Ксеноморф из блокбастера «Чужой», «Черная жемчужина» и леска из бивня мамонта. История о мастере-косторезе Иване Горохове

Ксеноморф из блокбастера «Чужой», «Черная жемчужина» и леска из бивня мамонта. История о мастере-косторезе Иване Горохове

В Благовещенске открылась выставка 29-летнего мастера-костореза из Якутии Ивана Горохова. О творчестве художника и скульптора News.Ykt.Ru рассказал его коллега, технолог по распиловке бивня мамонта Сергей Голофастов.

С 4 по 25 февраля в Благовещенске проходит персональная выставка «Тайна вечной мерзлоты» Ивана Горохова, мастера по работе с бивнем мамонта, выпускника Якутского колледжа технологии и дизайна. Вниманию посетителей выставки представлены малые скульптурные формы, украшения, барельефы, сувенирная продукция и многое другое. В благовещенском Доме ремесел можно увидеть стрекозу и паука размером с ноготь, ксеноморфа — вымышленное существо из блокбастера «Чужой» и даже леску, вырезанную из бивня мамонта. Некоторые экспонаты — размером не больше пяти сантиметров.

«Иван развил себя сам»

Иван родом из села Юкагир Усть-Янского улуса. Море Лаптевых, рыбалка, тундра, северное сияние... По его словам, вечерами там было нечем заняться и он сам научился косторезному делу. Сначала рисовал, лепил, а потом стал пытаться вырезать из кости. Материала для работы там хватало, но мастеров не было. Можно сказать, что он развил себя сам. Честно, я впервые вижу такого человека, которого никто не заставлял и который занимается тем, что он любит и умеет.

Позже его хобби переросло в призвание. Ваня окончил Якутский колледж технологии и дизайна по специальности «Художественная резьба по кости». Почти два года назад он переехал в Благовещенск. Он единственный косторез в Амурской области. Летом улетает домой, а работает здесь, в Благовещенске, в моей небольшой мастерской.

До переезда он работал в компании «Туску», где делал изделия на заказ. Я помог ему в трудный период жизни и предложил поехать со мной в Благовещенск, так сказать, уйти в свободное плавание. Он очень простой, замкнутый человек. Талантливый мастер и никогда не дает интервью. И, как говорят коллеги, только я смог найти к нему подход. Поверьте, творческие люди все такие.

«Над идеями мы думаем вместе, а создает он»

Мне сразу понравились его работы, он такие шедевры делает. Это просто сказка. Я увидел в его глазах свет и огонь, желание развиваться, а в его работах — душу. Я знаю много мастеров, в том числе и из Якутии, но у Ивана есть своя изюминка.

Так мы переехали и начали работать. Сначала он сделал маленького слоника размером с ноготок. Я даже поразился, наблюдал за работой, смотрел на фигуру через увеличительное стекло. Потом он сделал более эффектные работы — это серия «чужих». После мы стали думать, что же сделать дальше. Спрашиваю: «Сможешь сделать корабль? „Черную жемчужину“?» Он сказал: подумаю. А затем приступил к работе. Когда Иван сюда переехал, здесь как раз цвели сады, и он сделал полукультурки со стрекозой, пауком и паутиной. Вот так все и закрутилось.

Над идеями мы думаем вместе, а создает он. Сначала рисуем, потом делаем слепок из пластилина, а затем все переводим в кость. Он вкладывает в свои работы душу. Человек работает на результат. Он даже может сделать нитку или цепь из бивня, чего не умеют многие мастера.

В этом деле важно не останавливаться. Если остановишься, сразу отлетишь на месяц назад. Поэтому мы каждый день работаем, чтобы отточить свои навыки.

