«Долго нарушать законы экономики не получится». Что произошло с рублем с начала года 

«Долго нарушать законы экономики не получится». Что произошло с рублем с начала года 

Центральный банк России сообщил об отказе чеканить монеты меньше рубля, а также о росте курса национальной валюты. По подсчетам ЦБ, реальный эффективный курс рубля с начала года укрепился аж на 5,3 процента. Что за этим стоит — реальное укрепление или очередные упражнения с подсчетами, — «Огонек» выяснял у Сергея Дробышевского, директора по науке Института экономической политики имени Гайдара.

Когда-то основатель вашего института Егор Гайдар радовался возвращению копейки. Теперь ценников с копейками нет. Получается, мы идем в обратном направлении, в 90-е годы, к слабому рублю? Но как же это согласуется с сообщением ЦБ о его усилении?

— Ну, во-первых, ценники с копейками сохранились в аптеках и в квитанциях ЖКХ, там боятся, что обвинят в завышении цен путем округления. А во-вторых, Егор Тимурович говорил это после 1000-кратного изменения масштаба цен в 1998 году. Сейчас вы не найдете в магазинах товара дешевле рубля, на 90 копеек ничего не купите. Вот сложился такой масштаб цен. Но я не говорил бы, что это свидетельствует о нынешнем высоком уровне цен. Это результат более значительного роста цен в прошлые годы. У нас были очень высокие темпы роста цен в 1998-м, 2008-м, 2014-м. Мы постепенно идем к увеличению масштаба цен, но, думаю, при текущих темпах следующая деноминация возможна лет через 30–40. А сейчас, может, действительно не стоит штамповать мелкие монеты. И не надо опасаться деноминации, потому что при таких масштабах цен печатать новые деньги выйдет себе дороже.

Вы вспомнили 14-й год. Тогда снижение курса рубля — и реального, и номинального — было связано с падением цен на нефть. Цена вернулась сейчас к 70 долларам, а рубль остался на том же месте, где был 5 лет назад. Почему?

— Не соглашусь. За эти 5 лет рубль колебался гораздо больше, чем нефтяные цены. В январе 2018-го доллар стоил 56 рублей, в январе 2019-го — 67. А за 5 лет скачки курса были в полтора раза. Но сейчас связь обменного курса с нефтяными ценами стала меньше. Хотя фундаментально он должен с этими ценами коррелироваться: цена нефти выше — рубль крепче. Но все 5 лет мы живем под геополитическими рисками. Это ограничивает инвесторов, работающих с Россией. Капитал все годы утекал из страны. И все эти факторы сдерживали укрепление рубля. Я думаю, без них курс был бы сейчас гораздо ниже, около 50 рублей за доллар.

Укрепление рубля, о котором отчитался ЦБ, реальное или рукотворное?

— С моей точки зрения, можно действительно говорить об укреплении, и оно определяется скорее рыночными законами. Сейчас сложилось удачное соотношение платежного баланса России, притока и оттока валюты в страну. Мировые цены на нефть и другие сырьевые товары, составляющие основу нашего экспорта, достаточно благоприятные. Валюты в страну поступает больше, чем уходит. В этой ситуации рубль более склонен к укреплению, чем к ослаблению.

Это хорошо или плохо для экономики, для промышленного производства, для населения?

— Однозначного ответа нет. Споры вокруг того, как вести политику обменного курсы валюты, должна она быть крепкой или слабой, идут среди людей, принимающих решения, и в России, и во всем мире. И любой вариант, укрепление или ослабление национальной валюты, может иметь свои плюсы и минусы. Все зависит от конкретной ситуации, от состояния экономки в стране.

Если говорить о нынешнем укреплении рубля, то это выгодно тем компаниям, которые намерены покупать оборудование и технологии за рубежом, чтобы производить в стране собственную высококачественную продукцию. Населению тоже выгодно, потому что в такой ситуации импортные товары будут дешевле и люди смогут больше их покупать, чем при слабом рубле. И тем, кому надо менять рубли на доллары или евро, это тоже выгодно.

А чем отличаются реальный эффективный курс и номинальный обменный?

— Обменный курс для многих более привычен. Это показатель того, за сколько рублей в данный момент можно купить доллар, евро или другую валюту. Но есть еще и реальный обменный курс (без слова «эффективный») — он корректируется на соотношение инфляции в двух странах, валюты которых мы сравниваем. Например, в США инфляция 2 процента, в России — 5 процентов. Пока номинальный курс «стоит на месте», реальный курс рубля растет на 3 процента, то есть настолько меньше товаров вы можете купить в России на свои доллары.

