Асклипиодот Рязанский: жизнь в эмиграции

Асклипиодот Рязанский: жизнь в эмиграции

Об Асклипиодоте Афанасьевиче Рязанском — якуте, уроженце Амгинского улуса, бежавшем после разгрома пепеляевщины в Китай, а затем эмигрировавшем в тридцатилетнем возрасте в Соединенные Штаты Америки, исследователи располагают скудными сведениями. В этом году группа исследователей из СВФУ побывала в Австралии, куда позднее переехала семья эмигранта.

У его отца — Афанасия Петровича Рязанского была непростая судьба. Он учился в Якутской классической прогимназии, до революции был писарем улуса, старостой, улусным головой. В 1917 г. был избран делегатом на съезд крестьян трех южных округов Якутской области. Работал учителем Одунинской школы Вилюйского округа. Принимал участие в «повстанческом» движении 1921-1923 гг., командировался Временным Якутским областным народным управлением (ВЯОНУ) в северные округа для сбора пушнины. В 1925-1927 гг. — член коллегии Наркомзема ЯАССР, заведовал отделом землеустройства. В 1929 г. А.П. Рязанский стал жертвой необоснованной репрессии, был заключен в Сиблаг на три года, но оттуда не вернулся. Доброе имя А.П. Рязанского было реабилитировано только через 60 лет, в 1989 году.

Как отмечают исследователи, у Афанасия Петровича было два сына и две дочери: Пантелеймон, Асклипиодот, Александра, Фекла. Известно, что его сын Асклипиодот Афанасьевич Рязанский родился 26 апреля 1898 года, окончил фельдшерское училище, был поручиком, начальником штаба Ленского добровольческого отряда. После разгрома пепеляевщины эмигрировал в Китай.

На протяжении многих лет изучением жизни и деятельности Афанасия Рязанского и его сына Асклипиодота занимались доктор исторических наук, профессор СВФУ Олег Якимов и известный якутский прозаик, драматург Василий Егорович Васильев — Харысхал. Василий Егорович работал в архивах КГБ «по делу» Афанасия Петровича Рязанского, искал информацию об отце и сыне Рязанских в архивах, библиотеках, газетных, журнальных публикациях, в том числе и за рубежом.

Писатель отмечает в своей статье «Эмигрант Асклипиодот Рязанский»: «…думать о возвращении на родину в ближайшие годы не приходится, даже весьма возможно, что мы никогда не вернемся…». Опубликован в журнале «Илин» в 2015 году, имена отца и сына Рязанских в годы Советской власти были под строжайшим запретом. «Отец, как голова Амгинского улуса при царизме, сподвижник белоповстанческого движения, раскулаченный и умерший в тюрьме, а сын, офицер белой армии, эмигрант — никак не вписывались в наше коммунистическое общество развитого социализма», — пишет Харысхал.

Как установил Василий Егорович, Асклипиодот Афанасьевич Рязанский в Китае стал крупным журналистом, освещал вопросы политики, экономики и культуры на английском языке. Жена его Елизавета была из Никольска-Уссурийского, у них родились сыновья Афанасий и Евгений. До 1942 года Рязанские жили в Шанхае. Когда начались боевые действия между Китаем и Японией, они перебрались в Гонконг. Но там главу семьи мобилизовали в британскую армию. В 1949 году он с семьей переехал в Австралию. Там он имел небольшую судовую компанию, возил грузы. Харысхал отмечает, что А.А. Рязанский был центром якутской эмиграции и держал связь с друзьями, живущими в Финляндии, Америке, Китае.

Но, несмотря на проведенные исследования, все равно в биографии якутянина Асклипиодота Афанасьевича Рязанского оставалось много «белых пятен», которые требовали новых исследований. Поэтому поистине большим событием стала поездка нынешней осенью научно-исследовательской экспедиции СВФУ в составе народного писателя, драматурга Василия Харысхала, и.о. заведующего кафедрой журналистики ФЛФ СВФУ Олега Сидорова, профессора Чикагского университета Владимира Рязанского, переводчика Майи Сидоровой в Австралию, в г. Брисбен, с целью сбора и изучения материалов о талантливом публицисте, якутском эмигранте, сыне первого головы Амгинского улуса Афанасия Петровича Рязанского — Асклипиодоте Рязанском.

