«Это христианские захоронения». Археологи рассказали о первых результатах раскопок человеческих останков на проспекте Ленина в Якутске

«Это христианские захоронения». Археологи рассказали о первых результатах раскопок человеческих останков на проспекте Ленина в Якутске

Работы по извлечению человеческих останков, обнаруженных во время ремонта участка проспекта Ленина, продолжаются третью неделю, сообщила News.Ykt.Ru научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Якутии Елена Соловьева.

На сегодняшний день удалось обнаружить шесть захоронений, в том числе одно коллективное. Раскопки проводят два научных сотрудника и шесть студентов-волонтеров.

Чьи останки обнаружены на проспекте Ленина?

По словам Елены Соловьевой, погребения датируются примерно 18-м веком. Были найдены одно детское захоронение, два подростковых и остальные взрослые. Останки представляют историческую и научную ценность, так как имеют возраст более ста лет.

«Все погребения христианские. В сопроводительном инвентаре в двух колодах были найдены православные крестики и остатки обуви. К сожалению, ничего больше не сохранилось, в том числе и одежда. Останки полностью скелетированы», — отметила она.

Более точно на вопрос о возрасте погребенных смогут ответить либо антропологи, которые занимаются останками древних людей, либо судмедэксперты, в чью специфику работы это входит.

Заразно ли коллективное захоронение?

Многие жители Якутска волновались, не является ли коллективное захоронение результатом гибели людей от заразной инфекционной болезни. На этот вопрос Елена Соловьева четко ответила, что нет.

«Никто бы не стал хоронить людей, погибших от серьезного инфекционного заболевания, в центре города. Поэтому в этом плане поводов для беспокойства нет. Интересно другое: выяснилось, что коллективное захоронение было вторичным. То есть останки людей, которых где-то захоронили до этого, выкопали и перезахоронили в одну общую яму. Судя по всему, эти останки еще до этого были полностью скелетированы или частично мумифицированы», — рассказывает археолог.

Одна из версий, что это могли сделать при строительстве городского коллектора: во время работ разрушили старинное захоронение, потом собрали все останки и захоронили заново. Не исключается и возможность, что это было сделано и ранее.

Рабочий процесс раскопок

Что здесь было раньше?

В то время возле каждого православного храма был погост, отмечают археологи. И скорее всего, находки относятся именно к этому варианту.

«По нашим предположениям, это погост Церкви Тихвинской иконы Божьей Матери, которая находилась здесь рядом. Это самая близкая церковь от места раскопок. Чуть дальше располагалась деревянная Никольская церковь, где-то во дворе современного Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери была при Никольской церкви и играла второстепенную роль», — отмечает Елена Соловьева.

Когда будет возобновлен ремонт?

Работы продолжатся по окончании раскопок, которые археологи надеются завершить на этой неделе. Грунт сейчас мерзлый, поэтому проводить раскопки довольно тяжело.

«Мы возьмем только те погребения, которые частично разрушены и которые были обнаружены нами в результате раскопок. Больше здесь ничего делать не будем. Для того чтобы проводить охранно-спасательные работы, требуется специальная документация, лицензирование, а мы работаем в рамках установления историко-культурной ценности. Поэтому мы законсервируем место находок», — подытожила Соловьева.

По ее словам, дорожные работы на проспекте как раз могут выполнить функцию консервации. Объект будет засыпан новым грунтом, а археологи будут знать, что там есть захоронение. В будущем при проведении здесь земляных работ должны быть проведены спасательные раскопки: то, что может быть разрушено, должно быть извлечено. Однако сейчас в рамках ремонта проспекта не планируется никаких углубительных работ, поэтому останки далее извлекаться не будут.

17 ноября глава Якутска Евгений Григорьев заявил, что проведение раскопок не повлияло на сроки ремонта.

«Раскопки на проспекте ведутся локально. Соответственно, работы ведутся пока на другом участке. Поэтому в целом отклонения от графика сегодня нет», — отметил он.

Какие научные исследования будут проводить с найденными останками?

Буквально вчера образцы костных материалов были отправлены в Центр коллективного пользования «Геохронология кайнозоя» в Новосибирске для проведения радиоуглеродного датирования. Но результаты будут известны еще нескоро.

