Ученый об Арктике: «Оленевод или рыболов портят природу многократно сильнее, чем нефтяники»

Ученый об Арктике: «Оленевод или рыболов портят природу многократно сильнее, чем нефтяники»

Дальнейшее освоение человеком Арктики предполагает не только огромные экономические выгоды, но и существенные экологические угрозы. Об актуальных исследованиях Севера и о проблемах вечной мерзлоты рассказал РИА Новости доцент кафедры моделирования физических процессов и систем Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Виктор Геннадиник.

— Виктор Борисович, в чем преимущества и риски экономического освоения Арктики? Повлияет ли оно на климат на планете?

— Надо сказать, что освоение Арктики и в первую очередь севера Западной Сибири неизбежно, поскольку это наиболее доступный регион из тех, что еще не включены в современное мировое хозяйство. К тому же сейчас наступил период потепления климатического цикла, а значит, Арктика стала доступнее.

Экологические риски присутствуют всегда, поскольку трудно предвидеть все последствия экономической деятельности. Однако я уверен, что в условиях общественного контроля, пристального внимания к Северу международных экологов, а также государственных разведок сложно ожидать глобальных проблем и непоправимых ошибок.

Вообще, стоит понимать, что экологическая эффективность, например, нефтегазовых компаний намного выше, чем у традиционного природопользования, то есть из расчета на единицу продукции оленевод или рыболов портят природу многократно сильнее, чем нефтяники.

— Ваше исследование зафиксировало увеличение стока рек арктического региона. В чем причина этого явления?

— Рост зимне-весеннего стока может быть следствием одного фактора — увеличения грунтового питания в результате деградации вечной мерзлоты. Виден аномальный рост стока (в 1,5–2 раза) в феврале-апреле, например в низовьях Лены, причем как в конце прошлого, так и в текущем столетии.

В нашей работе использовались данные многолетних наблюдений Росгидромета, R-ArcticNET и Arctic Great Rivers Observatory Project. Была построена математическая модель, учитывающая типизацию многолетнемерзлых пород, которая отразила зависимость стока от криологических условий, а также показала ускоренную деградацию островной мерзлоты и рост доли прерывистой мерзлоты за счет интенсивного перехода в это состояние участков сплошной мерзлоты.

— Каковы масштабы таяния вечной мерзлоты? Какие климатические угрозы оно несет?

— Деградация вечной мерзлоты — очевидный процесс, скорость которого, впрочем, сложно оценить достаточно надежно. Лед обладает колоссальной теплоемкостью и теплотой плавления, поэтому крайне маловероятно, что мы или наши потомки станем свидетелями исчезновения вечной мерзлоты.

Накопленный в Арктике и Антарктике холод является стабилизатором мирового климата — демпфером колебаний температуры. То, что на Земле в течение миллионов лет существуют примерно одинаковые температурные условия, позволяющие развиваться живому, это следствие наличия больших запасов льда на поверхности планеты.

Деградация мерзлоты ведет к разрушению метановых ловушек и выбросам метана. Метан — чрезвычайно опасный парниковый газ, его вклад в парниковый эффект оценивается в 4-9%, с каждым годом он растет. Природа атмосферного метана разнообразна: вследствие выбросов метана из мерзлоты его образуется, видимо, меньше, чем выделяется из кишечников коров и других жвачных.

— Как вы оцениваете экономические перспективы добычи метана из гидратов вечной мерзлоты?

— Китай, Япония, Норвегия, Индия, Южная Корея разрабатывают технологии добычи метана из газогидратов, но пока не из вечной мерзлоты, а со дна мирового океана. Полученный метан еще слишком дорог и не выдерживает конкуренции с метаном, добытым традиционными способами.

Популярна теория «метангидратного ружья», согласно которой разложение газогидратов в ходе потепления мирового климата приводит к дальнейшему росту температуры, что ведет к ускорению разложения гидратов и так далее — до температур, опасных для всего живого. Если удастся создать эффективные технологии добычи метана из газогидратов, то это ружье будет разряжено.

— Каковы риски для промышленности и населенных пунктов, которые находятся в зоне вечной мерзлоты?

