«Я не хочу расстраивать маму, ведь воспоминания тяжелые». Татьяна Эверстова — о фильме «Замыкание» и не только

«Я не хочу расстраивать маму, ведь воспоминания тяжелые». Татьяна Эверстова — о фильме «Замыкание» и не только

На днях фильм якутского режиссера Татьяны Эверстовой «Замыкание» получил приз «За лучший игровой фильм» на V Международном кинофестивале «Восемь женщин». В конкурсной программе игровых полнометражных фильмов были представлены картины женщин-режиссеров. В их числе «Не чужие» Веры Глаголевой, «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, «Опасные танцы» Екатерины Двигубской, «Интересная жизнь» Анны Яновской и другие.

Фильмы Татьяны Эверстовой биографические, режиссер рассказывает в них о своей жизни. «Замыкание»  продолжение ее первого фильма. Что значит для режиссера очередная награда? Одобрила ли картину мама? Когда покажут фильм в Якутии? Чем занята сейчас и какие работы ждать в будущем? На эти и другие вопросы Татьяна Эверстова ответила News.Ykt.Ru. 

https://www.youtube.com/watch?v=dRGr-VIYvV4

«Замыкание» — это продолжение вашего фильма «Его дочь». О чем он повествует?

— Девочка та же. Она выросла и переехала жить к маме в другое село. Она учится в старших классах. Если в первом фильме у девочки жизнь как рай, где все крутится вокруг нее, то во втором  ад. Отчим пьет и обижает маму. Девочка ненавидит его и постоянно думает, как помочь матери. При этом она, как и остальные дети, живет обычной жизнью: ходит в школу, имеет подруг, переживает первую влюбленность. Если первый фильм о любви к бабушке, дедушке и отцу, то второй — это любовь к матери. Все поступки, которые она совершает, это ради мамы, любви к ней и для ее защиты.

Ваши картины — это личная история. Почему вы решили рассказать о ней?

— Вы знаете, когда хочется что-то сделать, высказаться, то лучше начать с себя, тем более имея большой жизненный опыт. Легче показать свою жизнь, как представлено в моем первом фильме, где я показываю зрителям пласт культуры, уклад сельской жизни. В нем очень большой духовный и культурный подтекст. Второй фильм я сделала для подростков, потому что именно они совершают очень много ошибок. Возможно, для них это поучительный фильм, хотя я поставила возрастной ценз 16+. Фильм жесткий, и неподготовленному подростку, наверно, смотреть и не стоит. Я считаю, что все равно это надо было показать в фильме. Подростковый период — это очень сложный, опасный период, особенно когда есть проблемы. У подростков обычно нет середины, они всегда видят только черное и белое, впадают из крайности в крайность. В таких ситуациях им нужно думать о том, как найти в себе силы выйти из замкнутого круга, искать внутри себя свет, любовь. Я тоже была подростком и испытала такое состояние.

Получается, «Замыкание» — это состояние души?

— Когда человек в горе, в проблемах, он всегда замыкается в себе. Любой человек. Вот такое состояние я испытала. Я пережила ад, где темно, ты одна и тебе никто не поможет. И только любовь спасает. Если ты любишь кого-то в этом мире, то это и спасает.

Как родные отнеслись к вашим работам? Что сказала мама?

— Первый фильм приняли хорошо. После презентации в кинотеатре «Синема», я приехала за своей семьей в кинотеатр «Лена», где уже закончился презентационный показ моего фильма. Я подождала дочек и маму в машине. Хотя фильм закончился, мои не выходили. Я зашла в здание, а они стояли там, заплаканные. Сказали, что постеснялись выйти со всеми. Фильм им очень понравился. Мама вспомнила родных и была очень взволнована. Второй фильм посмотрели только старшая дочь и муж. Очень ждут фильма внуки, но фильм 16+, а они еще маленькие. Маме пока не показывала, я не знаю, как она отнесется. Скорее всего, я этот фильм ей покажу до презентации, чтобы получить согласие. Если откажет, фильм в прокат не выйдет, не хочу ее расстраивать, ведь воспоминания тяжелые.

