О людях Якутии через столетия

О людях Якутии через столетия

Природа большинства людей такова, что им всегда интересно узнать, что думают о них другие. Мы всегда с интересом читаем отзывы гостей о Якутии, можем даже негодовать по поводу каких-либо вымыслов, неточностей в описании чего-либо или, наоборот, радоваться тому, что их наблюдения, как говорится, не в бровь, а в глаз. Особенно увлекательно изучать старые отчеты (ХVII-ХIX вв.), когда для большинства европейцев Якутия была самой настоящей  тайной.

Конечно, многие из этих наблюдений субъективны, местами ошибочны (или были правдивы именно в то время). А есть и такие, которые до сих крайне актуальны и позволяют провести определенные параллели с сегодняшним днем.  
 
Мы подготовили для вас отрывки из наблюдений Эверта Избранта Идеса, Гаврила Сарычева, Николая Щукина, Александра Миддендорфа, Ивана Гончарова, Герхарда Майделя, Ричарда Маака, Владимира Короленко, Вацлава Серошевского  касаемо нравов и образа жизни якутов, а также некоторых других народов, населяющих наш необъятный край.
 
 
***
 
 
Иллюстрации из книги Идеса
 
"Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695)"
 
 
"...Вокруг города Якутска и реки Амги живет народ, называемый якутами, который одевается в особого вида платье. Их верхняя одежда состоит из сшитых вместе разноцветных лоскутков меха, края же, на ладонь шириной, повсюду оторочены белым оленьим мехом; скроена одежда почти так же, как у немцев, и открыта сзади и с боков..."
 
Якутск (иллюстрация из книги Николааса Витсена
"Северная и Восточная Тартария", 1692-1705)
 
 
"...Волосы они носят длинными, рубашек не знают; верят, что наверху, на небе, есть кто-то великий, давший им жизнь и дарующий им пищу, жен и детей. Весной у них бывает праздник, во время которого они приносят своему богу в виде жертвы кумыс, или перегнанный из молока арак..." 
 
Иллюстрации из издания "Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Часть 2" (1799 г.).
 
 
 
"...Язык их наполовину совпадает с языком магометанских татар, живущих вокруг Тобольска и происходящих из Булгарии. Они держат столько жен, сколько могут прокормить. Когда кто-либо из них умирает, то ближайшего родственника погребают вместе с ним в земле; делается это по тому же принципу, как и во многих местах в Индии, где жены, чтобы получить новое наслаждение на том свете, живыми идут на костер, на котором сжигают трупы их мужей..."
 
Якутская колдунья (иллюстрация из издания "Народы России. Этнографические очерки", 1880)
 
 
"...Главные животные у них - олени, служащие для перевозки их добра; на них также ездят и очень быстро верхом. Якуты - умный и сообразительный народ и, как кажется, правдивый..."
 
Якутская нарта (иллюстрация из издания "Народы России. Этнографические очерки", 1880)
 
 
"...Когда в Якутске воевода правит не очень строго, то якуты причиняют друг другу всевозможный вред набегами, грабежами и другими насилиями. Если же там сильный и строгий начальник, они держат себя покорно, тихо, и не слышно ни о каких безобразиях с их стороны. Они хвалят его разумность и желают, чтобы он подольше оставался в должности. 
 
Они утверждают, что их предки происходят из Монгольской и Калмыцкой земель, что их вытеснили оттуда русские и поэтому им приходится жить в зимовьях этой области. Они тяжело мучаются цингой, которую быстро излечивают тем, что едят сырую рыбу и пьют деготь..."
 
Якутская деревня (иллюстрация из издания "Народы России. Этнографические очерки", 1880)
 
 
"...Тунгусы (эвенки - прим. ред.) очень воинственный народ и могут выставить в районе границы четыре тысячи человек, вооруженных луками и стрелами, и поэтому бродячие монголы не смеют здесь показываться. Разве только ночью потихоньку угонят несколько голов скота или коней.... ...Их жены и дочери ездят верхом и умеют обращаться с луком и стрелами не хуже мужчин. Вместо хлеба тунгусы употребляют толченую и сушеную муку из луковиц желтых лилий, из которой они варят кашу. Другого хлеба они не знают. Эти луковицы они едят и в сухом виде, к земледелию же они совершенно непривычны..."
 
"...Народы, которые живут у моря, носят одежды из тюленьих шкур и живут в норах под землей. Те же, которые живут на земле, богаты, занимаются охотой на оленей, едят все мясо и рыбу сырыми. Они похожи на лисиц в том, что не знают верности и не держат слова..."
 