На днях мы встретились с Олегом Сидоровым и поговорили о результатах этой экспедиции.

— Олег Гаврильевич, расскажите, с чего все началось?

— Вообще-то, мы уже давно на нашей кафедре журналистики занимаемся этой темой. А начинал ее исследовать профессор университета Олег Дмитриевич Якимов. Но как проект «Публицистическое наследие якутской интеллигенции» он оформился только в этом году. Я сам тоже занимался данной темой, поэтому она всегда у нас была в центре внимания.

В этом году мы, наконец-то, решили реализовать проект. Дело в том, что еще в 2015 году мы с Василием Егоровичем Васильевым — Харысхалом получали приглашение в Австралию от невестки Асклипиодота Афанасьевича Рязанского, супруги его младшего сына Евгения, Ирены Келси для изучения семейного архива Рязанских. Но тогда у нас поездка не получилась, и только в этом году мы смогли вылететь в Австралию, благодаря поддержке СВФУ им. М.К. Аммосова. Был издан приказ ректора об организации научно-исследовательской экспедиции по проекту «Публицистическое наследие якутской интеллигенции».

И вот наша экспедиция в составе четырех человек 27 августа вылетела в Австралию, г. Брисбен, где и состоялась наша встреча с Иреной Келси-Рязанской. Наша задача состояла в получении семейного архива, сохранившегося благодаря ей. А контакт с ней установил дальний родственник Владимир Дмитриевич Рязанский. Еще в 2014 году он нашел в интернете информацию о том, что в г. Брисбен в 2008 году состоялось отпевание Елизаветы Рязанской. Поэтому Владимир Дмитриевич вышел на связь с Православной церковью. И во время разговора о Елизавете Рязанской отец Гавриил упомянул, что буквально на днях заказали отпевание уже ее сына, Евгения Асклипиодотовича Рязанского. Отец Гавриил сказал Владимиру Дмитриевичу, что он может связать с супругой Евгения Рязанского, Иреной Келси. Так, благодаря этому случаю или случайности, нам удалось встретиться с ней и приоткрыть завесу тайны, которая долгие годы была связана с семьей Рязанских.

Как вы знаете, Василий Харысхал еще с середины 1990-х годов занимается историей якутской эмиграции. И жизнь Асклипиодота Рязанского в эмиграции на протяжении многих лет оставалась «белым пятном». Но в начале 2000-х годов он выяснил, что Асклипиодот Рязанский с семьей выехал из Гонконга в Австралию, и с этого момента ничего не было известно о судьбе Рязанских.

— Что удалось узнать дополнительно из биографии Асклипиодота Рязанского, ведь судя по тем архивным документам, его публикациям, которые удалось разыскать Василию Харысхалу в 2004 году, он был выдающимся человеком?

— Да, совершенно верно. Асклипиодот Рязанский был одним из ярчайших представителей якутской интеллигенции начала ХХ века. Примечательно то, что он не затерялся в эмиграции, проявил свои таланты в разных сферах — журналистике, публицистике, политологии, предпринимательстве. Мы выяснили, что в общей сложности А.А. Рязанским было опубликовано около 350 публицистических статей, религиозно-философских трудов на английском языке в разных изданиях Китая, США и Австралии.

Мы также выяснили, что Рязанские переехали из Гонконга в Австралию не в 1949-м, а в 1952 году. Причиной переезда стали проходящие в Гонконге в конце 1940-х годов военные действия. Кроме того, оказывается, у Асклипиодота Афанасьевича возникли проблемы с его бизнесом — судно, которым он владел и на котором возил товары, подорвалось на мине. Поэтому они и решили уехать в Австралию. С 1952 года они жили там постоянно.

