«Автобусный коллапс в Якутске»: ожидания по 40 минут и «вечеринки селедок в бочке». Причины, последствия и пути решения

«Автобусный коллапс в Якутске»: ожидания по 40 минут и «вечеринки селедок в бочке». Причины, последствия и пути решения

В Якутске в утренние и вечерние часы пик на автобусных остановках складывается ситуация, напоминающая штурм крепости. Редакция News.Ykt.Ru разбиралась в причинах автобусного коллапса.

Из-за многочисленных жалоб на пробки и нехватку городских автобусов журналисты News.Ykt.Ru провели эксперимент «Пешеход, водитель и пассажир автобуса — кто быстрее и как доберется из точки А в точку Б». Больше всех пострадал коллега, который прождал «двойку» почти сорок минут, так как не смог протолкнуться в первый автобус из-за толпы. Но даже попав в долгожданную маршрутку, ему пришлось поучаствовать в «вечеринке селедок в бочке». И такая ситуация наблюдается на многих других маршрутах. 

Как было и как стало

В лучшие времена, когда самой популярной жалобой были претензии к салону автобусов, их бегало по городу около 600. Во время коронавирусных ограничений и дистанционного формата учебы/работы из-за малого потока пассажиров интервалы были пересмотрены. Кроме того, произошел отток водителей, оказавшихся не у дел, — всем нужно было кормить семью. В феврале списали автобусы 2007–2009 годов выпуска, и количество еще сократилось — минус 50–60 автобусов.

Автобус забит под завязку

Когда люди вышли на «очку» и остановки наполнились ожидающими пассажирами — на линии оказалось всего порядка 300 автобусов. На некоторых маршрутах разрывы настолько велики, что люди ждут по час-полтора. Простая арифметика — спрос превышает предложение в два раза. Тем временем 160 автобусов не могут выйти на работу, они просто простаивают. Эта проблема назревала давно, началась еще год назад, но «язва» вскрылась только сейчас. 

Все яйца в одну корзину

С 1 марта 2021 года должен был вступить в силу новый закон о техосмотре. Главное отличие новых правил состоит в том, что техосмотр автобусов уже сейчас проводится в присутствии уполномоченного сотрудника ГИБДД. Также его могут проводить только операторы с государственной аккредитацией на собственной, специально оснащенной базе. Из-за коронавируса вступление закона в силу перенесли. Всем регионам дали один год — чтобы подготовить аккредитованные пункты техосмотра. Аккредитацию выдавал единственный орган в России — РСА (Российский союз автостраховщиков). Условия были достаточно жесткие — ширину проездов и высоту арки проверяли чуть ли не до сантиметров, это без учета остальных требований. 

Пункт техосмотра «Дорог Арктики»

Куратор по подготовке — министерство транспорта Якутии. Они в октябре прошлого года сообщали об открытии пункта техосмотра на базе государственного предприятия «Дороги Арктики» на Хатынг-Юряхском шоссе. Там были три передвижные станции, полное оснащение — предполагалось, что он сможет закрывать все потребности. Но не получилось: у них отозвали аккредитацию. В настоящее время их сотрудник специально вылетел в Москву, чтобы разобраться с проблемой. 

Кроме государственного, было запланировано еще четыре частных, но, видимо, они были сами по себе. Пункт, который планировали открыть сами автобусники, не прошел по требованиям. Один частник не стал заниматься автобусами, потому что это было нерентабельно — осмотр автобуса стоит 1,5 тысячи рублей. Владелец «Автограда» Игорь Парфенов еще год назад просил мэрию Якутска выделить ему дополнительный земельный участок под строительство второго пункта техосмотра, но его предложение не было услышано, ему отказали. В итоге на сегодняшний день ИМЕННО у этого частника Парфенова — единственный аккредитованный пункт техосмотра, но его мощностей на всех не хватает. 

Тактика властей складывать «яйца в одну корзину» обернулась хаосом. Все силы бросили на государственное предприятие, которое оказалось не у дел.  

«Нам плюют в лицо и показывают кулаки»

В пункте на Чайковского («Автоград» Парфенова) автобусы проходят техосмотр по вторникам и четвергам. В остальные дни заезжают большегрузы, у которых тоже сложная ситуация в связи с новым законом о техосмотре (говорят, что могут возникнуть проблемы с северным завозом — прим. редакции). Журналисты News.Ykt.Ru побывали в «Мекке автобусов».

Напомним, сейчас 160 автобусов не могут пройти техосмотр и поэтому не выходят на линию. Штраф ГИБДД — от 50 тысяч рублей за нарушение. Сначала некоторые пытались выезжать на линию, но после нескольких показательных штрафов прекратили. Записи до 25 мая (!) нет, все забито. У многих прошла дата осмотра — Алексею было назначено еще на 8 февраля, но уже март, а он до сих пор не может попасть в яму осмотра.

— Я с напарниками стою здесь с двух часов ночи. Не знаю, чего жду, но сижу, — жалуется он. — Автобусы простаивают уже третий месяц. До этого разрывы были ужасающие: я еду, передо мной троих не хватает, сзади — двоих. Когда подъезжал к остановке, пассажиры плевали в лицо, показывали кулаки. Люди стали очень агрессивными, и я их понимаю. Но и они тоже должны понимать — я не виноват в этой ситуации. На техосмотре проблемы начались давно: то у них сотрудник коронавирусом заболеет, то еще что-то. В день по 6–8 автобусов могут пройти техосмотр, это разве дело? Выйти на линию не могу: у меня и так денег не осталось, последние крохи собираю на заправку, чтобы доехать до пункта техосмотра, и мне не по силам платить штраф в 50 тысяч рублей. Если вы дальше проедете по Чайковского на стоянку, там еще больше автобусов стоит. Они все ждут чуда. 

