«Кино было моим хобби, которое стало профессией». Директор «Сахафильма» Сардана Саввина — о себе, работе и лучших образцах якутского кинематографа

«Кино было моим хобби, которое стало профессией». Директор «Сахафильма» Сардана Саввина — о себе, работе и лучших образцах якутского кинематографа

В честь Международного дня кино, который отмечается 28 декабря, редакция News.Ykt.Ru взяла интервью у известного продюсера, а ныне директора «Сахафильма» Сарданы Саввиной.

Родилась я в селе Верхневилюйск в семье врача и учителя. Оба родителя — кандидаты наук. Окончила Верхневилюйскую школу имени Исидора Барахова с медалью. Затем окончила факультет иностранных языков ЯГУ и аспирантуру в Российском государственном педагогическом университете имени А. Герцена.

Активно начала заниматься продвижением саха кино с 2010 года. Все было основано на энтузиазме, желании, чтобы о нашем кино узнало больше людей в стране и мире. Я делала субтитры, работала на кинофестивале, занималась продвижением. Кино было моим хобби, которое стало профессиональной деятельностью.

Летом 2021 года завершила учебу и защитила магистерскую диссертацию по кино и литературе циркумполярного региона в СВФУ.

Сардана, самое значимое событие в твоей жизни в этом году — твое назначение на должность директора «Сахафильма». Как это происходило?

— Инициатива шла от коллектива. Не было такого, что я сама предложила свою кандидатуру.

Я в компанию пришла в 2018 году, меня пригласили для продвижения фильма «Царь-птица». Видимо, хорошо справилась с поставленной задачей, раз, когда Дмитрий Шадрин принял решение уйти, меня порекомендовали на его место.

Не всех, конечно же, это решение устроило, были люди, которые его не приняли, были и такие, кто сам метил в это кресло, но в конечном итоге сейчас «Сахафильм» возглавляю я.

Кино я занимаюсь давно, но до этого я работала как продюсер с независимыми режиссерами, так что кухня и многие моменты мне хорошо известны. Я производственник, у меня есть опыт работы в создании кино от начала до выхода в прокат, также у меня большой опыт в продвижении кино.

Какие основные цели и задачи ты ставишь перед собой в этой должности?

— Мне бы хотелось сейчас объединить усилия всех, кто занимается кино, под одной крышей. Я выступаю за сотрудничество, за коллаборации. Объединить усилия всех, кто трудится в этой области, чтобы вывести якутское кино на новый уровень.

После продолжительной работы с независимым кино ты возглавила государственную компанию. Как ощущения от столь резкого перехода?

— И там, и там есть плюсы. В независимом кино я была свободна и предоставлена сама себе. Мы создали сообщество независимых кинематографистов под названием «Якутский киноклуб». Кино было для меня хобби в свободное от основной работы время.

В государственной компании я уже профессионально занимаюсь кино, есть много обязательств, текущих дел, новых проектов. Очень много планов, задумок, связанных с кинокомпанией. У компании были и взлеты, и падения, были кризисы, а у кого их не бывает? Но мы будем работать. Кинокомпания уже доказала и зрителям, и критикам, что создает хороший качественный продукт, который пользуется спросом не только в республике, но и за ее пределами. Кстати, в следующем году компании будет 30 лет, а создана она была 23 июня 1992 года указом первого президента республики Михаила Николаева.

Почему так получается, что якутское кино получает множество наград, премий, но кассовые сборы за пределами Якутии оставляют желать лучшего. Например, по данным ЕАИС, валовые сборы в кинотеатральном релизе «Тыгын Дархана» составили почти 12 миллионов рублей при бюджете в 255 миллионов.

— Очень хочется, чтобы был принят и заработал наш закон о кино, считаю его очень важным и нужным. Айсен Николаев в своем послании тоже о нем говорил. Считаю, что награды на фестивалях — это не показатель успеха в кассовых сборах. Таких примеров много. Многие именитые фильмы, победители тех же Канн и Берлина, не всегда имеют успешный релиз.

Насчет «Тыгын Дархана» надо понимать, что это в первую очередь госзаказ и задачи по окупаемости у него не стоит. Во-вторых, изначально режиссер картины и продюсеры говорили, что фильм на 100% заточен на якутского зрителя. Это хороший исторический проект, лично мне он очень нравится. Я была под впечатлением от работы художников-постановщиков. У фильма были хорошие сборы в республике, сейчас он доступен на онлайн-платформах, и это замечательно.

Могу привести примеры, когда оценки критиков и фестивального жюри совпали с мнением зрителей — это «Пугало» Дмитрия Давыдова. У фильма большое количество наград и призов, но при этом на него ходили зрители и фильм имел неплохую кассовую историю (картина собрала в прокате более 153 тысяч долларов, что тоже составляет около 12 миллионов рублей — прим. ред.).

