В Якутске зоозащитникам на отлов и содержание собак за полтора года было выделено более 42 миллионов рублей, но «гуманное обращение с животными» оборачивается увеличением числа нападений собак на людей.
С 1 января 2020 года по новому закону Бурматова по всей стране запрещено усыплять агрессивных и невостребованных собак. Судя по статистике РБ-2 Якутска, именно с того года в столице наблюдается увеличение числа пострадавших от укусов бродячих, находящихся на свободном выгуле собак. А в этом году эта цифра резко возросла.
Периодически в СМИ и соцсетях публикуются фото и видео жертв нападений агрессивных животных. С ноября этого года стая бродячих собак терроризирует жителей Автодорожного округа в районе АГАТУ. Самый страшный случай в Якутске произошел в феврале 2003 года. Тогда около семи часов утра на улице Стадухина на 20-летнюю девушку напала стая из 15 собак. Прохожие вызвали скорую помощь, но спасти ее не удалось из-за многочисленных рваных ран, большой потери крови и охлаждения. После того случая власти города напрямую назначили выплаты догхантерам за каждую убитую собаку.
Финансирование «собачьего вопроса» ощутимо возросло после того, как пункт передержки безнадзорных животных Якутска был передан в апреле 2020 года после скандала с животными новоиспеченной зоозащитной организации — благотворительному фонду «Помоги выжить». До этого пунктом, построенным в 2015 году на улице Очиченко в районе ГРЭС, управляла сама мэрия в лице муниципальной компании «Жилкомсервис». В год им выделялось примерно около шести миллионов рублей.
За полтора года организация выиграла аукционов на общую сумму более 42 миллионов рублей. Учредителями числятся два человека — директор пункта Екатерина Безрученко и Манвел Авагян (выбыл из списка учредителей). Последний ранее занимался строительными работами, но потом по решению суда объявил себя банкротом и закрыл свое ИП.
Округа заключают контракты с оплатой только отлова и транспортировки. Цена за единицу отлова составляет 460 рублей. Округа сами рассчитывают примерное количество собак. К примеру, Автодорожный округ «заказал» отлов 550 голов, Строительный — 400, Сайсарский — 393. К слову, Жатай территориально не относится к Якутску, он — самостоятельный отдельный орган местного самоуправления, но из-за отсутствия у них пункта передержки животных собак они везут на Очиченко.
Основное финансирование пункта передержки животных идет от Службы эксплуатации городского хозяйства. В среднем на одну собаку полный комплекс от отлова до выпуска (отлов, осмотр, вакцинация, стерилизация/кастрация, маркирование, выпуск в прежнюю среду обитания) составляет чуть более двух тысяч рублей, плюс кормежка — 197 рублей в день, в месяц выходит около восьми тысяч рублей. В пункте есть «пожизненники» — крупные и агрессивные собаки, которые до конца своих дней будут кормиться за счет государственного бюджета. Две недели назад их было 56. На сегодняшний день — 51: кто-то умер, кого-то забрали хозяева, кого-то пристроили.
Судя по таблицам, увеличение финансирования не уменьшило случаи нападения собак на людей. Кроме того, с введением федерального закона об ответственном обращении с животными из жизни «выпали» республиканские нормативы о штрафах за свободный выгул собак.
— Если у вас жалоба на соседскую собаку, которая бегает по улицам, вы можете обратиться к участковому, он проведет проверку. При этом отдельно штрафов по Административному кодексу нет, их убрали при введении нового закона, но и то они были небольшие — от 500 до 1000 рублей, — сообщили в департаменте ветеринарии республики.
В пункте передержки после отлова собак должны стерилизовать и кастрировать. Именно эта процедура, по закону Бурматова, должна отрегулировать количество бродячих собак до безопасного минимума. Но случаются накладки.
В феврале этого года жительница Якутска Наталья (имя изменено — прим. ред.) заметила собаку с биркой в ухе, которая вела себя странно. Будучи человеком с соответствующим образованием, женщина заподозрила неладное и отвезла животное в ветеринарную клинику. Там обнаружилось, что у собаки «матка интактна, левый яичник сохранен в полном объеме, правый отсутствует» — собака физически была готова к оплодотворению.
При проверке выяснилось, что ветеринар пункта передержки животных ненадлежащим образом провел операцию и на волю была выпущена собака, которая могла наплодить потомство. По правилам, фонд «Помоги выжить» получает выплаты по актам выполненных работ. Отлов и выпуск контролируются видеофиксацией, но остальные виды услуг невозможно проверить. Поэтому неизвестно, сколько таких случаев может быть.
На днях общественники побывали в пункте передержки животных. По словам сотрудников, денег хватает — контейнеры забиты кормами. Вдобавок к кашам дают мясо.
Раньше в теплом помещении содержались кошки. Но их теперь в пункт не принимают, забирают волонтеры группы «Четыре лапки». Все в пункте сейчас оборудовано только для собак. С помощью волонтеров собираются строить дополнительные вольеры.
Большинство собак содержится на улице. Зоозащитники стараются не выпускать их в город в холодное время года.
В теплом помещении в клетке их содержится по двое и больше. При разговоре один из сотрудников пункта обмолвился, что «для собаки такие условия хуже смерти».
Екатерина Безрученко, руководитель БФ «Помоги выжить»:
— Основная проблема заключается в безответственном отношении людей к своим питомцам. Я считаю, что нужно вводить штрафы, причем в большом размере, к примеру от 10 тысяч рублей, за свободный выгул, ведь наиболее агрессивными являются хозяйские собаки. Что касается финансирования в части пункта передержки животных, то оно в полном объеме покрывает нашу работу, но при этом контракты на содержание разделили на части, и бывают периоды, когда наша деятельность не финансируется. Кроме того, нужно строить приют. Главная проблема — отсутствие земельного участка с имеющейся инфраструктурой, но мы надеемся, что этот вопрос будет решен.
Можно выбрать несколько вариантов.