***
 
 
"...Из всех вообще якутов очень редко, кто говорит по-русски: потому что россияне, поселившиеся здесь, все без изъяснения знают их язык; и для того первые не имеют нужды учиться нашему, а последние через то  получают от них великую  выгоду  в торговле  и промене товаров..." 
 
Вид якутского селения на урочище Оймякон. Якуты в простом и нарядном платье; Грав. К.Ческий (из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год)
 
 
...Можно сказать, что гостеприимство у якутов есть первая добродетель: не успеешь приехать к селению, как они уже встречают, помогают сойти с лошади и ведут в юрту, раскладывают большой огонь, снимают с приезжего платье и обувь, очищают от снега, и сушат. Постелю приготовляют в самом покойном месте, и стараются  услужить, сколько возможно. Сверх того потчуют всем, что только у них есть  лучшего; иные дарят еще соболем, либо лисицей... " 
 
Вид Верхне-Колымского острога с реки Ясачная. Гравировал Иван Ческий (из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год)
 
 
"...Якуты, как думать надобно, происходят от древнего поколения татар, кои не были еще магометанами. Доказательством сему служить подобие лица, образ жизни, а более всего язык их, которой так сходен с татарским, что бывший в экспедиции с нами татарин большую часть разговоров их мог разуметь без нужды..." 
 
Якутский шаман призывает духов для излечения больного; Гравировал англичанин Сандерс (из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год)
 
 
"Каждый якут, когда едет в дорогу, привешивает к поясу большой нож на длинной палке, огниво, кремень и трут, приготовленный из травы полыни... Табак курят, примешивая к нему половину самых мелких деревянных стружек,  и всегда дым глотают: часто случается им закуриваться до того, что падают без памяти. Уверяют, что проглоченный дым табачный полезен бывает во время колики при засорении желудка ..."
 
Якутка (иллюстрация из издания "Народы России. Этнографические очерки", 1880)
 
 
"...Богатство тунгусов ценится по числу оленей: у кого их больше, тот  богаче и почтеннее.  Многие имеют до двух тысяч, и пасут их обыкновенно табунами на местах, обильных мохом. Сколько бы впрочем у тунгуса ни было оленей, однако для себя не убьет он ни одного, разве которой падет, повредится, или охромеет; иначе скоре согласится дни терпеть голод  и питаться древесною корою, либо старыми костьми, которые обыкновенно бережет на нужной случай и возит с собою. Убитого оленя съедают  дочиста, то есть, не только мясо, внутреннюю и кровь; но и всю в кишках находящуюся нечистоту, из которой варят род каши, смешивая с кровью и жиром. Сырого мяса не употребляют, разве  сушеное; напротив, мозг из костей едят сырой: я и сам его отведал нашел очень непротивным..."
 
Оленные тунгусы. 1-й мужчина 2-ая женщина (из атласа карт и рисунков Сарычева, 1802 год)
 
 
"...Недостаток в съестном у якутов произошел от неумеренности их в пище. Пока было у них что есть, они беспрестанно пировали, не упуская ни малейшего к тому случая. Лишь только останавливались мы где для отдыху или на ночлег, как тотчас у всех у них котлы были уже на огне, с которого не сходили до тех пор, пока опять надлежало выступить в  дорогу. Между тем занимались они беспрестанно только едою, переходя друг к другу опоражнивать котлы, и в этом приятном для них упражнении проводили ночи, не думая ни мало о сне, но как натура требовала ей должного, то днем ходили почти сонные, и одним  дреманием награждали недостаток в отдыхе.
 
Чрезвычайное обжорство якутов казалось бы долженствовало произвести худыя для них следствия, однако того никогда не случается.  В иную пору съедают они вдруг невероятное множество такой  пищи, от которой бы  другой человек  должен  умереть; но для них  это ничего; желудок их  в этом случае варит все также исправно..."
 
Далее Сарычев описывает один случай, когда у одного из его проводников-якутов раньше времени закончились запасы пищи. 
 
"...Я сперва не верил, чтобы  один человек мог все то съесть в  такое короткое время; но прочие якуты привели меня в удивление, уверяя, что этот человек при случае, дома в одни сутки, съедал заднюю ногу большого быка, иди полпуда жиру, а иногда выпивал столько же растопленного коровьего масла.  Вид сего человека не подтверждал нимало того, что о нем сказывали: он был росту небольшого и собою сухощав;  почему вздумалось мне   сделать над ним опыт. 
 
