«Возможно, между населенными пунктами появятся частные авиаперевозки наподобие такси». В Якутии будут развивать малую авиацию

«Возможно, между населенными пунктами появятся частные авиаперевозки наподобие такси». В Якутии будут развивать малую авиацию

В Якутии задумались о развитии частной малой авиации с перспективой снижения цен на внутрирегиональные авиабилеты. Журналист News.Ykt.Ru побывал на полевом аэродроме под Якутском и познакомился с жизнью якутских авиаторов.

100 метров над долиной Туймаада 

Ветроуказатель, шум моторов, механики и пилоты, суетящиеся рядом с разноцветными бипланами. Нет, это не миг из жизни аэропорта Якутска или Магана. Такую сцену можно увидеть почти в 30 километрах от столицы республики, в районе Тулагино. На испытательном полигоне СВФУ, где, к примеру, проверяют качество автомобильных шин, часть территории отдана под аэродромную площадку.

«Пока, конечно, нельзя назвать это аэродромом, — говорит Иван Ноев, руководитель испытательного центра, — мы только недавно начали это сотрудничество, поэтому здесь нет никаких спецстроений. Тут базируются пять самолетов разных компаний. Заправочных станций пока нет, топливо они сами привозят и летают».

За крупнейшим вузом республики закреплено 72 гектара для проведения научных исследований. Не так давно здесь появились балок охраны и контейнеры для хранения запчастей самолетов.

«По допсоглашению с Минвостокразвития в 2019 году мы развернули новый вид деятельности по малой авиации. На автодорожном факультете есть кафедра „Автомобильные дороги и аэродромы“, где готовят специалистов по строительству, реконструкции и эксплуатации. Пока учебных мероприятий не проводится, но планируется проводить практику студентов. В дальнейшем с районными главами можем работать для подготовки таких площадок малой авиации», — отметил он.

Кроме того, начата процедура оформления аэронавигационного паспорта посадочной площадки. Документ планируется получить в сентябре-октябре.

К малой авиации относятся самолеты с максимальной взлетной массой не более 8600 кг и числом пассажиров не более 19. На территории Якутии из этой категории в основном летают Ан-2, так называемые «кукурузники». 

Авиаторы ласково прозвали этот тип самолетов «Аннушка».

Ан-2 — первая ласточка опытно-конструкторского бюро Антонова. Впервые самолет такого типа поднялся в воздух в 1947 году. В советское время Ан-2 активно эксплуатировались на севере. После развала СССР их производство осталось на Украине. Сейчас эти бипланы собирают в Польше и Китае.

 

https://youtu.be/yFGu6YDEsUY

Видео полета на долиной Туймаада. За штурвалом командир воздушного судна Александр Тарасов и второй пилот Евгений Стасюк.

Ан-2 эффективней и дешевле, чем вертолеты

«Ан-2  — это самый безопасный самолет, и в техническом обслуживании легче других, — комментирует пилот с 40-летним стажем Александр Тарасов. — Больше такого самолета-трудяги нет». 

В управлении нет функции автопилота, но он привык, что все на руках. По его словам, якутскую зиму техника переносит без труда. Единственное, в преддверии морозов усложняется подготовка к рейсу. Необходимо установить внутри салона печку и разогреть двигатель перед запуском. 

Всю жизнь Александр Тарасов летает на одном типе самолетов  — на Ан-2.

Объем топливного бака составляет 1200 литров. За час полета Ан-2 расходует 200 литров. На пятичасовой полет спокойно хватит, говорит командир воздушного корабля.

«Мы в основном выполняем обслуживание поселков по программе северного завоза. Все очень благодарны. Бывает, что люди в таких местах по 20-30 лет не видели самолетов», — отмечает он.

Найти пилота без работы сложно, рассказывает владелец самолета, директор транспортной компании «Семь континентов» Сергей Потанин, поэтому приходится привлекать специалистов из других регионов. К примеру, этот экипаж приезжает работать в Якутию из Барнаула.