«8 женщин» — это первая награда «Замыкания»?

— Да, первая. Летом я участвовала в кинофестивале «Окно в Европу». Я очень удивилась, когда пригласили, обрадовалась. Когда я там представляла свой фильм, передо мной сидели люди, которым понравился мой первый фильм «Его дочь». Они после фильма сказали: «Мы от тебя ждали другого». Кажется, сделав второй фильм, я их расстроила. Они ждали повторения того же стиля, а тут бац, и такое. Они были ошарашены. «Да, ты такое жесткое кино сделала. Но зачем надо было подсластить все это любовью, лирикой? Если ты делала жестко, не надо было уходить в мелодраматичность»,  сказали они. Но я же автор, я так вижу и чувствую. В общем, в итоге в этом конкурсе мне ничего не дали. В этом фильме я шагнула к зрителю. Если в первом фильме все более «фестивально», я не показываю все в лоб, например 15 минут длится зимнее утро, все показано, рассказано через визуальное искусство, а зритель должен был все считывать и вникать, то во втором все видно, просто и понятно. В фильме все эмоции проявлены, смеются, плачут — это все показано. Тут искусства мало. Это современное кино, но я не считаю его развлекаловкой. Это социальная, психологическая драма. В общем, фильм участвовал уже в нескольких кинофестивалях и дальше будет участвовать.

Не менее громкими были имена и в конкурсе «8 женщин». Как вы считаете, чем он взял? В чем уникальность вашего кино? 

— Честно говоря, что с первым, что со вторым фильмом я не понимаю, почему людям нравится. Я максималистка и перфекционистка. Я всегда недовольна своей работой. Всегда думаю, что могла бы сделать лучше. Когда начинают говорить, что это хорошо, и дают какие-то награды и призы, я всегда не понимаю. Помню первую награду: в первый раз я выбежала от радости, а после почему-то отнимались руки и ноги, язык заплетался, ничего не могла выговорить. До сих пор не понимаю, где там гениальность. Художник не должен понимать и оценивать свою работу. В кинофестивале «8 женщин» участвовали все известные женщины-режиссеры, кроме Анны Меликян. Честно, я была уверена, что победит Вера Глаголева. Она снимала свой фильм будучи смертельно больной. На какие бы кинофестивали ни отправлял ее фильм продюсер, всегда выигрывала. Если не Глаголева, то Авдотья Смирнова. Фильм о Льве Толстом. Эту ее работу критики очень хвалили. Она — номинант на соискание национальной премии «Ника». Третьей претенденткой считала Екатерину Двигубскую. Молодая женщина из кинематографической семьи, снявшая более десяти фильмов. Я думала: мне ничего не светит. Я на конкурс не поехала, мой фильм был представлен без меня. Утром после закрытия кинофестиваля я получила очень много поздравлений в мессенджерах, смотрю, а там написано «приз „За лучший фильм“».

Да, ваш муж очень эмоционально вас поздравил...

— Да, он — мой главный болельщик. Он очень переживает за меня. Накануне он, оказывается, что-то написал в Facebook, а я не знала. Он очень эмоциональный человек, открытый. Я в этом плане не такая, до сих пор замкнутая, интроверт. Ильич — очень хороший болельщик, я не знаю таких людей. Он переживает не только за нас, но и за других. Болел за Витю, теперь взялся за меня, — громко смеется Татьяна.  Раньше он не верил в то, что зрителю будет понятен мой фильм. Я очень стеснялась ему показывать свои работы. Вдруг начнет критиковать и скажет: «Что это такое?» Помню, когда он посмотрел первый фильм, ему очень понравилось. Он был удивлен. С тех пор он радуется и переживает вместе со мной. Почему-то этот фильм я тоже не хотела ему показывать. Устроила показ для отборщиков в «Мосфильме», а он приехал туда. Я такая: «Аа! Нельзя раньше времени...» Конечно, когда оценивают близкие, это очень волнительно. Я не волнуюсь где-то там, например в Москве, а здесь, на родине, очень переживаю. В родной деревне так же волновалась.

