Как огненная засуха проложила дорогу в ад: из дневника чурапчинского переселенца

Как огненная засуха проложила дорогу в ад: из дневника чурапчинского переселенца

Одна из самых скорбных страниц в истории Якутии глазами очевидца.

В голодном и тяжелом 1942 году, после трехлетней засухи, в Якутии было принято одно из самых спорных за всё время войны решений – переселить на север жителей целого района. Так началась одна из самых скорбных страниц в истории республики – Чурапчинская трагедия, унесшая жизни двух тысяч человек.

Среди пяти тысяч чурапчинцев, отправленных на добычу рыбы в Булунский, Жиганский и Кобяйский районы, были и семеро родственников председателя колхоза имени Новгородова Тимофея Гаврильевича Местникова. Только четверым из них довелось вернуться в родные места, в том числе 13-летнему Ивану Местникову.

«Дождей не было совсем, земля высохла»

30 лет спустя Иван Тимофеевич решил записать для потомков воспоминания о тех голодных и страшных временах. Удивительно, сколько деталей и событий врезались в память мальчишки: «Я, Местников Иван Тимофеевич, родился в ночь перед Покровом, 13 октября 1931 года. Мой отец Тимофей Гаврильевич и мать Прасковья Алексеевна жили в Аччагарском наслеге Чурапчинского района, в аласе Кэнтэки на речке Туейэ.

Мать родила 16 детей: 6 мальчиков и 10 девочек. Из-за того, что тогда не была развита медицина, не было лекарств и врачей, мои братья и сестры умирали от простуды и других заболеваний в один-два года. В конечном счёте в живых остались старшая сестра Еля – Елена (мы её называли Пионером), я и приёмная дочь Аня.

В 1940 году в Чурапче началась огненная засуха. Дождей не было совсем, земля высохла. Тогда мы жили в Хомустахе. Отец работал председателем колхоза имени Новгородова. Он был высокого роста, сухощавым человеком. Помню, в основном носил штаны галифе и гимнастёрку с поясом. Отец был самоучкой, то есть не учился в школе, самостоятельно научился читать и писать.

Ученики Аччагарской начальной школы Чурапчинского района, 1939 год. Большинство из них не вернулись из переселения

Летом 1941 года началась война. Все лучшие люди колхоза отправились на фронт. На продукты наложили норму. В том году я закончил 1 класс Хомустахской школы. Сестра Еля училась в 4 классе. Аня совсем не училась – до того, как наша семья её удочерила, родители не дали ей образования.

В 1942 году я закончил 2 класс. Лето провели в Туейэ. Из-за сильной засухи зимой 1941-1942 годов большинство людей не смогли прокормить скот и забили его».

«Там всё будет: еда, дома»

В 1942 году обстановка что на фронте, что в целом по стране была очень тяжелой. Остро стояла проблема продовольственного обеспечения армии и населения центральных районов СССР – люди голодали, система госснабжения буксовала.

16 января 1942 года ЦК партии и Совет Народных Комиссаров страны утвердили постановление №19 «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока». Для Якутии, где более 450 тысяч рек, это вылилось в предписание создать 200 рыболовецких бригад при сельскохозяйственных колхозах. Однако из-за малонаселенности северных районов республики обеспечить выполнение плана рыбодобычи они не могли.

11 августа 1942 года Якутский обком ВКП(б) издал постановление «О мероприятиях по колхозам Чурапчинского района». Так 41 колхоз района в одночасье стал рыболовецким – на добычу рыбы в северные районы были переселены 4988 человек, в том числе 990 детей. Большую часть из них (2493 человек) распределили в Кобяйский район. 1736 чурапчинцев отправили в Жиганский и еще 759 – в Булунский районы. Впоследствии к ним присоединились еще около пятисот человек – они догоняли своих после выполнения партийных поручений по размещению скота, имущества и т.д.

Переселению подлежали все работающие и члены их семей независимо от возраста. Почему именно чурапчинцы? Официальная причина была такая: три года подряд в районе свирепствовала засуха, земля высохла, озера обмелели, в аласах свирепствовала саранча, в лесах – шелкопряд. В 1942-м у чурапчинцев погибли почти все всходы зерновых. Из-за этого большинство колхозов района не смогли рассчитаться с государством по зернопоставкам. Не хватало кормов для скота, поэтому колхозники вынуждены были отправлять людей в другие районы на заготовку сена и туда же перегонять скотину на зимовку. Поэтому партийные чиновники решили «использовать трудовые ресурсы этих колхозов в рыбной промышленности республики».

Вот как пишет об этом в своем дневнике Иван Тимофеевич Местников, оказавшийся в гуще событий: «Жители нашего колхоза не хотели покидать родные края. Тогда с агитацией прибыли разные уполномоченные из Чурапчи и потребовали переселения. На моего отца Тимофея Гаврильевича возложили тяжёлую ношу – он должен был непременно отправить подчинённых на переселение.

Председатель колхоза имени Новгородова Тимофей Гаврильевич Местников (слева)

Уполномоченные с Чурапчи останавливались у нас. Из них помню Ивана Чичигинарова. Он как человек, выполнявший приказ партии, вёл большую разъяснительную работу. «Не смог ты воспитать своих людей, отказываются от переселения», – говорил он отцу.

«Там всё будет, еда-продовольствие, жилые дома», – с такой агитацией в 1942 году на север отправились тысячи людей. Мы тоже поехали: я, маленькая сестрёнка (в ту весну мать родила девочку, не помню, как её назвали), Еля, Аня, мама и ее родители – бабушка Варвара и дедушка Алексей. Отец остался на родине сдавать имущество колхоза.

В Бестях многие приехали на быках и лошадях. Мы, кроме бабушки с дедушкой, приехали на грузовой машине, шофером был Василий Кузьмин. С собой разрешили взять буквально пару вещей. Все остальное имущество просто осталось в домах.

В Бестяхе оставили нас на берегу Лены. Каждому колхозу выделили по палатке. Там, на реке, мы впервые увидели пароходы, толпы людей, особенно впечатлил пароходный свист».

