Вислоухие гулаби прибыли в Якутию из Подмосковья в 2019 году. Это грациозные копытные животные с почти человеческим выражением морды. Хозяйка необычных животных Юлия Гвиниашвили с материнской нежностью рассказывает о своих питомцах.
Журналист News.Ykt.Ru встретилась с Юлией и узнала, как редкие южные животные переносят суровые холода, проявляют характер и почему важно следить за их питанием.
Вислоухие козы гулаби родом из южных стран — Пакистана, Саудовской Аравии и Индии. Их предками были восточные козы, редкая и очень красивая порода копытных. Пакистанские гулаби очень ценятся за вкусное и питательное молоко. Именно эти критерии и стали определяющими для Юлии Гвиниашвили, когда она стала искать коз для своего хозяйства.
— Изначально мы искали породу коз, которые дают очень жирное молоко, — рассказывает Юлия. — Поэтому в 2019 году выбор пал на гибридов — гулаби-нубийцев. У них жирность молока составляет 5%, тогда как у обычных коз — всего 3–4%. Отличается оно и по вкусу: очень нежное, «пломбирное», слегка сладковатое. Все, кто пробовал его, отмечают, что оно совсем не похоже на молоко обычных коз.
Гулаби-нубийцы хозяйства Гвиниашвили — единственные в Якутии. Два козленка, девочка и мальчик, приехали из подмосковного хозяйства, где выращиванием гибридов занимается профессиональный заводчик. Владелица козьей фермы изучает животных, чтобы гибрид гулаби-австрало-нубийцев официально признали самостоятельной породой в России (австрало-нубийцы считаются очень редкой и дорогой породой коз, стоимость одного козленка иногда может доходить до четырех миллионов рублей — прим. ред.).
«Наши козы не чистокровные. Пакистанскую козу скрестили с другой редкой породой, у которой большой надой молока. И вот этих гибридов сейчас и защищают заводчицы, которые продали нам козлят. Можно сказать, что мы участвуем в своеобразном эксперименте: как эти животные будут жить в северных условиях? Пока никаких замечаний нет, гибриды вполне комфортно переносят и суровые холода, и жаркое лето», — говорит Юлия.
Привезти козлят в Якутию оказалось делом хлопотным и весьма затратным. Кроме выкупа самих животных, необходимо было оплатить доставку до республики. Как рассказывает Юлия, авиакомпания «Якутия» выставила счет за двоих животных на 140 тысяч. Поскольку лишних денег у них не было, фермеры нашли других перевозчиков, которые доставили козлят всего за 23 тысячи рублей.
«Все то время, пока козлята ехали к нам, их сопровождал представитель перевозчика. Он все время был со мной на связи, кормил, ухаживал за малышами, пока не передал мне в руки», — добавляет фермер.
Сегодня в хозяйстве Гвиниашвили десять коз: три дойные козы-мамочки, два взрослых козла и молодняк. Новорожденные козлята гораздо крупнее тех, которые сегодня рождаются у обычных коз, и весят при рождении четыре-пять килограммов. Малыши и козочки очень ласковые, говорит Юлия, а вот козлы уже с детства любили бодаться и теперь, если видят угрозу, сразу занимают боевую стойку.
«Особенно козлы любят пободать мужчин, видимо, потому что супруг часто играл с ними в детстве. А к женщинам и детям относятся спокойно», — отмечает хозяйка.
Козы гулаби очень преданные животные, почти как собаки, говорит Юлия. Они воспринимают хозяев как своих родителей, поэтому всегда следуют за ними.
«Они везде ходят за мной хвостом. Если потеряют меня из виду, то встанут и будут орать до тех пор, пока я к ним не выйду. Или, например, когда я захожу в козлятник, они буквально лезут ко мне на руки, особенно малыши: один на шее, другой на плече, третий на руках. Я получаю такое невероятное удовольствие от общения с ними, как будто отдыхаю душой. Наши козы излучают море приятной энергии», — признается Юлия.
Чтобы козы давали вкусное и питательное молоко, фермеры Гвиниашвили самостоятельно разработали рацион питания для животных. Когда в хозяйстве появились первые козы, Юлия стала активно изучать форумы козоводов, читать различные статьи на эту тему. Даже у обычной козы довольно сложная система пищеварения, и прежде чем пища попадает в желудок, она проходит несколько этапов. Но опытным путем Юлия поняла, что чем попало козу кормить нельзя, особенно гулаби.
«Раньше коза считалась почти как хрюшка. Когда мы взяли простых коз, узнали, что их в основном кормят так называемыми помоями. Сначала я испугалась, как это, но выяснила, что это просто все вместе смешанные отходы. Плюс добавляли зерно, овощи, фрукты. После внимательного изучения вопроса мы пришли к выводу, что сами будем составлять корма для животных. Это не готовые комбикорма, потому что никогда не знаешь, что там в составе. У нас основа — это овес, часть ячменя, кроме этого, горох, чечевица, пшеница, сухофрукты, изюм и орехи. Тогда получается корм, богатый витаминами. Тем более сено у нас здесь, в Якутии, бедное, козам много чего не хватает», — объясняет Юлия.
