21 день с дальнобойщиками до Чукотки и обратно. Якутянка Роксолана Куприянова — о поездке мечты, неудобствах и романтике дальних дорог

21 день с дальнобойщиками до Чукотки и обратно. Якутянка Роксолана Куприянова — о поездке мечты, неудобствах и романтике дальних дорог

Якутянка Роксолана Куприянова рассказала News.Ykt.Ru о своей необычной поездке, о которой всегда мечтала. Почти месяц она провела в дороге вместе со знакомым дальнобойщиком и доехала до Чукотки. В пути она делала потрясающие фотографии, где запечатлела северное сияние и трудности, с которыми сталкиваются дальнобойщики.

avatar

Роксолана Куприянова

22 года, магистрант Института естественных наук СВФУ по направлению «Развитие туризма»

Якутия крадет сердца

В последние годы я интересуюсь и занимаюсь туризмом: езжу по Якутии, открываю новые маршруты, вместе с единомышленниками организовываю пешие походы. Также увлекаюсь велотуризмом. В прошлом году мы ездили за границу, месяц ездили на велосипедах по Турции и жили в палатках. Вообще, я фанат дороги.

CUWwIwlMQjU

В свое время путешествия вытащили меня из депрессии. У меня был сложный период в жизни, и однажды я наткнулась на рекламу тура на водопады. До этого еще на первом курсе я побывала в Томпонском районе и уже тогда влюбилась в дороги, зарядилась Якутией, и мне захотелось узнать ее еще больше. И вот после мы посетили замерзшие водопады, и так потихоньку у меня появилось желание побывать во всех районах Якутии. Появился азарт, ушла депрессия.

Якутия — это жемчужина. Ее надо открывать, смотреть, изучать, особенно те края, где мало людей. Ее энергетика, красота и мощь крадет сердца. Я знаю, о чем говорю. У меня был опыт работы с туристами, и когда ты видишь их эмоции, взгляд, то замечаешь, как у них появляется некая болезнь Якутией, что ли, и они обязательно возвращаются обратно.

О том, как появилась мечта посетить Чукотку

В студенчестве я подписалась на канал Богдана Булычева про путешествия. Они снимали влоги про свои экспедиции, ездили на отечественных машинах на Чукотку, посетили Певек, мыс Дежнева, Новосибирские острова. Мне стало интересно, почему по таким сложным маршрутам ездят только мужчины. И как-то меня все это завлекло, и я начала интересоваться темой Чукотки.

Еще у меня есть такая интересная привычка: если у меня появляется мечта, то я пишу об этом в своем инстаграме. Аудитория у меня там небольшая, но родная. Я всегда нахожу там единомышленников, с которыми мы объединяемся и исполняем мечту. Я всегда освещала на странице свои мечты о Чукотке, путешествиях по Якутии, дальних поездках и дальнобойную тему. Последняя тема меня тоже всегда интересовала, так как я часто ездила по Колымской трассе и общалась с дальнобойщиками. Всегда было любопытно, почему люди выбирают такую профессию, ездят на такие дальние и опасные расстояния, не надоедает ли им все это.

И вот я написала, что хочу на Чукотку, но не думала, что это произойдет так быстро. Я познакомилась в инстаграме с одним дальнобойщиком, его зовут Костя. Мы начали общаться, даже успели вместе куда-то съездить. Он сам интересуется фотографией, снимает на дрон и GoPro. В общем, все это нас как-то объединило, и однажды он предложил отправиться вместе с ними в рейс до Чукотки. Он спросил: «На следующей неделе загружаемся и едем. Поедешь?» Подумала: ну если есть возможность, почему бы и не поехать, я же всегда об этом мечтала? Но была опасность, что дороги не накатаны, мы поехали в числе первых, когда только открылись зимники.

Когда Костя предложил поехать, я была в Оймяконе, сопровождала съемочную группу Алексея Пивоварова и не знала, успею ли я приехать в Якутск, чтобы поехать с ними, и все-таки успела. Я собралась буквально за час, взяла с собой маленький рюкзачок и спальник. Можно сказать, что просто взяла и рванула, никому ничего не сказав. Когда я написала об этом в инстаграме, все были в шоке. Я сама тоже была немножечко в шоке, но получилось как получилось.

«Страха у меня не было с первых дней»

Перед поездкой я спросила, сколько дней мы проведем в пути. Они сказали: не знаем, может быть, недели три-четыре, может и больше. Уехали мы отсюда в 20-х числах января. В общем, туда и обратно съездили за 21 день. По приезде в Якутск я активно начала делиться фотографиями, своими впечатлениями и рассказами о поездке в инстаграме, так как там, на зимниках, интернета не было вообще. Два раза появлялся значок Е, и то это было в Среднеколымске, а все остальное время ты находишься в неведении, что происходит в мире.

Многие меня спрашивали, не было ли страшно ехать одной с мужчинами. Я знала Костю и заранее разузнала, что за люди там будут, на чем мы поедем и какие условия меня ждут. 