— Мерзлота, оказавшаяся не такой уж и вечной, позволяла возводить тяжелые конструкции на «вентилируемых фундаментах» — сваях, опирающихся на мерзлые грунты, заледеневшие даже летом. С потеплением климата во многих случаях глубина сезонного протаивания возросла настолько, что мерзлая опора сооружений перестала существовать.

Борьба с разрушением фундаментов ведется с помощью мониторинговых систем. Подобные системы разрабатываются и внедряются, например, на Ямале. Они представляют собой датчики, в режиме реального времени передающие данные о температуре вблизи свай.

Изучение механических свойств грунта позволяет делать надежные прогнозы устойчивости и предупреждать возможные опасности. Если возникает необходимость укрепить фундамент, приходится искусственно замораживать грунт под сооружениями. Для этого используются термостабилизирующие системы различных конструкций.

— По вашему мнению, глобальное потепление несет больше вреда или пользы?

— По современным представлениям, животные появились на Земле примерно 600 миллионов лет назад. За этот период средняя температура Земли почти всегда была значительно выше, чем сейчас: в среднем — на 5 градусов, в пиковые моменты — на 15. Поэтому вопрос о том, какой климат является естественным для жизни на нашей планете, остается открытым. Маловероятно, что это климат середины 20 века.

Несомненно, что быстрые изменения климатической системы ведут к ее разбалансировке, росту стихийных бедствий, необычным природным явлениям. Случится это или нет, лучше быть готовым.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Лучший комментарий
boruh
Подкупленный нефтяниками ученый, выразил свое купленное мнение
Комментарии 91 Написать комментарий
  • boruh 02.12.2019, 17:25
    Подкупленный нефтяниками ученый, выразил свое купленное мнение
  • Лион Иван Иванов 02.12.2019, 17:32
    Он что, совсем с дуба рухнул? "Оленеводы портят природу многократно сильнее, чем нефтяники". В отставку этого лже-учёного и привлечь к ответственности за дачу ложных показаний и оскорбление чести оленеводов b рыбаков!
  • Soldier_of_Fortune 02.12.2019, 17:36
    Не сумашедше ли, этот ученый? Студентов похоже Тюменский университет (Тюмгу) не следует отправлять.
  • Engin 02.12.2019, 17:39
    Гнать бы взашей таких килиматологов с севера. Даже и мысли не допускает в своих мадельках о том что по северам люди жили и хоз-во вели раньше чем Европа в туалет ходить научилась и гигиену придумала.
  • Aita1974 02.12.2019, 17:46
    Наглец. Вывод один - значит он не настоящий учёный
  • Exxon_Valdez 02.12.2019, 17:49
    Смешно, сейчас бы валить все экологические проблемы арктики на оленеводов.
  • bot109 Bot 02.12.2019, 17:56
    Ахахаха в итоге оленеводы и рыбаки крайнеми стали.
  • grajdanin 02.12.2019, 17:58
    Это не ученый а балбес, как может оленевод или рыболов портить природу?
  • шептун_смерти 02.12.2019, 18:01
    еще один продажный лоббист псевдоученый.
  • ykob57 02.12.2019, 18:10
    Лжеученый Как детей обманывают )
  • mazeltof биби айзенкот 02.12.2019, 18:16
    Бухгалтер какой-то
  • Кункуй Середина 02.12.2019, 18:18
    Вот,оно что?Окаца,во всем виноват белый медведь.А,он и не знал.
  • 02.12.2019, 18:29
    то есть из расчета на единицу продукции оленевод или рыболов портят природу многократно сильнее, чем нефтяники.
    Если по головам посчитать то вахтовиков и приезжих больше чем оленевода и рыбаков и срут больше
  • OON 02.12.2019, 18:31
    Дурак он и в Африке дурак
  • ilya103 02.12.2019, 18:37
    ДУРАЧОК...при том сказочный))
  • mor.alex 02.12.2019, 18:38
    Или загрязнение от выкачивания нефти и куч мусора после нефтяников или биоотходы от оленеводов и рыбаков,несопоставимые вещи.местный не будет на своей земле оставлять мусор,а нефтяникам плевать,они пришли и ушли
  • ДалбаарХотун 02.12.2019, 18:39
    Вот уже додумались, олени с олнневодами и рыбы мешают Арктике... Чудесно просто, ка мы жили то не зная этого... Слов нет...
  • Alex_Bird 02.12.2019, 18:39
    mor.alex, это вы местным скажите
  • Alex_Bird 02.12.2019, 18:41
    а я вот согласен с ученым
  • Zavmir 02.12.2019, 18:46
    Бред какой
  • ptsokt 02.12.2019, 18:47
    По этой логике получается, что за несколько тысяч лет хозяйствования рыболовов и оленеводов мы должны иметь сотни загрязнённых рек, таких, как Лена и Вилюй
  • mor.alex 02.12.2019, 18:51
    Alex_Bird,
    Им че говорить,они знают об этом.вот кто бы нефтяникам сказал,чтобы они за собой убирали
  • Чаарда 02.12.2019, 18:52
    Что за бред я только что прочитала. Рука, лицо
  • aub 02.12.2019, 18:53
    пусть скажет про москвичей теперь, что от них больше вреда экологии, чем от ядерного могильника в Коломенском.
  • moon3 02.12.2019, 19:01
    Покажите рожу этого наглеца псевдоученого!
  • cocojam18 02.12.2019, 19:01
    оленевод или рыболов ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕ МОГУТ портить природу!!! А нефте-газо- и прочие монополии многократно и сильнее губят все в радиусе своего расположения.
    ОКАЗЫВАЕТСЯ И СРЕДИ УЧЕНЫХ ЕСТЬ ВРЕДИТЕЛИ! Которые не подумавши поддерживают крупные госкорпорации
  • LKI2 02.12.2019, 19:10
    А ученый то не настоящий!
  • Сур Бере 02.12.2019, 19:15
    Мдаа уж, а то что оленеводы и рыболовы жили в этих местах гораздо дольше чем нефтяники этого ученого видимо не колышит...
  • Aleks_N 02.12.2019, 19:20
    Я согласен