А реальный эффективный курс — это более сложный показатель. Он отражает изменение курса нашей валюты ко всему остальному миру, точнее, к странам, с которыми мы торгуем. Это показатель интегральный, усредненный, потому что по отношению к одним валютам рубль может укрепляться, к другим — ослабевать. И также этот курс зависит от доли той или другой страны в нашем внешнем товарообороте.

Эти курсы между собой связаны?

— Бывает по-разному. Они могут идти параллельно, как это было у нас в 2008-м и в 2014 годах. Тогда курс рубля резко падал ко всем валютам. Снижался и реальный эффективный, и обменный курс одновременно. Весь прошлый год американская экономика росла и доллар укреплялся к большинству валют мира, и одновременно с ним укреплялся и его обменный курс, например, по отношению к рублю: с января 2018 по январь 2019 года он вырос с 56 до 67 рублей. Но может быть так, что при снижении курса рубля к доллару другие валюты могут ослабевать в большей степени, тогда к ним обменный курс рубля будет укрепляться, и динамика реального эффективного и обменного курсов будет расходиться.

Кому выгоден слабый курс рубля?

— Тем нашим предприятиям, которые продают за границу сырье и простые товары. Я говорю о товарах, которые у нас производятся на отечественном оборудовании, из отечественных комплектующих и по отечественным технологиям. Если рубль слабее валюты страны-импортера, то там наша продукция выигрывает по цене. А в России за ту же валюту можно получить больше рублей. Так поступают многие страны. В первую очередь — мировая фабрика Китай. Он производит огромное количество дешевых товаров и отправляет их за границу.

Китайские товары дешевые из-за слабого юаня?

— Отчасти. Юань, хоть и вошел в число резервных валют в 2015 году, все еще не вполне свободно конвертируемый. Курсом юаня очень жестко управляет Центральный банк Китая. На днях китайский ЦБ из-за повышения американских ввозных пошлин понизил курс юаня на 0,6 процента. В 2015 году было понижение курса юаня на 3 процента, это вызвало шок на мировых рынках. Обнаруживается закономерность: когда Китаю надо закупать импортное оборудование, курс повышается, когда надо продавать товары — понижается.

То есть манипуляции с валютным курсом — не наше изобретение. Известно, что, когда речь шла о наполнении бюджета деньгами, курс искусственно ослаблялся…

— Манипулировать можно. Но экономика — это и практика, и наука, у нее есть свои законы. И долго нарушать их не получится, они все равно себя проявят, возьмут свое. Если вы будете долго искусственным образом поддерживать высокий курс, валюта все равно обвалится. И наоборот, если будете занижать, когда это вам выгодно, начнет против вашей воли расти.

А заявленное укрепление на 5,3 процента — это значительный рост?

— Думаю, он мог быть и больше. Но темпы роста сдерживаются геополитическими факторами. Прежде всего санкциями против России. Недоверие инвесторов к нам увеличивается, и приток валюты сдерживается. В прошлом году из-за этого было три крупных эпизода ослабления рубля — в феврале, мае и сентябре. И все они были вызваны усилением международной напряженности. Это вызывало снижение курса национальной валюты, как обменного, так и реального эффективного.

И было еще одно снижение, в конце прошлого года…

— Да, но оно не было значительным. В октябре началась стабилизация, потом опять возникли опасения новых санкций, которые в результате не подтвердились, рубль опять начал укрепляться, и этот процесс продолжается до сих пор.

То есть экспорт является причиной укрепления рубля?

— Уточню: превышение экспорта над импортом. Но это превышение, повторю, в основном за счет сырьевых товаров.

А если импорта больше?

— То рубль, соответственно, ослабевает.

И мы так и будем долго жить за счет продажи нефти?

— У нас действительно не так много конкурентоспособных производств в не сырьевых отраслях. Именно поэтому нам сейчас выгоден более крепкий рубль. Хотя с точки зрения нефтяников это вовсе не так. Но они же не живут на пределе рентабельности, у них достаточно возможностей поставлять свою продукцию, и при любом курсе они не обеднеют.

