Начинающая предпринимательница из Якутска Антонина Дормидонтова стала известной в соцсетях как «обиженная» выпускница бизнес-школы после того, как опубликовала видеоролик, в котором она плачет и жалуется на несправедливый отбор финалистов. Слушатели школы с лучшими проектами получили гранты по 100 тысяч рублей. Антонина не вошла в их число и записала эмоциональное видеообращение, которое тут же распространилось в соцсетях.
Антонина Дормидонтова рассказала News.Ykt.Ru о планах запустить свой бренд косметики, о том, как она отреагировала на сравнения с Леоном, и почему она видит во всей этой шумихе вокруг нее только плюсы.
Почему вы решили записать это видео?
— Задаю этот вопрос сама себе. 26 мая я защитила дипломную работу в бизнес-школе. Думала, что защита прошла хорошо: ответила на все вопросы и замечания.
Видеоролик, широко разошедшийся в соцсетях.
Были уверены, что пройдете в финал?
— Надеялась, что пройду. Результаты объявили 27 мая. Когда мне сказали, что я получила оценку «удовлетворительно», сильно удивилась. Были мысли: как, какая еще тройка? У меня не было таких оценок ни в школе, ни в университете. Я была в шоке, но подумала про себя: «Ладно, раз провалила — так провалила».
Я записала видео во вторник после звонка из бизнес-школы. Мне сказали: «У вас в дипломе тройка за дипломную работу, но мы посмотрели, что по баллам вы одна из наших лучших учениц. Поэтому мы решили исправить вам оценку на отлично».
Вы согласились?
— Меня эта новость совсем не обрадовала. Ответила: «Извините, но мне все равно, какая оценка будет стоять в дипломе. Я ведь не достигла своей цели». Их это удивило, спросили: «Почему вы не рады?» И этот разговор стал последней каплей.
Все накопилось — стресс, эмоции. Захотелось поделиться переживаниями, рассказать о своей неудаче друзьям. Были мысли удалить это видео сразу после публикации, но мне стали писать знакомые: «Не расстраивайся! Иди вперед, ты все сможешь!» Был невероятный фидбэк: много поддержки и сообщений. Для меня это стало сильной мотивацией, и я еще больше поверила в свой проект.
Сейчас жалеете, что решили записать видеоролик?
— Нет, я ведь достигла своей главной цели — встретилась с Ириной Сергеевной (Ирина Высоких — министр предпринимательства, торговли и туризма Якутии — от ред.).
С министром предпринимательства Ириной Высоких.
То есть дело было не в гранте?
— Дело было не в деньгах и не в оценках. Сто тысяч рублей — это хорошая помощь для молодого начинающего предпринимателя, но, если говорить прямо, не самая большая сумма для открытия бизнеса. Для меня было важнее донести свою идею до министра. Она сказала, что замысел хороший. Мы детально разобрали проект, и она составила план работы — расписала конкретные шаги, которые мне нужно сделать, чтобы воплотить идею в жизнь.
Решили еще, что мне нужно полностью переписать бизнес-план. Работаем над этим вместе с моим куратором из бизнес-школы Максимом Альбертовичем (бизнес-тренер Максим Тимофеев — от ред.).
С куратором из бизнес-школы Максимом Тимофеевым.
После этой истории с видео вам выделили куратора для индивидуальных консультаций?
— Он согласился работать со мной индивидуально. Сейчас мы составляем бизнес-план и готовимся провести маркетинговые исследования.
Какая была первая реакция, когда видео вдруг начали бурно обсуждать в соцсетях?
— Совсем не ожидала, что видео вызовет такой резонанс. Сначала было, конечно, неприятно. Но когда эмоции поутихли, уже на холодную голову решила, что для достижения цели хороши любые методы. Включила сразу журналиста и начала думать: «Та-а-ак, а где меня еще могут опубликовать?»
В принципе, я всегда открыта для общения. В последние дни мне много писали в директ, и я отвечала на все вопросы. А если кто-то пишет негативные комментарии, что-то придумывает или додумывает — пусть, ничего страшного.
Эта история в итоге обернулась для меня удачей. Теперь у меня появились хорошие кураторы: есть кому показать результаты труда и с кем можно посоветоваться.
Некоторые подумали, что во всем этом была некая маркетинговая уловка. Казалось, что видео было снято как отсылка к нашумевшему ролику Леона. Что думаете о таких сравнениях?
— До этого я вообще ничего не слышала об истории, связанной с Леоном. Сижу в соцсетях, но эта новость прошла мимо меня. Знала только, что есть такой певец. А теперь меня даже называют сестрой Леона. Стараюсь отнестись к этому с юмором.