«Авиакомпания — слишком громко сказано, — смеясь, поправляет директор. — Организацией грузовых перевозок мы занимаемся 15 лет, работаем с „Полярными авиалиниями“ и „ИрАэро“. Выполняем рейсы на Ан-24, Ан-26, Ан-12, возим грузы по республике и за ее пределами. На господдержку мы особо не рассчитываем. Если получится, то хорошо, если нет, то что уж тут. Главное, у нас есть работа, мы ее выполняем и рассчитываем только на свои силы».

Он признается, что практически вся его жизнь связана с авиацией. Детская любовь к самолетам подтолкнула его отучиться на самолетостроительном факультете. Но в сферу малой авиации его предприятие попало почти случайно.

«Один раз попросили доставить груз в поселок Солнечный. Тут мы опробовали самолет Ан-2, нам понравилось. В этом году мы использовали Ан-2 по завозу картофеля в труднодоступные районы. До этого обычно Ми-8 возили, но Ан-2 показал себя. С точки зрения экономики это значительно эффективней и дешевле, чем на вертолетах», — отметил он. 

Это воздушное судно 1983 года выпуска. Недавно прошло техобслуживание. Для замены двигателя приезжали специалисты завода-изготовителя запчастей из города Шахты.

Как уверен Сергей Потанин, эта проверенная временем машина. Многое зависит от техобслуживания

«Самолет не может быть старым. Он может быть либо годным, либо негодным, исправным или неисправным. Этот самолет сделан с большим запасом, как и все в авиации».

«Его конструировали после войны, когда кругом была разруха, не было дорог. Шикарный самолет идеально подходит под то, чем мы занимаемся. Мы садимся на неподготовленные площадки, то есть буквально летишь, увидел поле — сел. Тут же в поле можно ремонтироваться. Ему не нужно какое-то спецоборудование, обслуживание. Поднимает от одной до полутора тонн в зависимости от расстояния», — говорит он.

Малая авиация в Якутии есть

Представителем государственной малой авиации считается ДОСААФ. Этой спортивно-патриотической организации в следующем году исполнится 95 лет, которая с советских времен работает со школьниками. Кроме подготовки парашютистов, в задачи организации входит лесопатрулирование. 

«В нашем распоряжении три самолета, но в строю пока один, еще два ожидают капитального ремонта. В этом году лесоохрана располагалась непосредственно на нашей базе на аэродроме под Покровском, оттуда они занимались мониторингом пожароопасной обстановки, также забрасывали парашютистов. ДОСААФ представлен в каждом регионе, кроме Чукотки. Любой аэроклуб может перегнать нам в усиление самолет, такая практика давно используется», — сообщил председатель отделения ДОСААФ России в Якутии Сергей Соболев. 

По его словам, сферы применения Ан-2 обширны: от мониторинга паводковой ситуации до перевозки пассажиров и грузов, особенно в те периоды, когда воздушные подушки еще или уже не ходят.

Всего в Якутии больше 100 аэродромных площадок для малой авиации. Но компаний-эксплуатантов таких самолетов около четырех, и все они базируются в Якутске. 

«Летать законно можно, если есть сертификат о летной годности воздушного судна, пилоты, допущенные к полетам, и допуск врачебно-летной экспертной комиссии. Встаешь в план полетов и летишь», — говорит совладелец ООО «Авиа То и Р» Иван Харитонов.

По его словам, час полета стоит порядка 100 тысяч рублей.

На Ан-2 можно загрузить 1000-1500 кг груза в зависимости от дальности полета. Как сообщил Иван Харитонов, его предприятие занимается поставкой продуктов в Кобяйский улус и другие районы. Они выполняют частные подряды, но замахиваться на госзаказы не имеют права, потому что нет сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ.

Процесс получения этих документов частными компаниями взялся курировать Минтранс Якутии. Планируется, что они получат сертификаты уже к ноябрю.