Мне очень повезло с компаньонами. После этой поездки, когда я лично «дотронулась» до этой профессии, все стереотипы о дальнобойщиках были уничтожены окончательно. Они не курили, не пили, у них не было никаких задних мыслей. Их энтузиазм, юмор, товарищество настолько меня зарядили, что страха у меня не было с первых дней. Это люди, которые действительно горят своей работой, они с детства мечтали стать дальнобойщиками, ездили вместе с отцами на рейсы, рисовали в школе в тетрадях дальнобойные машины.

Я видела, как они общаются друг с другом, как помогают, как они относятся к поломкам в дороге. А дорога там нелегкая, там даже не дорога, а направление. Мы просыпались в шесть утра и были в пути до 12 или даже до трех часов ночи. Они уставали, но все равно всегда с уважением относились к дороге, спокойно воспринимали трудности, поэтому я была суперспокойна.

«Меня взяли с собой на свой страх и риск»

Дальнобойщики, с которыми я познакомилась, еще никогда не брали на рейс девушку, то есть эта практика у них была впервые. Мне кажется, это потому, что женщины у них ассоциируются со слабостью. Возможно, они думают, что женщина будет ныть, мешать и тому подобное. Костя сказал, что взял меня на свой страх и риск, но он знал, что я заядлая походница. Отметил, что не каждая девушка сможет месяц ездить на велосипеде и жить в палатках. Он сказал, что верит в меня, но предупредил, что условия в дороге будут спартанские. Он еще посоветовал заранее посмотреть авиабилеты из Билибино (Чукотка) до Якутска, чтобы в случае чего, если не выдержу, я могла сесть на самолет и вернуться домой. Я отказалась.

Три недели в дороге воспринимаются сложнее, но по факту мне было нормально. Я думала, что будет сложнее. То ли помог мой опыт путешествий, то ли все трудности затмили эмоции, которые мы там испытали. Там такие шикарные виды! Мы каждый день видели северное сияние. Оно полыхало красным и зеленым цветами, шумело. Ты выходишь из машины и видишь, как светится весь горизонт. По идее, я атеист, но когда ты там стоишь и видишь всю эту красоту, то реально веришь, что предки существуют и они с тобой общаются с помощью такого природного явления. Настолько было впечатляюще.

CZrvGeWDylS

В этой поездке я поняла, что дорога — это моя отдушина. Представьте, что у вас есть мечта и вы думаете: может, когда она исполнится, я буду счастливым. Конечно, неправильно так думать, но у меня почему-то так. Я исполнила свою мечту, поэтому ни о чем плохом тогда не думала. Все, что было хорошего, затмило все неудобства, которые были.

«Приняла душ за 3000 рублей»

Я человек, привыкший к дороге. Сама из Олекминска, куда нужно добираться по бездорожью. Тем не менее, да, в этой поездке было немного некомфортно. Нет ни туалета, ни душа. Когда тебе плохо или что-то нужно, ты не можешь просто остановиться, все равно едешь дальше. Но человек, как говорится, привыкает ко всему, и все не так страшно, как кажется.

Если говорить о неудобствах, то первый вопрос, который мне всегда задают: где вы мылись? Мы мылись в бане у знакомых дальнобойщиков, когда останавливались в деревнях. Один раз приняли душ в хостеле в Билибино, и за это я заплатила 3000 рублей. Просто чтобы помыться... Я, конечно, все стерплю, но не такое. Казалось, куда еще выше? Вообще, там не было такого, что ты сидишь грязный и воняешь. (Смеется.) Все-таки зима, холод, и ты особо не потеешь в дороге. Просто немного некомфортно, но в целом нормально.

Меня изначально взяли в качестве фотографа. Они попросили сделать им памятные фотографии и шутили, что покажут их родственникам на своем юбилее в честь 50-летия. Также я поехала в качестве повара и собеседника. Я готовила прямо в машине на газовой плите. У нас была максимально классная и вкусная еда, хотя сами дальнобойщики обычно питаются дошираками. Им давали в деревнях рыбу, оленину, также мы ели жеребятину и другую домашнюю еду. Получился какой-то гастротур!

Когда мы ломались, я сидела в машине и читала, смотрела заранее скачанные фильмы. Я много фотографировала на телефон и фотоаппарат и в такие моменты перекидывала и обрабатывала фотографии. А когда останавливались в деревнях, выходила гулять, ходила по лесу. В общем, времени скучать у меня не было.

«Были и крупные, и мелкие поломки»

Мы поехали на трех КамАЗах, «Сайгаке». Дальнобойщики уважают КамАЗы, их там очень много. В отличие от иностранных фур, которые стоят по 15–20 миллионов рублей, КамАЗы всегда можно починить на ходу, а те обычно остаются на дороге.