Как прошли съемки фильма?

— В отличие от первого, этот я сделала очень быстро. С первым вначале я маялась года полтора. Ничего не получалось... с музыкой, композитором. В конце концов отложила и пошла учиться в IT. После перерыва снова взялась и закончила. А на съемках этого фильма не хватало специалистов, потому что параллельно снимали несколько фильмов. Все были заняты на других съемках. Я была рада, когда согласился Семен Аманатов. Несомненно, он наш топовый оператор. Художником пригласила Анатолия Кириллина, хотя у него не было опыта, он очень хорошо знает советское прошлое. Сейчас специалисты хвалят художественную, операторскую части. «Замыкание» мы быстро отсняли, за сорок дней. Фильм собран из трех лет моей жизни. Снимали в Борогонцах, Майагасе (в Усть-Алданском улусе — от ред.). Приехав, сразу начали искать старые вещи в амбарах. Практически у каждой семьи сохранились советские вещи: шорты, тенниски, кеды, радиола, старый телевизор, часы с боем... В массовке снимались молодые ребята из Колледжа культуры и местная молодежь, дети. Съемочная группа в основном состояла из молодых ребят, девушек. Они учились на ходу, но зато энтузиазма у них было через край. В селе прошлое почти не сохранилось. Приходилось искать аутентичные дома, деревянные тротуары тех лет. Было сложно сделать и поставить большой памятник. Нужен был кран тех лет. Спасибо, помог местный предприниматель. В общем, таких моментов было много. Но в целом все прошло гладко. 

Кто исполняет главную роль — вас?

— Главную роль играет Юлия Мярина, прима-балерина Театра оперы и балета. Я работала с ней в 2009 году, она снималась в моем короткометражном фильме. Я держала ее в уме несколько лет. Всегда хотела еще с ней поработать.

Она похожа на вас?

— Визуально нет, но земляки говорят, что похожа. И есть какое-то внутреннее сходство...

Какое?

— Скажем так, есть какая-то наивная чистота, простота, при этом твердость, решительность. В ней нет сложной женской хитрости. Это хорошо. Поскольку она не профессиональная актриса, она ведет себя естественно. С другой точки зрения, она — балерина, поэтому умеет объяснять свои чувства языком тела. Например, она может так войти в комнату, что сразу понятно, что она сердится. Она мне очень нравится. Хотелось бы и дальше с ней поработать. Она не капризная. Когда снимали последние кадры, был такой холод на улице, мы все были в пуховиках, а она бегала в сарафане. В 2009 году на съемках тоже вела себя очень профессионально, хотя была очень молода. С нею не было никаких проблем. Она никогда не жаловалась, все терпела.

Маму играла Нюргуяна Шадрина. Почему я ее пригласила? Потому что она похожа на мою маму. Нюргуяна — очень открытый и веселый человек, а тут надо было играть несчастную женщину. Во время кастинга она заставила нас всех расплакаться, после я даже никого не стала рассматривать. Хотя я немного опасалась, что у нее маленькие дети и муж Дмитрий Шадрин, руководитель «Сахафильма», ее не отпустит на съемки.

Она не слишком молода для этой роли?

— Мама тогда была почти в ее возрасте, ей было около сорока лет. Поэтому думаю, что получилось нормально, да и гримерам пришлось с ней хорошо поработать. Она на кастинге весной была худой, а летом на съемки приехала совсем другой. Немного набрала в весе, загорела, приехала с моря счастливой и отдохнувшей. Я подумала: «Что? Что делать-то с ней?» Сразу попросила гримера что-то вылепить, нарисовать на лице пигментные пятна. Перед сложными сценами просила ее подготовиться к роли, выйти из себя, поплакать. Она хорошо справилась. Она — профессионал.