Спасут ли Якутск 100 новых автобусов и станет ли общественный транспорт муниципальным

Не спасут. В комментариях к публикациям News.Ykt.Ru некоторые просят подождать поставки 100 новых автобусов, и тогда ситуация нормализуется. Но будем реалистами: из этих 100 автобусов частники выкупают 35, остальные 65 отходят муниципальной организации ЯПАК, которая специализируется на межпоселковых маршрутах — Пригородный, Маган и другие. Конечно, горожане могут ездить и на них, но надо понимать, что это не городские маршруты, а пассажиры «двойки» так и будут ждать свой автобус по сорок минут.

Также очень популярны призывы «сделать общественный транспорт муниципальным». Объясняем расклад: аукцион на городские маршруты объявляют один раз в пять лет. Существующие договоры действуют до 2023 года. На каждый маршрут оформляется ООО, куда входят предприниматели со своими личными автобусами. Исходя из данных пассажиропотока, для каждой линии формируются интервалы и количество единиц транспорта. При заключении договоров ООО проверяется на наличие всех требуемых условий, но со временем все меняется — не хватает водителей, не хватает автобусов. Но при этом договоры все равно остаются, и все ими связаны, «перекидывать» автобусы с маршрута на маршрут не вариант.

Теперь вернемся к вопросу, будет ли общественный транспорт муниципальным.

Валерий Домотов, директор МУП ЯПАК:

— Учитывая сложную ситуацию с перевозками, МУП ЯПАК прилагает усилия по снижению наполняемости автобусов путем ввода дополнительного транспорта и изменения схемы движения. Эта мера направлена на решение проблем, связанных с наполнением. В следующем году мы планируем участвовать в аукционе на городские маршруты. Заранее сложно предугадать, на сколько маршрутов у нас хватит мощностей, но на выигранные линии мы будем запускать по 20–25 автобусов. Такое сейчас в Якутске только у двух-трех маршрутов. Отмечу, что автобусы все оснащены кондиционерами, двойными стеклопакетами и соответствуют требованиям о доступной среде для маломобильных горожан. В данное время вопрос охвата всех городских маршрутов не стоит. 

Как решить проблему

По нашей информации, после эксперимента News.Ykt.Ru о работе общественного транспорта прокуратура готовит предписание в адрес министерства транспорта республики, которое является куратором по данному вопросу. К делу подключилась уполномоченный по правам человека в Якутии Сардана Гурьева, так как нарушаются права граждан на свободу передвижения. Она созвала экстренное совещание по критической ситуации. Редакция News.Ykt.Ru звала представителей министерства транспорта принять участие в мероприятии, но они не откликнулись на призыв, так же как и не ответили на наши вопросы. В совещании участвовали также представители уполномоченного по защите прав предпринимателей. 

К сожалению, проблема созревала слишком давно, чтобы решить ее за один день. Единственное, что сейчас возможно, это частично снять нагрузку путем увеличения количества дней работы пункта техосмотра. На это готовы пойти и владелец «Автограда» Игорь Парфенов, и сотрудники ГИБДД. При этом Парфенов справедливо возмущен тем, что раньше от него «отмахивались, как от назойливой мухи»: 

— Вот вышла скандальная статья, и сейчас мне все звонят. А я еще год назад на совещании в министерстве транспорта неоднократно поднимал вопрос о выделении дополнительного участка для второго пункта техосмотра, но от меня все отмахивались, как от назойливой мухи. Мы понимаем, что ситуация сложная, и так работаем на пределе возможностей: по регламенту раньше проходило 8–9 автобусов, а вчера прошло 20. Мы постараемся со следующей недели вместо двух дней выделить три дня для маршрутного транспорта, выпустить хотя бы 100 автобусов, что снизит напряжение. Поймите, что это наша добрая воля, на энтузиазме. Мы также связаны другими обязательствами — с грузовыми машинами, и мне придется их отодвинуть немного, чтобы помочь городу с этой ситуацией. Если бы участок выделили, я бы за полгода оборудовал его под все требования, чтобы в будущем не возникало таких авралов. 

Алексей Кривошеев, врио заместителя начальника республиканского УГИБДД:

— Со своей стороны с целью стабилизации сложившейся ситуации в сфере перевозок пассажиров автобусами на территории Якутска сотрудники Госавтоинспекции готовы участвовать в проведении технического осмотра автобусов в усиленном режиме работы. В настоящее время в Якутии действуют шесть ПТО, аккредитованных на проведение техосмотра автобусов массой свыше 3,5 тонны, в том числе в Якутске — 1, в Алдане — 1, в Нерюнгри — 1, в Мирнинском районе — 3. 

По поступившей ранее информации о том, что в Якутске не действуют диагностические карты, выданные в другом районе республики, сообщаю, что указанная информация не соответствует действительности. Так, собственник транспортного средства вправе обратиться за услугой проведения техосмотра в любой аккредитованный на указанный вид деятельности пункт ТО, вне зависимости от места жительства или регистрации ТС. После прохождения техосмотра соответствующая информация вносится в Единую автоматизированную информационную систему технических осмотров (ЕАИСТО), доступ к которой имеют все сотрудники ГИБДД на территории РФ. Выданная в соответствии с законодательством диагностическая карта действительна на всей территории России.

Сардана Гурьева, уполномоченный по правам человека Якутии:

— Ситуация с общественным транспортом — нужно исключить обстоятельства, которые могут повлечь нарушение прав граждан. Как возить детей в садик, школу, как добираться до работы и дома вовремя? Сейчас основной упор нужно делать на пункты техосмотра. Совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей мы будем содействовать в решении вопроса.


Редакция News.Ykt.Ru также будет следить за развитием событий. 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: -95
Это интересно
Обратная связь