Ирина Лаптева работает в Театре Балета на Брайтоне и Американской школе русского балета уже пятый год.
- Как ты живешь? – спрашиваю я Иру в очередной раз, плохо представляя себе, как хрупкая и тихая Ирочка, с детства влюбленная в балет, живет в этом шумном городе.
Хотя, конечно, с ее основательной балетной подготовкой, ее работоспособностью и целеустремленностью и там не пропадешь.
- Расскажи о своем театре.
- Брайтон Балетный Театр, созданный в 1987 году, - русский хореографический центр в Бруклине (Нью-Йорк). Это одна из крупнейших балетных школ в Нью Йорке и самая большая русская балетная школа в Америке, где очень бережно хранятся и передаются из поколения в поколение традиции русского классического балета. За это время более десяти тысяч детей получили в Школе профессиональную подготовку по классу балета, современному и характерному танцам.
- С какого возраста вы принимаете детей в школу?
- В школе занимаются дети от двух с половиной до девятнадцати лет. Для каждой категории учащихся существует собственная программа, учитывающая не только возраст, но их индивидуальные таланты и способности, их интересы и задачи. И все без исключения имеют возможность участвовать в спектаклях, фестивалях и конкурсах.
- Расскажи о своих учениках, ты всегда так тепло о них отзываешься…
- Студентам Американской школы русского балета я даю уроки при-балета, балета и растяжки. Я очень горжусь тем, что мои студенты стали призерами многих престижных конкурсов: Youth America Grand Prix, Long Island Ballet competition в Америке, World Ballet Art Competition Grand Prix в Канаде. Меня вдохновляет то, что они стремятся к самосовершенствованию, я с удовольствием ставлю для них классические вариации, готовлю к поступлению в колледжи. Некоторые из них танцуют с мировыми звездами балета в Линкольн центре, например, во время гастролей Михайловского Балета в Нью Йорке мои ученики танцевали в балете “Дон Кихот”. Наш театр постоянно показывают в телевизионных передачах в разных уголках планеты, к нам приезжали российский канал «Культура», BBC, украинское и немецкое телевидение.
- Много у тебя учеников?
- Каждый год у меня занимаются сотни учеников самых разных возрастов, начиная от самых маленьких.
- С кем тебе больше нравится работать?
- На этот вопрос сложно ответить однозначно. Они все такие разные и со всеми интересно работать. Самые маленькие мои ученики так любят танцевать, что им достаточно только услышать музыку, и они уже подражают балеринам. Иногда я просто наблюдаю за ними или они учат меня, так как дошкольники имеют невероятное воображение и природные рефлексы, которые исчезают когда ребенок взрослеет. Сейчас они, конечно, еще мало что умеют, но главное не стесняются и пробуют все, что ты им покажешь. И на удивление они очень дисциплинированы.
- Наверное, они хотят быть похожими на тебя? Я представляю, как они смотрят на тебя восторженными глазами…
- Да, они так и говорят, и я очень благодарна им за их любовь и уважение ко мне. Дети очень искренние и открытые, и их просто невозможно не любить.
- Ты сама была такая, малыши, наверное, чувствуют это, поэтому и тянутся к тебе… А как с детьми постарше? Получается?
- Подростки уже настроены серьезно, знают, чего хотят и не боятся проявлять свою индивидуальность, они очень самостоятельны и, что важно, готовы поддержать и помочь друг другу. Девочки постарше имеют определенные комплексы, они уже знают свои сильные и слабые стороны, у них есть любимые движения и не очень, любят, например, коллективные растяжки и другие групповые упражнения. Но они очень прислушиваются к твоему мнению. Им важна оценка педагогов, родителей, им хочется, чтобы их заметили, ждут похвалы и хотят танцевать для публики. Современная и сольная классическая хореография помогает им раскрыться.
- Ты и со взрослыми работаешь?
- Да, среди взрослых людей тоже много желающих заниматься пилатесом и балетом. С ними нужен очень индивидуальный подход. Работая индивидуально, мы часто становимся хорошими друзьями, но, к сожалению, у них нет такой отдачи, как у детей.
- Что отличает учеников вашей школы?
- Главная особенность учеников брайтоновской школы – то, что они, все без исключения – на сцене очень выразительны. В школе учатся девочки и мальчики различной степени подготовки, но на сцену они выходят «в образе» все, начиная от солистов и кончая группой маленьких актристок. Да, на сцене каждый ученик – артист, какую бы роль он ни исполнял. И это мне очень импонирует.
- Что в Америке предпочитают больше: балет или танцы?
- Сейчас не проведешь четкую линию между балетом и современными танцами, если раньше, еще до конца 20 века можно было разграничить эти два понятия, то теперь это сделать практически невозможно. В Америке некоторые люди связывают это явление с периодом, когда Элвин Эйли, афро-американский современный хореограф, поставил спектакль для Американского театра балета. В настоящее время вся балетная труппа танцует и традиционную классику и современные танцы. Современные танцы дают почву для размышлений и привлекают все больше зрителей, и, конечно, молодых.
- Педагогам приходится постоянно искать что-то новое, экспериментировать, наверное?