«На новом месте никто не ждал…»

Безусловно, условия военного времени не располагали к лишним сантиментам. Да и основные цели чурапчинского переселения были вроде бы благими – люди голодали, а фронту нужна была рыба. Решили, так сказать, убить двух зайцев одним выстрелом. Вот только воплощение этой идеи на практике не продумали…

Подледный лов рыбы, 1941-1943 годы. Фото Национального архива РС(Я)

В то время речные суда были основным видом транспорта в республике, их катастрофически не хватало, поэтому переселенцев грузили в холодные, не приспособленные для перевозки людей баржи по мере их освобождения. Последнее судно с чурапчинцами отплыло через 26 дней после их прибытия в Бестях. Все это время люди питались чем попало: обещанное властями централизованное снабжение продуктами на деле оказалось весьма скудным. На части барж не было света, уборных и топлива, люди ехали в трюмах вместе со скотиной – некоторым переселенцам разрешили взять с собой коров.

Мобилизованные на рыбные промыслы чурапчинские колхозники должны были обеспечиваться жильем, продуктами, теплой одеждой, рыболовными снастями и участками. Но все это осталось только на бумаге… Измученных дорогой, истощенных людей, начавших терять близких еще по пути, высаживали где попало. Большинство из них по прибытию оказались под открытым небом. В октябре, когда на земле уже лежит глубокий снег…

Вот как об этом пишет Иван Тимофеевич: «Перед отправкой нам выдали чёрного хлеба по норме, и мы поплыли вниз по течению по великой Лене в Эдьигээн, протиснувшись в скотоводческую баржу. Изголодавшиеся люди легко поддавались болезням. По пути похоронили несколько человек. Из-за того, что пароход отапливался дровами, он часто-часто останавливался за ними. Сильные и здоровые люди помогали добывать топливо.

Рыбаки, 1941-1943 годы. Фото Национального архива РС(Я)

Через несколько дней мы добрались до посёлка Эдьигээн. Оттуда некоторых переселенцев отправили на участок Талахтах, а мы поплыли на пароходе в Мэнкэрэ, что в 25 верстах от Эдьигээн. Вместе с нами из нашего колхоза были Константин Беляев, Илья Монастырёв, Семён Новгородов, старший брат Ньургустан Местников, Костя Монастырёв и другие.

Мэнкэрэ – приток Лены. На речке стояла маленькая деревушка. Нас направили туда. Для переселенцев не были подготовлены дома, поэтому сначала поселились в палатках и урасах. Затем стали ремонтировать и заселять заброшенные дома и коровники. Мы, несколько семей, стали жить в юрте, служившей до нас коровником».

По приезду в Мэнкэрэ ни у кого не оказалось инструментов для строительства домов. С собой каждой семье разрешалось брать только 16 кг поклажи. Им говорили: «На новом месте всё есть – приедете на готовое»…

Продолжение следует…

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Потери на трудовом фронте были весомей

В годы Великой Отечественной на фронт из Чурапчинского района было призвано 2072 человека. На полях сражений навечно остались 1032.

На так называемый «трудовой фронт» – добычу рыбы – были отправлены около 5,5 тысяч человек. Более двух тысяч из них погибли. Больше всего потерь было в Кобяйском районе – там нашли свое последнее пристанище 1248 чурапчинцев.

По данным на 1 января 1947 года, в Чурапчу вернулись 1108 человек. Из 41 переселенного колхоза лишь 15 смогли возобновить работу. Несколько сотен чурапчинцев остались жить в северных районах.

