«Ищите большие чувства в якутском кино». Известный кинокритик Егор Москвитин — о Якутии, строганине и корейских фильмах

«Ищите большие чувства в якутском кино». Известный кинокритик Егор Москвитин — о Якутии, строганине и корейских фильмах

Журналисты News.Ykt.Ru поговорили с известным российским кинокритиком Егором Москвитиным, который приехал в Якутск на кинофестиваль короткого метра «Республика Кино» и будет оценивать финалистов.

Напомним, первый республиканский фестиваль короткометражных фильмов «Республика Кино» стартовал 1 декабря в историческом парке «Россия — моя история». В течение четырех дней будут проходить мастер-классы ведущих экспертов кинематографии Якутии, Москвы, Кыргызстана и Казахстана. Они расскажут, как от идеи прийти к созданию фильма и как с этими фильмами попасть на кинофестивали и получить признание. И несколько дней подряд на втором этаже будут показывать фильмы со всех уголков Якутии.

С приездом! Вы впервые в Якутии? Как ощущения? 

— Да, впервые. Выходишь из аэропорта и чувствуешь сказочную чистоту, прозрачность всего, понятность и правильность зимы, это возвращает в детство. Да еще и елку зажигали вчера на площади. Я сам из Иркутска, у нас всегда много снега, но долгое время живу в Москве и так соскучился по снегу. У меня много друзей из Якутии, однокурсников, поэтому я знал, куда я еду, взял одежду, в которой я ходил на Эльбрус, так что я был готов.

Мне сегодня написала подруга из Испании, которая сама из Якутска, и подсказала, куда сходить, что поесть. Я у нее спрашиваю: скучаешь по минус 40? Она говорит: нет, только по минус 50. Она посоветовала места, где можно поесть строганину. Никогда ее не ел. Буду пробовать. 

https://youtu.be/ADS8A_8BP5A

Здорово! Поговорим о кино, с какого фильма началось ваше знакомство с якутским кинематографом? 

— С фильма «Мой убийца» Костаса Марсаана. Это не такое давнее знакомство, всего пять лет назад. Помню, посмотрел и подумал: это прям Дэвид Финчер. Все очень холодное, мрачное. Тогда как раз была мода на какие-то этнографические детективы, события которых происходили в экзотических местах, вроде Скандинавии. И этот фильм очень вписался.

Потом я поехал на кинофестиваль «Движение» в Омске в 2017 году, посмотрел «Костер на ветру», и до сих пор это самое сильное потрясение от якутского кинематографа. Это кино кристально чистых смыслов с невероятно поэтичным визуальным рядом, в котором есть конфликт не просто природы и человека, а даже разных мировоззрений. Тогда же я познакомился с Дмитрием Давыдовым и понял, что мы очень сильно мифологизируем якутское кино. Вкладываем смысл, которого, возможно, не было. К примеру, в начале фильма «Костер на ветру» герой вырезает кубики льда, которые всю зиму будут лежать у него дома и из которых он получит воду. А в конце он сидит у костра. И ты думаешь, что это конфронтация или симбиоз между христианством и язычеством. А Дмитрий говорит, что иногда вода — это просто вода. И в этот момент я понял, что вся интерпретация якутского кино, которые делают критики за пределами Якутии, по большому счету бесполезна. И очень важно, чтобы вы к этому не прислушивались, а вырабатывали собственный механизм рассказывания кино. Я вижу, что у вас сотни сценаристов и режиссеров — к примеру, на этот кинофестиваль было отправлено 110 работ. Поэтому нужно здесь создать собственную школу критики, чтобы они могли сами рефлексировать о своем творчестве. А не доверяться тем, кто делает это впопыхах и с проецированием собственных фантазий, не имеющих никакого отношения с реальностью. 

https://www.youtube.com/watch?v=3bwn9wAIyog

Как это сделать? Как можно стать кинокритиком, тем более в Якутии, чтобы не испортить отношения, ведь все друг друга знают?