    Вы хотябы изучите тему, олени если их не гонять ( в природе это делают волки) выедают всю растительность начисто нарушая баланс

    А рыболовы не для собственного пропитания добывают, а для заработка
  • r99s 02.12.2019, 19:21
    Даже читать не стал, понятно, что дальше бред. А ничего, что на крайнем Севера разные племена жили с времен мамонта в полной гармонии с природой. Живности, рыбы, птицы было несметное количество до прихода цивилизации в эти края.
  • IvanIvanov1 02.12.2019, 19:24
    За тысячи лет как-то оленеводы и рыбаки не особо влияли, а как только промышленность в Арктику пришла - они стали главными вредителями.
    Полный финиш.
    Теперь не попы мракобесы, а подобные псевдоученые.
  • r99s 02.12.2019, 19:29
    "Метан — чрезвычайно опасный парниковый газ, его вклад в парниковый эффект оценивается в 4-9%, с каждым годом он растет. Природа атмосферного метана разнообразна: вследствие выбросов метана из мерзлоты его образуется, видимо, меньше, чем выделяется из кишечников коров и других жвачных."

    То есть хочет сказать, что в глобальном потеплении виноваты вечная мерзлота и то, что коровы и жвачные напердели слищшком много? Миллионы лет коровы пердели и че то глобального потепления никакого не было.
  • kkkaaaiii 02.12.2019, 19:29
    Представителям традиционных отраслей необходимо подать на него в суд за передёргивание, подтасовку фактов и нанесение морального ущерба. Пусть станет не сладко этому Виктору Геннадинику и клопы его замучают!
  • хохмач 02.12.2019, 19:37
    Надо бы проверить этого " ученого", действительно ли заканчивал ВУЗ, и где защитился, что за труды. Мутный какой-то "ученый"
  • Пгугр Шукшкушг
    02.12.2019, 19:39
    фотка красивая
  • gjnfgjdfvfhbz 02.12.2019, 20:01
    Теперь наверное как американских индейцев будут этих коренных жителей Арктики КМНС будут выселять из Арктики
  • gjnfgjdfvfhbz 02.12.2019, 20:05
    Хотят весь Север промышленно освоить .Все Китаю. А сама Якутия газифицирована на 35 %. Тогда как центр России и юг России, Чечня газифицированы на 90-99 %. А Татарстан и Башкирия на 100 %.
    До каких пор будет такое отношение к своему собственному народу !
  • Миндимин Минимини 02.12.2019, 20:13
    Это у него точно мозги деградируют, как оленевод и рыболов могут навредить больше чем нефтяники? Чему он учит студентов, дурастике?
  • ВанЛав
    Анастасия Кузьмич
    02.12.2019, 20:24
    Что за бред он несёт. Рука-лицо
  • VIGGA 02.12.2019, 20:28
    aub, ну если все москвичи дружно пернут, то такой выброс метана будет в атмосферу а не дай бог китайцы решат устроить флешмоб короче, народ, хватит пердеть, качайте нефть. Пердеж коров и оленей наносит вреда больше чем нефтяные скважины блин... но рыбы то тут причём? Или это из-за потуг рыбаков атмосфера портится?
  • lunatik333 02.12.2019, 20:41
    Ппц. Позор какой. Учёный