За годы войны население района сократилось вдвое – с 16800 до 7000 человек.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Лучший комментарий
Engin
От жадности, рвачества и необразованности партийных руководителей собственного района. Эти люди и погибли. Вы даты посмотрите. Решение приняли в январе , а исполнять начали когда осенью. Про февр или март пленум обкома ЯАССР ни слова. По плану в Жиганск должны были выехать жители в основном эвенки. Из Олекмы и Хангаласского районов. И сделать это в мае. Со своими рыболовными снастями, лодками и т.д.. Т.е. люди приученные жить в тайге. Знающие речное рыболовство. Но тут выступили партруководители ботурруской группы улусов. И начался срач. Дело решили в их пользу. И аласные якуты поехали к эвенкам осенью. Тогда климат был холоднее чем сейчас. Да и эвенки к якутам не очень то расположены были. Вот так.
Комментарии 138
  • Oksanella12 07.12.2019, 18:17
    Отличная статья! Как-будто сама прошла эти ужасы((((
  • Engin 07.12.2019, 18:33
    От жадности, рвачества и необразованности партийных руководителей собственного района. Эти люди и погибли. Вы даты посмотрите. Решение приняли в январе , а исполнять начали когда осенью. Про февр или март пленум обкома ЯАССР ни слова. По плану в Жиганск должны были выехать жители в основном эвенки. Из Олекмы и Хангаласского районов. И сделать это в мае. Со своими рыболовными снастями, лодками и т.д.. Т.е. люди приученные жить в тайге. Знающие речное рыболовство. Но тут выступили партруководители ботурруской группы улусов. И начался срач. Дело решили в их пользу. И аласные якуты поехали к эвенкам осенью. Тогда климат был холоднее чем сейчас. Да и эвенки к якутам не очень то расположены были. Вот так.
  • Sjan 07.12.2019, 18:41
    Республикой руководили люди, которые не знали местных реалий. Из колхозов всю продукцию гнали на фронт. Частная скотина ушла на уплату военного налога. К тому же засуха и отсутствие мужчин.
    В итоге ужасные потери.
    К примеру в У-Алданском за 41-42 убыло из 16989 - 3039, Таатта из 13808-2700, М-Кангаласский из 20246 - 3823, Нюрба из 21601 - 4012, Верхневилюйский из 14853 - 2743. Это не считая потерь на фронтах.
    В итоге потеряли людей больше чем на оккупированных территориях, и где шли боевые действия. Председателей колхозов, которые пытались накормить судили. Так потеряли почти треть населения в результате эффективного руководства приезжих менеджеров.
  • nick5801 Nick 07.12.2019, 18:41
    отважились переселить людей, когда всех мужиков на войну забрали. Чего с бабами воевать то
  • Bred Pitt
    Bred Pitt
    07.12.2019, 18:44
    Во всей стране был голод и засуха во время войны , например в Сунтарском районе в два больше умерли от голода чем Чурапчинский район
  • Медв. 07.12.2019, 18:45
    Побольше таких статей о жизни наших предков.
  • tirbege3 07.12.2019, 18:46
    Люди начали умирать начиная с берега Нижнего Бестяха.По пути умерших выносили с пароходов и барж на берег и хоронили в ямках ,земля уже была мерзлая,сверху засыпали камнями,чтобы хотя бы в первое время не растаскали звери.Хоронить по нормальному ни времени,ни инструментов,ни сил не было.
  • тихас 07.12.2019, 18:50
    вот написали во время переселения и жизни там, погибло столько то.А до этого пишут что засуха и нехватка пищи до переселения.А от голода что не было гибели людей?Или до переселения от голода, закладывается мое мнение, погибло больше чем на Севере.Значит Правительство пошло навстречу району,что бы и далее не погибло более народу.Там, на севере и прокормиться было.
  • Кузьма-Кузьмич Кузьма Кузьмич 07.12.2019, 18:53
    Население ЯАССР в то время составляло около 400 тысяч человек, население неоккупированного на лето 1942 года территории СССР около 110 млн человек. На добычу рыбы отправили меньше 5 тысяч человек, это на 15 млн человек находящихся на фронте. Интересно, это какому "гению" пришло в голову отправлять мизер людей ловить рыбу для фронта? Тем более в тех условиях, когда не было рефрижераторов. Уверен, что большая часть отправленной рыбы из Якутии на фронт просто сгнила, и до фронта дошел в лучшем случае 0,01% всей добытой рыбы переселенными колхозниками.
    Эффективнее было бы отправлять рыбу из территорий востока ЕТР, тем более что чтобы доставить рыбу из северных улусов Якутии по бездорожью того времени, было очень дорого. Это все равно как если бы отправлять чурапчинскую жеребятину в Москву в надежде накормить ею Москву, выходит очень дорого и нецелесообразно.
  • ptichka_tari 07.12.2019, 18:53
    Это самая скорбная и позорная страница в истории Якутии... Кто нибудь ответил тогда за жизни тысячи погубленных людей? Страшно, когда дураки у власти, а во время войны - вдвойне страшней.
    Тогда по всей центральной Якутии свирепствовал голод, а чиновники были больше заняты исполнением приказов и директив, отказывая местному населению даже в мелких послаблениях.
  • Sjan 07.12.2019, 18:54
    тихас, из-за плохой организации погибло много людей. Если бы остались погибло бы не так много. Да и лучше умереть дома, чем на чужбине
  • тихас 07.12.2019, 18:56
    Sjan, вы правы в этом.В 42 какая организация.
  • Тыыраахы 07.12.2019, 19:05
    Это был геноцид. Людей, зная, отправляли на смерть.
  • mosq 07.12.2019, 19:10
    Именно из-за такого способа решения проблем СССР потерял так много мирного населения. В каждом регионе есть своя похожая история и не одна.