Но при переезде случилось непредвиденное: в первый же день прибытия семьи в Австралию Асклипиодот Афанасьевич сломал ногу. Это случилось из-за того, что пристань в те времена не была оборудована. Говорят, он долго болел, в результате прогрессирования болезни ему ампутировали ногу. Но, несмотря на это, Рязанский не бросал интеллектуальную работу. Как он пишет в своем дневнике, опубликовал дюжину статей в Австралии.

А дневник свой Асклипиодот Афанасьевич начал вести в 1967 году, после того, когда у него случился инсульт. То есть он стал записывать свои воспоминания — сохранились и рукописные, и отпечатанные на машинке. Благодаря этому дневнику мы уточнили некоторые факты его биографии, узнали, что он написал порядка 350 статей, которые были опубликованы в разных изданиях. К сожалению, пока мы располагаем только четырьмя статьями А.А. Рязанского, подписанными его собственной фамилией. Дело в том, что многие свои статьи Асклипиодот Афанасьевич публиковал под псевдонимом. И это он отметил в своем дневнике.

– А почему под псевдонимом?

– Как писал сам Рязанский, в эмиграции было очень сложно, поэтому он предпочитал публиковаться под псевдонимом. Мы сейчас делаем полный перевод дневника, документов, публицистических статей.

Но Василий Егорович, конечно, надеялся найти в семейном архиве письма, переписку, но, к сожалению, они не сохранились. Из-за нескольких переездов семьи часть архива была утеряна. Ирена рассказала, что Евгений говорил об их хорошей семейной библиотеке, но, к сожалению, она тоже не сохранилась.

Также мы уточнили дату смерти Асклипиодота Рязанского. Оказывается, он умер 11 октября 1968 года в возрасте 70 лет. Выяснили мы и годы жизни его супруги, Елизаветы Рязанской: родилась 18 сентября 1910 года, а ушла из жизни 5 марта 2008 года, т.е. ей было 98 лет. Их старший сын, кстати, названный в честь дедушки, Афанасий Асклипиодотович Рязанский, был 1933 года рождения, его не стало буквально в прошлом 2018 году. Он долго болел и лежал в приюте. А младший сын Рязанских, Евгений Асклипиодотович, родился в 1939 году, умер в 2014 году. К большому сожалению, детей у них не было — ни у Афанасия, ни у Евгения…

Мы, конечно же, посетили кладбище г. Брисбен, почтили память Асклипиодота и Елизаветы Рязанских. Василий Егорович совершил якутский национальный обряд на месте их захоронения и положил на могилу Асклипиодота Рязанского горсть родной амгинской земли, ведь перед вылетом в Австралию мы сьездили в Амгу, в Соморсунский наслег, откуда родом Асклипиодот Афанасьевич, посетили родовое гнездо Рязанских, их родной алас. После посещения кладбища мы заказали в Православной церкви службу в память всем нашим якутским эмигрантам.

Сейчас наша задача — все эти документы перевести на русский язык, подготовить для издания материалы и дальше заняться поисками статей Асклипиодота Рязанского. Поэтому предстоит большая работа. Сейчас нами проведен только первый этап работы по поиску публицистического наследия А.А. Рязанского. Нам необходимо найти хотя бы часть материалов из его 350 статей.

– А Ирена Келси рассказала, как она познакомилась с Евгением Рязанским?

– Конечно, Ирена Келси рассказала о себе: она родилась в Свердловске, жила в Ленинграде, затем в Латвии. В 1996 году, после выхода на пенсию, она уехала жить в Новую Зеландию. С Евгением Рязанским она познакомилась в 2007 году. Через два года Ирена переехала жить в Австралию, где они поженились.

– Что вам стало известно о Евгении Асклипиодотовиче?