Я приказал нарочно сварить из ржаной муки густую саламату, и положить в нее коровьего масла три фунта;  потом все то вывесили; нашлось двадцать восемь фунтов. Обжора хотя на ту  пору уже и позавтракал, однако принялся кушать с великою жадностью, и к крайнему моему удивлению съел все, не вставая с места... ...Однако после  того не чувствовал он никакого вреда; и на  другой день в состоянии был опять приняться за такой же обед..." 
 
Якуты разделывают корову для праздничного угощения, 1902 (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
***
 
 
(Щукин)
 
"Тунгусы, как и все инородцы, спят даже зимою, раздевшись донага. Прикрыв себя лоскутьями  звериных кож, тунгус поворачивает голую спину к огню и засыпает. К утру огонь гаснет, а на спине тунгуса образуется слой инея, но это ничего не значит!"
 
Возле чума, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"Нравы тунгусов кротки, ложь и обман между ними малоизвестны; но эта кроткость, эта тихость и флегматичность исчезают при двух стаканах вина. Пьяный тунгус неистовствует, всё ломает, всех бьет, рубит, колет, валяется на полу, и лишившись сил, засыпает. Полупьяный еще, оно готов отдать за вино всех своих оленей, все что имеет... "
 
На оленях, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"... родить на езде и потом опять ехать верхом - дело между тунгусками обыкновенное; но сколько бы ни была крепка их натура, все однако должны встречаться и смертные случаи в таких обстоятельствах...  "
 
 
Женщины в стойбище, с. Марково, Чукотский автономный округ, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"... В Якутске старушки нередко толкуют между собою по-якутски. Этот язык господствует между всеми классами, как у нас в столицах французский. Нет ни одного жителя, который бы не знал по-якутски. Да и неудивительно: в доме нянька якутка, кухарка - якутка, работник кучер - все якуты..."
 
"... женщины здешние стараются быть прелестными, и в сем намерении не щадят ни румян ни белил. Одеваются по моде, господствовавшей 10 лет назад. Между якутками встречаются довольно милые личики, с черными пламенными глазами; но странный наряд, по крайне мере, для глаз европейца, делает их незанимательными. Иногда таковая красавица разъезжает по городу верхом на быке; иногда на санях, летом бороздит улицы, без всякого сожаления к бедному животному, которое задыхается от усталости...". Девочка на быке (автор фото предположительно Иван Попов, альбом "Виды Якутской области", начало XX вв.)"
 
 
"Якуты народ  хитрый, пронырливый и коварный, злопамятны и мстительны. Ябедничества и жалобы столь обыкновенны между якутами, что составляют предмет общего разговора... ...Якуты, при врожденной их способности к воровству и мошенничеству, от общения с русскими чрезвычайно  усовершенствовались во всех тонкостях великой науки плутовать. В городе почти каждый день слышно об их шалостях; мало того, что очищаются по ночам амбары и уводится со двора скот, якуты действуют уже открыто, как лучшие мошенники...
 
...При дурных качествах якуты имеют много и хороших, например, они искусные плотники и печники: деревянные дома строят так чисто, и так плотно, что хоть бы лучшему мастеру так сделать. Из мамонтовой кости делают они гребни. В городе мебель делают исключительно якуты; при недостатке в инструментах, трудности побеждают терпением, и за все получают самую ничтожную плату... ...Они  остры и переимчивы. Скоро выучиваются читать и писать, и склонны к художествам..."
 
***
 
 
(Миддендорф)
 
"...Долганы живой подвижный, ловкий, услужливый народ, с большим достоинством. В единоборстве они отличались ловкостью, так что долганы одерживали верх над моими казаками. Между кочующими долганами больше всего встречались неподдельно якутские физиономии. При всем этом они физически слились с тунгусами не менее, чем в отношении нравов и образа жизни..."
 
Долгане (ил. из  книги А. Миддендорфа "Коренные жители Сибири")
 
 
"...Мне привелось видеть, как при самой сильной стуже, в шалаше, сквозившем как решето, брали из люльки голого ребенка, чтобы согреть его перед огнем... ...Лучистая теплота огня в шалаше действует так приятно, что и для взрослых кочевников нет лучше удовольствия, как сидеть перед огнем и подвергать действию его обнаженные туловище и ноги, прикрывая спину накинутым на плечи полушубком... 
 
...Нужно удивляться, как человеческий организм выносит такие сильные невзгоды. Нельзя также не удивляться, как, несмотря на глядение в огонь с ранней молодости, несмотря на часто невыносимый дым в чуме, от которого иной тунгусский мальчуган ревет во всю глотку, взрослые хрюкают, а женщины от слез не могут шить, как, несмотря на все это, глаза служат  отлично и до глубокой старости. Если старик-тунгус жалуется, что "он более ничего не видит", то это обыкновенно значит, что он всё еще в состоянии различать предметы несравненно лучше нашего брата..."
 
