Ученый-мерзлотовед о дорогах Якутии: «Технологии строительства автодорог не адаптированы к нашим условиям»

Ученый-мерзлотовед о дорогах Якутии: «Технологии строительства автодорог не адаптированы к нашим условиям»

Вопрос о необходимости усиления научного сопровождения и контроля за состоянием проектируемых, строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог в Якутии был рассмотрен на совете по науке при главе Якутии.

Директор института мерзлотоведения СО РАН Михаил Железняк представил комплексное научное видение на актуальную для Якутии проблему деформации и разрушения автодорог. По мнению ученого-мерзлотоведа, на основании автодорог Якутии лежит ледовая толща, которая под воздействием температур меняет свои свойства, происходит оттаивание грунтов, как следствие — деформируются автодороги.

«Строительные материалы не выдерживают наличия вечной мерзлоты и резких перепадов температур», — отметил Михаил Железняк. Сегодня по нормативам ремонтный срок автодорог составляет 12 лет. На деле из-за климатических условий в регионе автодороги разрушаются гораздо раньше.

«Технологии строительства автодорог не адаптированы к нашим условиям. Проекты создаются без учета реальных условий», — заключил ученый-мерзлотовед. Он поставил перед научным советом вопрос о возможности создания научно-испытательного полигона по изучению устойчивости автодорог в криолитозоне.

Разнообразие климатических зон делает Якутию привлекательной территорией для проведения комплексных научно-изыскательных работ и выработки единых норм строительства автодорог для использования не только внутри республики, но и в других регионах России.

«Проблема нам абсолютно понятна. Развитие и сохранение транспортной инфраструктуры — вопрос важнейший для республики. Я соглашусь, что разрушение автодорог зачастую происходит именно из-за влияния климата. Особенно это наблюдается в городе Якутске. Деградация вечной мерзлоты под столицей — это отдельный вопрос для рассмотрения», — сказал глава Якутии Айсен Николаев.

Ил Дархан отметил, что сегодня идет серьезная работа по совершенствованию федеральных нормативов, например, в строительстве жилых домов. По мнению Айсена Николаева, строить дороги на севере и юге страны по единым нормативам сложно.

«Мы ставили этот вопрос на уровне президента России Владимира Путина», — сказал глава Якутии. «Сегодня наша республика получает колоссальные средства на строительство автодорог по национальному проекту „Безопасные и качественные автомобильные дороги“. Для нас очень важно обеспечить научное сопровождение и контроль за состоянием проектируемых, строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог на территории региона», — подчеркнул Ил Дархан.

По итогам рассмотрения вопроса строительства автодорог на вечной мерзлоте Айсен Николаев дал ряд поручений правительству республики.