    Это и есть сталинизм, размен людских жизней на материальные блага. А люди для той власти были возобновляемым ресурсом, новых нарожают.
  • tipun 07.12.2019, 19:19
    Наши тойончики-чинари-щекотрясы во все времена одинаковы, приспособлены "работать" при любом режиме, в любой партии, будь она коммунистическая, ЕР или вообще кадетская. Лишь бы при власти, в теплом кабинетике, с пайкой продовольствия и талончиком на отоварку. Это именно они отправили людей на гибель, наобещав им того, чего не было и быть не могло, о чем они прекрасно были осведомлены. Главное отправить, выполнить задание партайгеноссе, поставить галочку... и пойти в закрытую для быдла столовую обедать.
  • Ishiro 07.12.2019, 19:20
    Хорошая статья. Спасибо автору! Надо больше писать о нашей истории. Жду продолжения.
  • DR_GNUS Василий Алибабаевич 07.12.2019, 19:21
    На удивление взвешенная и не истеричная статья.
    А то что руковдятла, который это всё организовал, не расстреляли и даже не посадили, это очень странно для тех времён.
  • grau1 grau 07.12.2019, 19:21
    >из дневника чурапчинского переселенца
    ...
    >30 лет спустя Иван Тимофеевич решил записать...
  • hnhc 07.12.2019, 19:27
    Моя бабушка там в Мукучу, похоронила мужа и двух детей . Осталось с тремя детьми. Двоих весной с обозом рыбы отправила, сама летом самым младшим сыном убежала пешком до Чурапчи. Прошла 500 км до родного аласа.
  • boruh 07.12.2019, 19:35
    И тут Чичигинаров наследил :)
  • Lan188 Я не я 07.12.2019, 19:43
    Руководство (председатель колхозов)на местах было из местных....дед мой был председатель. Кто и как организовал труд и жизнь в колхозе это уже дело большинства. Председатели были выборные. В нашем колхозе было тяжело (как и всем)но выжили и государству план сдавали.
  • peka78 07.12.2019, 19:47
    Там ещё проблема была в том, что до осени никто не хотел уезжать. Летом обустроиться на новом месте было бы лучше.
  • премийка Ивашка Дурачок 07.12.2019, 19:52
    Ааа я не могу это читать!!! Тяжело
  • Сан-Педро cv br 07.12.2019, 19:58
    а ведь до сих пор стоят дома тех кто ушел и не вернулся, стоят целые деревни пустые, со всем скарбом которые они оставили((((
  • A555 07.12.2019, 20:09
    Мой дед во время ВОВ был председателем колхоза в другом районе, старшие люди до сих пор вспоминают его добрым словом, во время юбилеев, свадеб в тостах вспоминают добрым словом, хотя его нет уже более 40 лет, очень приятно слушать)
  • A555 07.12.2019, 20:13
    Просто он разрешал в тихую забивать скот людям, (это было строго запрещено) и люди закрывали ставни в домах и прямо дома забивали скот, это служило сигналом для соседей и все сбегались туда и делились мясом)
  • A555 07.12.2019, 20:15
    Хочу отметить что люди забивали собственный скот. Ну и охота рыбалка конечно тоже не давала людям голодать
  • Гаврил_Стручков гаврил стручков 07.12.2019, 20:27
    Engin, вы читать умеете? Постановление обкома о чурапчинских колхозах принято только 11 августа - когда уже осень на носу была, поэтому нехорошо обвинять руководство района в какой-то жадности и рвачестве
  • Дьулусбурбон Биктэр 07.12.2019, 20:31
    Давайте не будем..в Нюрбе и Мегино больше народу полегло в годы войны... не надо вспоминать все
  • prorochestvo 07.12.2019, 20:33
    Таков был Сталинский план опустошения нашей республики.
    И еду и народ всё на фронт прогнал, здесь оставил стариков и детей.
    А этому тирану еще памятники ставят... ненавижу единомышленников Сталина, горите в аду)
  • Simbur 07.12.2019, 20:35
    В конце августа ездили с товарищами на охоту на острова на одну ночь вещей было на четверых почти 100кг.
    Сложно представить с 16кг вещей месяц в пути и с детьми.
  • TimofeyPinigin Tim Potoyo Potoyo 07.12.2019, 20:36
    Трагедия моей семьи, прадеда высадили на острове так он там и остался, благо потом после войны дед вернулся всех разыскал и вернул
  • TB3007 07.12.2019, 20:40
    Такая трагедия :'(
    Моя свекровь чурапчинская, тулаайах.
    Надо ее попросить рассказать подробнее. Может она даже напишет тоже.
  • TB3007 07.12.2019, 20:42
    Статья шикарная. Надо Нинель Гусеву поискать, почитать.
  • 11117 07.12.2019, 20:43
    Вернулись домой только в 1947 году...
  • Engin 07.12.2019, 20:48
    Гаврил_Стручков, учите историю. И читайте пожста внимательно по месяцам. Я не голословно пишу.
  • Тамма 07.12.2019, 20:51
    Одни слёзы...ужас читать невозможно..бедные люди
  • alesya.alehina2016 Ника 07.12.2019, 21:06
    tipun, В точку написали , да сидят это жирабасины в своих кабинетах и по выходным на вертолетах компаний Полярной зведе летают.
  • Север50 07.12.2019, 21:09
    Неужели коренного населения не хватало для ловли рыбы надо было чурапчинских якутов отправлять в чужые края ?
  • виталий31 07.12.2019, 21:09
    Руководители госслужащие все такие лишь бы подхалимничать руководству.
  • умамного 07.12.2019, 21:10
    Во время войны всем было туго, но чурапчинцы вымирали полностью вот и решили как могли ,а то что там не адаптировались это другая тема,а так вымерли бы все.
  • 125M 07.12.2019, 21:11
    Из воспоминаний ветерана:
    Милый Кеша Потапов из Якутска рассказывал мне, что во время войны Хозяин направил в Якутию огромный план хлебопоставок. Местный начальник, обосновавший невозможность его выполнения, был снят и арестован как «враг народа». Из центра приехал другой, который добился изъятия всех запасов зерна подчистую. Он получил орден. Зимой начался повальный голод и чуть не треть людей вымерла, остальные кое-как выжили. Но план был выполнен, армия обеспечена хлебом. А люди? Люди родились новые, и сейчас их больше, чем раньше. Мудрый Хозяин знал, что делал, осуществляя историческую необходимость... Поэтому молчи в тряпочку — подумаешь, украли у тебя полпорции мяса и сахар!
  • v445 владимир 07.12.2019, 21:14
    а 1943 был хороший урожай картошки , мне дедушка расказывал
  • Афанасьич 07.12.2019, 21:18
    В Таас-Тумусе чуть далее Сангар на противоположном берегу лет 10 назад жила бабушка с сыном. Вот она была переселенкой из Чурапчи. Так и осталась там. Мы заходили во время охоты к ним. После этого она вскоре умерла говорят. А после и сын ушел. В Сангарах также есть памятник чурапчинским переселенцам.
  • Север50 07.12.2019, 21:23
    умамного, скорее вы правы, рыба , мясо оленей спасло переселенцев
  • Островной01 Кемел 07.12.2019, 21:29
    Это надо помнить особено в наше время.нашим властям.добрая память этим людям.
  • bender1 07.12.2019, 21:31