— Это сложный вопрос: как это сделать в замкнутой среде, потому что вы действительно все друг друга знаете. Не стоит идти по устаревшей модели критики как диктатуры вкуса и поучения, как снимать правильно. В моем понимании современный критик — это спутник зрителя и кинематографиста, который пытается придать дополнительную ценность тому опыту, который получил и зритель, и автор. Например, бесполезно быть критиком, который говорит идти в кино или не идти, все равно человек это решает по каким-то своим факторам: рекламе, совету друзей, рейтингу на «Кинопоиске». Критик может обогатить опыт от просмотренного. В этом смысле критик может быть полезен и автору фильма. Поэтому нужно отказаться от вертикальных отношений, когда ты все знаешь и всем объясняешь, и принять горизонтальные отношения, где ты просто голос, который рядом находится в голове у зрителя и у автора. Тогда у тебя исчезнет синдром самозванца, когда ты вдруг взялся рассуждать о кино, не сняв ни единого фильма. Тогда у тебя сразу исчезнет необходимость быть беспощадным, потому что ты можешь трудиться, только уважая чужую работу. А в целом просто нужно быть скромнее, если ты критик. 

В какой момент вы поняли, что вы готовы быть критиком? 

— Я никогда не хотел быть критиком, это просто обстоятельства так сложились: мне нужно было накопить на учебу. Я учился в необычном иркутском вузе, поступил на бюджетное место, где российская программа была бесплатная, а вторая часть, американская, — платная. И я прикинул, что можно сделать. Единственное, что я мог писать, — это рецензии на игры, я обожал их. Через некоторое время игры поднадоели, а любовь к кино осталась. Я стал писать о кино. В итоге писанина о кино мне понравилась. Есть английский писатель Нил Гейман, один из моих любимых фантастов, он тоже начинал с кинокритики, публицистики. И он говорил: я всегда мечтал сочинять книги, фильмы, сериалы, комиксы, поэтому я пошел в журналисты, чтобы быть рядом с теми, кто это уже делает. И он все время задавал вопросы, учился у практиков и в итоге поборол в себе робость и стал сочинять истории. Так что для многих журналистика — это такой перевалочный пункт.

Я правильно понимаю, что дальше вы хотите стать сценаристом? 

— Да, сценаристом, продюсером. Плюс мне очень нравится, что критика — это такая служба доставки историй, поэтому мне и нравится организовывать фестивали. Мне нравится консультировать прокатчиков, какие фильмы стоит купить для России. Еще мне нравится, что в последнее время есть возможность заметить автора короткометражки, сценария или даже синопсиса и помочь ему получить заказ на большой фильм. Критик сегодня — это человек, который участвует в судьбе талантов, в доставке фильмов. 

Вот как раз вы с Антоном Долиным сыграли большую роль в судьбе якутского кино как феномена для России. Чем он вас зацепил? 

— Совершенно точно могу сказать, что в этом огромная заслуга Антона Долина. Но людей, которые пишут о якутском кино, очень много. Когда ты пишешь о якутском кино, ты понимаешь, что это твоя собственная иллюзия, а на самом деле оно совершенно другое. Поэтому то, что я скажу, — это просто моя иллюзия. Это не то, каким кино является на самом деле в Якутии, и в целом для сохранения здоровья национального кино вам действительно нужно самим о нем писать, а не читать, что пишем мы. Но моя иллюзия заключается в том, что это кино, в котором не было явно выраженного периода постмодернизма. Постмодернизм — это такая шутка, которая с одной стороны всех веселит и открывает новые смыслы, с другой — она построена на иронии, некоем яде, на некоем отрицании базовых ценностей, некоторой стеснительности говорить в разговоре о чувствах, устремлениях, идеалах, и вот поскольку, как мне кажется, этого периода здесь в кино не было, вы сумели сохранить чистоту восприятия важных вещей. Поэтому всегда, когда я смотрю якутское кино, знаю, что если здесь будет добро, то оно будет с большой буквы, если любовь — то настоящая, если будет испытание — то это будет действительно большое испытание. И поскольку все скучают по чистым смыслам, большим чувствам и высоким трагедиям, то в якутском кино его всегда можно найти.