Глава Якутии отметил, что необходимо грамотно ставить вопрос перед федеральным министерством, Росавтодором, привлечь к данной работе республиканские учреждения по строительству автодорог.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Лучший комментарий
Naprolomer
и не надо создавать велосипед за кучу денег, просто возьмите опыт у аляски.Такие же условия, но дороги у них стоят достойно, и не надо делеегацию возить на аляску, достаточно привезти одного инженера к нам, нанять его и пусть ведет контроль над работами, или просто купите готовый проект
Комментарии 51
  • Naprolomer 07.12.2019, 16:38
    ой че правда чтоли? а че наши только додумались? И это мать вашу ученые? Я в 22 года прочитав СНИП по автодорогам уже понял, но я же никто меня никто не услышит, но наши депутаты и люди сидящие в правительстве с «огромным опытом» только додумались до этого? просто хочу пожелать удачи нашему мэру ил тумэну и всем ребятам в правительстве с таким развитием
  • Naprolomer 07.12.2019, 16:43
    и не надо создавать велосипед за кучу денег, просто возьмите опыт у аляски.Такие же условия, но дороги у них стоят достойно, и не надо делеегацию возить на аляску, достаточно привезти одного инженера к нам, нанять его и пусть ведет контроль над работами, или просто купите готовый проект
  • Mercedes73 Дмитрий 07.12.2019, 16:47
    15 лет назад мой знакомый официально вносил на рассмотрение нашего правительства этот вопрос, по адаптации и внесении изменений в существующий СНИП по автодорогам, дабы инициировать на федеральном уровне эти изменения под наши условия. Предлагал на примере технологии, применяемой при укладке асфальта на севере Канады и Аляски, с изменениями под наш более суровый климат. На тот момент вообще внимания не уделили, а тут вдруг соизволили уделить внимание, видимо готовят очередной мегапроект модернизации наших автодорог (естественно сунут "свою" компанию, аналог ВИС под этот проект). Лишь бы польза была при таком раскладе, а не очередная халтура.
  • Naprolomer 07.12.2019, 16:51
    а насчет того что мы должны придерживаться нормативов это худшая отмазка, у нас дороги все это время делались далеко даже не по российским нормативам, так что не надо говорить что мы все время делали дороги по общим стандартам, если они соблюдались бы мы хоть видели бы везде лотки и нормальные тротуары. Тем более республика имеет право делать дороги по своим нормативам и ничего нам за технологию строительства дорог не будет как и не было. Считаю это худшей отмазкой о состоянии наших дорог
  • prorochestvo 07.12.2019, 16:54
    Зовите спецов Канады и Соединенных штатов Америки.
    Быстро обьяснят и расскажут технологию, они то давно с XIX века асфальт там кладут.
  • bender1 07.12.2019, 16:54
    зачем создавать полигон, когда весь город большой полигон!
  • YAkutyanin_D 07.12.2019, 16:54
    Naprolomer, опыт Аляски и Канады нам не подойдёт, там деньги выделенные для строительство дорог идут только на строительство дорог, а у нас деньги идут на откаты, воровство и т. д.
  • Пух2 доппельгангер 07.12.2019, 16:55
    Mercedes73, СНИП изменить, не поле перейти )))
  • Naprolomer 07.12.2019, 17:03
    я все понимаю, есть бюрократические проблемы с составлением технического задания и проектной документации, в части отклонения от нормативов, но следуя нормативам, вы нарушаете ряд других законов в части нецелевого использования бюджетных средств, не считаю данную проблему не разрешимой, грамотный юрист все быстро разрулит для республики и никакие ученые не нужны так как уже все технологии давным давно созданы
  • Naprolomer 07.12.2019, 17:05
    Пух2, посмотрите на наши дороги, удивитесь но наши перешли его не как поле, а как будто зашли из комнаты в комнату
  • Тоткус Гадкий утенок 07.12.2019, 17:20
    Чем этот институт занимается? Давно пора были додуматься и внести предложение!
    Ясно тоже по указке работают!
  • tipun 07.12.2019, 17:27
    Все проекты, по которым строятся республиканские дороги, созданы в 6-70-е годы 20 века ведущими на тот момент проектными институтами СССР и являются типовыми для строительства автодорог. Вся беда в том, что в те времена нашими условиями особо не заморачивались и проекты те были рассчитаны на строительство в условиях средней полосы России. Более того, отступления от типового проекта карались, т.к. это влекло удорожание сметы. Изменения, учитывающие местные условия внести можно было, но это требовало кучу времени, нервов и выдержки, геморрой был тот еще.
  • citiman 07.12.2019, 17:31