Ободрило, что большинство людей отнеслись к моей неудаче с сопереживанием. Это доказывает, что у якутян большое сердце. Они относятся к неудачам и бедам ближних с пониманием, стараются поддержать, если говорить по-якутски — аhыныгастар (сопереживающие, жалостливые — от ред.).
Наверное, мое видео вызвало такую реакцию у людей еще из-за «эффекта корейской дорамы». Очень люблю их: если герои плачут, плачу вместе с ними. Помню, как я смотрела дораму в непростое для меня время — выплакала тогда литры слез.
Все говорят мне, что я эмоциональная. И сейчас я понимаю, что это немного мешает мне — буду работать над этим.
Всегда так относитесь к неудачам?
— Я придирчива к себе. В школе была отличницей, кто-то, может, назовет меня перфекционистом. Люблю делать все дотошно, обращаю много внимания на детали. Как только появилась идея создать свой бренд косметики, я сразу же пошла к графическому дизайнеру. Оформили логотип, продумали оформление линейки продукции и сделали футболки, бейсболки и фартук с логотипом «Антуар».
История с бизнес-школой — еще до встречи с министром — была самой большой неудачей в вашей жизни?
— Сложно сказать. Всегда пытаюсь находить выход из любой сложной ситуации.
Может, были действительно тяжелые моменты, которые не идут в сравнение с тем, что случилось в бизнес-школе?
— Каких-то прямо невероятно тяжелых моментов не было. Но в прошлом году у меня были проблемы в семейной жизни. Мы с мужем прожили полгода раздельно: я была в Сунтаре, а он — в Якутске. Это непросто, когда вы воспитываете двоих детей. Но мы смогли преодолеть этот кризис в отношениях.
Муж поддерживает мои идеи, всегда говорит: «Ты сможешь! Иди только вперед». Он работает адвокатом, весь семейный бюджет на нем. Я сижу с детьми, но не вижу себя домохозяйкой, хочу исполнить свою мечту — открыть свое дело, запустить свой бренд косметики. Поэтому мне иногда кажется, что жизнь балует меня. Не у всех есть возможности и условия для того, чтобы претворять в жизнь свои мечты.
Антонина с мужем.
А как отреагировал муж на шумиху из-за видео?
— Наверное, я ожидала услышать что-то вроде: «Are you crazy?» («Ты сумасшедшая?» — в переводе с английского). А если серьезно, он сказал: «Не могу видеть, как ты плачешь, поэтому не стал смотреть». Потом уже добавил: «Ну ты все-таки молодец. Ты смелая! Я не выложил бы такое видео». Рада, что он готов поддержать меня.
О первом бизнесе в Сунтаре, проектах финалистов бизнес-школы и деньгах
Антонина окончила филологический факультет СВФУ в 2012 году. В этом же году стала редактором газеты в Сунтарском улусе. В 2013 году открыла свое дело — стала продавать корейскую косметику. Для этого два раза в год ездила в Сеул — закупала товары. В 2015 году — перед рождением второй дочери — закрыла бизнес, чтобы уделять больше времени семье.
Как вы решили вернуться в бизнес? И нужна ли была для этого бизнес-школа?
— Когда занималась продажей косметики, поняла, что предпринимательство — это мое. Мне нравится общаться с клиентами, заниматься продажами, разбираться в тонкостях маркетинга и мерчандайзинга. Я не училась этому, но интуитивно понимала некоторые вещи — например, как лучше всего оформить витрину, как правильно расставлять товары, чтобы они раскупались быстрее.
О бизнес-школе узнала, когда записывалась на семинар «Азбука предпринимательства», сразу же захотела попасть туда. Меня записали в список желающих, потом в марте сказали, что я прошла отбор.
Чему обучали в школе?
— Занятия длились три недели, мы посещали лекции и тренинги, участвовали в двухдневной деловой игре в «Сосновом бору». Получили базовые знания о налогах, бухгалтерии, маркетинговых исследованиях, о том, как составить бизнес-план. Еще я прошла практику в компании «Рост-Профи», которая занимается сертификацией товаров. Поэтому могу сказать, что учеба была полезной.
Вам объяснили, почему ваш проект не прошел в финал?
— Главной претензией было отсутствие сертификации. Но дело в том, что сертифицировать можно партию уже готовой продукции. А мой проект пока только на стадии идеи, у меня нет оборудования и налаженного производства — сертифицировать мне нечего. Я показала комиссии тестовую продукцию, чтобы они просто обратили внимание на то, насколько серьезно я настроена и как близка мне эта сфера. Но мы, видимо, недопоняли друг друга.
Я очень надеялась и рассчитывала, что мой проект одобрят. Ведь понятно, что в будущем моя продукция прошла бы сертификацию.