    Дед раньше вспоминал, что это были его самые счастливые годы. Был подростком, считал за приключения происходящее. Из сослали в Булунский район. Благодаря морю, ленд-лизу и местного населения выжили. Благодарил близких и окружающих людей за добро и за все светлое в его тогдашней нелегкой жизни. Даже в те страшные годы эти люди не теряли человечности...
  • unknwn 07.12.2019, 21:35
    как будто одни чурапчинцы голодали
  • Strannik29 07.12.2019, 21:38
    Моей бабушке всего 8 лет было когда переселяли. Вот думаю не вернись она домой живой, всей нашей большой родни, включая моих детей никого не было бы.
  • Corvair 07.12.2019, 21:41
    Это наша история, она такая, какая есть. Нам с тёплого и мягкого дивана легко рассуждать, а тогда шла война...
  • AlaasUola1974 07.12.2019, 21:48
    Engin, Обоснуй
  • бомр-2 07.12.2019, 21:49
    Пишиье тогда уж имена всех партийных руководителей кто к этому причастен. Всех глав районов кто был у руля.
  • рфо26 07.12.2019, 21:49
    Сейчас то людей в командировки зачастую отправляют как попало, на пустые места. А уж в те годы можно представить что творилось. Оказаться глубокой осенью с семьёй в тундре(( ужас же неописуемый. Тем более все здоровые на фронте.
  • AlaasUola1974 07.12.2019, 21:49
    unknwn, unknwn, мы Чурапчинцы понесли самые многочисленные потери
  • sakhaintek 07.12.2019, 21:53
    Engin, "партийных руководителей собственного района", "Но тут выступили партруководители ботурруской группы улусов. И начался срач" - что ты тут фантазируешь сидишь ? Не к месту и ни ко времени клевещешь, отлупиться на карме твоей...
  • Ахтааки 07.12.2019, 21:55
    Почему на север именно, , вот в Хангалас,растили бы животноводство, звероферма, картошка, многие живы бы остались, ну и руководители, то время, Нартахова была в то время, поедседателем правительства, до сих пор слезы горькие у потомков. Жуть. Нельзя женщине власть.
  • SkylineR34 evil freeman 07.12.2019, 22:03
    не хилые воспоминания для человека 2 класса, года, даты, численность, кто куда прибыл и т.д.
  • Tartuh иван иванов 07.12.2019, 22:03
    Страшное время было, голодомор
  • BRUCE_LEE 07.12.2019, 22:09
    Люди опомнитесь. Хватит уже кичится в каком районе более умерло людей. Вы совсем уже? Шла война и люди умирали везде и по разным причинам.
  • a3105N Jon Silver 07.12.2019, 22:21
    Во все времена окаца рулят эффективные менеджеры.
  • Могул 07.12.2019, 22:30
    Все это организовал соратник Хрущева! Такой же оболдуй и диктатор как и хрущев!!!
  • FastEast. 07.12.2019, 22:30
    теперь давай статью как И.Сталин чеченов в Казахстан направил,зачем ?
  • Hattab-2 Evgeny 07.12.2019, 22:32
    Мой отец рассказывал как наши деды в Булунском районе учили местным смекалкам, помогали, вобщем встретили хорошо
  • KATARSIS Mark 07.12.2019, 22:37
    Как будто всё это специально,своих кто ближе к Москве так сильно не трогали, а нас где у нас ещё и погодные условия суровыми и нас поставили на 1месте по пожертвованию в случай ЧП итд, но наши предки и в таких ситуациях выжили спасибо огромное им за труд,силу и победу!
  • Бочик 07.12.2019, 22:38
    По дедушке родня попала в булунский район, почти все выжили. По бабушке попали в кобяйский, там выжили единицы.
  • Гаврил_Стручков гаврил стручков 07.12.2019, 22:46
    Engin, читайте. Из протокола № 213 бюро Якутского ОК ВКП(б) от 11.08.1942 г.: "Постановили: п.2. Переселить 30-40 колхозов Чурапчинского района в районы рыбной ловли (Кобяйский, Жиганский, Булунский). п.3. Подготовку и само переселение произвести в текущем году, не позднее 10 сентября." Все закрутилось уже к осени, людям на переселение обком дал времени меньше месяца. Вина полностью на республиканском руководстве
  • kenz 07.12.2019, 23:01
    @Кузьма-Кузьмич, про протухшую рыбу рассказывал дед, было много протухшей рыбы на фронте, многие ели и травились, дед выбирал голод или кусочек хлеба
  • kenz 07.12.2019, 23:08
    Когда дед вернулся с фронта в конце 43го, после двух тяжелых ранений, то сразу отметил, что в тылу, на родине, стало тяжелее жить, чем на фронте. Люди были как скелеты. В родном селе организовал колхоз из стариков и женщин, и поднимал село.
  • Engin 07.12.2019, 23:08
    AlaasUola1974, что вам обосновать? Что?
  • ЧерныйЛебедьь Егор 07.12.2019, 23:13
    Ыт атага дии кыьын сир халлаан икки ардыгар хаалар диэн оголоргун кытта . Сугэ да туох да суох.
  • Engin 07.12.2019, 23:14
    Гаврил_Стручков, читайте, читайте. Не то что удобно. А то что было. Сейчас тоже самое происходит. Не надо только постановлениями ограничиваться. Почитайте обсуждения, полемику. И делайте вывод.
  • Ninelle_Ykt 07.12.2019, 23:16
    SkylineR34, это не совсем так! Воспоминания Ивана Местникова закавычены и разбиты на несколько блоков, весь остальной текст, в том числе цифры - от автора
  • Ninelle_Ykt 07.12.2019, 23:17
    kenz, еще бы! сколько ж ее везти туда нужно было... расстояния огромные, даже соленая портилась
  • Engin 07.12.2019, 23:19
    Рыбу ловили на Лене не для фронта. А для обеспечения продовольствием звероферм, золотодобытчиков. И в конце концов этим обеспечивали рассчеты по ленд лизу. Какая там рыба от нас на фронт. Смешно.
  • Engin 07.12.2019, 23:24
    sakhaintek, даже и не интересно.
  • 090283 08.12.2019, 00:15
    Мой дед тоже из переселенцев, когда рассказывал тяжело ему вспоминать. Земляки на глазах умирали, их бросили на произвол судьбы, натуральный геноцид какой то. В Жиганске небольшой памятник установили, с фамилиями. Возможно и в Булунском, и Кобяйском есть. Страшная трагедия, но почему-то не вспоминают совсем, столько ведь людей погибло.
  • Mary_Popkin 08.12.2019, 00:55
    Моей бабушке пришлось выйти замуж в 36 лет, чтоб хоть как то выжить. Мама родилась в Тасс-Тумус в Кобяском районе. Бабушка говорила маме что люди падали на улице и умирали, от голода люди пухли. Пока плыли до Кобяйского района лошади прыгали от обезвоживания в воду с паромов.
  • Mary_Popkin 08.12.2019, 00:56
    090283, в Жиганском районе почитают Чурапчинских переселенцев и в основном женщины переселенки до сих пор встречаются
  • Sergey2202 08.12.2019, 01:17
    Engin, скорбные времена
  • Звездная_пылинка Savago 08.12.2019, 01:20
    Слезы наворачиваются, даже представить невозможно в голове не укладывается(((
  • JECK 08.12.2019, 01:26
    Engin, сразу видно - шаришь)
  • DFM 08.12.2019, 01:27
    Сейчас тяжело вспоминаю, как модед рассказывал в дестве
  • Zuozhe zuo zhe 08.12.2019, 01:51
    Сталинский коммунизм. это не победа, это поражение. 20 млн людей погибло на фронте и столько же в тылу. итого 40 млн.
    Считаю, что во всех трагедиях ссср в 30-40гг. виноват лично Сталин.
  • naemnik 08.12.2019, 01:56
    От Жиганска до Менкере не 25 верст, гораздо больше. На месте памятника в Жиганске раньше была ДЭЗ, мой батя бульдозером площадку под него ровнял. Вечная память чурапчинской трагедии...