Плюс для нас, аутсайдеров, которые не знают якутский язык, языковой барьер всегда является форой для фильма. Когда смотришь фильм, сделанный на русском языке в России, ты не веришь в психологическую достоверность переживания актеров. Ты знаешь, как написаны их реплики, как они произнесены. Это не всегда хорошо. А когда ты слышишь другую речь, то эта дистанция делает актеров намного круче, чем, наверно, они есть на самом деле. Вот вы видите и понимаете «ага, тут он фальшивит», а мы этого не видим. В незнакомой речи появляется какая-то поэтичность. Ощущение, что ты смотришь не современный якутский фильм, а древнегреческую трагедию. Эта фора, которую нужно использовать.

Видимо, этим можно объяснить и феномен корейских фильмов сейчас. 

— Да, именно. Корейская кинематография очень старая, росла в очень сложных условиях. Они долгое время были под гнетом японцев, и им запрещали снимать кино, только рекламу, которую показывали между фильмами, сделанными японцами. Метрополия не хочет развивать самосознание колонии. Потом другая беда — раскол государства на две части. И начали исследовать вот этот феномен разделения на бедных и богатых, старых и молодых, волевых и на них. А мы, весь остальной мир, к этому конфликту пришли только в прошлом десятилетии. Америка благодаря Трампу, Европа — миграционному кризису, брекситу (выход Великобритании из Европейского союза — прим. ред.), и получается, что у корейцев была огромная фора в осмыслении конфликта, который волнует весь мир. Поэтому все с большим энтузиазмом смотрят корейское кино. Если спросить самих корейцев, они вряд ли ответят или ответят иначе. И опять мы сталкиваемся с проблемой, когда интерпретация, какой бы аргументированной она ни была, искажает истину. 

Последний якутский фильм, который вы посмотрели? 

— «Нуучча» Владимира Мункуева. После него мне прислали несколько якутских ужастиков, поскольку я организовываю кинофестиваль хорроров в Москве и Екатеринбурге. Не могу огласить названия, просто скажу, что исследую ваши ужастики. Они, к сожалению, нам не подошли по разным критериям, но смотреть их было одно удовольствие. 

Как вам «Нуучча»? 

— Этот фильм пример того, что лучше оставаться в стороне от московских денег и продюсеров. Фильм получился хорошим, но в нем чувствуется профессиональная рука людей из метрополии, которые нащупали в регионе сокровища и теперь пытаются участвовать в создании кино здесь. 

Тогда, получается, Хлебников испортил фильм? 

— Нет, не испортил. Это просто уже другое кино, европейское по структуре кино. Не такое самобытное, живое, как то якутское кино, которое я смотрел до этого. Эта проблема любого кино. Если вы сравните два фильма Киры Коваленко — это «Софичка», сделанная с Александром Сокуровым, и «Разжимая кулаки» с Александром Роднянским, — то вы обнаружите огромную разницу. Всегда, когда появляются тяжеловесы, нужно быть осторожнее. 

Тогда якутским кинематографистам не стоит выходить дальше Якутии? 

— Нет, я ни в коем случае ничего не советую. Это было бы ошибкой слышать советы извне, учитывая, сколько у вас кинематографистов — на одном этом кинофестивале 110 работ, человек 70 на лекции в середине буднего дня. Конечно, нужно пробовать так и эдак. Это просто впечатление от одного фильма, который оказался более европейским.

И напоследок пять якутских фильмов, которые вы советуете друзьям.  

Фестиваль проходит с 11:00 до 20:00 в историческом парке «Россия — моя история», вход бесплатный. 3 декабря в 14:30 в рамках кинофестиваля Егор Москвитин проведет мастер-класс о будущем сериалов.