– По профессии он был инженером-строителем, на службе состоял в строительных войсках, участвовал в строительстве многих офисных зданий, мостов в Брисбене. Кроме этого, мы узнали, что Евгений Рязанский, тоже как и отец, был творческим человеком: он хорошо писал маслом. Супруга говорит, что у него было порядка 300 картин, но опять же, когда они переезжали из Брисбена в Голд-Кост, а затем с частного дома в квартирный дом, каждый раз им приходилось часть картин отдавать друзьям, знакомым, часть картин была продана, поэтому у нее сохранилось всего пять картин Евгения.

– А Владимир Дмитриевич Рязанский приходится родственником Рязанским?

– Да, он их дальний родственник, его предки — из другой ветви Рязанских. Василий Егорович установил, что где-то в XVII – XVIII вв. в Якутию прибыли братья-казаки Рязанские, но волею обстоятельств одного отправили на север, а другой остался в Амге. То есть родословная Владимира Дмитриевича идет от северных Рязанских.

Владимир Рязанский закончил Якутский госуниверситет, биолого-географический факультет, затем учился в аспирантуре в Москве, стажировался в Германии, США, и вот уже десять лет работает в Чикагском университете профессором-исследователем. С Василием Егоровичем Владимир Рязанский познакомился еще в 2004 году, в Америке. И с тех пор они держали связь, переписывались. Владимир Дмитриевич активно помогает нам в поисках документов, разных источников. Именно благодаря ему удалось найти Ирену Келси-Рязанскую, что привело к организации научно-исследовательской экспедиции СВФУ в Австралию с целью поиска архива Рязанских.

– Как вы сами оцениваете результаты этой поездки?

– Безусловно, в Австралии проведена большая работа — это встречи с представителями русской эмиграции, работа с семейным архивом Рязанских, в библиотеке Брисбена, уточнение многих неизвестных фактов из биографии Рязанских. Самое главное — Ирена Келси передала научно-исследовательской экспедиции СВФУ все имеющиеся у нее документы, фотографии и семейные реликвии семьи Рязанских, а в дарственном письме отметила: «Я считаю, что они должны храниться на Родине Рязанских и быть достоянием якутского народа».

Конечно, перед нами раскрылся масштаб личности Акслипиодота Рязанского. Будучи человеком волевым, целеустремленным, находясь в сложнейших условиях эмиграции, он смог себя реализовать. Мы увидели, каким всесторонне талантливым человеком он был — философом, ученым, журналистом, писателем, владел китайским, французским языками и в совершенстве знал английский.