«Это сложное научное исследование, которое требует специального оборудования. Когда я договаривалась об обработке образцов, меня сразу предупредили, что срок исследований может затянуться до года. В Новосибирске есть один такой ускорительный масс-спектрометр, на который стоит очень большая очередь. Он обслуживает практически всю Сибирь и Дальний Восток», — сообщила Елена Соловьева.

Помимо этого, будут проведены все возможные аналитические исследования: определение половозрастных характеристик, болезней, генетический анализ и так далее.

«Возможно, к юбилею города найдутся средства для проведения генетического анализа по методу Александра Герасимова. Это установление внешнего облика по черепу. Тогда мы сможем реконструировать внешний облик одних из первых жителей Якутска», — говорит археолог.

Захоронят ли повторно кости?

Археологи планируют заключить соглашение с исследовательским центром, который занимается антропологическими исследованиями, например Кунсткамерой в Санкт-Петербурге.

«В таких научных организациях есть специальные костехранилища, где останки хранятся длительное время, годами. Эти кости смогут послужить для каких-то новых исследований», — отмечает Елена Соловьева.

Однако в том случае, если соглашение подписано не будет, кости будут переданы в Якутскую епархию и останки будут перезахоронены в соответствии с обрядностью Русской православной церкви.

Напомним, впервые гробы с человеческими костями были найдены на проспекте Ленина в конце октября. В начале ноября археологи и студенты-волонтеры приступили к изъятию останков для установления историко-культурной ценности находок.

Фото: Елена Соловьева

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
81
Сообщите нам
Лучший комментарий
Сое
Центр города? Город там заканчивался в то время.
Комментарии 70
  • FIS89 17.11.2021, 17:10
    Так то норм, за две недели управились!
  • ykkola 17.11.2021, 17:13
    А вы кого там хотели найти...африканца???
  • Сое 17.11.2021, 17:16
    Центр города? Город там заканчивался в то время.
  • ivalest 17.11.2021, 17:18
    ykkola, а христиане на планете только лишь евразийцы?
  • Rio_Roman Роман Не важно 17.11.2021, 17:24
    «Мы возьмем только те погребения, которые частично разрушены и которые были обнаружены нами в результате раскопок. Больше здесь ничего делать не будем." т.е. иными словами заасфальтируем до лучших времен....
  • Jalygyr 17.11.2021, 17:25
    Когда жил на Петровского 36 квартал, иногда чувствовал себя неудобно, одному ночью в квартире оставаться так себе было и сны странные снились.
    По обычаям надлежит обратно предать земли прах с совершением обрядов. Весь нынешний центр города буквально на костях отстроен.
  • X_Singular Профессор кафедры прикладной ф 17.11.2021, 17:26
    Пусть лучше тамошние камазисты повнимательнее будут, не все пешеходы на перекрестке быстрые, есть и дети, а мертвая зона у этих «Сканий» большая, так-как они высокие.
    Понабрали мамкиных шумахеров и вин дизелей.
  • Domik_88 Шш 17.11.2021, 17:31
    ykkola, "А вы кого там хотели найти...африканца???" Уахах

    Мне тоже понятен ажиотаж, это же было совсем недавно по историческим меркам
  • kent37 17.11.2021, 17:50
    Ездить по костям - большой грех. А все ли человеческие останки извлечены? Вряд ли.
  • Дьулуруйар 17.11.2021, 17:57
    Через месяц установил, что там церковь был))).