Победителей фестиваля короткометражных фильмов определят 4 декабря в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», также будут вручены специальные призы, в том числе и спецприз имени Иннокентия Аммосова «За лучшую операторскую работу» от сообщества кинооператоров РС(Я).

Фото: Вадим Скрябин 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
72
Сообщите нам
Лучший комментарий
nagyvarad
Костер на ветру есть в OKKO , как и многие другие якутские фильмы, они даже там идут под отдельным жанром "Якутское кино". Заметьте там нет ни "Бурятского кино" ни "Татарского кино" ... выделено только якутское кино.
Комментарии 24
  • Sotnikov.S 02.12.2021, 21:03
    Известный? Пфф
  • Appos 02.12.2021, 21:16
    "Известный? Пфф"

    ну ты чо братан)) тут же бабки плочены, этот нучча даёт положительный - как её, короче все наше кино после него хавают

    и тут елена алексеева: вы "готовы быть сценаристом" а потом "критиком"

    я тут пока смеялся грустно стало, ну продолжайте
  • pani_P 02.12.2021, 21:25
    Надо бы посмотреть «Костёр на ветру». Только вот где, на каком сайте подскажите
  • Сур Бере 02.12.2021, 21:28
    pani_P, в ютьюбе есть
  • .kai. 02.12.2021, 21:40
    Хоть и откровенно говорит, что зачетно, но Про фильм Нуучча я не согласен, наши бы сделали его необычайно мягким без треша, из преступника слепили бы жертву, что ему бы не понравилось
  • Pravda21 Дмитрий 02.12.2021, 22:15
    Одно и тоже, хоть что нибудь новое придумали бы кроме строганины и дубака , надоело ,ей богу.
  • Vanveyden1 02.12.2021, 22:25
    Диванный критик.
  • Kunnuk 02.12.2021, 22:27
    Прав на счёт того, что метрополия положила руку, дальше ничего хорошего.
    Надо беречь своё, лелеять, собирать по крупице, создавать свой узнаваемый якутский почерк/стиль.
    На ноги ещё не встали, а уже растаскивают…
  • Rainboway Сергей 02.12.2021, 23:12
    Ну в его кармане точно нашлись бы большие чувства
  • nagyvarad 02.12.2021, 23:23
    Костер на ветру есть в OKKO , как и многие другие якутские фильмы, они даже там идут под отдельным жанром "Якутское кино". Заметьте там нет ни "Бурятского кино" ни "Татарского кино" ... выделено только якутское кино.
  • JohnnyB Джон 02.12.2021, 23:43
    Человек нашёл себе нишу, что в этом плохого, критиковать кино у него лучше, чем нам получается, так пусть занимается своим любимым делом
  • e125 s 02.12.2021, 23:44
    Rainboway, его конечно никто не покупал, скорее сам прилетел, ну как начинавший, другие более известные даже не прилетели
  • Ykt_nick 02.12.2021, 23:49
    Многа букаф. ниасилел.
  • e_personne 03.12.2021, 01:56
    вот именно, нам не нужны московские кинематографисты, они все могут испортить, мы -это мы, товар штучный, и сами должны пробить нишу для мирового кинематографа и не надо читать что пишут критики, тем более российские, вообще западные люди, снимайте так, как вам хочется , как вы сами представляете, честно и бескомпромиссно и только на якутском языке! будете снимать на русском - это будет конец
  • Rainboway Сергей 03.12.2021, 02:07
    e125, я имел ввиду немного, не мало нечто иное, то что вы так привратно поняли было совсем не таким банальным.
  • 86Hachiroku 03.12.2021, 02:38
    Pravda21, на халяву и уксус сладкий!!!!!
  • Туристик
    Дмитрий евстиг
    03.12.2021, 03:09
    А чё коро но бесики со своей статистикой молчат? Як э тэ шники чё молчите? Ну да, праздники жэ
  • Ustroml 03.12.2021, 07:51