  • rgg777 02.12.2019, 21:01
    Вам бы такие денжища отвалили бы, не так пернули бы.
  • У них задача стоит, всех проживающих на крайнем севере вынудить уехать с родины, политика такая, никакой социальной поддержки для северян, под видом оптимизации сократить население, и продать земли СССР , Китаю, итд. Экспансия.
  • ANTONY 02.12.2019, 21:04
    Карась скоро в Красную книгу попадёт...
  • satir15 02.12.2019, 21:10
    Какой идиот это интервью брал? Тутженадо было его изакидать вопросами почему таких дебилов журналистами называют
  • EthanHunt Sioux 02.12.2019, 21:24
    Никому не интересно твое купленное мнение черт
  • БМП-2 Александр 02.12.2019, 21:29
    Идиот однако
  • maximoff.vv Василий Максимов 02.12.2019, 21:31
    Геннадиник, Виктор Борисович.
    Информационное обеспечение управления охраной окружающей среды регионального уровня : автореферат дис. ... кандидата технических наук : 05.25.05 / Ин-т вычисл. технологий СО РАН. - Тюмень, 2004. - 19 с.
    Экономика -- Российская Федерация -- Охрана окружающей среды -- Управление -- Информационные технологии
    Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики-Получается он кандидат технических наук, а диссертацию писал по информационным технологиям, а не по экологии или биологии
  • Сардник 02.12.2019, 22:09
    БМП-2 , полностью согласна
  • rolt kostia 02.12.2019, 22:58
    поэтому на тюмени и оленеводов уже почти нет.
  • Constantin-D. 02.12.2019, 23:07
    Псевдоученые, когда же их за такие вещи будут наказывать?
  • fajjj Афанасий Румянцев 02.12.2019, 23:12
    покажите свои исследования(статистику), как рыболов или оленевод портят природу больше чем нефтедобывающие компании.
  • SeregaRussia 02.12.2019, 23:17
    Похоже этот ученый никогда не выходил из лаборатории и информацию он черпает у телевизора включив первый канал.
  • Engin 02.12.2019, 23:18
    Aleks_N, да вот как то не прав ты. Знаешь сколько упряжка собак рыбы съедает? Поинтересуйся. И сколько собак было в былые времена? А человек, без доп питания, как сейчас сколько и что в тундре кушал? Молчи лучше. Дитя еропы и веганов. Читай хотя бы "геройские" россказни об освоении севера еропейцами и прочими англосаксами.
  • Vasus 02.12.2019, 23:41
    Лион, так и есть традиционному рыболову надо сжечь соляры для своего существования и добытой рыбы чем нефтяннику. И как бы не берется в расчет что до этого условный эвенк мог мог жить и без соляры, в жирные годы ходил далеко, а рядом рыбу берег как свой лабазик. Пришел горнорудник все перекопал теперь рыбу выловить дороже выходит.
  • gianni2015 gianni nadzarro 03.12.2019, 00:00
    сказочный болван
  • NEROBOT Неробот 03.12.2019, 00:15
    Интересно, сколько ему заплатили и не задавится ли. Наверно стыдно коллегам
  • Aleks_N 03.12.2019, 00:32
    Engin, а без эмоций слабо, изучить тему