По результатам поездки выйдут научные статьи в журналах, а Василий Харысхал готовит сборник документов и писем А.А. Рязанского, который планируется выпустить в следующем году.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Лучший комментарий
В83
Очень интересный человек. А сколько таких еще было, неизвестно. Если нынешние люди с интересом и любопытством взглянут на предков, и начнут изучать, собирать материалы по ним, то проявятся многие интересные судьбы и личности - достояние народа.
Комментарии 54
  • Gazeller 09.11.2019, 09:09
    Сколько судеб погубили эти большевики?!!!!
  • КарлУола Сергей 09.11.2019, 09:34
    "Эмигранты" - люди, бросившие Родину на произвол судьбы в трудные времена и кричащие о "патриотизме" из-за границы. О чём эта статья???
  • В83 09.11.2019, 09:35
    Очень интересный человек. А сколько таких еще было, неизвестно. Если нынешние люди с интересом и любопытством взглянут на предков, и начнут изучать, собирать материалы по ним, то проявятся многие интересные судьбы и личности - достояние народа.
  • omon7979 09.11.2019, 09:37
    Gazeller, Гражданская война, что ты хотел он на стороне проигравших был, он ведь не остался бежал.
  • Goodwinn 09.11.2019, 09:42
    Вообщем, статья о том, что при царизме всегда воры у власти. Потому что только на воров может положиться воровская власть.
    До революции отец семейства был главой Агинского улуса, поэтому когда сын сбежал за границу, все у него было хорошо, и судовая компания своя и так далее.
    Не всё наворованное советская власть отобрала значит.
    Эта история наверно вдохновляет нынешних единороссов, они тоже гребут народное и тащут за границу.
  • iovnay Джо Внай 09.11.2019, 09:44
    Я тоже хочу в Австралию изучать белоэмигрантов
  • GEOstudent 09.11.2019, 09:47
    Жестокое было время. Несправедливое. 15 млн только погибших в той гражданской бойне. Страна была в руинах. Западные страны помогали то одним, то другим чтобы ослабить Россию как можно больше.
  • Sjan 09.11.2019, 09:47
    КарлУола, а чем бы они могли помочь Родине, оставшись здесь? Их бы сразу поставили к стенке. Зачем обвинять людей в том, что они предпочли жизнь смерти.
  • тихас 09.11.2019, 09:51
    давайте тогда всех вспоминать.При Петре-1,при Екатерине-2.Тоже думаю бежали от произвола в чужбину.
  • Михаил_Местников михаил местников 09.11.2019, 09:53
    Всегда проклинал то время, когда к власти пришли коммунисты-большевики - убийцы многих тысяч якутян. Если бы не 90-е...мы сейчас может узнавать правду тех времен
  • Мирэль 09.11.2019, 10:00
    И оборвалась эта ветвь Рязанских...о чем писались статьи, какая польза от них Республике...жил и умер на чужбине, мог бы пользу принести своей Родине!
  • vlo7 09.11.2019, 10:06
    Второе слово текста - с ошибкой "Асклифеодоте".
  • MuzzleToff 09.11.2019, 10:12
    Такие вот эмигранты из интеллигенции, пили кровь трудового народа, но мои предки были простыми хамначчитами, и поддерживали большевиков, воевали с такими вот белогвардейцами, выгнали их с Якутии, отдали власть народу, а теперь эти эмигранты в большем почёте чем мои предки?! скоро им памятники начнут ставить, тьфу на вас!!!
    Товарищь маузер не сказал еще своего последнего слова!
  • Кункуй Середина 09.11.2019, 10:15
    КарлУола, Это,вынужденная эмиграция.Бегство, из мясорубки.
  • oda2015 09.11.2019, 10:20
    Сибирь осваивали не по плану и не по указу царей. Люди искали волю и свободу от произвола властей не только в южных окраинах России, но и в Сибири.
  • КарлУола Сергей 09.11.2019, 10:24
    @Sjan, тогда что скажете тем, кто остался здесь и выжил???
  • gunni 09.11.2019, 10:31
    это все изза аккупантов
  • RS1616 09.11.2019, 10:32
    У него не осталось хамначчытов вот и уехал.
  • Кункуй Середина 09.11.2019, 10:33
    КарлУола, Бабушка из кулаков,вышла замуж за батрака по дальше в глубь.
    Дед бежал с поволжья женился на саха.Народ,выживал как мог.
    Ну,и мы поживем пока.
  • Ахтааки 09.11.2019, 10:45
    Хорошо что уехал, не мнясь, все равно бы выбросили в лагеря жуткие, до сих пор удивляюсь как там заключенные выжили.
  • LoliPok 09.11.2019, 10:52
    Гражданские войны были во всех народах, это процесс отделения козлов от овец: США, Франция, Китай и тд. Даже в Библии Моисей вырезал пол своего народа из-за того что они поклонялись "Золотому тельцу", а это было 3000 лет тому назад.