  • maria2011 08.12.2019, 02:01
    Как сгладили заголовок))). Прям из-за засухи чурапчинцы поехали добровольно в Арктику ловить рыбу
  • kv_alexey Вата Ватная 08.12.2019, 02:04
    Как всегда наш народ сделает из подобной статьи "правильный" вывод, мол не Гитлер виноват, что напал, а лично кровожадный Сталин всех голодом заморил.
    Эээх печать((
  • arion 08.12.2019, 02:06
    Sjan, прадеда обхсс в тюрьму закинули. Он как раз и был председателем колхоза. Чтобы избежать расстрела уехал на фронт и не вернулся.
  • ya.solari 08.12.2019, 02:24
    Кузьма-Кузьмич, во -первых издревле существуют способы сохранения добычи. : соленья, копчение, сушка., консервирование. в зимнее время-просто заморозка
    во-вторых, не обязательно вся рыба должна была идти на фронт, часть могла перераспределятся на прокорм как местного населения, так и других предприятий в других регионах. трудовой фронт тоже надо было кормить
  • Кузьма-Кузьмич Кузьма Кузьмич 08.12.2019, 02:29
    ya.solari, чушь не пишите. Мои отец и мать работали на трудовом фронте, и они рассказывали, что продукция для фронта была неприкосновенной.
  • Кузьма-Кузьмич Кузьма Кузьмич 08.12.2019, 02:30
    maria2011, ты чурапчинка, что так возбудилась?
  • Мээтэмэй 08.12.2019, 02:30
    Люди насильно переселяемые наверно были в ужасно угнетенном состоянии. Вот пишут, плавая на пароме или барже допускали гибель лошадей от обезвоживания. И это дикое ограничение брать с собой не более 16 кг в такую даль, что люди не брали даже топоры и пилы. А там им приходилось жить в первое время в палатках. То есть власти не смогли организовать на местах элементарные условия для проживания приезжих. А ведь такая же участь ожидала и литовских переселенцев на берегу моря Лавтевых. Глубокой осенью их выбросили на берег буквально под открытым небом. Там и дров то не было, чтоб строить бараки. При помощи местных жителей они кое-как соорудили подобие якутских юрт. Там и жили. Не случайно же бышие литовские переселенцы у себя на родине построили якутскую избу как памятник. А ведь сколько их там умерло от голода?! Не разрешали даже рыбу лишнюю есть. Так же и в якутских селах не разрешали людям собирать остатки зерна даже из нор водяных крыс. И люди вымирали с голоду, имея скот в колхозах. Это сейчас вообще в голову не укладывается. Как обьяснить такое? Страшное было время. Люди доносили друг на друга. Виновных карали, сажали в тюрьму. Моего деда посадили в тюрьму за то, что из колхозного сеновала взял охапку сена для своего коня. Такое вот было время.
  • Кузьма-Кузьмич Кузьма Кузьмич 08.12.2019, 02:34
    Mary_Popkin, ты действительно Мэри, и действительно попкин: "
    5
    Mary_Popkin
    Сегодня, 00:55
    Моей бабушке пришлось выйти замуж в 36 лет, чтоб хоть как то выжить. Мама родилась в Тасс-Тумус в Кобяском районе. Бабушка говорила маме что люди падали на улице и умирали, от голода люди пухли. Пока плыли до Кобяйского района *лошади прыгали от обезвоживания в воду с паромов*. Нет, я понимаю, что по логике либердов, люди плыли по безводной пустыне, и паромы переправлялись через песчаную реку.
  • Zuozhe zuo zhe 08.12.2019, 03:05
    kv_alexey, вы в курсе, что в начале второй мировой войны, гитлер и сталин были союзниками? что сталин вместе с гитлером ввел танковую колонну в польшу. поздравлял фюрера со взятием парижа. вторую мировую завязал не только гитлер, но и ваш любимый усатый бандит. вот такие руководители страны не могли грамотно управлять страной. террорист он есть террорист.
  • мимоходом-инв 08.12.2019, 03:32
    Раньше народ был не такой. Раз Родине надо, они все отдавали а не сидели и обсуждали. Вся странатакая была. Народ голодал, но последнее фронту отдавал. Посмотрите на стариков, все как один одинаковые. Всего себя отдавали на благо Родине. А сейчас тут сидите и умничаете за них. У меня дед всю свою скотину фронту отдал(не отобрали), именно собственноручно отвел чтобы мясо отправили на фронт. Потому что там, на фронте оно нужнее. Сами голодали, братья и сестры с голоду умирали, но все помнили, что это важнее чем быть всем в плену. Постыдитесь!!! Дайте дань уважения всем погибшим и умершим в годы войны. Они же умирали с голоду, но знали что помогают фронту. Родители жертвовали своими детьми, родными, работали из последних сил. Но ни один из них не ныл. Лучше не пишите саои неумные умозаключения сидя в одной руке с колбасой и верхом на унитазе. Постыдитесь, нам никак не понять людей живших в годы войны.
  • ФТП 08.12.2019, 04:00
    Ахтааки, нартахова 56-63 была председатель
  • Arbiter 08.12.2019, 04:58
    мимоходом-инв, Да это есть, но государство 90 годов уже утратило в них эту веру, я говорю не только военное поколение ни и 60 годов 70 годов
  • vizza 08.12.2019, 05:20
    В Усть-Алдане из 40 человек живших в одном алаасе, выжило только трое, включая мою прабабушку. Умерли из-за голода, мужики пропали без вести на фронте
  • nvk80 08.12.2019, 06:09
    tipun, лодари щекатрясы те времена и нынешние времена одинаковы. Если отправить щекатряса в прошлое также щекатрясить то он разницы по времени не почуствует, правда скучать будет по смартфону, а приказы будет давать глупые, с фонаря.
  • Виолеттаа Виолеттаа 08.12.2019, 06:23
    Тогда было страшное время для всей страны! Вся страна голодала и много несправедливости было!
  • СтопКран Юрий 08.12.2019, 06:36
    Спасибо Нинель Гусевой! Молодец!
    Знаю ее маму Ирину Гусеву-Пантелееву — отличный журналист и издатель
    Творческих успехов вам обеим
  • шептун_смерти 08.12.2019, 07:44
    чичигинаров где то я уже слыхал эту фамилию.
  • Парпол Парпол 08.12.2019, 08:11
    А как там насчет ЧИЧИГИНАРОВА???!!!
  • saqa85 08.12.2019, 08:17
    bender1, какой ленд лиз через Тикси дурак, придумывают сами историю эх
  • 08.12.2019, 08:51
    Engin, ты думай что говоришь "э венки к Якутии не очень относились"! Дебил или дебилка. Почему тогда чурапчинские остались после войны на Севере в Жиганске? Женились там родили детей. Продолжали работать в тех же рыболовецких бригадах, в оленеводстве. Совсем чтоли?!!!
  • 08.12.2019, 08:52
    *эвенки к якутам
  • умамного 08.12.2019, 09:05
    Вундеркин однако, 13 ЛЕТ ! ! ! все знал про снабжение ,обком ,постановление правительства, итд и это он спомнил спустя 30 лет ! ! ! Это не воспоминания юнца скорее, а собрания воспоминаний ,или что то в этом роде. А почему именно чурапчинцев ссылали ? Это вопрос само собой все обьясняет. Небыло возможности ,силы, выжить самим.
  • кинг_сайз 08.12.2019, 09:16
    Хорошо, что хоть кто то вспомнил о том что якуты и кмнс во вмв потеряли более 50% своей численности...