С Василием Борисовым, который играл отчима, получилось совсем наоборот. Он приехал на кастинг похудевшим, был весь такой подтянутый. Я сказала ему поправиться, а он: «Что? Я только что еле похудел, сбросил вес». Также попросила отрастить волосы. Он согласился и вернулся уже рыхлым. Василий перевоплотился и отлично справился, но его мужественный голос я переозвучила. Он не подходил.

Что дальше? Над чем вы сейчас работаете? Продолжите ли вы свою историю?

— Я хочу догнать время. Очень хочу высказаться о власти и правителях этого времени, об обществе, в котором мы живем. Но до этого столько фильмов надо снять. Продолжение будет, и не одно: студенчество, встреча с Ильичом, суверенитет и др. Я буду уже отходить от отца. Пойдет, так скажем, земная жизнь. К отцу я вернусь в конце. Последний фильм, как и первый, тоже будет более философским, исповедальным. Я вернусь в свой алаас, там и закончится моя история.

А сейчас я занимаюсь фильмом про Виктора Лебедева. Конечно, я поменяю имена действующих лиц, но люди сразу поймут, кого я имею в виду. Хочу поработать с мастерами из Москвы, если найду хорошее финансирование. Но если нет, то все равно сделаем, но уже своими силами. Фильм обязательно будет! На Кубке мира по вольной борьбе собираемся отснять первые кадры — болельщиков, которые будут кричать: «Виктор! Виктор!» Очень обрадовалась, что будет участвовать Виктор Рассадин. Надеюсь, болельщики так же будут активны, как при Викторе Лебедеве. Я думаю, что все получится.

Это будет история спортсмена?

— Это история о том, как он пришел в спорт, как достигал разных высот, преодолевал препятствия. Мне очень интересно над этим работать. Виктор — человек с необычной судьбой. Здесь ярко вырисовывается роль семьи, тренера. Мне нравится, как его воспитали. Ранее я планировала сделать два фильма: один для молодежи — мотивационный, другой — более конфликтный, политизированный. Но сейчас решила объединить.

Сценарий готов?

— Пока есть наброски. Сценария нет. Вы знаете, как здесь получается, я боюсь внести в фильм чувственность, что свойственно мне как женщине. Поэтому я хочу, чтобы сценарий написал мужчина. Хочу, чтобы он сделал из набросков довольно-таки жесткую историю, а не такую милую и трогательную, как я делаю.

Хотелось бы выйти в прокатную историю, собрать российского зрителя. Якутское кино завоевывает фестивальные призы, но российский зритель сегодня не готов смотреть якутское кино. В России любят спортивное и патриотичное кино. Но то были советские спортсмены, их знали все, от мала до велика. Это был хоккей, баскетбол, а в России борьбой не живут. Поэтому я хочу понять физику, химию таких фильмов. Днями и ночами думаю только об этом. Хотелось бы поработать с Николаем Лебедевым, режиссером спортивного фильма «Легенда №17». Но он сейчас занят своим проектом.

Получается, вы хотите отойти на время от своей истории. Не боитесь, что не получится?

— Нет, страха совсем нет. Я ни перед кем не отчитываюсь, если вдруг что-то не получится, это будет только моя ошибка. Я по характеру такой человек, что если что-то знаю, умею, то к этому у меня пропадает интерес и тянет на другое, на то, что я не знаю, не умею. Даже не научившись плавать, я захожу в воду, в поисках глубины, — смеется режиссер.  По ходу решаю проблемы. Меня многие отговаривают, говорят: «Занимайся тем, что умеешь». Но мне хочется проверить себя. Это такой стресс и адреналин, и в этом вся я.