Тунгусы (ил. из  книги А. Миддендорфа "Коренные жители Сибири")
 
 
"...Шестидесяти и семидесятилетние старики-тунгусы нередко представлялись мне отцами грудных детей; иногда даже матерью оказывалась первая, уже очень съежившаяся жена..."
 
"...Потребуйте, чего хотите, якут все смастерит: чайник ли, или более сложный самовар, или винтовку с нарезным дулом и с замком.  Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик... "
 
"Государству, имеющему в виду развить доставшийся ему бесконечно обширный Сибирский край, должны быть особенно дороги свойства оседлого рода, задатки которого также имеются в этом даровитом народе. Эти-то свойства несомненно ставят якута, умеющего справлять тяжелую и продолжительную работу, гораздо выше еврея, с которыми у него, кроме торгового духа и способности к торговле, одинаковая степень ловкости в рукодельных работах, равно как наклонность и способность к самым разнообразным ремеслам..."
 
***
 
 
(Гончаров)
 
"Якуты ласковы и внимательны: они нас буквально на руках снимают с седел и сажают на них; иначе бы не влезть на седло, потом на подушку, да еще в дорожном платье."
 
Летняя якутская юрта. (иллюстрация из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
 
 
"...Якуты - народ с широкими скулами, с маленькими глазами, таким же носом; бороду выщипывает; смуглый и с черными волосами. Они, должно быть, южного происхождения и родня каким-нибудь манчжурам. Все они христиане, у всех медные кресты; все молятся; но говорят про них, что они не соблюдают постановлений церкви, то есть постов. Да и трудно соблюдать, когда нечего есть. Они едят что попало, белок, конину и всякую дрянь; выпрашивают также у русских хлеба..."
 
 
Якуты. (иллюстрация из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
 
"...Русские не хвалят якутов, говорят, что они плохие работники. "Дай хоть целковый в день, ни за что пахать не станет". Между тем они на гребле работают без устали, тридцать и сорок верст, и чуть станем на мель, сейчас бросаются с голыми ногами в воду тащить лодку, несмотря на резкий холод..."
 
"...Якуты здесь все: кучера, слуги и ремесленники; они - хорошие скорняки, кузнецы, но особенно способны к плотничной и столярной работе. Им недостает вкуса, потому что нет образцов. Здешние древние диваны и стулья переходят из дома в дом, не меняя формы; по ним делают и новую мебель. Дайте им образец - они сделают совершенно такую же вещь. Знаете ли, что мне обещал принести на днях якут? Бюст Рашели из мамонтовой кости или из моржового зуба. Сюда прислан бюстик из гипса, и якут делает по нем. Якут и Рашель - каково сближение!.."
 
Якутка. (иллюстрация из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
 
 "Якутов хвалят за способности, за трудолюбие, за смышленость, но в них, как в многочисленном, преобладающем здесь племени, уже развиты некоторые пороки: они, между прочим, склонны к воровству. Убийства между ними редки: они робки и боятся наказаний. Но в воровстве они обнаруживают много тонкости, которая бы не осрамила лондонских мошенников. Один якут украдет, например, корову и, чтоб зимой по следам не добрались до него, надевает на нее сары, или сапоги из конской кожи, какие сам носит. Но и хозяин коровы не промах: он поутру смотрит не под ноги, не на следы, а вверх: замечает, куда слетаются вороны, и часто нападает на покражу, узнавая по шкуре зарезанной коровы свою собственность."
 
Кузнец-якут, 1902. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"Чукчи держат себя поодаль от наших поселенцев, полагая, что русские придут и перережут их, а русские думают и гораздо с большим основанием, что их перережут чукчи. От этого происходит то, что те и другие избегают друг друга, хотя живут рядом, не оказывают взаимной помощи в нужде во время голода, не торгуют и того гляди еще подерутся между собой.
 
Один чиновник был послан, сколько я мог узнать, чтоб сблизить их...   ...Он обласкал одного чукчу, посадил его с собой обедать, и тот потом не отходил от него ни на шаг, служил ему проводником, просиживал над ним ночью, не смыкая глаз и охраняя его сон, и расстался с ним только на границе чукотской земли. Поступите с ним грубо, постращайте его - и во сколько лет потом не изгладите впечатления! "
 
Чукча. (иллюстрация из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
 
***
 
 
(Майдель)
 
"...О характере и природных качествах чукчей можно сказать, что они миролюбивый и добродушный народ. Между собою они живут в полном согласии; муж и жена почти всегда ладят между собой и первый никак не считает последнюю за подчиненное ему существо, за рабыню, а смотрит на неё, как на подругу жизни. Взрослые общаются с детьми всегда очень хорошо; они охотно балуют их, так что ребятишки всегда веселы и довольны. В Нижнеколымске меня часто уверяли, что чукчи жестоко обращаются с больными и престарелыми и даже убивают их, чтобы освободиться от них, как от лишней обузы. Но сам я не встречал ничего подобного, я мог только заметить, что они относятся к таким людям очень внимательно..."
 