А для других отраслей крепкий рубль открывает окно возможностей. В принципе, какое-то время можно наращивать сырьевой экспорт именно для укрепления рубля, чтобы на этой основе перейти к новой модели экономики, основанной на производстве товаров высокой степени переработки, с большей долей добавленной стоимости. Я думаю, мы сейчас не можем провести необходимую для этого модернизацию производства за счет только внутренних ресурсов. А для закупки технологий, оборудования, комплектующих нужен, как показывает опыт Китая, крепкий рубль. Потом, когда у нас будут созданы новые производства с высокой степенью локализации, нужды в высоком курсе рубля не будет. Но сейчас он нам действительно выгоден.

Некоторые экономисты считают, что укрепление реального эффективного курса валюты свидетельствует об ухудшении положения страны в мировой торговле. Это верно?

— Это возможно. Вопрос в том, чем вы торгуете. Если вы участник международной торговли и в вашем экспорте значительную долю составляют не сырьевые товары — тогда да, при повышении цены они становятся менее конкурентны. Но мы пока до такого уровня не дошли. И говорить в отношении России, что крепкий рубль подрывает наш экспорт, некорректно. Доходы сырьевиков снижаются, но я уже об этом сказал.

Вы сказали в начале, что крепкий рубль делает доступными импортные товары для населения. Каким образом?

— Да, по отношению к импорту укрепление рубля имеет положительное значение. Но важно, как при этом ведут себя доходы населения. Если доходы падают, а реальный курс укрепляется, то люди, если они считают импортные товары более качественными, чем отечественные, переключаются на них. То есть, когда денег мало, вы не будете тратить их на плохие товары, ваша покупательская политика будет более осторожной. А например, в начале нулевых годов ситуация была другая. Рос реальный эффективный курс, но росли и доходы. При этом увеличивались и объемы импорта, и объемы товаров отечественных. Так происходило потому, что люди могли покупать больше, был высокий спрос. И одновременно повышалось качество отечественных товаров, потому что рост спроса и укреплявшийся рубль способствовали модернизации производства. Но в принципе, не столь важно, на что будет направлена покупательная способность рубля — на внутренний или на внешний рынок. Важно, чтобы она укреплялась.

Как же так: реальный курс растет, а при этом покупательная способность рубля снижается. По некоторым данным в последнее время она падала на 15–20 процентов в год…

— Я не очень понимаю такие оценки. В принципе, покупательная способность определяется уровнем инфляции. А она у нас, как говорит статистика, в прошлом году была 4 процента, в этом году ожидается 5 процентов. Когда начались украинские события, инфляция подскочила до 15 процентов, тогда можно было говорить о таком уровне снижения покупательной способности. А в последующие годы она была меньше.

Но также известно, что официальная инфляция, рассчитываемая по определенной корзине товаров, не полностью отражает рост цен на внутреннем рынке…

— У нас инфляцию измеряют по индексу роста цен. А он (индекс) считается по агрегированной, усредненной на всю страну статистике свободных продаж отдельных видов товаров, включенных в потребительскую корзину. Но это корзина не реальная. Люди все разные, у всех разные вкусы и потребности, и все покупают разные товары. И когда статистики спрашивают людей о ценах, каждый говорит о том, что он покупает. Причем в таких опросах больше участвуют люди из малообеспеченных слоев, они просто охотнее откликаются на вопросы интервьюеров. А у них потребительская корзина смещена в сторону товаров повседневного спроса. И цены на такие товары растут быстрее, чем на товары длительного пользования. Производители мебели, холодильников или автомобилей могут подождать увеличивать цены. Во-первых, доходы могут вырасти. А во-вторых, если слишком цены задрать, то возникнет ограничение спроса, товары покупать не будут.

А товары повседневного спроса, как бы цены ни росли, покупать будут всегда и везде, здесь ограничений нет. Поэтому потребительская инфляция, как правило, выше, чем фиксируется статистикой.

Какие слои населения больше при этом больше страдают?

— Как и во всех странах, это сильнее бьет по малообеспеченным. Это общая закономерность, не зависящая от воли правительства.

А каков разрыв между реальным и статистическим ростом цен?

— Таких данных нет. Если бы они были, статистическим аналитикам легче жилось бы. Но думаю, этот разрыв не может быть более чем двукратным, то есть, если статистика показывает рост 5 процентов, на деле покупательская корзина малообеспеченных может вырасти до 8–10 процентов.