Или фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится», также собравший и премии, и награды, и кассу. Так что якутское кино в России любят не только критики и жюри фестивалей, но и зрители.

Возможно, кто-то и снимает фильмы ради наград и критиков, а кто-то снимает ради кассового успеха. Очень хорошо, когда эти две линии пересекаются. Также участие и награды на фестивалях дают возможность быть замеченным агентами, байерами. Способствуют промо перед прокатом. Это бесплатная реклама для проекта.

Считаю, что якутское кино должно производиться и как госзаказ, и как независимое производство. Сейчас у частных студий появилась возможность получать на конкурсной основе безвозвратные субсидии от правительства. Общая сумма довольно большая, если знать, что ранее, лет пять назад, в год на производство выделялось всей киносфере около пяти миллионов рублей.

Благодаря стараниям самих кинематографистов, их успехам, правительство стало активно поддерживать и выдавать субсидии: в 2020 году — около 30 миллионов рублей, в 2021-м — около 40 миллионов. Думаю, в будущем сумма будет расти до 80 миллионов в год, как и планировали ранее. Также вот уже три года по проекту «Синет Сахавуд» из частного фонда выделяются средства на производство и раздаются по итогам питчинга.

Я временами рассуждаю о «феномене якутского кино», и мне кажется, что главный фактор — это «местечковость», в хорошем смысле слова. Это когда на фильм в Якутске идут, потому что там снимался: брат, сват, друг, сосед...

— Возможно, но это не главное. Тут совпало множество факторов, кстати, в этом году я защитила магистерскую работу, которая как раз была посвящена разбору «феномена якутского кино».

Можно выделить три периода, три волны, которые поспособствовали формированию и развитию якутского кино. В 80-90-е годы (это первая волна) — это кино пионеров, выходцев из НВК «Саха» и в первую очередь команда Семена Ермолаева, а также команда первого выпускника ВГИК, режиссера Алексея Романова. Поначалу это были телевизионные фильмы. Республика получила суверенитет, и, как следствие, нужны были инструменты, чтобы эту самобытность развивать, в число таких инструментов попало кино.

В этот период образуется компания «Сахафильм», и государство не просто ставит задачу, но и дает ресурсы на ее выполнение. Государство поняло, что это работает. Появились целевые места в лучших киновузах страны, куда отправляли наших ребят на учебу. Не все, конечно, потом вернулись, чтобы работать в Якутии, но были и те, кто приехал с дипломом и стал делать кино на профессиональном уровне.

Вторая волна — это время прихода цифровой камеры и выхода в местный кинотеатральный прокат якутского кино. Вот тут произошел настоящий кинобум, снимать и монтировать стало проще. Камеры стали доступнее. Снимали все и всё. Были интересные работы, был и полнейший треш, зато люди проявляли творческую жилку. Этот период якутского кинобума шел с начала 2000-х примерно до 2010 года.

Прокатчики и кинотеатры решили рискнуть и не прогадали. Если мне не изменяет память, первыми были фильмы «Хара мааска» режиссера Никиты Аржакова, производства «Сахафильм». Затем Александр Данилов, директор Центрального кинотеатра, который показал «Любовь моя» Сергея Потапова. И, самое главное, зритель на это откликнулся и проголосовал, что называется, рублем. Далее произошла активация творческого потенциала у народа. Вспомни, сколько фильмов выходило.

Как известно из законов физики, количество со временем перерастает в качество. И в Якутии появляются качественные фильмы, которые, к удивлению многих, не только могут идти на одном уровне с голливудскими блокбастерами, но и обходить по сборам (яркий пример — фильм «Тропа смерти» Анатолия Сергеева, который в 2006 году по сборам в Якутске обошел «Возвращение Супермена» Брайана Сингера — прим. ред.).

На Международном кинофестивале в Пусане

Третья волна — якутское кино выходит на международный уровень и получает там признание. Именно в 2016 году мы продвинули на один из важнейших и авторитетнейших азиатских кинофестивалей в Южной Корее фильм «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова, затем последовали и другие фестивали и победы.

Нельзя не отметить и тот факт, что якутские фильмы и режиссеры побеждают и на российских фестивалях, причем самых крупных и масштабных, таких как Московский международный кинофестиваль или «Кинотавр»...

— Заслуга якутского кино еще и в том, что мы вернули в Россию «Золотого Георгия», главный приз Московского международного кинофестиваля. В 2018 году фильм «Царь-птица» был в основном конкурсе, а это, между прочим, фестиваль категории «А», участие в котором принимали Кшиштоф Занусси, Федерико Феллини, Акира Курасава, Анджей Вайда и многие другие именитые режиссеры. И вот, в 2018 году картина «Царь-птица» Эдуарда Новикова получает главный приз, который до этого девять лет подряд получали иностранцы.

