Levzimoy2019, вы идиот?!Еще раз говорю это дневник именно дневник Чурапчинского переселенца.
  • Princeton_Girl 15.12.2019, 14:30
    Давнопетрович, ну вот так и напишите статью про вилюйскую засуху. И как они выживали.
  • кинг_сайз 15.12.2019, 14:52
    А в остальной расеи - расстреливали и арестовывали людей за "3 колоска".

    Маховик репрессий с 1937 года и не останавливался никогда.

    Единственное, что было позитивного -
    Из за войны реабилитировали часть арестованных кадровых военных и учёных.
    Если бы не война, то Сергей Королев ученый который создал космонавтику в СССР, он погиб бы в лагере на Колыме.

    И таких примеров тысячи.

    Жизнь человека стоила копейки, ценность была нулевой.
    Как и щас, считалось чтобы лицо обязано было яростно и тупо поддерживать любые безумные указы правящей партии.

    Партии ! Сейчас все также, и даже хуже.

    До чурапчинцев туда на север отправляли людей из прибалтики и карелии финнов, потом западно украинцев.

    И почти все они там погибли.
    И это в основном женщины и дети.

    Запомните -
    Если вы щас поддерживаете какие то репрессии и даже убийства людей.
    То потом придет и ваша очередь отдать жизнь.

    И самое страшное -
    То что эту рыбу явно до фронта НЕ довезли.
    По этим фото видно, что даже до Якутска НЕ Довезли эту рыбу...

    Все ради помпезных отчетов...
    Кто то поимел с этой трагедии преференции , бабло звания и награды....

    Впрочем и щас тоже все так... осталось.
  • MaxWhax Max 15.12.2019, 14:59
    mariox, Анкоридж кстати не намного лучше Якутска, по картам хотя бы посмотрите. А так вообще он окружен горами посему зимой у них ниже -30 не бывает хоть он и гораздо севернее.
  • иголкин 15.12.2019, 15:20
    mariox, в Японии трудоголики а у нас бюджетники и лентяи хотя одно и тоже
  • mariox 15.12.2019, 15:21
    MaxWhax, я специально не взял в пример нашу Чукотку или Тикси. Надеюсь не перепутали с нашей Чукоткой город Анкоридж)
    Ладно возьмем город Миннеаполис штат Миннесота тоже северный штат Америки.
    Сравните с крупный городом Сибири Новосибирск.
    Даунтауны, частный сектор, дороги, инфраструктура - все на высоте.
  • VP0910 Валерия 15.12.2019, 17:39
    Levzimoy2019, ну кто вам мешает собрать воспоминания,публиковать их,издать книгу? Зачем вы умаляете трагедию чурапч переселения? Всякая смерть ужасна
  • вася222 15.12.2019, 17:40
    там ловили рыбу куча народу финов немцев поляков тысячи умерли там !!!!хорош гундеть по этой чурапче
  • Фацелия Анна Рудых 15.12.2019, 21:40
    Сахура, на север не отправили, но умирали от голода также. А сколько отправили прибалтов, финнов, украинцев, этнических немцев. Тысячи. Их вообще местные закидывали камнями, когда подвозили к берегу. Много плохого было.
    Мой дед был плотник. Их высадили на пустой берег. Он построил землянку. Считал, что выжили только потому, что была рыба, ставили капканы на зверей.
  • Сахура 15.12.2019, 21:51
    Фацелия, и, чурапчинцам нельзя писать о переселении? Что с вами люди? Всех замкнуло чтоли?))))
  • Сахура 15.12.2019, 21:52
    вася222, дурак ты вася
  • Фацелия Анна Рудых 15.12.2019, 21:56
    Сахура, писать можно всем, но нельзя писать только о себе. Столько людей пострадало. В Прибалтику в чужую страну вообще вошли, присоединили и отправили людей на север. Единицы остались в живых. Будьте справедливы
  • Сахура 15.12.2019, 22:04
    Фацелия, почему? Причём тут прибалты то? Мне например читать интересно о судьбе якутов. Клал я на прибалтов:)
  • Фацелия Анна Рудых 15.12.2019, 22:10
    Сахура, вот поэтому все безобразия. Все на всех клали. Не надо считать себя особенными, единственными заслуживающими сочувствия, помощи и льгот. Никто не лучше и не особенней всех. Вся несправедливость идет от деления людей на своих и чужих.
    После слов "клал" вам уже трудно посочувствовать. От таких, как вы, хочется держаться подальше.
  • Сахура 16.12.2019, 00:00
    Фацелия, а зачем мне сочувствовать то? Я же не просил. Если тебе неинтересно тема, проходи мимо
  • duzel21 18.12.2019, 10:41
    Кузьма-Кузьмич, спасибо съел)
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Обратная связь