    Например эксперимент в Йеллоустоунском парке когда истребили волков
  • kriolog 03.12.2019, 00:34
    Есть довольно верные рассуждения, но вот о вреде для экологии, то тут и спорить не о чём. Оленеводы и рыбаки конечно значительно меньше вредят поверхностный слой, чем тяжёлая техника, доставляющая оборудование для бурения и обустройства промышленных площадок. Глобальные потепления и похолодания климата это процессы циклические, природу их пока не возможно точно определить, слишком незначительный период наблюдений в сравнении с геологическим временем этих циклов. Комплекс факторов, оказывающих влияние, довольно широк и вклад каждого из них тоже пока оценивается весьма с большими приближениями, что не позволяет сваливать вину на местное население. А в остальном, модная тема, есть специализированные институты, но финансирование исследований в них крайне ограничено, информация буквально по крупицам добывается, а сами добывающие газ и нефть организации на науку не желают тратить. Так что подождём, пока среди "эффективных менеджеров" появится руководитель, который обратит внимание в том числе и на криолитозону, и на экологию, которые конечно взаимосвязаны, как и иные природные процессы и явления.
  • KAMA 03.12.2019, 00:43
    Журналист, который брал интервью пропустил это мимо ушей, не задав уточняющий вопрос, что он имел в виду???
  • tirbege3 03.12.2019, 01:31
    Лион, на него надо натравить нашего земляка выявляющего лже ученых с фальшивыми диссертациями.
  • Лучо Варвара Варфоломеевна 03.12.2019, 02:37
    Aleks_N, о круговороте в природе читали? Животные, приспособленные к этой природе и природа, приспособленная этим животным и приспособленные к ним народы, априори не могут портить друг друга. Если начали говорить об этом, значит, ожидается уничтожение севера((((
  • 1946р 03.12.2019, 03:02
    Таяние вечной мерзлоты от нас не зависит. Это естественная изменения климата. По словам лже- ученого (дурака), есть еще лже-шаман) таянии льда виноваты оленеводы и рыболовы. Он эти слова сказал, для связки слов, чтобы интересно было читать. Если честно в таянии льда виноват этот лже-ученый (аммиака много у него, фу) и конечно путин....
  • Zuozhe zuo zhe 03.12.2019, 06:06
    Ну, что еще мог сказать ученый из универа нефтяного региона. его зарплата, премии, гранты целиком зависят от нефтянников. там с нефтянниками борятся только оленеводы рыболовы и охотники.
  • КатяФил 03.12.2019, 06:20
    На единицу продукции.... интересно что это он имел в виду? Какая продукция у охотника и рыболова? Сколько поймал, столько и съел. Что не съел- продал и хлеб купил. Получившаяся после этого "продукция" ничем не отличается от аналогичной "продукции" нефтяника. Один в один.
  • ianiro74 03.12.2019, 06:49
    Продажный ученый. Кто поверит этим сказкам.
  • vizza 03.12.2019, 07:09
    "Россияне мешают России"
  • Романыч 03.12.2019, 07:31
    Вот напердел так напердел!
  • Романыч 03.12.2019, 07:33
    Ключевое слово "на единицу продукции". Некорректно сравнивать объемы продукции оленеводов и нефтегазовых олигархов.
  • pupkoff 03.12.2019, 07:42
    Заказной учёный по-любому!!!
  • vdd 03.12.2019, 08:47
    Накурился, по ходу
  • 1946р 03.12.2019, 09:17
    Zuozhe, Попал в точку, вот и ответ дураку лже-ученому (всякие идиоты приходят под видом ученого, деда мороза (летӧм)..;.
  • mojai 03.12.2019, 09:17
    К сожалению таких не единицы, и их много. И они хотят выжить нас отсюда, что бы продать тут всё и тусоваться красиво, как Горби-Гандон.
    Специально законы и всякие нормативные акты принимают, чтобы Северянам жилось все хуже и хуже. Все больше всяких заказников/нац.парков/ООПТ для ограничения места проживания и хоз.деятельности КМНС.
    Совсем за людей не держат