Из моей группы в финал вышли четыре человека со своими проектами. Это производство сахарной ваты, услуги фотографа, центр материнства и курсы по обучению ландшафтному дизайну.
Как оцениваете эти проекты?
— Думаю, эти проекты прошли отбор потому, что они более «приземленные». Их легче реализовать: взял и сделал. А моя идея более масштабная. Когда говоришь о производстве косметики, люди сразу представляют себе гигантские помещения крупных концернов и сотрудников в белых спецкостюмах. На самом деле организовать небольшое производство натуральной косметики намного легче.
Как возникла идея запустить свой бренд косметики? Не было мысли, что легче и выгоднее дальше перепродавать корейскую косметику?
— Эта идея появилась, когда случился кризис в 2014 году. Курс доллара резко поднялся, а вслед за ним подорожали зарубежные товары, в том числе корейская косметика. Тогда и возникли мысли: почему мы не можем создать свою косметику? Которая продавалась бы не только у нас, но и за рубежом. С этого момента я и начала мечтать о своем бренде косметики.
С чего начали?
— Сначала занялась названием, логотипом, концепцией. Название «Антуар» составлено из моих имени и девичьей фамилии — Антонина Уарова. Оно никак не связано с Францией, как многие думают. Я перелопатила очень много литературы о лекарственных травах и производстве косметики. Прошлым летом фотографировала растения, изучала их свойства, искала информацию. Составила русско-якутский и якутско-русский словарик с названиями лекарственных трав, сделала кофейный скраб из сильно измельченных зерен робусты и сосновых шишек. Продавала его в Сунтаре, и очень даже успешно — почти все раскупили.
Вы собираетесь организовать производство именно в Якутске? Или будете сотрудничать с заводами?
— Были мысли о контрактном производстве. Нашла даже подходящий завод в Московской области. Но потом поняла, что хочу организовать именно местное производство. Для этого мне нужно купить оборудование. И грант бизнес-школы нужен был мне как раз для его покупки.
Какое именно оборудование вы собирались приобрести?
— Я планировала заказать этим летом оборудование «Эфир Альфа» для переработки сырья и изготовления эфирных масел и гидролатов (душистая вода, образующаяся при паровой дистилляции растительного сырья, — от ред.). Оно стоит около 160–170 тысяч рублей без учета доставки. Нужен еще сушильный аппарат.
Если расписывать поэтапно весь процесс, то сначала мы собираем первичное сырье — лекарственные травы. Следующий этап — экстрагирование из сырья эфирных масел и гидролатов. После этого можно использовать полученное сырье для производства кремов. На этом этапе понадобится оборудование стоимостью от трех миллионов рублей.
Собираюсь ограничиться на первых порах производством простых косметических средств — эфирных масел, гидролатов, скрабов, соли для ванн.
Каких консультантов и специалистов будете привлекать?
— Слава богу, в республике немало биологов, изучающих лекарственные растения, и тех, кто собирает такие травы. Я думаю, они согласятся поработать со мной. Начну привлекать специалистов, когда бизнес-план будет полностью готов. И потом уже вместе со специалистами и консультантами мы определим, какое сырье будем использовать для производства косметики.
Вы не получили грант, где теперь будете искать средства?
— Для покупки необходимого оборудования нужно около 300 тысяч рублей. Буду обращаться в венчурные компании, подавать заявки на гранты. С хорошо составленным бизнес-планом будет легче найти поддержку. Если не получится, буду работать хоть в пяти разных местах, но накоплю нужную сумму.
Вы ведь еще открыли сбор на покупку оборудования? Много собрали?
— Мне перевели 411 рублей. Суммы не важны, это больше как эксперимент в рамках моего блога: хочу рассказать, как открываю бизнес и какие шаги для этого делаю. Сейчас, когда вокруг изобилие товаров, очень важно личное брендирование. Это даже не тренд, а необходимость. Люди доверяют тем, с кем знакомы — пусть и посредством соцсетей. Я, как клиент, проникнусь доверием к компании, руководителя которой знаю как человека открытого и располагающего к себе. Меня саму очень вдохновляют такие истории.
Кого можете вспомнить?
— Очень мотивирующая история, например, у Екатерины Матанцевой из Кирова. Это молодая предпринимательница. Она основала компанию «МиКо» по производству натуральной косметики, когда сидела в декрете. Начинала с мыла, которое делала дома, а сейчас оборот ее компании составляет 50 миллионов рублей в год.
Верю, что у меня получится наладить здесь производство. Как говорит Игорь Манн (маркетолог, автор книг «Маркетинг без бюджета», «Арифметика маркетинга для первых лиц» и других — от ред.), цельтесь в солнце, тогда точно попадете в луну.
Фото и видео: antuar_beauty