Егор Борисов провел совещание по вопросам развития транспортного узла в Нижнем Бестяхе

Егор Борисов провел совещание по вопросам развития транспортного узла в Нижнем Бестяхе

5 ноября в Москве Егор Борисов провел совещание по вопросам развития транспортного узла в поселке Нижний Бестях.

Основную информацию представил министр транспорта республики Семен Винокуров.

Напомним, что в конце августа текущего года участок железнодорожной линии Томмот – Нижний Бестях (439 км) был сдан во временную эксплуатацию. В настоящее время генеральным подрядчиком ЗАО «Инжтрансстрой» ведутся работы по завершению его строительства и доведению до норм постоянной эксплуатации в 2015 году.

В связи с этим на первый план выходит проблема создания в Нижнем Бестяхе необходимой инфраструктурно-обустроенной территории для обеспечения полноценной и рентабельной работы железной дороги.

Согласно поручению главы республики Егора Борисова, в декабре прошлого года была создана компания «Транспортно-логистический центр РС(Я)» (ТЛЦ), которая сегодня занимается строительством первой очереди транспортно-логистического центра. Речь идет о строительстве подъездных, погрузо-выгрузочных и маневровых железнодорожных путей, открытых площадок для грузовых операций, энергоснабжении объектов нового транспортного узла.  Также ведутся работы по возведению в районе станции Нижний Бестях прирельсового склада нефтепродуктов ОАО «Саханефтегазсбыт» и ОАО НК «Туймаада-Нефть» и подъездной автодороги к этому складу.

Между тем, на прошедшем совещании была представлена альтернативная концепция по созданию промышленно-логистического кластера «Якутский индустриальный парк», разработанная специалистами Волжской государственной академии водного транспорта совместно с ОАО «Ленское объединенное речное пароходство».

Суть концепции заключается в обустройстве близ станции «Правая Лена» целого ряда промышленных и сервисных предприятий, а также перевалочного речного порта мощностью до 20 млн. тонн грузов в год. Презентовавший концепцию доцент кафедры Управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта Сергей Железнов подчеркнул, что сырьевые ресурсы  центральной Якутии располагают к созданию на правом берегу Лены производств по выпуску облагороженного угля, топливных брикетов, различных стройматериалов (зольный кирпич, шлакоблоки, смеси, сэндвич-панели, железобетонные плиты), металлических изделий на основе переработки металлолома, пиломатериалов, цветных металлов и т.д.

Концепцию предлагается превратить в проект и реализовать на основе механизмов государственно-частного партнерства с привлечением средств «Внешэкономбанка». Заявленный разработчиками срок окупаемости такого проекта может составить от 10 до 13 лет, в зависимости от экономической конъюнктуры.

В качестве ожидаемых результатов реализации проекта называются развитие Якутской городской агломерации и появление полноценного города-спутника, создание свыше 7 тысяч рабочих мест, оптимизация товародвижения путем переключения грузопотоков с порта Осетрово на перевалочный пункт кластера, рост грузооборота, а главное максимальная загрузка железной дороги БАМ – Нижний Бестях.

Как заявил на совещании главный инженер ОАО «Железные дороги Якутии» Александр Курчатов, после ввода транспортного терминала в Нижнем Бестяхе в постоянную эксплуатацию расходы на содержание железной дороги возрастут, а значит нужно стремиться к максимально возможным объемам перевозки грузов по магистрали.

Также за создание индустриально-логистического кластера на правом берегу Лены высказался первый заместитель гендиректора ОАО «ЛОРП» Сергей Игнатенко. Свои доводы он подкрепил тем, что соседство железной дороги и речного порта позволит в будущем организовать в Нижнем Бестяхе модернизированный судостроительный завод.

Однако далеко не все участники совещания однозначно поддержали предлагаемую концепцию. В частности, генеральный директор ОАО «Еловское-Трансстрой» Александр Дудников  выразил свои сомнения по поводу целесообразности возведения речного порта, поскольку перевозки по реке имеют лишь сезонный характер. Кроме того, Дудников уверен, что берегоукрепление и строительство причальной набережной окажется чрезвычайно затратным.

Председатель Совета директоров ОАО «Транспортно-логистический центр» Александр Аммосов был еще более категоричен. Он дал понять, что идея с индустриальным кластером дублирует уже начатую его предприятием работу.

По мнению Аммосова, острой необходимости строить речной порт нет, а свободные площади для размещения производственных объектов уже имеются в распоряжении компании ТЛЦ.

В поддержку развития проекта ТЛЦ выступил также генеральный директор ОАО «РИК» Петр Алексеев, назвав его более реальным и привлекательным, в том числе с точки зрения участия инвесторов.