    Ещё раз повторяю сверьтесь с архивными документами и возможно узнаете их имена.
  • Дьулуруйар 17.11.2021, 17:57
    И точную дату.
  • Сылыктааччы 17.11.2021, 18:01
    Вот эти и захоронения взяли в жертву двух рабочих Водоканала.
  • Лиджя 17.11.2021, 18:01
    так там и улица Кирова погост сплошной
  • nimdA- 17.11.2021, 18:08
    Значит раскопки должны проводить христиани верующие а не язычники и мусульмане
  • nimdA- 17.11.2021, 18:10
    Дьулуруйар, умнег, архив время от времени уничтожают, особенно данные на всяких не очень важных личностей вроде тебя
  • v445 17.11.2021, 18:17
    Дайте усопшим спать спокойно.
  • YFV 17.11.2021, 18:39
    Таким макаром эти гробокопатели могут затормозить работы по переделке коллектора. А толку от этих раскопок? Ну нашли гробы с костями, перезахороните по христиански и работайте дальше... Как будто и не знали, что весь город стоит на костях...
  • japonqwejke 17.11.2021, 18:56
    ОТКРОЙТЕ УЖЕ ДОРОГУ ДАЙТЕ ЖИТЬ ЖИВЫМ ! весь Якутск на кладбище стоит ничего страшного
  • moon226 17.11.2021, 18:58
    Domik_88, вот именно, нашим бабушкам по 85 лет
  • Aleksandr_sham1 17.11.2021, 18:59
    Укт молодцы, освещаете актуальные события и во вовремя
  • Chelowek2018 17.11.2021, 19:10
    Столько времени люди ходили и ездили по этому месту, даже как-то становится не по себе от такого представления. Теперь по новой, ровной и прямой дороге когда будете проезжать, будете вспоминать эти события о раскопках. Рядом "Площадь Дружбы Народов", под ней вообще возможно целое кладбище.
  • спартак10 спартак 17.11.2021, 19:15
    А когда придумают приборы которые сразу вы узнавали где захоронения можно наверно просто пока никому голову не пришло наверно не только людей и древних динозавров и людей например в Дирин-Уряхе . Надо вы умным взятся вмиг вы Миллиордерами вы стали долларовыми.
  • minaps 17.11.2021, 19:20
    даже после смерти покоя не найти.. послужите еще если найдут.
    Сделайте пожалуйста перезахоронение.
  • Kunnuk 17.11.2021, 19:37
    Сое, тогда это был центр, рядом была городская крепость.
  • кун59 кукп 17.11.2021, 19:38
    Да не ХРИСТИАНЫ ОНИ НАС УБИВАЛИ ДАЖЕ РАЗДАВАЛИ ВЕШИ С ОСПОЙ!!
  • хапытан 17.11.2021, 19:40
    Почему на фото гроб расположен стороной на восток?
    Цитата
    Православные христиане опускают гроб в могилу так, чтобы покойный лежал головой на запад и ногами на восток, следовательно, его лицо будет обращено на восток. Это знак ожидания наступления Второго пришествия Иисуса Христа, а также знак, что усопший идёт от заката (запада) жизни к вечности
  • bender1 17.11.2021, 19:42
    Соблюдайте ТБ, берегите студентиков не хватало им угореть
  • кун59 кукп 17.11.2021, 19:43
    Это НЕ НАША ИСТОРИЯ история колонизаторов фу
  • кун59 кукп 17.11.2021, 19:45
    Мы сами себе НЕ КОЛОНИЗАТОРЫ САМИК СЕБЯ НЕ УБИВАЛИ ВСЕ ЗАКАТАЙТЕ А ЭТИХ ВЫГОНФЙТЕ!! археологов
  • Andr0ID Капитан Диванных Войск 17.11.2021, 19:47
    все равно они могли умереть от инфекции, туберкулеза или пневмонии, в то время можно было легко умереть от простуды
  • Пентахромат Сергей 17.11.2021, 19:50
    Ну череп очень глазастый. у современного человека глаза меньше и еще вопрос, почему задняя часть черепа настолько массивная. Мне например в ФСБ сказали родного отца не разыскивать, мол он инопланетянин и я гибрид инопланетного человека и земной женщины, такое мол редко случается. Как дело до анализов крови доходит, то начинается цирковое представление. У меня в глазах совсем другие цвета, по сравнению с обычными людьми.
  • ОбывательГорода Неважно 17.11.2021, 20:10
    Да хватит уже стебаться. Жизнь такая штука. Медицина давно уже заменила бога. Вон, посмотрите во всем мире, все населённые пункты разрастаются до городов. Что тут про Якутск говорить то. Можно подумать, сейчас родственников найдете, которые жили 200 лет назад. Тогда население города было наверно 2-3 тысячи человек и то вопрос еще.
    Да и сейчас посмотрите на кладбища. Давным-давно заброшенные стоят. Люди максимум помнят 20-30 лет. Потом стареют. А детям и внукам уже не этого, чтобы ходить на могилы дедушек и бабушек. Такова жизнь. Печально, но факт.
  • Сторонний
    КС
    17.11.2021, 20:10
    Оставьте их на месте ,засыпят грунтом и т д ,пусть лежат на своем месте с миром
  • Дьулуруйар 17.11.2021, 20:17
    nimdA-, архивы тех лет были вывезены.Могут находиться в Москве.