Бивень мамонта — капризный материал

Работать с бивнем мамонта очень тяжело. Этот материал довольно капризный. Нельзя сразу браться за изготовление, для начала нужно просушить. После распила кость «живет» где-то год или полтора, а потом белеет и «умирает». В это время она должна правильно храниться, она будет лежать, ее будет перекручивать, и только потом, спустя время, она «умирает» и тогда уже можно с ней работать и из нее получатся хорошие изделия. Тут целая технология, а не раз — взял и сделал. При неграмотном обращении кость может треснуть, лопнуть и стать абсолютно бесполезной.

video preview

За каждой работой стоит большой труд, усидчивости и терпения у Ивана хоть отбавляй. Но самое главное — чтобы стать косторезом, нужно уметь рисовать. Если человек умеет рисовать, то он может работать с любым материалом: деревом, бивнем, рогом лося. После рисунок, как я уже говорил, переводится в пластилин, а потом в кость. Это тоже важный этап. Как говорится, держать в голове это одно, воплощать — совсем другое.

«Ваня всегда берется за самые трудные задачи»

Особое внимание Иван уделяет взгляду своего персонажа, будь то человек или животное. Это то, что нужно передать в первую очередь. Ваня может потратить неделю, чтобы поймать взгляд, чтобы работа задевала и понравилась людям.

Корабль он сделал за два с половиной месяца непрерывного труда. Шлифовать, повернуть, посмотреть, подходит или нет, — и так сотни мелких деталей.

Потом я предложил ему сделать хищника. Спросил: сможешь? Он: «Да, всегда хотел». Сначала делал долго, на первые работы он потратил месяц, а потом стал изготавливать их за две недели. Сейчас он уже сделал восемь разных видов этого персонажа.

Ваня всегда берется за самые трудные задачи. Чем сложнее работа, тем она привлекательнее для него. Сейчас он собирает скелеты. Весь процесс мы показываем на моей странице в инстаграме, людям очень интересно наблюдать. Дело идет к завершению, скоро покажем результат, а пока, так сказать, просто ведем рубрику.

Также хотим сделать амурский космодром, ракету, которая полетела в космос. Пока думаем над проектом. Кроме этого, хотелось бы заняться народными мотивами, русскими сказками, возможно, эпосом олонхо.

«Хотим делать то, что никто не делает»

Здесь у Ивана свободное плавание. Мне кажется, это лучше всего действует на мастера, чтобы он смог показать, на что способен. Надеемся, что все получится и нам удастся сделать то, что никто никогда не делал. Справиться с заказами, когда тебе говорят «сделай пять слонов», может любой мастер, а сделать что-то необычное — это большой труд. Когда мы начали работать, я сразу сказал Ване: «Вот тебе кость, мне не нужно то, что делают все, мне нужно то, что никто никогда не делал».

Хочу свозить его в Китай, чтобы он там поработал и подучился. Дай бог, в скором времени откроют границы. Хочу, чтобы он научился делать шар в шаре, что является пределом мастерства. В 2019 году в Якутске была такая работа «Черный дракон», но, к сожалению, его разбили, и хотелось бы, чтобы Ваня его воссоздал. Как наберется опыта, можно взять студентов и сделать из них таких же мастеров. 

video preview

Мы хотим не уступать китайцам. Хотя они говорят, что Иван очень сильный мастер. В Китае мастера определяют по лицу. Лицо Будды, к примеру, у них делают только два человека. То есть дано это не каждому. Поэтому усиленно развиваем навыки.

Также хотелось бы съездить в Крым и познакомиться с мастером Олегом Лоховым. У него тоже очень хорошая техника. Сам Владимир Путин подарил его работу арабскому принцу.

Так что планы большие. Надеемся, что скоро имя Ивана будет звучать как бренд. Как пройдет пандемия, будем ездить по миру, представлять Якутию и Амурскую область. Я сам родился и вырос тут, потом уехал в Якутию и прожил там 15 лет. 10 лет уже совместно с ребятами из Якутска ведем бизнес, поэтому для меня Якутия — это вторая родина.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: 116
Это интересно
Обратная связь