У нас в России много людей считают, что для промышленности выгоднее слабый рубль. Может, плюрализм — это хорошо, но хочется знать, почему они так думают и зовут на свою сторону других?

— Потому что им так удобнее. Не нужно модернизировать производство, не нужно закупать новое оборудование, станки. Можно продолжать выпускать менее качественные товары. А если курс будет низкий, то импорта не будет и конкурировать не с кем. И плохие товары люди все равно будут покупать. Потому что других лучших, не будет.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Лучший комментарий
Gera7890 gera789
Ни о каком укреплении рубля не может быть и речи.
Поскольку рубль привязан к доллару и полностью зависит от объемов продажи нефти и газа за доллары. А ЦБ является по сути обменником, который меняет доллары на рубли.
И к тому же, ЦентроБанк не подчиняется правительству РФ. А работает согласно директивам разработанными ФРС США.

Жесткий и постоянный рубль был только в СССР.
И курс рубля к доллару был 1 доллар = 93 копейки.
За 1 рубль можно было купить то что сейчас покупают на 500 рублей.
Комментарии 55
  • Губернатор 25.05.2019, 19:08
    Верните курс доллара, хотя бы к 30 рублям.
  • Ник1456777866 huivam 25.05.2019, 19:11
    Прочитайте кто-нибудь Опишите вкратце о чём речь.
    Покупать, продавать, или что делать
  • Mr_Bean Мистер Бин 25.05.2019, 19:12
    Нам клялся президент на Конституции,вешал по телевизорам сурова:"Я положу конец любой коррупции!"
    Но...выполнил только ТРИ первые слова.
  • Gera7890 gera789 25.05.2019, 19:17
    Ни о каком укреплении рубля не может быть и речи.
    Поскольку рубль привязан к доллару и полностью зависит от объемов продажи нефти и газа за доллары. А ЦБ является по сути обменником, который меняет доллары на рубли.
    И к тому же, ЦентроБанк не подчиняется правительству РФ. А работает согласно директивам разработанными ФРС США.

    Жесткий и постоянный рубль был только в СССР.
    И курс рубля к доллару был 1 доллар = 93 копейки.
    За 1 рубль можно было купить то что сейчас покупают на 500 рублей.
  • Пух2 доппельгангер 25.05.2019, 19:19
    @Ник1456777866, всегда покупать доллары или евро, в долгосрочной перспективе золото
  • Звездная_пыль_ 25.05.2019, 19:19
    Вранье. Покупательгая способность рубоя катится в пропасть.
  • Freakazoitt 25.05.2019, 19:21
    Ник1456777866, Ничего не делать. Любое действие это убыток.
  • Винодел 25.05.2019, 19:22
    мы в большой заднице тут даже такая статья не поможет
  • Пух2 доппельгангер 25.05.2019, 19:25
    Ник1456777866, ну или часы механические ))) они правда дорого стоят
  • Орто-дойду 25.05.2019, 19:30
    Какие такие законы экономики?

    Это простая спекуляция.
  • ykob57 25.05.2019, 19:30
    "Кому выгоден слабый курс рубля?" : простой ответ-нашим олигархам !
  • ykob57 25.05.2019, 19:32
    Gera7890, откуда списал ответ ? это на вас не похоже дружище )
  • dune33 25.05.2019, 19:33
    Gera7890, Согласен право печатать рубли у России нет так как ЦБ РФ по ст75п2 конституции РФ работу ведет не зависимо от государства. А по ст15п4 конституции РФ подчиняется МВФ и ФРС США. Давно пора национализировать ЦБ и выпускать государственные казначейские билеты РФ в место нынешнего билета банка России с не понятным гербом.
  • KSP90 Бицуха 25.05.2019, 19:36
    Понятно, что ничего не понятно!
    Много букафф
  • U67 25.05.2019, 19:47
    Обвал курса рубля и падение доходов населения за последние годы - это следствие бездарной политики путина, который ничего не понимает в экономике зато отлично умеет гадить собственному народу во всем.
  • Баханы76 25.05.2019, 19:48
    Успокойтесь и смеритесь сами мы виноваты..пока он не уйдет так и будет..
  • Чопер 25.05.2019, 19:56
    Пока Россия будет оставаться сырьевым придатком мировой экономики до тех пор правительству РФ и олигархам будет выгоден высокий курс доллара, то бишь слабый рубль. А когда покупательная способность рубля низкая, то и народ будет жить в нищите, но это не главное для нынешнего правительства.
  • ammos 25.05.2019, 19:57
    Gera7890, как же достали сектанты нодовцы которые ни черта не разбираются в том о чём с таким апломбом говорят.