    Пользуясь случаем, нужно попросить правительство РФ вернуть архивы Республики.
  • Сылыктааччы 17.11.2021, 20:33
    Давно разграблены походу. Ничего исторически ценного не остались, тем более золота и серебра, даже и одежды унесли, одни кости остались.
  • ПлюммБумм 17.11.2021, 20:41
    Политика. Какое нафиг христианское захоронение в те времена. Не смешите мои тапочки )))
  • SSR_HIACE Станислав Решетников 17.11.2021, 20:57
    Куораппыт барыта киһи уҥуоҕа
  • Чего роются? Залили бетоном и всех делов
  • опти 17.11.2021, 21:30
    почему без ЗАЩИТЫ работают? Вдруг там инфекция какая
  • Кирилл1983 17.11.2021, 23:22
    кун59, мысли научись формулировать нацик, и историю учи неуч. Колонизаторы мля, с ветки вчера спрыгнул?
  • Ivan-zoo 18.11.2021, 00:43
    Сылыктааччы, полностью согласен, это была плата, за беспокойство. Тогда мы еще, не знали,что побеспокоим их.
  • Rim05 18.11.2021, 04:39
    Не пойму, что за люди работают археологами, еще и студентов привлекают. Если ли у этих студентов родители, родственники? Как они воспринимают участие своих детей в раскопках? А насчет «научных» результатов, как и ожидалось, ничего нового нет. Обычные погребения.
  • Кохия Валентина 18.11.2021, 04:44
    Царство Небесное всем зде лежащим православным Христианом.Вечный Покой. Души их во благих водворятся, и память их в род и род. Аминь.
  • Кохия Валентина 18.11.2021, 04:49
    Ivan-zoo, это мифы.
  • 6336 18.11.2021, 06:32
    В детстве с двоюродной сестрой мы играли в районе автовокзала,это начало семидесятых годов где то 1973 или 71 но суть не в этом,тогда сносили старый автовокзал деревянный одноэтажный строители выкопали траншеи и в то время они извлекли много старых гробов которые на поверхности выложили не зная дальнейших действий с оным,это было ужасное зрелище,куча полуразвалившихся гробов,останки людей некоторые были частично в какой то сохранности ввиде засохших мумий,черепа ,отдельные фрагменты костей,
    истлевающая погребальная одежда,и много малышей и взрослых созерцающих невольно все это!это было летом ,было жарко и вся это удручающая картина до сих пор стоит у меня перед глазами!Мы жили за Госбанком на ул.Белинского,сейчас эти дома тогдашние давно снесены,помню еще возле наших домов были длинные на всю улицу тротуары,и мы в окно видели проходящих мимо нашего дома многочисленных тогда прохожих,напротив нашего дома тогда с другой стороны улицы была деревянная тогда восьмилетняя школа номер 7где училась моя сестра,такие воспоминания..
  • Sly_Fox 18.11.2021, 07:05
    Заняться больше нечем на наши налоги ? В окрестностях бывших церквей, что изначально известно по картам, точно были захоронения горожан, а не папуасов. Хуже того, многие помнят, что означенные могилы уже так-то находили раньше, но на здоровую голову не копали, а продолжили строительство.
  • Ник112 18.11.2021, 08:22
    18 век! Центр города? Она это серьезно?
  • спартак10 спартак 18.11.2021, 08:28
    В то время все наверно крест носили и местные самый разгар был христанизации умный народ чтобы извавится от налогов все радостью побежали и красивый крест удовольствием одевали наверно чтоб выжить все конечно исполняли и Тойонов не ослушивалисть конечно чтоб последний день не был так что и местные могут быть похороненные особенно долбненых гробах.
  • Bender15 18.11.2021, 08:46
    На этот вопрос Елена Соловьева четко ответила, что нет. Умиляет, она что биолога, судмедэксперт.
  • Doongion 18.11.2021, 08:49
    Сое, Загугли карты тех времён, там Залог уже строится.
  • Смотрю Марио 18.11.2021, 09:11
    По поводу болезней и впраду тревожно. Тем более фраза - что они были перезахоронены...И вопрос: там же строили и театр и дорогу и коллектор, скорее всего уже попадалось это захоронение строителям?
  • 56viv91 18.11.2021, 09:31
    кун59
    кукп
    Да не ХРИСТИАНЫ ОНИ НАС УБИВАЛИ ДАЖЕ РАЗДАВАЛИ ВЕШИ С ОСПОЙ!!