  • flagman83 03.12.2019, 09:51
    Даже если допустить, что один нефтяник портит природу меньше, чем один оленевод( что в принципе нереально), то в количественном плане, тысяча нефтяников в совокупности портят в разы больше, чем один оленевод на 1000 кв.м. И выводы не основаны на том, что нефть само по себе портит больше природу и в ходе и после переработки, и после использования.
  • North_sea 03.12.2019, 10:09
    Странный какой-то ученый. Да, ученый ли... Стоило ли от такого брать интервью?
  • sssv 03.12.2019, 11:28
    Этот псевдоученый наносит северу непоправимый вред как и нефтяники.
  • Мээтэмэй 03.12.2019, 12:20
    Он имел ввиду, что оленеводы портят воздух. Нефтяники - землю и водные ресурсы. Воздух-то важнее наверно...
  • vovan_d vovan vovan 03.12.2019, 12:49
    Сказочный д.....б
  • Leya55 03.12.2019, 13:27
    даже маленький ребенок не согласился бы с таким мнением ... позорит настоящих ученый
  • Nikolay.Koryakin 03.12.2019, 13:34
    Под чумом оленевода добывают миллиарды тонн нефти, газа, алмазов, а он оказывается еще и воздух им портит.
  • Девон86 03.12.2019, 14:21
    Тупой ученый))
  • santa_1 03.12.2019, 14:37
    Это как доказать, что исторический дом в центре Москвы - является сараем?
  • s_d 03.12.2019, 14:40
    Лишить ученую степень и отправить к оленеводам на 5 лет
  • Prons Prons 03.12.2019, 15:13
    Экология это не наука, а инструмент манипулирования общественным мнением в пользу транснациональных компаний.Интервью этого эколога прямо эталон подобного передергивания фактами.
  • Rim05 03.12.2019, 15:52
    Да, видно промыли последние мозги нашему населению. Вообще не понимают о чем речь, а мнимого гонору на мильён. Учёный говорит истину. Сейчас все производственные комплексы строятся с минимальным воздействием на окружающую среду. Во всех производствах требуются очистные, полигоны твердых отходов. И действует фактически ЧЕТЫРЕХКРАТНЫЙ контроль этих комплексов, начиная с проектирования. Это публичные слушания проектных решений, государственная экологическая экспертиза, проекты допустимых выбросов и размещения отходов, постоянный производственный экологический контроль. Это не считая общественного контроля, контроля субьектов федерации.
    А вот в части отходов, выбросов, сточных вод, поверхностных смывов населенных пунктов, ЖКХ, мусорных полигонов полный кавардак. Чего далеко ходить, мусорные проблемы города Якутска еще не решены, с отходами неблагоустроенного фонда нет даже законодательного регулирования. А ведь никаких мусороперерабатывающих, утилизирующих производств нет. Канализационные стоки выливаются везде. А если выйти за пределы Якутска, вообще первобытный строй. И отходы, стоки, выбросы попадают в поверхностные водотоки и в реки.
    Так, что вы, уважаемые оппоненты гадите больше чем промышленные предприятия. Наведите порядок у себя.
  • Вечный_недосып Орк Иванович 03.12.2019, 15:54
    идиот какой, лишить его ученой степени!
  • RS1616 03.12.2019, 16:09
    Видать пьяный или поддатый сидел интервью давал
  • SofrAnd 03.12.2019, 16:28
    @Aleks_N, Я вижу что ты удивительный и нежный.
  • uranay 03.12.2019, 16:38
    Очередной кабинетный ученый, который изучает Арктику, не выезжая за пределы МКАДА
  • svarog 03.12.2019, 17:02
    Rim05, полностью согласен. Тупые бараны не понимают что это образное понятие оленевод и рыбак. Это про нас с вами. А мы тут разводим свалку за свалкой. Все леса вокруг Якутска в мусоре. О какой экологии вообще речь....
  • самыйпростойник АйсТуристик 03.12.2019, 17:22
    Ооеневоды, подайте на него в суд Гаагский! Сто процентов выиграете! Вознаграждение разделите по честному между всеми!
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Обратная связь