    Владимир Путин выбрал Эльвиру Набиуллину председателем Банка России - https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2013/03/12/putin_predlozhil_naznachit_nabiullinu_predsedatelem_banka

    Путин поручил кабмину и ЦБ проработать снижение комиссий за безналичные расчеты - https://tass.ru/ekonomika/6155727

    Набиуллина пойдет на второй срок
    Путин доволен Набиуллиной и попросит Госдуму продлить ее полномочия -https://www.gazeta.ru/business/2017/03/22/10588685.shtml

    ЦБ давным давно национализирован и подчиняется напрямую Путину как и всё в стране, кто этого не понимает тот идиот зомбированный депутатом Фёдоровым который просто пилит гранты на идиотах нодовцах.
  • Михалыч14 25.05.2019, 19:59
    Бла бла, ну когда рухнет, рубль!?!?!
  • monis 25.05.2019, 20:12
    За рубль можно было на такси доехать с центра до Сайсар или купить 4 хлеба по 22 копейки и ещё сдача останется, или купить 3 кефира за 35 копеек. Исправьте и дополните меня
  • andrey5 25.05.2019, 20:13
    Gera7890, Вообще, такое ощущение, что к рулю экономики дорвались дилетанты с рефлексами гусеницы. Жрать охота, а вот развивать экономику - это не к ним. Сильно прижмёт, можно пенсионеров обуть, налоги повысить, всё остальное слишком сложно и не сиюминутно.
  • Hukkk Noname 25.05.2019, 20:25
    Рубль всегда падал и будет падать. Причины: дисбаланас торгового баланса. Даже те нефтедоллары которые поступают за продажу не идут в реальную экономику, а оседают на офшорах за частными лицами.
  • Laplace 25.05.2019, 20:47
    На то они и деревянные.
  • satir15 25.05.2019, 21:11
    Пока на западе и Азии будут нужны нефть и газ никакой обрабатывающей промышленности в глобальном объёме в России не будет,рубль будет падать, ведь чтоб исполнить бюджетные обязательства рубль достаточно просто уронить, доходы же от инвлюты все равно...теперь вопрос, почему большевикам что со всех сторон были окружены врагами игравшими в интервентов но положившие на них получилась индустриализация,закупались иностранные технологии и станки, страна была наводнена иностранными инженерами и смогла уже сама выстоять в войне, ленд лиз давал только4% военной продукции, а потом и сама экспортировала промышленную продукцию ...до какого-то времени
  • max.daniels 25.05.2019, 21:19
    dune33, "А по ст15п4 конституции РФ подчиняется МВФ и ФРС США" - вранье, нету такого в конституции,
    ст. 15.4 гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора."
    Откуда ФРС и МВФ?
  • Чингизхан 25.05.2019, 21:30
    Steelhat, А кто придёт? У Вас есть кандидат?
  • trew 25.05.2019, 21:30
    Путин уйдёт, вот тогда наконец-то мы все заживём богато!
  • RS1616 25.05.2019, 21:41
    В кино сходить нужно было 5 коп, если две серии- 10 коп. Зарплата 300 руб.
  • Пух. 25.05.2019, 21:49
    @max.daniels, это же тролли" низшего уровня, специально пишут что бы у вас "пукан горел" что бы дым из стратосферы было видно, а вы подаётесь на провокации
  • Пух. 25.05.2019, 21:59
    Steelhat, вы не понимаете куда ветер дует ))) ну не чего до 24 года поймёте
  • Пух. 25.05.2019, 22:08
    satir15, жесть, у тебя каша в голове пхахаха
  • Пух. 25.05.2019, 22:09
    Жертва СМИ во всей красе )))
  • пикся 25.05.2019, 22:28
    а наша власть как воровала так и ворует миллиардами безнаказанно.
  • DarVetrov Цунами 25.05.2019, 22:31
    Дефолт неизбежен.
  • DarVetrov Цунами 25.05.2019, 22:35
    Gera7890, 68 копеек.
  • Хрисделемах 25.05.2019, 22:39
    Дешевый рубль + экономике.
    И нам всем.