- Конечно, ведь современный балет – это прежде всего танец-эксперимент. В Америке сегодня все большую популярность получают различные танцевальные конкурсы, фильмы о танцах, реалити-шоу и мода. В театрах балета также устраивают шоу, так, например, “Балет Вест” организует реалити-шоу и показывает, как солисты балета и кордебалет готовятся к спектаклям, их взаимоотношения внутри коллектива. Для аудитории помоложе показывают телешоу “Мамы в Танцах” о конкурсной группе одной из частных танцевальных студий. В музеях моды представлены театральные костюмы под девизом “Dance&Fashion”, а на неделе моды Валентино всю балетную труппу Нью Йорк Сити Балет одевает в дизайнерские вещи для премьеры спектакля. Все это привлекает внимание к балету и современным танцам. Популярность их в Америке очень велика, и все больше новых стилей и течений появляются как результат самовыражения и индивидуальности как хореографов, так и исполнителей. Поэтому современный танец также, как и contemporary картины, очень высоко ценится и люди готовы ходить на новые спектакли снова и снова, а средства массовой информации и интернет помогают продвижению этого искусства.
- В последнее время на сцене все больше используются какие-то инновации, балет все больше становится синтезом искусства и современных технологий…
- Да, часто можно увидеть рядом с бродвейскими мюзиклами совершенно новые находки типа iLuminate: Artist of Light где все представление артисты танцуют в полной темноте в костюмах с иллюминисцентными огнями. Я со своими студентами недавно была на концерте Hakanaï, в котором единственный танцор движется внутри куба под музыку, взаимодействуя с проецируемыми изображениями на стенах, отслеживая электрическую дугу параболы и синус-волны с рук и других частей тела. Это очень красиво! Мои студенты были в восторге, а после просмотра этого спектакля у нас родилась идея танцевальной машины для нашего школьного концерта. Я тоже пытаюсь сделать для выступлений своих воспитанников компьютерные презентации и красивый фон при помощи прожекторов сцены.
- У тебя остается время учиться самой?
- В России мой репертуар был исключительно классический и характерный, поэтому по приезду в Америку я начала изучать contemporary dance. Я заметила, что здесь большим спросом пользуется этот танец, он очень подходит для американского менталитета, здесь каждый хочет самовыразиться, выделиться и быть не таким, как все. В Нью Йорке я брала мастер-классы в школе Марты Грэм, в танцевальном центре Марка Морриса и Степ на Бродвее в стиле Хортон и Лемон, также у таких знаменитых современных и бродвейских хореографов и художественных руководителей, как Дуайт Роден, Александра Дамиани, и у Сильвии Уотерс, художественного руководителя театра Элвина Эйли и многих других. Я люблю учиться!
- С кем ты сейчас сотрудничаешь?
- Продолжительное время я выступала и занималась с «The Next Stage Project», это кампания, которая была разработана в качестве инновационного сотрудничества между профессиональными танцорами и известными хореографами. TNSP функционирует в качестве глобального танцевального коллектива, который проводит отбор танцоров для каждого проекта. И самое интересное в этом сотрудничестве это то, что TNSP экспериментирует в разных стилях современного танца и не боится показывать зрителю что-то совершенно новое, поставленное на особенности и таланте каждого артиста. Помимо этого, я танцую классику с Брайтон балетным театром - такие балеты, как “Щелкунчик”, “Лебединое Озеро”, “Пахита” и новые балетные постановки.
- Над чем работаете сейчас?
- В этом году в школе искусств я, как хореограф, ставлю концерт под названием “Dance Game Through Centuries”. Во время спектакля мои студенты танцуют различные танцы, начиная с 16 века и заканчивая танцами будущего, туда входят историко-бытовые танцы, американские популярные танцы 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годов и новые эксперименты. На протяжении всего концерта на сцене стоит танцевальная машина и по окончанию каждого танца она показывает, кто из участников переходит на следующий уровень, также по сторонам сцены расположены два больших экрана, передающие атмосферу каждой эпохи и основные черты каждого танца в виде видео-презентации. Это очень познавательно и эффектно одновременно и для танцоров, и для публики, как для взрослых, так и для детей. Благодаря видео можно наглядно видеть, как менялись общество, стиль и музыка.
- Ты рассказываешь своим ученикам о Якутии?
- Мои студенты ничего не знают об Якутии, о ее культуре, и когда я им говорю, что моя родная Республика Саха больше, чем два штата Нью-Йорк и четыре штата Техас вместе взятые, они очень удивляются: а где это? Сейчас Театр Балета на Брайтоне решил выпустить книгу о своих преподавателях и выпускниках. В этой книге выйдет статья и о моей родине – Якутии, и я очень рада, что мои ученики смогут почитать о ней в книге Брайтон Балета.
Ирина мечтает увидеть якутский балет на гастролях в Америке, о том, чтобы танцоры нашего Государственного театра оперы и балета приезжали на конкурсы и мастер-классы. У нее много разных хороших идей, большие цели и далеко идущие планы. На мой вопрос о них Ирина ответила:
- Пока я не хотела бы об этом рассказывать, но вы можете следить за моими проектами на веб-сайте www.irinalapteva.com.
- Конечно, Ира, спасибо за беседу. Успехов тебе!
Зоя ИГНАТЬЕВА
"Тот неловкий момент, когда понИМаешь - ты тоже Мунлок..."
%))
Преклоняясь перед западной культурой, подчёркиваете свою ущербность. И именно эта ущербность заставляет людей покидать свой родной мир.
"Чужебесие" - низкопоклонство перед всем иностранным. Славяне этим страдали всё время. Об этом писал Юрий Крижанич в 17 веке.
И именно со столкновениями с чужими культурами связаны все трагедии русской цивилизации.
"Познай самого себя" и "Не верь чузестранцам"
Эти слова великого славянского учёного актуальны и сейчас.
Какой яркий пример нашим балеринам!!!!! Почему же и нашим не открыть частные балетные школы (курсы, секции, кружки) для детей, студентом и взрослых (не очень одаренных, но имеющих огромное желание)?????
Удачи, успехов, новых высот!!!
Так держать! )