 

Фото Татьяны Эверстовой

 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Лучший комментарий
maratz maratz
отличный материал
Комментарии 21
  • maratz maratz 14.03.2019, 14:43
    отличный материал
  • Аттаахки 14.03.2019, 14:45
    Хорошая, работящая женщина, вот поэтому муж Михаил любит её, обожает. Не сидит как некоторые на шее мужа.
  • yakutenergostroy ЯкутЭнергоСтрой 14.03.2019, 14:57
    ждем в кинотеатрах
  • Макси97 14.03.2019, 14:58
    Интересная статья. Удачи в работе, еще больших достижений!
  • Sawer_ 14.03.2019, 15:00
    Телеруйуу почему должно переводиться как Замыкание? Наоборот кажись Освобождение же,а Замыкание это Иилистии, Хатыйсыы, не так ли?
  • Alisa_vok dol 14.03.2019, 15:04
    Аттаахки, это не коммерческий фильм, наоборот в расход ушла)
  • премийка Ивашка Дурачок 14.03.2019, 16:23
    Эта женщина мне очень и очень нравится - сильная, честная, преданная семье
  • alaas965 14.03.2019, 16:28
    После прочитанного захотелось вернуться на первый фильм ''его дочь'' и пересмотреть, окунуться в эту теплую и душевную обстановку деревенской якутской жизни.
    Если второй фильм выйдет в прокате, обязательно схожу.
  • katarisa 14.03.2019, 16:51
    Замыкание - "хараастыы" диэн суолталаах буолбатах дуо?
  • Fin1 14.03.2019, 16:51
    есть же самородки...
  • Joselu 14.03.2019, 17:02
    Какие радостные новости сегодня!Очень талантливая Татьяна, с отличным художественным вкусом и тонким восприятием мира.Ждем выхода в прокат.
  • Натали4 14.03.2019, 17:51
    Как же я обожаю таких людей)) интересных, трудолюбивых, крутых, но в то же время простых, не чванливых. Без всяких громких слов делают свое дело, и, главное, с отличными результатами.
  • munxa15 14.03.2019, 17:57
    Поздравляю с достойной оценкой фильма!
    Желаю в дальнейшем творческих успехов, пусть задуманное претворится в жизнь!
  • apple1983 14.03.2019, 18:44
    Очень хотелось бы посмотреть фильм. Надеюсь, мама режиссера одобрит
  • Наһаа астык дии, ЭҔЭРДЭ, элбэх сыралаах үлэ үрдүктүк сыаналаммытынан! Өссө да инникитин элбэх ситиһиилээх үлэлэри, толкуйдаабытын олоххо киирэн инники күөҥҥэ сылдьалларыгар!!!
  • Натали4, katarisa, Замыкание диэн мин санаабар Санаага туьуу или хоргутуу
  • Татьяна Егоровнага эгэрдэ! Учугэй киинэ буолуо дии саныыбын, "Его дочь" корон баран бэйэм ого сааспын санаан наьаа чугастык ылыммытым. Оттон бу саца киинэ Россия, урукку Советскай Союз оголоро бары да билэр олохторо буолуо, багар ол иьин Москва конкурсугар чугастык ылыммыттара буолуо.
    Татьяна Егоровнага оссо улахан ситиьиилэри багарабын!
  • Кинигэ 15.03.2019, 01:17
    прекрасная статья, прекрасная женщина,и мужа так мило называет:)

    обязательно посмотрю фильм, пусть выйдет в прокат, молюсь за согласие её матери)

    одну фразу никак не поняла "Поскольку она не профессиональная актриса, она ведет себя естественно."
  • касьян 15.03.2019, 07:52
    отличный спектакль буду считать так задумано нарно
  • daush 15.03.2019, 12:27
    так не хочу расстраивать, что аж экранизировала
  • tirbege3 15.03.2019, 12:42
    Fin1, конечно,конечно.Михаил Ильич может подобрать только самородки,вон Виктор , тоже самородок.
Обратная связь