    А по некоторым подсчетам, более 70% коренных жителей погибло в войне и в мирном тылу.

    Голод, холод, болезни, опять же - репрессии и угнетение режима, все это подкосило коренные северные народы.

    До сих пор это сказывается.

    И даже тут кукловоды манипулируют и сталкивают местных между собой.
    Причем тут эвенки ?
    Эвенки сами чуть не вымерли.
    Целые стойбища эвенков погибли тогда.

    Тут вы заметили одну примечательную фамилию, а вы в курсе что их таких было много ?
    Кому то война, а кому то мать родная.
    В то время некоторые слелали неплохую карьеру и неплохо обогатились....
    Да, именно так....

    И вообще, чем писать о переселении чурапчинцев, вспомните что первыми на север были отправлены ссыльные прибалтийцы и западно украинцы.
    Их туда отправляли в 1939-1940 годах, после того как ссср прибрал западную Украину и Прибалтику в 1939-1940 гг.

    И этих несчастных женщин и детей "осчастливленных" советской властью закинули на север.

    Более 80% погибло от холода и голода , и болезней.
    И в основном это были женщины и дети !!!!!
  • vecekmvfyby1 08.12.2019, 09:26
    nick5801, Да интересно все таки пошет он сам про свою семью до самих этих событий и потом про эти события Значит от нехватки лекарств и не развитости медицины (у них в семье родилось 6 мальчиков и 10 девочек ---а осталось их всего то 2 человека) умерло 14 детей Смотрим какая смертность огромная И тут подводят итог что от переселения умерло чуть меньше половины
  • vecekmvfyby1 08.12.2019, 09:30
    Кузьма-Кузьмич,Баран !!! Ты что ни одного фильма про те времена просто не смотрел Рыбу просто засаливали бочками Вот и вся проблема Ну как можно такую чушь писать совершенно отключив голову
  • AlaasUola1974 08.12.2019, 09:46
    Engin, свой комментарий, фактами
  • ZoyaAlex Зоя 08.12.2019, 10:30
    @Бочик, @Бочик, потому что кобяйцы двери заперли свои когда переселенцы прибыли а Жиганский и Булунский помогали как могли. Кобяйцев тоже можно понять конечно. Сами голодали, но все же...
  • nick5801 Nick 08.12.2019, 11:04
    все таки я полагаю, что причины такого ужасного переселения были гораздо глубже и на этот вопрос можно было бы получить ответ из архивов НКВД-КГБ. Допускаю. что это был дьявольский эксперимент и не связанный с экономическим вопросом
  • абдиеж 08.12.2019, 11:09
    Думаю, что настоящий ужас и трагедия скрываются в деталях. Статистика в цифрах дает лишь силуэт, очертания картины произошедшего, но не раскрывает истинных ее красок - чувств, ощущений несправедливости, обреченности и того ужаса, которым были пропитаны наши земляки, дедушки, бабушки, и по которым мы осознали бы масштаб и характер трагедии, сочувствовали горечь их судьбы.
    Я очень жалею, что не расспрашивал деда о войне, когда он был жив. Лишь спустя несколько лет после его смерти я узнал о некоторых фактах его героических сражений, без деталей. Так и тут, нужно тщательно фиксировать сведения, детали о том ужасе от непосредственных участников событий, о людях, о их жертвах, отданных во имя чего-то. Факты истории нам даны, чтобы учиться на ошибках, которые привели к трагедии людей, иначе их жертва была бессмысленной, их жизни не оставят назидательного следа, моральных ориентиров.
  • Ninelle_Ykt 08.12.2019, 11:18
    умамного, это не совсем так! Воспоминания Ивана Местникова разбиты на несколько частей и закавычены. Все остальное, в том числе историческая справка и цифры, - от автора.
  • Ninelle_Ykt 08.12.2019, 11:24
    vecekmvfyby1, 16 детей его мама родила за всё время, задолго до переселения, только самая младшая простыла и умерла в это время. Смертность высокая была и до войны.
  • Ninelle_Ykt 08.12.2019, 11:28
    кинг_сайз, а еще финнов на север сослали! По всей стране было много в это время историй - чеченцы, балкарцы, которых за час выгнали из домов под дулами автоматов, и отправили в Казахстан. И вернулись они только в 50-е годы. Тоже выкинули их в чистом поле, и живи как хочешь. Но там хотя бы тепло...
  • nik5791 Ник 08.12.2019, 11:46
    Mary_Popkin, про лошадей то не надо врать, быть в пароме и не черпать за бортом ведром.
  • Sophit Соф 08.12.2019, 12:29
    Engin, зря так хорохоришься знал бы кто среди погибших на переселении был, молчал бы. Разные люди были в том числе шаманы...есть разные рассказы, они слышат.
  • Engin 08.12.2019, 12:47
    Sophit, напугал.
  • sard70 08.12.2019, 12:56
    Парпол, как предок наверное, ещё орден дадут, почётного гражданина Якутии (если уже не есть), а потом и его правнуки будут грабить свой народ, богатеть на костях
  • sard70 08.12.2019, 12:58
    Вот такие вот Чичигинаровы
  • Макстас Станислав 08.12.2019, 14:01
    @Bred‒Pitt, засуха была везде, а больше всех на это жаловались чурапчинсы. Остальные жили и работали молча. Вот поэтому Чурапчиесов и отправили на переселение мол там будет всё. В Жиганск могли бы и Вилюйских отправить, но они не жаловались на жизнь.
  • Samych 08.12.2019, 14:19
    Есть и сейчас гнилые люди, у старика отобрать 4 рыбины и завести уголовное дело, это кажется для них нормальным. Что будет в военное время, я боюсь представить.
  • Сахура 08.12.2019, 14:46
    Люди, условия на соседних районах в те годы такая же засуха, также был голод, но там не умерли 50% населения.