    Наши фильмы хоть как то интересны своей самобытностью. Если будем пытаться всать на мировые уровни сразу никому интересны не будет как приевшая мировая кинематография
  • 1Flor Ludmila 03.12.2021, 07:59
    По мотивам этого рассказа Серошевского был раньше фильм.телевизионный ,там в роли Хабдьы (может неправильно) был Апросимов,артист Саха.театра, Мне очень тогда понравился ,я до сих.пор.помню Апросимов был.хорошим актером, все его роли в кино мне запомнились
  • s-katysha Екатерина Екатерина 03.12.2021, 09:40
    Очень интересно написано.
  • Коля-мастерник Николай 03.12.2021, 12:57
    Мнение непрофессионала.
    Наше кино в состоянии грудничка в пелёнках. Нельзя его сравнивать с теми, которые имеют такие бренды, как Чарли Чаплин, Такеши Кетану, Гайдай, Герасимов и т.д.
    Вот очень верно комментировал nagyvarad
    "Костер на ветру есть в OKKO , как и многие другие якутские фильмы, они даже там идут под отдельным жанром "Якутское кино". Заметьте там нет ни "Бурятского кино" ни "Татарского кино" ... выделено только якутское кино."
    Нас следует сравнивать с народами других республик России. Вот в этом плане мы находимся на первых позициях. И это здорово !
    И очень верно говорит Егор Москвитин: " Поэтому нужно здесь создать собственную школу критики."
    Мне очень жаль, что наше Правительство РС(Я) решило в Сахафильме оставить только немного технических работников, т.к. дорогие бюджетные проекты наши продюсеры вряд ли смогут осилить. По-моему, часть высококультурного кино, по аналогии с театрами и музеями, должна иметь бюджетное финансирование.
    Если сравнить времена советского реализма и теперешних рыночных отношений, то в России наблюдается явный упадок во всей культурной среде (в литературе, в кино, в театре и т.д.). Элементарно, сегодня никто не сможет сравниться с Людмилой Георгиевной Зыкиной или с Муслимом Магометовичем Магомаевым.
    Будем надеяться, что мощный культурный фундамент от наших предков , поможет нашим кинематографистам развиваться и радовать нас новыми достижениями.
  • uBaHoB_AB 03.12.2021, 15:04
    А кто это такой? Бакалавр University of Maryland University College. В 35 лет решает какое кино должно быть в России и Якутии. Как он пишет "Пишу о кино, говорю о кино и делаю викторины о кино - в Москве и Петербурге. Jump in!". Я тоже могу пИсать на кино, При тех бюджетах выделенных на кинопродукцию в США и видящих как должно быть якутское кино, кинокритиках не знающих что такое НУУЧЧА. Решающий что есть конфликт внутри страны. Что он говорит: "Метрополия не хочет развивать самосознание колонии. Потом другая беда — раскол государства на две части. И начали исследовать вот этот феномен разделения на бедных и богатых, старых и молодых, волевых и на них. А мы, весь остальной мир, к этому конфликту пришли только в прошлом десятилетии. Америка благодаря Трампу, Европа — миграционному кризису, брекситу " МЫ колония . Как вам «Нуучча»?
    — Этот фильм пример того, что лучше оставаться в стороне от московских денег и продюсеров. Фильм получился хорошим, но в нем чувствуется профессиональная рука людей из метрополии, которые нащупали в регионе сокровища и теперь пытаются участвовать в создании кино здесь.
    Хватит снимать кино все ровно мы колония и метрополия с американскими кинокритиками нас не поймет.
  • Пьянварь1 03.12.2021, 21:27
    Экзотика когда-то закончится. Успейте снять кино о героях ВОВ.
  • Коля-мастерник Николай 04.12.2021, 20:10
    Пьянварь1,
    Есть "Журавли над Ильменем" и "Снайпер Саха".
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Обратная связь