Чукчи, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"...Жена ламута (эвен - прим. ред.) должна сама позаботиться о том, чтобы прийти с детьми и имуществом на назначенное место, поставить свою юрту и приготовить всё к возвращению домой хозяина..." 
 
Эвенка с. Марково, Чукотский автономный округ, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"...Ловко и красиво сложенный, притом крепкий и мускулистый, способный без труда переносить голод и жажду, холод и зной, прекрасный стрелок как из ружья, так и из лука, ламут представляет из себя истинного охотника, которого самые трудные лишения не могут заставить даже подумать о том, чтобы остаться у человеческаго жилья долее, чем безусловно необходимо для промена его добычи..." 
 
Эвены с. Марково, Чукотский автономный округ, 1901 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
 
"...Сравнительно со всеми остальными народностями Якутской области, якуты обладают самым совершенным устройством своего быта; только у них одних существуют письменные деловые сношения. Низшую единицу в их общественной организации составляет род, находящийся под управлением старейшины... "
 
Якуты (Иллюстрация из "Путеводителя из всей Сибири и средне-азиатским владениям России", 1895)
 
 
"...Якут, собственно говоря, представляет собой скотовода; охота у этого народа уже давно перестала быть источником существования, впрочем и между ними есть хорошие стрелки и люди, которые кормятся преимущественно охотой..."
 
Семья якутов переезжает из зимнего в летнее жилье, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
***
 
 
(Маак)
 
"...Якутки, как и все женщины инородцев, чрезвычайно любят надевать на шею, руки, привешивать к ушам, к косе и поясу разного рода украшения. Украшения эти составляют необходимую принадлежность приданного и служит масштабом состоятельности невесты. Каждая якутка-мать хлопочет, чтобы первую попавшуюся ей серебряную монету передать на украшение своей дочери, будущей невесты..." 
 
Якуты (из альбома Федора Паули "Peuples de la Russie", 1862)
 
 
 
Богатая якутка, 1902 г.
(из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"...Весьма развита у якутов страсть к азартным играм, особенно к карточной, которая завелась у них еще в прошлом столетии. Несмотря на административные меры, запрещающие торговлю картами, последние привозятся к инородцам в большом количестве. Кроме купцов, карты развозят казаки, командируемые по делам службы. Карточная игра ведется особенно там, где существует более оживленная торговля пушным зверем и на ярмарках, куда стекается много народа, между прочим, известные своим легкомыслием и беспечностью тунгусы..."
 
Тунгусы. 
(из атласа «Путешествие по Восточной Сибири Ивана Булычева", 1856)
 
 
"По темпераменту якуты сангвиники и меланхолики составляют исключение... ...Гнилой и насыщенный миазмами воздух и рыбная, часто совершенно разложившаяся, пища с примесью древесины, как мне кажется, главные причины меланхолического настроения. Случается, что якуты в таком настроении по целым дням поют песни о самоубийстве и затем уходят в лес и вешаются на первом попавшемся дереве ..."
 
"...Скачки в температуре, разные невзгоды жизни и наконец бедность сделали якута маловпечатлительным к влиянию холода и жара...
 ... Во время тяги тяжело нагруженной лодки вверх по Вилюю, в очень жаркое время, я не мог понять, как могли якуты идти и еще тянуть лодку босыми ногами по острым каменьям, которых масса валялась на берегу, по скалистым утесам или по поросшему тальником, шиповником и покрытому кедровым стлаником берегу. Некоторые тянули почти голые, без верхнего платья, и тело многих было исцарапано и изъедено насекомыми до крови. После усиленных трудов они довольно спокойно проводили ночь, почти совершенно голые, под миллионами комаров, тогда как мы не знали, куда от них деваться..."
 
 
***
 
 
(Короленко)
 
"...Вообще у якутов есть большая склонность к поэзии, хотя не в нашем смысле. Я уже сказал, что закругленной мелодии у них нет, но зато есть другое - есть импровизация. Якут изливает в своей песне мимолетнее настроение минуты... ...Этим песням никак нельзя было отказать в искреннем горячем чувстве. Якуты часто садятся у камелька и, уставив глаза на огонь, слушают длинную импровизацию, целые поэмы... Иные поэмы можно петь несколько вечеров подряд, и их слушают все с тем же захватывающим вниманием..." 
 