Вот так выглядит зерносмесь, которую дают своим козам фермеры Гвиниашвили
В качестве лакомства фермеры дают козам печенье, сухари и яблоки. В летний период они также едят траву, ветки тальника или березы (для заготовки веточек деревьев Юлия с мужем регулярно выезжают на острова — прим. ред.). А зимой самым любимым лакомством становятся маленькие сосны.
«После новогодних праздников мы ищем деревья, которые не успели распродать. Наши козы их просто обожают! Поставишь одно такое в загон, и через 15 минут от него ничего не остается, даже коры на стволе нет. Рты все в смоле, сами грязные, но довольные», — смеется хозяйка.
В этом году все большое семейство гулаби фермеры планируют переселить из маленького козлятника в просторное помещение, оставшееся после кроликов. Карликовые пушистые зверьки и гигантские кролики-бараны (вес некоторых доходил до восьми килограммов, а длина тела — до одного метра — прим. ред.) жили в хозяйстве до осени 2021 года.
«Мы столько лет пытались поднять кроликов в Якутске, но поняли, что это бесполезно. Сельхозпрограммы под это не пишутся. Если в районах еще как-то худо-бедно есть поддержка, то на уровне городского управления сельского хозяйства из скороспелых отраслей поддерживаются только свиноводство и птицеводство, и то зависит от количества голов. Хотя у нас есть пригороды, Тулагино, Табага, Хатассы, такие села, где люди живут сельским хозяйством. И тянуть это самостоятельно, без какой-либо поддержки, очень тяжело», — говорят фермеры.
И хотя козы тоже не подпадают ни под одну программу, Юлия с супругом решили разводить их для себя. Кроме необычных коз, на ферме также есть птицы: куры, индюки и перепелки. Были в хозяйстве и водоплавающие, но для них были нужны особые условия содержания.
«Проанализировав опыт за много лет, мы поняли, что эти виды птиц нужно держать только в летний период, либо если у тебя есть водоем. Сейчас за один сезон можно быстро вырастить птицу на мясо. Также мы выводим гусят и утят и продаем их в районы республики», — рассказывает Юлия.
Если сосчитать всех птиц, которые есть в хозяйстве, включая молодняк, а также совсем недавно выведенных цыплят, то на ферме наберется порядка 700 голов. Юлия в шутку называет свою ферму «стратегическим запасом»: если вдруг в Якутии возникнут проблемы с поставками яиц для выведения, то они вместе с другими сельхозпроизводителями Якутска смогут оказать помощь.
«Конечно, только с нашей фермы мы не сможем обеспечить яйцом всю республику, у нас нет таких мощностей, но какую-то часть — вполне. Пандемия показала, что на карантин могут закрыть целый город. Бывает, что закрывают птицефабрики, поэтому какой-то стратегический запас животных и птиц должен быть», — объясняет Юлия Гвиниашвили.
По словам фермеров, в последние годы количество желающих завести свое небольшое подворье становится все больше, в том числе и среди молодежи. Молодые родители берут животных, в том числе и коз, чтобы их дети питались натуральными продуктами.
«Главное — заботиться о животных, не брать их как игрушку, чтобы побаловать детей. Нам несколько раз звонили, просили продать козлят в квартиру. Я сразу отказываю, объясняю, что через некоторое время этот козленок вырастет в большое животное весом более 100 килограммов, у него будут рожки. Некоторые пытаются уверять, что они сделают его ручным, но нет, так не получится», — говорит Юлия.
Кроме сельскохозяйственной живности, в доме фермеров еще есть две кошки, которые, несмотря на стереотипы, совсем не любят молоко. Но вот одна из кошек, Морковка, очень любит цыплят, но не есть, а присматривать за ними.
«Она сама становится как наседка. Может с ними спать, играть, даже под себя подгрести, как курица. Но совсем не выносит перепелят. У них свой специфический звук, скрип в инкубаторе, и как только это начинается, она начинает метаться, носиться, не может найти себе места. Поэтому мы помещаем их в специальную клетку, крышку которой закрепляем тяжелыми грузилами, чтобы кошка не могла ее скинуть и залезть к ним. Были случаи, когда она за ночь могла вытащить всех перепелят и просто всех передавить на полу, как мышей», — рассказывает фермер.
О жизни своих необычных питомцев Юлия Гвиниашвили регулярно рассказывает на странице в инстаграме, а также периодически снимает ролики для тиктока. На основную видеоплатформу, ютуб, фермеры не планируют выходить.
«Чтобы этим заниматься, нужно жить с камерой в руках. А в большом хозяйстве это точно будет помехой», — говорит Юлия.
В ближайшее время, говорят фермеры, в их хозяйстве ожидается пополнение: приедут новые животные. Но кто именно станет новым членом большой сельскохозяйственной семьи, Юлия Гвиниашвили пока не раскрывает. «Лучше следите за нашей страницей в инстаграме», — с улыбкой резюмируют фермеры.
Фото: instagram.com/gwinijulia