    Ну вот как я и ожидал. Началось. "Оккупанты.Геноцид. Они нас убивали. Заражали оспой. Людоеды".
    И скажите теперь кто разжигает национализм? Кто первый поднял этот тему?. Кто и с какой целью натравливает одних на других?
  • 56viv91 18.11.2021, 09:42
    кун59
    Вчера, 19:45
    Мы сами себе НЕ КОЛОНИЗАТОРЫ САМИК СЕБЯ НЕ УБИВАЛИ ВСЕ ЗАКАТАЙТЕ А ЭТИХ ВЫГОНФЙТЕ!! археологов

    Ты сам то откуда пришел сюда? Кто здесь жил раньше знаешь? Историю учи. И грамматику за одно. Если уж так, то тоже возвращайся на свою историческую родину.
  • 56viv91 18.11.2021, 09:50
    Сылыктааччы
    Вчера, 20:33
    Давно разграблены походу. Ничего исторически ценного не остались, тем более золота и серебра, даже и одежды унесли, одни кости остались.

    Вы и правда думаете что в старину в погребения золото-бриллианты клали. Ну конечно же каждый второй тогда был богатей миллионшик. Некоторые до сих пор думают что мы тут в Якутии все в золоте-серебре ходим да алмазы по дороге пинаем и спим на мешках с долларами.
  • 56viv91 18.11.2021, 09:55
    Пентахромат
    Сергей
    Вчера, 19:50
    Ну череп очень глазастый. у современного человека глаза меньше и еще вопрос, почему задняя часть черепа настолько массивная. Мне например в ФСБ сказали родного отца не разыскивать, мол он инопланетянин и я гибрид инопланетного человека и земной женщины, такое мол редко случается. Как дело до анализов крови доходит, то начинается цирковое представление. У меня в глазах совсем другие цвета, по сравнению с обычными людьми


    Вы уважаемый РенТВ видать насмотрелись.
  • Бурхалдьы 18.11.2021, 10:35
    кун59, колонизаторы не колонизаторы,а осваивать сибирь царь отправлял бандитов головеров под руководством атаманов. И что они творили с местным народом, история об умалчивает. Одежду и пищу добывали грабежом. Не ахти они верили в бога и христианство. Им главное обосноваться на месте и отправить гонцов до царя,а там ещё другая банда с голворезами, которые идут дальше на новые места. А при ссср коммунисты отправляли тех кто потерял доверие на местах и привлекался к административке. И привлекали жильём большими заработками и льготами. Теперь уже вахты.гектары низкие банковские кредиты .История освоения сибири якутии и дальнего востока.
  • Yktnebot Nebot 18.11.2021, 10:40
    Наконецто обретут покой, а то по ним транспорт ездил, маршировали на парадах.
  • JDM 18.11.2021, 10:45
    Не вижу в захоронениях 18 века историческую ценность. Так можно все могилы выкопать в центральной России, их там много на погостах.
  • 56viv91 18.11.2021, 10:54
    JDM
    Сегодня, 10:45
    Не вижу в захоронениях 18 века историческую ценность. Так можно все могилы выкопать в центральной России, их там много на погостах

    Ну когда то и Египетские пирамиды не имели историческую ценность. А древнюю Пальмиру вахаббиты вообще хотели уничтожить. Как тут на ykt один гражданин прокомментировал что это не его история.
  • 56viv91 18.11.2021, 10:56
    Yktnebot
    Nebot
    Сегодня, 10:40
    Наконецто обретут покой, а то по ним транспорт ездил, маршировали на парадах.