    Отдельно, нюрбинцам и сунтарцам - врать на надо.
  • flagman83 08.12.2019, 15:21
    Engin, будем реалистами, районные партработники прикрыли зад обкомовским, которые из Чурапчи не могли из-за засухи получить результаты от колхозов для фронта. Колхозы стали убыточными, сами просили затраты на их содержание и всем хотелось решить вопрос разом, чтоб по шапке не получить от Москвы. Да вот организовать наши товарищи не смогли, партийные гребанные активисты, людей сгубили ни за что. А про голод из-за засухи это миф, массового голодания не было. Ведь чурапча не отдельное государство, которое само себя содержит, могли общими силами пережить засуху. Поэтому государство за этот исторический бардак должно нести ответственность.
  • Марика2016 08.12.2019, 15:43
    Макстас, Что за глупости говорите? постыдились бы. С чего взяли, что чурапчинцы жаловались больше других? Как некрасиво изгаляться над бедой, горем людей, хотя сами ничего этого не видели и не знали лично. Дураков что-то полно стало.
  • flagman83 08.12.2019, 15:53
    мимоходом-инв, наивный. и тогда люди были как люди. Есть хотелось, кушали. Все ради Родины, хорошо, но голодный работник хреновый работник. в реальности в СССР плановая экономика, которая даже в военное время требовала выполнения планов, которые из-за засухи не могли быть выполнены. Не надо путать, не все голодали, и в Якутии голодали больше, так как мы зависимы от завоза продуктов. Нельзя забывать и игнорировать, что наша жертва не меньше чем других (и это в глубоком тылу). А история с чурапчинским переселением вообще абсурд власти, которое по факту отправило людей на голодную ссылку (а ведь там были старики и дети). Потому что многие там выжили не благодаря, а вопреки.
  • Марика2016 08.12.2019, 15:58
    шептун_смерти, Чичигинаров Иван партийный работник, обязан был выполнить приказ партии. Он давно умер. Уполномоченных много было, разошлись по колхозам с заданием обеспечить переселение.
    И на руководителей района не надо наводить напрасное обвинение. Найдите книги об этих событиях, в них все документально описано.
  • _hp 08.12.2019, 16:38
    Наш народ потерял оченьмного в этой проклятой войне.Моя бабушка и мой дед говорили - лишь бы не было войны. Всегда в домена столе были мясо, рыба, обилие еды. Все это отпечаток голодных военных и послевоенных лет. Наодежду не смотри, главное тепло и свежо - а едана столе должна быть меня учили. Это ж сколько настрадаться,что постоянно копили на черный день. Сколько боли испытали и перенесли теряя близких на фронте и в тылу. Бабушка была трактористкой, работала на МТС. Дед был председателем колхоза. Умерли от болезни, заработанных в молодости. До сих пор узнают и спрашивают, сын Алексея внук Михаила Михайловича? Горжусь
  • unknwn 08.12.2019, 16:52
    мимоходом-инв, просто в те времена настолько напугали
  • Попутно Попутно 08.12.2019, 17:10
    Чичигинровы с тех времён , у кормушки ещё земляков на смерть отправил
  • Aleks_N 08.12.2019, 17:18
    Военное время
  • kv_alexey Вата Ватная 08.12.2019, 17:27
    Zuozhe, я не в курсе)) Вы меня прям удивили, я даже посмотрел в и-нете и ничего не нашел кроме телеграммы №1167 от 17.06.40, где со слов посла Шуленбурга к нему обратился Молотов по вопросу охраны совместных границ и, между делом УСТНО (а не официально) поздравил с успехами вооруженных сил Германии. Потому утверждать, что Сталин поздравил Гитлера - это лож! В любом суде вам это докажу. Как и лож то утверждение, что Сталин развязал Вторую мировую вместе с Гитлером. Гитлер разбил Польскую армию и после бегства польского правительства СССР занял "гуляй-поле" называемое ранее польской территорий. Но вы же сквозь свою лютую ненависть разницы не ощущаете.
    СССР действовал в то время исключительно прагматично, в интересах своей безопасности, и с чего нам переживать было за французов которые не стали защищать свою родину или за поляков которые все 30-е годы состояли во всех военно-политических союзах против СССР?
  • Zuozhe zuo zhe 08.12.2019, 19:45
    kv_alexey, была телеграмма сталина с поздраалением. это точно. а то что сталин ввел в польшу танковую колонну в 39ом это общеизвестный факт. просто в учебниках и в советских книгах об этом не говорится. даже сейчас об этом мало кто говорит потому, что идиотов боготворящих бандита, до сих пор очень много.
  • kv_alexey Вата Ватная 09.12.2019, 09:15
    Zuozhe, кроме голосов в вашей голове, есть какие-то пруфы?
    Хоть ссылочку дайте, с удовольствием ознакомлюсь с документами, ну или на худой конец со статьями
  • vlad7viktor владислав 09.12.2019, 10:54
    статья правильная у меня родня со стороны мамы чурапчинские, тяжелые годы были это наша история, дураков и тогда хватало да погибло много людей везде во всех уголках ссср шла война не на жизнь, а на смерть и не нам судить те решения которые принимались тогда и сталин во всем не может быть виноват, что там не допоставили и тд, надо просто знать историю, чтобы не повторять ошибок прошлого!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • Sophit Соф 13.12.2019, 13:34
    Engin, а ты не боись
  • Wild_Husky 15.12.2019, 08:53
    Даже в то время был Дон Чичи..., интересно с такой фамилией были Чурапчинские переселенцы на север?
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Обратная связь