    Технология строительства дорог еще в СССР была разработана. Достаточно изучить основание портовской дороги. Закерните и все поймёте. Единственная дорога правильно построенная. Дориссу там ничего не надо было готовить , сняли верхний слой и положили новый. И не надо деньги тратить ни на какие полигоны.
  • citiman 07.12.2019, 17:34
    Насчёт опыта Канады. Строители Канады приезжали в СССР в том числе и Якутию, еще 60-70 гг. Учились строительству домов на сваях. Тогда это был передовой опыт СССР.
  • Buriburiburi Игнат 07.12.2019, 17:41
    Ну а что эти псевдоученые могут сказать, конечно холод виноват. Нигде так не холодно как у нас, даже в Антарктиде курорт по сравнению с якутией. А на аляске идеальные дороги
  • ANTONY 07.12.2019, 17:46
    Если асфальт укладывают к ноябрю, о чем вообще речь?
  • Sly_Fox 07.12.2019, 18:04
    Naprolomer, неее, а как же туризмом заниматься ? Нахаляву ?
  • Aids13 07.12.2019, 18:05
    Слышат звон - да не знают, где ОН!!!
  • знахарь1 сидоров петр петрович 07.12.2019, 18:17
    Как говорится, не надо искать потерянный кошелёк там, где светло. Главная причина плохих дорог, это аукционные торги на понижение стоимости и откаты. Если на торгах 3-4 участника, то как правило выигравший получает контракт практически по себестоимости. А откат это святое. Иначе денег не получишь. Вот и приходиться строителям выкручиваться. Например: вместо 3-х слоев теплоизоляции ложить один, а стоимость двух слоёв изоляции вместе с работой, как будто сделанной, идет на карман влиятельных людей..
    Институт все правильно говорит и их рекомендации работают, но если остальные вопросы не отрегулировать, то они бесполезны. На мой взгляд такие объекты, как дороги, должны строить только местные дорожные-строительные организации имеющие базу, историю, и они должны давать гарантию на эту работу 15 лет, а если, что не так, то ремонт за свой свой счет в том числе и страховые выплаты. С своими и откатами чиновникам заниматься опасно, могут проболтаться.
    Эти объекты должны просто распределяться тем, у кого лучше техника, штаты. Вообщем отдавать тем, кто лучше подготовлен.
    В Японии так проблему дорожных пробок решали. Выбрали приличную компанию, поставили задачу, дали беспроцентный кредит на 50 лет, те построили бесконечно много разных дорог и они же их и обслуживают, поддерживают в идеальном состоянии. Там есть варианты и платных дорог и бесплатных.
  • Abcdefghijklmn Abc 07.12.2019, 18:45
    Нобелевскую премию ему!))
  • tirbege3 07.12.2019, 19:38
    prorochestvo, в этих канадах и штатах из под бетона разушая бетон не вырастают пеньки от спиленных деревянных столбов.
  • знахарь1 сидоров петр петрович 07.12.2019, 19:54
    Портовская дорога стоит 55 лет. СНиП тридцать четвертого года. Ещё американцами разработан при при индустриализации СССР.
  • oda2015 07.12.2019, 20:14
    Надо применить хороший бетон, а не асфальт, Запретить ездить на шиповке. Прекратить "откаты". Прекратить "кумовство", местничество. Изменить режим труда в летнее время.
  • IvanIvanov1 07.12.2019, 20:35
    "Капитан Очевидность"
    И даже при этой очевидности ОНИ НИЧЕГО не могут сделать (изменить) сами - всё нужно согласовывать с Москвой, им же виднее там, как строить дороги на мерзлоте.
  • aleks30 07.12.2019, 20:50
    Naprolomer, на Аляске так-то большая часть дорог - гравийка.
  • ufccfy 07.12.2019, 21:33
    Почему то никогда не замечал ровных новых дорог... Или вечная мерзлота каждый день играет?
  • a3105N Jon Silver 07.12.2019, 21:37
    Пока ВВП не скажет обратить внимание на строительство дорог на Севере, ничего не изменится. Думаете че все такие дураки чтоли.
  • nikolai55soot Николай 07.12.2019, 21:43
    Для Якутии и для Севера надо строить не автодороги , а идеальные супер прямые высоковольтные линии ЛЭП (0,4-10-110-220-330-500-750-1150 кВ ) и летать авиацией : самолёты до 3200 км/час , вертолёты от 300 до 400 км/час , дирижабли от 300 до 500 км/час на мощных 2000 кВт высоковольтных электродвигателях (гибрид) по лучу лазера - это обойдётся дешевле и быстро ; чем строить автодороги или РЖД .
  • Corvair 07.12.2019, 21:45
    Есть дороги, которые держатся очень хорошо, например, участок Покровского тракта между Владимировкой и Табагой начал разрушаться только когда значительно вырос тоннаж.
  • Naprolomer 07.12.2019, 22:04
    еще скажут пустая критика, хотя вроде бы все обосновал и даже предложения сделал
  • qwer2019 Ggggggg 07.12.2019, 22:06
    Технологии вечной мерзолте разработаны ещё давно при СССР. Других сейчас нет.