Якуты у очага, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"...В якутской поэзии, несмотря на отсутствие мелодии (в этом отношении она напоминает монгольские песни), есть то, чего у нас нет, - много непосредственности. Якут сразу выливает свои ощущения, без затруднения находя для них и рифмы, и своеобразный ритм, то есть то, что мы уже утратили..."
 
"Якуты, вообще говоря, народ очень добродушный, и во многих улусах принято, как обычай, оказывать новоприбывшим поселенцам довольно существенную помощь. Правда, что без этой помощи человеку, закинутому в суровые условия незнакомой страны, пришлось бы или в самом скором времени умереть от голода и холода, или приняться за разбой; правда также, что всего охотнее эта помощь оказывается в виде пособия "на дорогу", посредством которого якутская община старается как можно скорее выпроводить поселенца куда-нибудь на прииск, откуда уже большая часть этих неудобных граждан не возвращается; тем не менее человеку, серьезно принимающемуся за работу, якуты по большей части также помогают стать на ноги".
 
Рыбаки разбирают сети, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
***
 
 
(Серошевский)
 
"...Мышцы лица якутов совсем малоподвижны; нужен большой навык, чтобы по слабым сокращениям их научиться читать более тонкие душевные движения. Особенно слабо отражают они угнетающие эмоции... ...Веселье и вообще приятные ощущения они выражают довольно шумно, но вообще они скрытнее и сдержаннее тунгусов и даже многих русских... "
 
Якутские дети, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).
 
 
"...Раз я видел, как тунгус, оскорбленный якутом, схватился за нож; глаза его вспыхнули хищным, фосфорическим, истинно волчьим огнем. Думаю, что ни русские, ни якутские глаза не способны так вспыхнуть..."
 
"...Трудно отличить тунгуса-мужчину от женщины, когда они одеты одинаково, что у бедняков часто случается. Женщины немного только ниже мужчин и нежнее сложены. Движения тунгусов легки, часто грациозны, всегда порывисты..."
 
Лесные тунгусы (из альбома Федора Паули "Peuples de la Russie", 1862)
 
 
"...Якутов нужно считать за племя здоровое, закаленное, легко приспосабливающееся и при лучшем питании, при улучшении санитарных и гигиенических условий обещающее быстро превратиться в сильный, рослый и работящий народ..."
 
Осуохай, 1902 г. (из архива Джесуповской Северо-Тихоокеанской экспедиции).

 