  • гелендеваген 09.11.2019, 10:55
    Михаил_Местников, предки тойоны? жирели на чужом труде? Поделом им.
  • гелендеваген 09.11.2019, 10:57
    Недобитому белогвардейцу дифирамбы поют. Эх,жаль успел убежать.
  • Щасвирнус 09.11.2019, 10:59
    Скольких прекрасных людей убили или согнали из родных мест большевики? Не только политиков и предпринимателей, но и промышленников, инженеров, писателей. Какую прекрасную жизнь они бы построили? Уж точно не то коррумпированное болото и деревни на дровах, что мы сейчас имеем.
  • Sjan 09.11.2019, 11:00
    гелендеваген, как же глубоко сидит в людях большевистская пропаганда.
    Люди своим трудом, умом и смекалкой преумножали богатство.
    Те, кто не хотел работать или не умел попросту завидовали и отыгрались после революции.
  • Rim05 09.11.2019, 11:01
    Да, жизнь сложна. Многих она кидала в разные места. Видно, что на долю Рязанских тоже выпали и горе и счастье. Но в целом в их жизни ничего выдающегося не видно. Стоит ли за архивом средних людей ездить вчетвером на край света за бюджетные деньги? Еще и планировать дальше тратить деньги на перевод, выпуск книги и тд? Есть Рязанские в республике, если им интересно, пусть скидываются и исследуют. Мне достаточно тех сведений, что есть. Своего архива полно, кто бы купил.
  • Sjan 09.11.2019, 11:02
    КарлУола, кто остался, тем более или менее повезло, хотя бы в том, что могли найти последний приют на родной земле, а не мыкать горе на чужбине
  • uriel66666 09.11.2019, 11:08
    Михаил_Местников, сам то вырос в их время, вроде ничего, сидишь же тут, критикуешь. Значит плохо работали в те времена органы, не добили.
  • Гузмания 09.11.2019, 11:09
    Михаил_Местников, а у самого родственников-коммунистов не было? Их вы тоже проклинаете? Какая глупость слышать подобные слова от немолодого мужчины.
  • Dzen1 09.11.2019, 11:11
    Он не герой, он бывший угнетатель простого народа, вот и убежал, а то припомнили бы грешки.
  • Caribu 09.11.2019, 11:26
    Просто нашли повод съездить в Австралию. На самом деле таких людей, с похожей судьбой можно найти в любой точке республики, России и мира. Все эти попытки умиляться "дореволюционной идиллией и хрустом французский булки" говорят р том, что эти люди живут в параллельном мире. По описании он "великий", только тем что сбежал с недобитыми пепеляевцами за границу и просто там жил. А сколько простых людей погибло защищая свою республику от них. Но о них эти исследователи не напишут, да и в Австралию не поедешь на халяву.
  • Белозерский4 09.11.2019, 11:28
    Сколько бюджетных денег потратили ?
  • гелендеваген 09.11.2019, 11:29
    Sjan, кровопийцы буржуи реально имели талант угнетать и порабощать простых людей, ты прав,
  • rolando 09.11.2019, 11:47
    Таких убежавших множество.
    Хорошая работа, ездишь по миру себе якобы изучаешь. Наверняка на бюджетное средства. Вон целая группа исследователей )))
  • бомр-2 09.11.2019, 12:49
    Сейчас у влпсти теже самые тойоны , на наши налоги себе девятимилионные банкеты закатывают, покупают роскошные машины. Рабочие и крестьяне так де гнут спину за копейки. Недовольных много среди простых людей,
  • Щасвирнус 09.11.2019, 13:36
    Михаил_Местников, прав на все 100%. Плохо то, что сейчас большинство населения с вывернутыми мозгами. И все явно бюджетники и чинари.
  • sepang 09.11.2019, 13:59
    Как говорят, свинья грязь везде найдёт, так и тут прицепились к человеку за белогвардейцев. Времена такие были. А то, что на чужбине в те времена когда не было ни интернета, ни доступной информации человек выучил несколько языков, состоялся как автор и предприниматель, ну пустяки, что ж такого, каждый так сможет да?
  • Михаил_Местников михаил местников 09.11.2019, 14:40
    гелендеваген, в те времена бедствовали только лентяи. В Гражданскую 95% местного населения защищали свой уклад жизни. Победили их профессиональные войска под руководством Курашова, Байкалова. Победившие трудяг назвали кулаками и отобрали ими нажитое хозяйство. От этого и восстания происходили. Белые - это былые по совести люди, а красные покрасневшие от крови во время той грабительской войны.

