Эксперты раскритиковали планы правительства Якутии запустить дирижабли в арктических улусах

Эксперты раскритиковали планы правительства Якутии запустить дирижабли в арктических улусах

По их мнению, сама идея применения дирижаблей в Арктике — это дилетантство.

4 февраля премьер правительства Якутии Андрей Тарасенко заявил, что в республике в 2023 году планируется запуск дирижаблей для перевозки грузов и пассажиров в отдаленные арктические улусы.

«Мы сегодня прорабатываем вопрос дирижабля. И я думаю, в 2023 году у нас первый дирижабль пойдет уже для связи с улусами, вплоть до того, что это и пассажирские перевозки», — сказал Тарасенко, отвечая на вопрос о доступности арктических территорий и обеспечении их продовольствием (цитата по ТАСС).

Эксперты авиационного альянса «Аэрохимфлот», который в настоящее время является центром компетенций не только в отрасли авиационных работ, но и в полярной авиации, считают такую инициативу бесперспективной.

«Аэрохимфлот» — добровольное объединение сертифицированных эксплуатантов, выполняющих авиационные работы в Российской Федерации.

«Идея применения дирижаблей в Арктике — это дилетантство»

«Мы в свое время досконально изучили вопрос эксплуатации дирижаблей. И я могу утверждать, что сама идея применения этих воздушных „динозавров“ в Арктике — дилетантство. Конечно, есть свои плюсы, к примеру для средней полосы России, но в Арктике на первое место выходят минусы: огромная парусность дирижабля, его зависимость от погоды и подверженность обледенению», — отметил глава альянса «Аэрохимфлот» Клим Галиуллин.

По его словам, для коммерческой эксплуатации дирижабля нужна большая грузоподъемность. Грузоподъемность дирижабля напрямую зависит от объема его оболочки, заполненной гелием. Чем больше оболочка, тем больше этот летательный аппарат подвержен воздействию ветра и опасных метеоявлений.

Заслуженный пилот Российской Федерации Николай Поляков, много лет выполнявший полеты на Крайнем Севере, сомневается, что дирижаблем можно будет управлять во время сильных ветров.

«Легко представить ситуацию, когда вместо движения в нужном направлении дирижабль понесет совсем в другую сторону. У него огромная парусность, а для того, чтобы противостоять ветру, необходимо серьезно увеличивать мощность двигателей, что для дирижабля неприемлемо — это не истребитель».

Также отмечается, что огромные по своим размерам дирижабли требуют создания специальной инфраструктуры: ангары для обслуживания соответствующих размеров, которые требуется отапливать, заводы по производству гелия, которым потребуется заправлять дирижабли, причальные комплексы в населенных пунктах и на местах разгрузки.

Сложные метеоусловия и обледенение

Директор авиакомпании, выполняющей авиационные работы в Арктической зоне РФ, Николай Мязин уверен, что идея осуществления авиаперевозок на дирижаблях утопична.

«Это только кажется, что это просто. Вы представляете, какой должна быть причальная мачта, которая сможет удержать пришвартованный дирижабль в условиях штормового ветра? А как эту мачту построить в условиях Крайнего Севера? Да она золотая будет», — высказался он.

О сложных метеоусловиях в Арктической зоне также высказался летный директор авиапредприятия, выполняющего полеты на вертолетах, Алексей Скориков. Эксперт отметил, что даже вертолет не всегда может вылететь в суровых погодных условиях.

«Нижняя граница облачности — 30–50 метров, ветер порывистый, обледенение. У дирижабля огромная площадь, которая в определенных условиях, распространенных на арктических территориях, моментально обледеневает. Именно из-за обледенения погиб дирижабль „Италия“».

Дирижабли могут использоваться в научных, развлекательных и рекламных целях. Основные же требования пассажиров к транспорту — безопасность и регулярность. Безопасность применения дирижаблей в Арктике и на северных территориях под большим вопросом. Регулярность и пассажирских, и грузовых перевозок также вызывает сомнение, поскольку из-за неожиданного усиления ветра однодневное путешествие на дирижабле может превратиться в недельное.

«Дирижабли Якутии»

Идея запустить дирижабли в Якутии обсуждается уже довольно долгое время. Еще в 2018 году была создана рабочая группа проекта «Дирижабли Якутии» при участии Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА), департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ и Арктического инновационного центра (АИЦ) СВФУ.

Директор АИЦ СВФУ Дмитрий Попов говорил, что в условиях отсутствия дорог и других путей сообщения только дирижабельные перевозки могут решить проблемы логистики в труднодоступных районах страны.

В 2019 году сообщалось, что российская компания-разработчик создала опытные образцы дирижаблей для перевозок людей и грузов в Якутии. Название компании не уточнялось.

Проект был рассмотрен и одобрен экспертным советом Центра арктических исследований и проектов при ассоциации. «По грузоподъемности он превосходит самолеты и вертолеты, в Арктике климатические явления тяжелые, но воздух всегда свободен, и дирижабль может спокойно с одного участка подняться, не оборудованного практически, и приземлиться на другом таком же», — отмечал первый вице-президент Ассоциации полярников Санкт-Петербурга Платон Староверов.

По его словам, проект также получил поддержку на уровне правительства Якутии.

Фото: sciencealpha.com

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: 86
Это интересно
Обратная связь