    По ним не будут, а по тем кто остался, кого не раскопали по ним вы так и будете ездить.
  • 56viv91 18.11.2021, 11:16
    Бурхалдьы
    Сегодня, 10:35
    кун59, колонизаторы не колонизаторы,а осваивать сибирь царь отправлял бандитов головеров под руководством атаманов. И что они творили с местным народом, история об умалчивает. Одежду и пищу добывали грабежом. Не ахти они верили в бога и христианство. Им главное обосноваться на месте и отправить гонцов до царя,а там ещё другая банда с голворезами, которые идут дальше на новые места. А при ссср коммунисты отправляли тех кто потерял доверие на местах и привлекался к административке. И привлекали жильём большими заработками и льготами. Теперь уже вахты.гектары низкие банковские кредиты .История освоения сибири якутии и дальнего востока.

    Не мелите чушь. В СССР на север ехали патриоты романтики. Строители, врачи. Молодежь выпускники институтов и училищ. Ехали по комсомольской путевке. И не за длинным рублем. Это вы их считаете теми кто потерял доверие у власти? Да были так называемые длиннорублевщики но они в основной массе они не задерживались. А многие, даже те кто думал, что приехали сюда на время остались здесь на всегда. И уже не одно поколение живет дети , внуки, правнуки.Их вы тоже считаете оккупантами и нацистами? Это им теперь кричат местные нацики "Вали в свою Россию!".
  • Смотрю Марио 18.11.2021, 11:59
    56viv91, Вы правы. Те кто пишет всякую ерунду, знают только "нужную, заученную" часть истории. С ними бесполезно спорить, поверьте.
  • .kai. 18.11.2021, 12:29
    Найденные материалы ещё не проверены специалистами, а наши археологи уже знают что нашли. Лишь бы быстрее закопать?
    Почему нет фото найденных материалов? Может крестик несторианский, а обувь и черепка какие?
  • JDM 18.11.2021, 15:23
    56viv91, египетские пирамиды были построены примерно в 2500~ до н.э. Смекаете разницу между пирамидами и этими захоронениями? Судя по вашей логике могила Петра Первого тоже представляет историческую ценность, может и его выкопать? Это даже не железный век, даже не 14-15 век, который действительно интересно изучать. Но это сугубо мое мнение.
  • ZGRLG7V8 18.11.2021, 15:30
    56viv91, ваших не меньше шовинистов.
  • 56viv91 18.11.2021, 15:59
    5
    JDM
    Сегодня, 15:23
    56viv91, египетские пирамиды были построены примерно в 2500~ до н.э. Смекаете разницу между пирамидами и этими захоронениями? Судя по вашей логике могила Петра Первого тоже представляет историческую ценность, может и его выкопать? Это даже не железный век, даже не 14-15 век, который действительно интересно изучать. Но это сугубо мое мнение.

    Вы вообще то поняли о чем я говорил?
  • 56viv91 18.11.2021, 16:00
    ZGRLG7V8
    Сегодня, 15:30
    56viv91, ваших не меньше шовинистов.

    Кого вы конкретно имели под словом "ваши"?
  • santa_1 18.11.2021, 16:19
    "Никто бы не стал хоронить людей, погибших от серьезного инфекционного заболевания, в центре города. Поэтому в этом плане поводов для беспокойства нет." Просто, "удивительное" объяснение ученого, как можно так обосновывать? Притом разве центр города в 18 веке был там?
  • JDM 18.11.2021, 18:15
    56viv91, прекрасно понял
  • 56viv91 19.11.2021, 10:04
    5
    JDM
    Вчера, 18:15
    56viv91, прекрасно понял

    Тогда извините. Возможно я не так понял вас.
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Это интересно
Обратная связь