    Если бы не большевики, то сколько бы пользы принесли родной земле люди, истребленные в Гражданскую.
  • гелендеваген 09.11.2019, 15:11
    Михаил_Местников, старая песня.Кто много работал, тот был в достатке.А может был в достатке тот, НА КОГО много работали? дедушка тойончиком был, однако?Проснулась классовая ненависть? Чтож вы при коммунистах то не выступали про это, страшно?
  • гелендеваген 09.11.2019, 15:11
    Щасвирнус, за всех не говори.
  • RS1616 09.11.2019, 16:14
    По простому объясню : убежал за бугор кулак, угнетатель простого люда.
  • redmi 09.11.2019, 16:17
    Михаил_Местников, ты бы историю изучил, хотя бы Якутии. Начни с Серошевского.
  • Гузмания 09.11.2019, 17:22
    Конечно, перед нами раскрылся масштаб личности Акслипиодота.

    Так он АСКлипиодот или АКСлипиодот?
  • Гузмания 09.11.2019, 17:28
    Михаил_Местников, красные покраснели от крови? А белые кровь чужую не проливали?
    Гражданская война это всегда братоубийственная война. В вашем возрасте этого не понимать... даже не знаю, что сказать.
  • 09.11.2019, 18:02
    Очень интересно узнать про родственников и потомков Амгинских Рязанских. Егор Егорович Рязанский был такой, случайно не родственник?
  • bender1 09.11.2019, 20:32
    Молодец, эмигрировал, отпрыски должны быть благодарны))
  • drughi 09.11.2019, 22:51
    @bender1, жаль что "отпрысков" нет, двое сыновей без детей. ветвь оборвалась.
  • Domik_88 Шш 09.11.2019, 23:55
    Уникальность этого человека в том, что в 1917 году, все наши предки были мягко говоря тёмными людьми, большинство даже читать и писать не умели, не знали русский язык, а этот человек на английском, французском языках научные статьи писал! Вы представляете каков масштаб личности на общем фоне образованности соплеменников? Даже сейчас сомневаюсь что есть Якуты которые могли бы писать научные статьи на иностранных языках. Когда наши предки даже не выезжали дальше своего алааса, этот человек жил в Китае, Австралии, Америке?? И мало того сумел адаптироваться, вёл бизнес и тд. Это все равно поразительно
  • beat4battle 10.11.2019, 00:46
    Окажешься в эмиграции с голым пузом с женой и двумя детьми - не только по английски - по-китайски заговоришь
  • буровик 12.11.2019, 17:29
    Михаил_Местников, хорош уже песни заезжие петь и гадить на могилы отцов наших история показала кто победил, а кто проиграл. Мы все потомки победителей так или иначе так что гамно свое жри сам
  • Михаил_Местников михаил местников 13.11.2019, 12:37
    буровик, кто победил?!!! Это большевики на деньги Германии победили, уничтожили все и вся, уничтожили самых лучших людей и поэтому до сих Россия покупает передовую технику у немцев. Так что, победили отнюдь не граждане страны - их столкнули друг на друга.

    Это ты в дерьме и отлично устроился там, но всему приходит конец и сейчас расчищаем ваш мусор, оставленный после себя. Хорошо, что на свободе, живы-здоровы и не поступили как когда-то большевики с нашими дедами. Благодари бога за это!
  • буровик 13.11.2019, 17:14
    Михаил_Местников, рожа учи матчасть))
  • Михаил_Местников михаил местников 14.11.2019, 08:47
    буровик, ты бы перестал читать небылицы коммунистов:) и пошевелить остатками тех серых веществ, которые еще не поддались зомбированию)
  • буровик 14.11.2019, 15:39
    Михаил_Местников, я то хоть читаю в отличии от тебя, смотри дальше ютуб))
  • Показать комментарии неподтвержденных пользователей (2)
  • У меня бабушка Рязанская, и я слышала что кто то из ее рода эмигрировал в Японию или Китай
  • , я родственница, а вы кто? Я внучка сестры отца егора егоровича
Обратная связь