    Только для нас лично, это заметно через 1-2 года.
  • Хрисделемах 25.05.2019, 22:39
    Напишите честно, кто когда в последний раз в руках держал доллары?
  • вася222 25.05.2019, 23:08
    всё гораздо проще!!!посмотрите на взятки и воровство путинских чиновников !с миллионов они ушли на миллиарды!!!!!это может говорить о том что деньги обесцениваются а они не хотят жить бедно!!!!!!!или они вконец поняли что дедок их не накажет
  • TetaMa 25.05.2019, 23:09
    Скоро будет экспирация июньского фьючерсного контракта, сейчас маркет мейкеры держат рубль в узком диапазоне, с целью войти по выгодной цене в сентябрьский контракт. Первая цель: 68 рублей.
  • 80 25.05.2019, 23:11
    да будут комменты диванных аналитиков
  • Tesey 26.05.2019, 00:08
    Властитель слабый и лукавый,

    Плешивый щеголь, враг труда,

    Нечаянно пригретый славой,

    Над нами царствовал тогда.

    А. С. Пушкин
  • NucaS_ Escape me 26.05.2019, 01:56
    Все правильно...рубль ничего не стоит, конвертировали целковые в копейки мы работаем за копейки
  • фф 26.05.2019, 03:57
    Gera7890, в СССР не было свободного хождения доллара.а за торговлю валютой была статья в уголовном кодексе...
  • RuDis 26.05.2019, 04:41
    Почему то такие вбросы вызывают оргазм только у провинциальных обывателей...
  • Qwertr 26.05.2019, 04:54
    Какой же пи...л этот дробышевский. Сми запустили старую шарманку "рубль крепчает, все хорошо" - первый звоночек скорого обвала рубля.
  • Булгу 26.05.2019, 06:42
    Просто грабят ресурсы будущих поколений. Качают по трубам стратегическое сырье конкурентам. При этом издают законы, соблюдая которые невозможно создать рентабельное производство.Кредитные ставки,-открытый грабеж населения.
  • чаран67 26.05.2019, 08:18
    Юань же упал с 10руб.до 6руб.

    Не понимаю: куда растут цены?
  • Кыыдан кыыдан 26.05.2019, 08:50
    ничего смешного..рублем и долларом правят евреи.
  • jem777 26.05.2019, 09:04
    Веселая статья.))
  • Анна Калинина
    26.05.2019, 10:47
    все законы для держателей акционеров недр природных
    народ никому не нужен
    рабы
    самая богатая страна и так люди живут
    колония для америки
    нет своей экономики давно
    все подстроено под курс евро и доллара
    ужас
  • dune33 26.05.2019, 11:03
    max.daniels, Ну вот вы сами ответили на Ваш вопрос по ст15п4 "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" прочитайте сайт "USAID" как нам написали конституцию, налоговую и трудовой кодекс РФ https://www.youtube.com/watch?v=1vKc63YpqQY вот здесь все подробно разъясняется для тех кто в танке.
  • dune33 26.05.2019, 11:04
    ammos, https://www.youtube.com/watch?v=1vKc63YpqQY
  • qwerty_vatnik 26.05.2019, 11:27
    Деномизация будет наверное не через 30-40 лет, а через 5-10 лет, все дорожает, стабильно каждый год
  • XOMA 26.05.2019, 16:08
    Рубль даже за валюту не считаю. Из за сырьевого рынка, в частности привязанного на экспорте нефти и газа, что в первую очередь привязывает экономику России к стоимости барреля нефти в долларах. Кто работает хотя бы лет 15 - 20 в бюджетной сфере с легкостью может подсчитать, что его зар. плата никогда не увеличивалась. То есть простым примером: Берем з\п за 1 месяц 2019 года с учетом НДФЛ(13%), конвертируем в доллар, затем переводим сумму в долларах обратно в рубли на тот ГОД, который Вас интересует и получаем почти абсолютно не проиндексированную зар плату. Ну например 33 тыс рублей, то это 512 долларов и 2 цента. Затем например переводим эти 512 долларов в рубли, на курс 2009 года, то есть 15591 рублей 15 копеек. То есть, инфляция движется вровень с индексацией. Курс доллара на нужный Вам год, можете прогуглить. Такая "стабильность" как я подсчитал, началась с конца 2004 года.
  • Yaka-83 26.05.2019, 19:40
    Всех расстрелять
Обратная связь