Подготовил Спиридон Слепцов, News.Ykt.Ru

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
99
Сообщите нам
Лучший комментарий
PROKS
Пост 5+
Комментарии 59
  • Sirius25031979 10.10.2015, 09:29
    Да уж...
  • SANTER 10.10.2015, 09:42
    капсулу времени откроют, узнают =)
  • John_Wheels 10.10.2015, 09:47
    Очень даже познавательно. Читал всвое время и "Якуты", и "Вилюйский округ", но тут больше. Хочется ведь знать как там у наших предков все устроено было.
  • Aleksandr_sham1 10.10.2015, 09:49
    Интересно
  • PROKS 10.10.2015, 09:56
    Пост 5+
  • selex Илья З 10.10.2015, 10:03
    Эвены трезвые и впрямь вполне симпатичные люди, но чуть выпьют то далее по тексту...Некоторые из выдержек послужили тому что большинству не понравилась большая толстая книга Серошевского. Лучше всех понимал Гончаров как писатель и как психолог
  • Evromarket 10.10.2015, 10:05
    @selex, +1
  • PetrTom 10.10.2015, 10:25
    Недоделанный
  • vaso86 10.10.2015, 10:31
    интересно. с характером ничего не изменилось. были драчунами так и остались(((
  • dakam Дакам Дакамов 10.10.2015, 10:35
    Что долгане козаков забарывали верю, они же помесь якутов и эвенов или эвенков.
    А дети тунгусов и якутов более выносливее и сильнее чем родители.
  • vsk И И 10.10.2015, 10:39
    Интересный пост..
  • Bagur 10.10.2015, 10:46
    Словосочетание «письменно-деловое сношение» сначала прочитал как «письменно-половое сношение» и чуток был в недоумении ))
  • Ivera 10.10.2015, 10:48
    Неожиданная и подробная, интересная подборка, многое читала впервые. Спасибо автору!
  • badtrue 10.10.2015, 11:08
    Здорово!
  • ^AMC^ Мария 10.10.2015, 11:11
    Очень интересно! И смех и грех)
  • Valence 10.10.2015, 11:15
    про все народы написано что-то положительное и что-то отрицательное.
  • Valence 10.10.2015, 11:17
    Про воровство правда, депутаты Ил Тумэн наглядное подтверждение
  • ykob57 10.10.2015, 11:17
    хороший материал ! иногда до сих пор люди путают эвенков ,якутов.Первые в основном живут на севере и на юге (Нерюнгри,Алдан),а якуты в центральных улусах живут.
  • hwk 10.10.2015, 11:23
    Фотографии и описания по перепутаны, где написано якут на рисунке стоит тунгус в характерном эвенкском наряде с узорами. Такое впечатление, что приезжие русские писали, что видели. По ихнему все на одно лицо. Хотя быт, жизненный уклад и традиции очень сильно отличались между якутами, тунгусами, эвенками, эвенами, долганами, чукчами, нанайцами, алеутами. Одних якутов только было несколько улусов с разными традициями
  • andre 10.10.2015, 11:23
    Спасибо за интересную информацию. Побольше бы таких материалов.
  • JIT 10.10.2015, 11:29
    ..."Гнилой и насыщенный миазмами воздух и рыбная, часто совершенно разложившаяся, пища с примесью древесины, как мне кажется, главные причины меланхолического настроения. Случается, что якуты в таком настроении по целым дням поют песни о самоубийстве и затем уходят в лес и вешаются на первом попавшемся дереве ...". Оо, сильно, не знал
  • PhantomAssassin 10.10.2015, 11:31
    Якуты здесь все: кучера, слуги и ремесленники;
  • IvanIvanovich 10.10.2015, 11:35
    По иллюстрациям кажется, что якуты жили и выглядели как индейцы Сев. Америки..
  • nikonnn 10.10.2015, 11:37
    Да рисунки неправильные как вигвамы, и лица европейские.
  • _Александр 10.10.2015, 11:46
    ну и уроды же были!)
  • динади 10.10.2015, 11:53
    Очень интересный материал! Почаще бы, и желательно по одному автору рассматривать. Спасибо Спиридону!
  • VaioK 10.10.2015, 11:54
    В деревнях и щас так живут и выглядят также
  • LEONID 10.10.2015, 11:54
    как сказал профессор СавИн якутская история, это художественная литература. Настоящие историки, это А.Н. Алексеев и А.И. Гоголев.

  • Asd84 Ахмадчай 10.10.2015, 11:56
    И в конце мы оказались перспективным рослым племенем, да и я стал рослым 180 ;)
  • псо 10.10.2015, 12:00
    очень интересно и позновательно, в своё время читал серошевского ... а то что выпивши убивают , деруться , это от нации не зависит , везде есть скоты
  • ykob57 10.10.2015, 12:38
    @_Александр, покажи свое фото ) далеко ли ушел от людей живших 18-19 веках. Дело в том что продукты меняет со временем лица человека. 23 веке на тебя посмотреть и ужаснуться )))
  • Willie 10.10.2015, 12:54
    @Valence, в моем детстве и молодости воровства не было. Во всяком случае когда уходили и никого не не оставалось дома дверь просто подпирали палкой и уходили. Никому мысль о воровстве не приходило в голову
  • Alisa_vin 10.10.2015, 13:10
    до сих пор недоумеваю когда относятся небрежно к деревенским. ведь все мы вышли из зловонных балаганов, и как тут некоторые пишут эти "уроды" наши предки, их не было б нас не было б.
    на счет обжорства якутов. они в основном голодали, иной раз питались прокисшим молоком в перемешку с какой то травой и вряд ли кушали пол коровы за неделю.
    и конечно если представится случай "пообжорствовать" сметали всё, как и любой голодный человек
  • Alisa_vin 10.10.2015, 13:12
    все эти фотки всего лишь 100 летней давности, ничтожно малый срок а какие изменения произошли..
  • OON 10.10.2015, 13:19
    Очень интересно
    Спасибо автору
  • miranda_ 10.10.2015, 13:23
    А ещё писали о том, что считают якутов сибирскими евреями.