Многие критики и ценители кино это отмечали, подходили к нам и благодарили за то, что мы вновь вывели российское кино на международный уровень. То есть якутское кино становится неотъемлемой частью российского кино.

Повезло, скажут некоторые…

— Таких разговоров было много, и когда в 2018 году стоял вопрос, отправлять ли на ММКФ «Надо мною солнце не садится» или нет, мы решили отправить, потому что, во-первых, у нас была уверенность, а во-вторых, хотелось доказать, что приз «Царь-птицы» не случайность. И, как итог, «Надо мною солнце не садится» получил приз зрительских симпатий. Призы FIPRESCI (Международной федерации кинопрессы) и NETPAC (Сеть продвижения азиатского кино).

Красная ковровая дорожка Московского международного кинофестиваля

Это подтвердило не только то, что предыдущая награда не была случайностью, но и то, что якутское кино по нраву и жюри, и зрителям.

Чем тебе запомнится уходящий 2021 год?

— Первое, это, конечно, многочисленные награды и премии, которые получили якутские фильмы по всему миру. В частности, очень рада за фильм «Ыт», который победил на Варшавском кинофестивале.

Второе, это то, что в Якутии началась работа по подготовке концепции, «дорожной карты» развития якутского кино и работа над проектом закона о якутском кино. Республиканский закон, который призван в первую очередь защитить якутского кинопроизводителя. Мы же прекрасно помним, как однажды проснулись и узнали, что министерство культуры России хочет требовать от производителей пять миллионов рублей за прокатное удостоверение? У большинства наших фильмов бюджет ниже этой суммы, и значит, большинство картин пришлось бы положить на полку. Республиканский закон защитит нас от таких сюрпризов и не только.

https://www.youtube.com/watch?v=EYJVVr3MiZc

Третье, это, наверное, проведение республиканского фестиваля короткометражных фильмов «Республика кино». Мы не ожидали такого количества заявок, конкурсный отбор был очень сложный, потому что хороших работ было много. Именитые режиссеры провели встречи с начинающими, рассказали о себе. Мы, кстати, все это засняли и сейчас выкладываем на ютуб-канале «Сахафильма», посмотрите, там очень интересные вещи говорят и Дмитрий Давыдов, и Люба Борисова, и Степа Бурнашев. Хотим теперь этот фестиваль сделать ежегодным. Также недавно вручали профессиональную премию «Чыпчаал» в области кино.

Наверное, еще отмечу большую премьеру и успех фильма «Нуучча» Владимира Мункуева. Будет очень интересно узнать мнение якутских зрителей, когда они посмотрят фильм, его в Якутии пока не показывали. Хотя непонятно, можно ли считать его фильмом якутского производства.

Сам Володя называет его якутским и говорит, что ему предлагали снять фильм в павильоне или где-нибудь в Подмосковье, но он настоял на том, чтобы якутская история снималась именно в Якутии.

— Кстати, да, очень радует тот факт, что у нас все больше коллабораций становится. Мункуев снимает с московской командой. «Сахафильм» снял совместно со студией «Автор» фильм «Не хороните меня без Ивана» режиссера Любови Борисовой.

Какие надежды у тебя на 2022 год?

— Хочется, чтобы в будущем году заряд энергии, который есть у всех наших коллег, не пропал. Поверьте, мы сейчас лишь на верхушке этого огромного айсберга под названием якутское кино. Нам еще столько всего предстоит сделать.

Зрителям хочется пожелать хороших фильмов, а коллегам — плодотворной работы, новых успехов и признаний.

Что стоит посмотреть на новогодних каникулах. Советы Сарданы Саввиной

В первую очередь посмотрите «Царь-птицу»: в этом фильме вся суть якутского мировоззрения. Картины «Костер на ветру» и «Нет бога, кроме меня» подтолкнут вас к мыслям о сути и значимости человеческой жизни.

Из старого я бы порекомендовала найти фильм 1992 года «Сайылык» Анатолия Васильева. Кстати, в будущем надеемся сделать ремастеринг, потому что сейчас его можно найти в не очень хорошем качестве. Видимо, оцифровали с перезаписи на DVD. Надеюсь, мы это исправим.

Сейчас все смотрят сериалы, и из последнего, что приходит на ум, что меня зацепило, это два корейских сериала: «Зов ада» и, конечно же, «Игра в кальмара». Еще, недавно на Netflix вышел фильм «Непрощенная» с Сандрой Буллок, очень рекомендую.

Фото предоставлено Сарданой Саввиной

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: 54
Это интересно
Обратная связь