Тем не менее все наши три машины ломались. Были и крупные, и мелкие поломки: то воздух попадет в двигатель во время перекачки бензина, то колесо прокалывало или вылезала грыжа из-за сильного давления. Было и такое, что появилась трещина на прицепе из-за тяжести груза. Также ломалась раздаточная коробка, и из-за этого мы три дня стояли на улице в дичайший холод и ждали, когда привезут запчасти. Ребята перебирали ее по ходу дела, с их слов, на это может уйти и месяц, но они сделали это за три дня в экстренных условиях.

Один из самых запоминающихся моментов для меня — это когда мы попали в пустоту и провалились в огромную дыру. Ребята выходили на улицу в минус 50 и вытаскивали фуры, чинили их. Поверьте, было безумно холодно. Также я помню, как мы ехали с горы и увидели автомобиль, у которого заблокировало колеса, и он не мог остановиться. Это было страшно. Обычно я всегда хладнокровна, но на этой дороге действительно было страшно.

Выложил фото в соцсети — жди проблем

Дальнобойщики — люди суеверные. Они чтят якутские традиции и обязательно на каждой границе кормят духов. Еще у них есть такое мнение, что если выложить фото в соцсети, то в дороге обязательно что-то случится. Когда мы поехали, я с их разрешения начала выкладывать истории в инстаграме, и почему-то в тот день мы очень часто ломались. Потом, когда пропал интернет, все пошло относительно хорошо. Дальнобойщики еще надо мной смеялись: хорошо, что нет интернета и она больше ничего не будет публиковать. Я человек не суеверный, но немного удивилась из-за случившегося.

Также я узнала, что такое сонные галлюцинации от недосыпа. Я видела на дороге людей, которые «стопили» машину, хотя их на самом деле не было.

Был еще один случай. Я открыла дверь КамАЗа и смотрела на дорогу, Костя мне сказал: осторожно, упадешь. Я пошутила: ну, умру так умру. Затем поворачиваюсь и вижу, что сзади меня сидит человек и говорит: «Зачем говоришь такие вещи, молчи». Если бы я не знала, что такое сонные глюки, я бы серьезно подумала, что это что-то потустороннее. Настолько это было реалистично. Мне кажется, как раз таки из-за недосыпа и появляются всякие дорожные байки.

Такие поездки сближают

Поездка на дальнобойной машине — это экспресс-знакомство, где вы из знакомых становитесь друзьями, братьями или сестрами. Такие поездки очень сильно сближают. Вы говорите обо всем на свете 24/7, рассказываете о своей жизни от а до я. Кажется, что с дальнобойщиками можно говорить только о машинах и дороге, но это очень интересные люди. История, политика, психология... Я даже поднимала такие темы, не ожидая, что их продолжат, но они всегда поддерживали разговор.

CaHXS2lKuw9

Мы много говорили об окружающей нас красоте, останавливались, любовались и делали снимки. Я не считаю себя фотографом. Я знаю настоящих фотографов, которые часами могут стоять на улице, чтобы сделать фото. У меня не так, нет такой страсти, я все делаю быстро. Да и фотоаппарат у меня обычный — Nikon Z50, беззеркалка с базовыми объективами.

Фото для меня лишь способ передать свои эмоции, особенно когда я вижу что-то красивое. Еще в школе я отправляла свои фотографии родителям, чтобы поделиться впечатлениями. Потом отправляла друзьям, затем завела страницу в инстаграме. Один единомышленник написал, что красиво, второй-третий, и я поняла, что есть люди, которым это интересно.

Фотографии из поездки на Чукотку получили столько откликов. Я сама этого не ожидала. Мне писали люди, которые когда-то жили в тех районах. Делились, что давно не были в тех краях и что классно смотреть фотографии и вспоминать. Даже писали из Канады, что соскучились по тем местам. Писали жены дальнобойщиков, мечтающие поехать с мужьями. Оставляли комментарии любители природы, а также люди, у которых тоже появилась такая же мечта, как и у меня.

«Из-за дальнобойщиков я стала материться»

Мне повезло пообщаться с такими дальнобойщиками, но признаться, они действительно очень много матерятся. (Смеется.) Там без матов никак, это, можно сказать, психоэмоциональная разгрузка. Я сама после трех недель, проведенных с ними, заметила, что стала материться. Сначала такая: почему так много материтесь, как так можно? Они отвечали, что сами этого не замечают. Я их не понимала, но потом даже сама не заметила, как стала материться через каждое слово. (Смеется.) Подумала: ну все, прошла путь, приехали. Я потом своим друзьям говорила: «В первые дни не удивляйтесь, я вас всех обматерю».

Мне кажется, что настоящие дальнобойщики — это романтики. Есть, конечно, категория водителей, которые гонятся за деньгами, но они надолго не задерживаются на наших зимниках. Это очень сложная и опасная работа. Я видела страх в глазах самих дальнобойщиков, но несмотря на это они продолжают свое дело. Во время рейса они многое могут потерять, лишиться машины, уйти в убыток в один момент, но они находят силы работать. Это идет откуда-то изнутри. Это действительно сильные духом люди. И я счастлива, что познакомилась с ними.

Фото и видео Роксоланы Куприяновой и Константина Павлова

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: 119
Это интересно
Обратная связь