В ходе совещания несколько раз упоминался и крупнейший в стране контейнерный оператор – компания «ТрансКонтейнер», которая заинтересована в создании своего перевалочного пункта в Нижнем Бестяхе.

Председатель Правительства РС(Я) Галина Данчикова при обсуждении заняла нейтральную позицию. Она считает, что идея создания промышленного кластера в целом неплохая, но требует дополнительной проработки, в том числе с учетом уже имеющихся проектов. Также премьер-министр уверена, что строительство речного порта на правом берегу может быть оправдано только в случае отказа от возведения мостового перехода через Лену.

Подводя итоги совещания, глава республики сделал вывод, что пока все потенциальные участники формирования транспортно-логистического узла в Нижнем Бестяхе руководствуются лишь решением своих узких задач, тогда как в данном случае нужен комплексный подход.

Исходя из этого, он поручил еще раз просчитать все варианты, объемы, при необходимости создать консорциум, и к концу января разработать и представить на рассмотрение новый объединенный проект, чтобы далее принимать решение по привлечению инвестиций.

«Нижний Бестях уже определен городом-спутником Якутска. Минтранс занимается подготовкой концепции создания кратчайшего транспортного коридора из Азии в Европу через Севморпуть.  Если мы не создадим в Нижнем Бестяхе производства, то нет смысла вообще вести дальнейший разговор», - сказал Егор Борисов.

 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Лучший комментарий
4A
Узел - хорошо. Но мост - лучше
Комментарии 14
  • 4A 07.11.2014, 09:15
    Узел - хорошо. Но мост - лучше
  • Воротничок 07.11.2014, 09:16
    "Минтранс занимается подготовкой концепции создания кратчайшего транспортного коридора из Азии в Европу через Севморпуть. "
    Лето у нас слишком короткое, не выгодно китайцам вкладываться в такое мероприятие, им ближе будет через Питер, с круглогодичной навигацией, и моста там не надо будет, инфраструктура готовая итд итп, не правильный путь выбрал БЕА
  • citiman 07.11.2014, 09:22
    1. Не хотелось бы чтобы на берегу Лены строили какие-то производства, кранты ведь придут сразу реке.
    2. Есть местный логистический центр, зачем еще кого-то звать?
    3. Столько шума вокруг, а дорога то когда заработает?
  • T-KILL 07.11.2014, 09:23
    мост нужен!
  • KHARALAAN 07.11.2014, 09:28
    Пора развивать логистик, пора снижать цены на товары ежедневного спроса
  • Northerner 07.11.2014, 09:29
    На фото все так внимательно слушают, всем бы так ответственно к своей работе подходить.
  • КЛЮНЦ 07.11.2014, 09:31
    Узел...Как бы этот узел,в Гордиев не превратился...
  • Волосатик 07.11.2014, 09:50
    отлично! хорошо что практически отказались от строительства речного грузопорта, будет мост, все логистические проблемы как рукой снимет
  • FV215B183 07.11.2014, 10:03
    создана компания «Транспортно-логистический центр РС(Я)» (ТЛЦ), которая сегодня занимается строительством первой очереди транспортно-логистического центра. То есть создана компания которая строит саму себя?
  • газовый 07.11.2014, 10:26
    ЖДтранспорт и речной транспорт должны быть едины. Плюсов больше независимо от мостовой переправы.
  • Dekimen 07.11.2014, 10:56
    У нас как всегда, вбухать миллиарды в дорогу "временной эксплуатации", а потом думать - а что собственно мы собирались возить???
    Производство стройматериалов даже в В.Бестяхе, сидящем на щебенке, песке и цементе, очень дорого, а с учетом перевозок, хранения, перегрузки и т.д. вообще нерентабельно, уголь даже без переработки тоже стоит дорого, а где взять столько золы для производства кирпичей? Про строительство порта вообще молчу, глупость сплошная.
    Налицо некомпетентность участвующих сторон и перетягивание бюджетного "одеяла".
  • Dekimen 07.11.2014, 10:59
    @FV215B183, как ни удивительно, Роснефть занимается добычей нефти, Ростелеком занимается телекоммуникациями, Сахагаз занимается газом и т.д.
  • sawer_ 07.11.2014, 12:41
    Мост и ничего больше!!!
  • rubez 07.11.2014, 13:38
    Развитием транспортного узла в Нижнем Бестяхе всё-равно надо заниматься в связи с возрастающим грузопотоком. Создание некоторых производств так же имеет смысл на правом берегу подальше от города. Надо ещё остановить стройку ГРЭС-2 и перенести её туда же, чтобы не ухудшать экологию города этим вонючим "примусом".
    Решение о дальнейшей проработке проектов единственно верное в данном случае. Подождём до конца января и, надеюсь, сможем оценить предложения заинтересованных организаций и проектировщиков.
Обратная связь