    Чиновникам надо только м2, км..
  • НАМ-АВТО 07.12.2019, 22:22
    ГОСТы и СНИПы по которым строят дороги были сделаны в 70-80 годы прошлого века. А в те времена самые большие техники были камазы совки, 10-15 тонн. Вот на эти нагрузки и были рассчитаны. А сейчас вес чисто грузов составляет порядка 50 тонн, без учёта масс самой техники. Вот в чём беда.
  • aleks30 07.12.2019, 22:40
    НАМ-АВТО, действующий ГОСТ 32867-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования. Введен в 2015 году.
  • LZ 08.12.2019, 00:56
    слева и справа от дороги должны быть водоотводы как на покровском, а у нас все кому не лень сразу отсыпают выше дороги все и вода стоит в дороге.
  • kriolog 08.12.2019, 01:01
    Самое главное, что прежде чем выбирать ГОСТ или СНИП для строительства дороги, нужно знать какие инженерно-геологические и климатические условия будут воздействовать вдоль этого линейного сооружения. К сожалению, строить без учёта этих параметров, это значит тратить деньги и нервы водителей. Мерзлота у нас в Якутии весьма неоднородная, есть много зон с криопегами (засолёнными грунтами) вблизи деятельного слоя. На этих участках вода не замерзает и соответственно грунты реагируют на нагрузки по разному. Любые покрытия и технологии строительства, а главное само полотно автодорог должны проектироваться с обязательным учётом наличия линз льда, которые развиты особенно там, где развиты байджерахи или межпластовые льды. Это действительно особенности ландшафтов в Центральных районах Якутии. В горных районах необходимо учитывать состояние ледниковых отложений на плечах террас, солифлюкции и даже коллювиальные толщи, развитые вдоль долин рек, по которым и прокладывают большинство дорог. В институте мерзлотоведения все перечисленные природные явления давно изучены и охарактеризованы. Так что директор института только констатировал факты, давно уже пора снова перед строительством получать рекомендации от инженеров-геологов, что экономило бы стране миллиарды. А то автодорога Хабаровск-Чита после 5 лет эксплуатации на очень многих участках просто стала гармошкой, про дороги в республике даже говорить нечего, они постоянно плывут.
  • Мээтэмэй 08.12.2019, 02:50
    Дороги у нас это лакомый кусок для распила еще с советских времен. Уж сколько было зарыто под покровский тракт, наверно хватило бы покрыть толстым слоем денег. В Якутске специально плохо делают дороги. Это понятно и коту. В середине девяностых, помню ремонтировали участок дороги на водоканале. Прорыли траншеи и укладывали пластом листвяк. Так вот этот участок до сих пор хорошо держится. Но это совсем небольшой отрезок был. Но это показывает, что технологически можно делать качественные дороги. Те же немцы или японцы давно бы уже сделали такие дороги, какие у них проложены и стоят с тридцатых годов прошлого столетия.
  • Бурхалдьы 08.12.2019, 04:55
    Naprolomer, аляска горная территория и с ним вравнивать это не то. А вот север канады или финдляндие куда ни шло.? Надо господа работать с москвой необходимо , это понадобится если не нам то молодым. Тем более везде кричать потепление таяние. Особенно под якутском никто по ходу незнает что творится под якутском или Туймаадой?
  • EremeevAN 08.12.2019, 06:17
    Очень просто - дороги на сваях (виадуки) между населенными пунктами. Экологично - очень удобно для животных. В городе тоже на сваях дороги можно строить на некоторых участках, но конструкция будет как бы на земле и на сваях одновременно, то есть практически на той же вертикале, может чуть повыше. Единовременные затраты больше, но если разделить на время эксплуатации, то даже дешевле
  • Yurdel 08.12.2019, 08:01
    Да, в Якутске сваи - это решение
  • Мировский 08.12.2019, 09:51
    Нет ответственности за выполненную работу.
    Сделал и хоть трава не расти.
    ИП должны делать дороги, и гарантия на 12 лет. Отвечает всем своим нажитым имуществом.
    Вот тогда качество и долговечность.
  • Naprolomer 08.12.2019, 10:17
    Buriburiburi, минус 89 курорт? помоему наоборот
  • wladich 08.12.2019, 10:33
    Пенопласт под дорогу ) потом бетон, потом асфальт
  • Жагал Жагалов
    08.12.2019, 11:00
    Неужели Михаил Железняк, доктор наук при cвоем выступлении выразился:

    - " научно-изыскатель`НЫЕ работы " ?
  • Жагал Жагалов
    08.12.2019, 11:04
    "Рос-автодор", оказывается, не имеет научно-исследовательского проектного

    института - во дают ?

    Проектировщики дорог, даже, не знают что такое вечномерзлые грунты !!!
  • Buriburiburi Игнат 08.12.2019, 11:23
    Naprolomer, ну это сарказм. Любят ведь у нас говорить, что у нас самое холодное место на земле
  • Stepan1977 Пенёк 08.12.2019, 11:25
    Институт физико-технических проблем севера давно эту проблему решил так-то,поднимите дипломные работы, кандидатские,докторские. Делов-то...
  • Жагал Жагалов
    08.12.2019, 12:38
    На практике ни один производственник не ссылается на рекомендации-

    научные докторские открытия учёных ИФТПС ЯНЦ СО РАН РФ !!!

    Туфта, это - всё, я сам человек из чистого производства!

    Ни один сварщик, механик, слесарь, механизатор в рабочем процессе не

    "научными плодами" Лаборатории сварки и хладостойкости ИФТПС - не

    сталкивался !

    А сколько лет существует данный научный институт - сколько кандидатов,

    докторов наук зря бюджетную зарплату - получали, в течение нескольких

    десятилетий ???

    Строителям всегда составляют хорошие и грамотные Проекты !

    Но, дорожники сегодня, это - ТРЕТЬЯ БЕДА РОССИИ, КОТОРУЮ И

    ПОДКАРМЛИВАЕТ И СОДЕРЖИТ ВТОРАЯ БЕДА [ "дороги" ] !

    Дорожные строители не соблюдают технологию процесса, отступают

    собственно от Проекта, приписывают СМЕТЫ-халтурят-нарушают СНиП.

    А продажная "Госкомиссия-чиновники" закрывают глаза на всё это, и, получив

    "на лапу" подписывают "Акт приёмки", принимают халтуру у Ген-подрядчика,

    ставят на баланс - дорожным ремонтникам.

    А те, в свою очередь, и ремонтируют и ремонтируют много раз (!!!),

    зарабатывая себе - на хлеб и жизнь.
  • nikolai55soot Николай 08.12.2019, 12:41
    nikolai55soot, Саха Якуты не хотят и думаю не поддержат технологию , но будем смотреть .Россия возможно поддержит :ЦАГИ;ЦИАМ;ГосНИИАС;СибНИА; ГкНИПАС; во главе центра <<ФГБУ"НИЦ"Инситут имени Н.Е. Жуковского>> , который решились переводом авиации на электротягу и ведут научную работу .
  • Жагал Жагалов
    08.12.2019, 12:44
    ИФТПС и учёные решают для себя, для защиты учёной степени, а на

    производстве, дорожник Петр Иванович работает по-своему.

    Рекомендации по этой разрешённой проблеме до места-адресата - не

    доходят!

    А пылятся десятилетиями где-то на материальном складе НЦ ЯФ СО РАН РФ

    - в виде МОНОГРАФИЙ-НАУЧНЫХ ТРАКТАТОВ-БРОШЮРОК, и пачками-

    тоннами (!!!)
  • itao 08.12.2019, 13:28
    Если советские снипы такие плохие, почему портовская дорога стоит практически без провалов уже 70 лет?
  • mf1103 08.12.2019, 13:38
    Все хорошие дороги советского периода строились так:
    сперва копалась глубокая траншея, потом туда укладывался строевой лес кругляк в три наката, потом засыпалось грунтом трамбовалось, потом щебенка и только потом асфальт в два слоя.
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Обратная связь