    Где же это? Негатив решили не выставлять? :)
  • shafran shafran 10.10.2015, 13:32
    Якуты как нация более способны к развитию сами историки так пишут! поэтому остальные народности плавно стали якутами забыв свой язык и культуру! Способность и любовь к ремеслу якутов з делала нас такими как мы есть а не пьющими индейцами в резервации надо это понимать и не забывать и двигаться дальше и достичь уровень Японии
  • dastler 10.10.2015, 14:21
    Барытын бэйэтэ айан суруйбут быьылаах))
  • traktorist 10.10.2015, 14:30
    Количество якутов составляет меньше 0,3% населения России, а население России составляет около 2% от населения мира. А шуму то...
  • traktorist 10.10.2015, 14:32
    @miranda_, а почему похожесть на евреев стало негативом?
  • таурен Таурен С 10.10.2015, 14:41
    @Willie в селах уходя, двери шваброй подпирали, пока было советское время и советское мышление. Но в 90-х все люди как.будто сошли с ума.
  • премийка Ивашка Дурачок 10.10.2015, 15:13
    "Якуты ласковы и внимательны: они нас буквально на руках снимают с седел и сажают на них; иначе бы не влезть на седло, потом на подушку, да еще в дорожном платье."
  • Dabaan Golden eagle 10.10.2015, 15:18
    многие фото с ошибками автор исправьте пожалуйста
  • никз 10.10.2015, 16:08
    Про песни точно подмечено,до сих пор песни меланхоличные в основном
  • Wlfgan remcomp_ykt 10.10.2015, 17:00
    а где нюрба, чурапча, сунтары где настоящие якуты которые занимались коневодством а не оленями. к сожалению везде только олени и тунгусы)))
  • Wlfgan remcomp_ykt 10.10.2015, 17:02
    Какой то джесуповский улус у моря где то в тундре, которых и якутами назвать сложно
  • nexegey 10.10.2015, 17:22
    Спиридон, как всегда, очень занятно и познавательно, написано от души и столько много труда вкладываешь в свои посты, что становится завидно, молодец!
  • ptsokt 10.10.2015, 18:22
    оценка степени хитрости местных, видимо, зависит от степени хитрости самого исследователя
  • Engin 10.10.2015, 19:49
    Все в истории циклично...
  • Hammerhead 10.10.2015, 20:32
    Обжора хотя на ту пору уже и позавтракал, однако принялся кушать с великою жадностью, и к крайнему моему удивлению съел все, не вставая с места... ...Однако после того не чувствовал он никакого вреда; и на другой день в состоянии был опять приняться за такой же обед..."

    Так вот откуда депутаты Ил Тумэн…
  • Fotiniya1 10.10.2015, 20:42
    Очень интересно, большой труд - собрать в минимальном тексте столько информации! Спасибо Спиридон! Это история, так писали люди, которые самоотверженно изучали нашу землю, быт жителей Якутии - что написано пером, не вышибешь топором)). Пост
  • Норбит егор бугаев 10.10.2015, 21:16
    Сунтары и нюрба есть тунгусы или одна помесь
  • Фантазер 10.10.2015, 21:22
    Прочитал на одном дыхании, очень ценная подборка! Спасибо автору за труд в подготовке, знаю, работа кропотливая!
  • МамаВовчика Мама Вовчика 10.10.2015, 21:41
    Фотографии очень хорошие. Хорошая подборка, было интересно и смешно в некоторых моментах:

    "...Шестидесяти и семидесятилетние старики-тунгусы нередко представлялись мне отцами грудных детей; иногда даже матерью оказывалась первая, уже очень съежившаяся жена..."
  • avvv 11.10.2015, 02:54
    Интересно, через 300-400 лет и про нас также упомянут? Думаем что живем в современном , высокотехнологичном мире, которое через много тысяч лет окажется каменным веком.
  • avvv 11.10.2015, 02:58
    @_Александр, не надо смеяться над давно умершими людьми,
  • selex Илья З 11.10.2015, 03:23
    в японском фильме "Легенда о Нараяме" тоже показана прямо таки удручающая жизнь японцев всего сто лет назад. Младенца на рисовое поле выбросили и прочие мерзости... А китайцы до сих пор кушают (иногда и очень дорого) так называемый Суп из младенцев...
  • триколор 11.10.2015, 09:52
    хехе, а через 200-300 лет про якутов будет сказано как о не способных к высокотехнологическому производству и электронике, не имеющие даже представления об устройстве нефтяной вышки. А упоминание о якутской сельхозакадемии вызывало у якутов неприкрытый смех и насмешки. Большинство якутов из-за дороговизны не желают быть клиентами газовых поставщиков и по прежнему заготавливают дрова и ходят в лес по другой нужде. Народ сильно изнуряющий себя на физической работе не способен на более продуктивный умственный труд и научно-технический рывок)))
  • Эрх 11.10.2015, 19:47
    Мандар уус , биир да саха юртага олорботого . того юрта онтторо сатыыгын.?
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Обратная связь