Ил Тумэн: «Следует вывести малую авиацию из тени»

Концепция развития малой авиации в Якутии была принята сравнительно недавно, в 2019 году, но уже требует пересмотра, считает председатель постоянного комитета по экономике Ил Тумэн Павел Петров. В августе он возглавил рабочую группу депутатов, которые изучают проблемы и предложения авиаторов.

Возможности частной малой авиации можно применить в разных сферах: от сельского хозяйства и борьбы с ЧС до санавиции, грузо- и пассажироперевозок. Важно помочь частникам, чтобы они смогли работать легально и безопасно, убежден депутат.

«В сфере малой авиации Якутии частный бизнес есть, и его нужно выводить из тени. Мы должны нормально сопровождать северный завоз, пассажирские перевозки. Сейчас нужно понять, что важнее: приобретение самолетов или ремонт аэродромных площадок? Нужно ли эти самолеты переводить зимой на лыжи или чистить аэродромные площадки? Вопросов остается очень много», — сказал он.

Ан-2 способен перевозить до 12 пассажиров.

Павел Петров убежден, что развитие малой авиации поможет поменять ситуацию с тарифами на авиабилеты.

«Возможно, в скором будущем у нас появятся небольшие частные перевозки наподобие работы такси. К примеру, Якутск — Чурапча, Якутск — Ытык-Кюель». 

«Конкурировать с „Полярными авиалиниями“ они не смогут, потому что кадровый потенциал у них разный. В частных компаниях руководитель он же и экономист, и бухгалтер, и чуть ли не сам пилот. Наша задача — помочь организовать частный бизнес в этой сфере. Снизить акцизы на топливо или оплачивать аэропортовские сборы? Все это может оказать влияние на удешевление билетов», — отметил он.

До 1 октября рабочая группа депутатов сформирует пакет предложений по развитию малой авиации. Планируется, что на основе этих документов будут внесены изменения в бюджет республики.

Фото: Вадим Скрябин

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
83
Сообщите нам
Актуальное из Ykt Top
Лучший комментарий
Qazwsxedcrfv12345 Семен
Ключевое слов ВОЗМОЖНО!!! Ахахаха опять 30 лет будем ждать до следующего ВОЗМОЖНО!!!
Комментарии 81
  • vliw 20.09.2021, 16:02
    inPilot
  • bot109 20.09.2021, 16:03
    Давно пора
  • irnicklong 20.09.2021, 16:04
    Хорошая новость для всех!Надеюсь,Доступные ценч будут,как в Советское время?
  • Qazwsxedcrfv12345 Семен 20.09.2021, 16:04
    Ключевое слов ВОЗМОЖНО!!! Ахахаха опять 30 лет будем ждать до следующего ВОЗМОЖНО!!!
  • Andr0ID Капитан Диванных Войск 20.09.2021, 16:04
    почему наподобие? Аэротакси
  • YURAYURAYURA 20.09.2021, 16:04
    Слетал недавно в Нюрбу, билет 14К. В самолёте, грязно, не кормят, пилот был не один, поставлю 2 звёзды
  • bot109 20.09.2021, 16:04
    bot109, как в США и других
  • YURAYURAYURA 20.09.2021, 16:06
    Туристы вообще в шоке когда в Ан-2 садятся, самолёт времён братьев Райт
  • MARVEL 20.09.2021, 16:06
    А где обещанные дережабли в Якутии?
  • Scholiast 20.09.2021, 16:09
    Неззяя такое делать.
  • bot109 20.09.2021, 16:09
    Малая авиация с Белоруссии и Москвой есть как автобус лично юзал
  • Kicker42 20.09.2021, 16:10
    Без развития малой авиации - невозможно развития таких больших территорий как Якутия
  • Orexovo Орехово 20.09.2021, 16:11
    Да не будет частных авиаперевозок вы что . Это слишком затратно .
  • Unicornis Unicornis 20.09.2021, 16:11
    Было бы здорово. Можно было бы недорого летать в Тикси какой нибудь, чтобы просто посмотреть на море лаптевых. А если серьёзно это юы существенно облегчило жизнь жителям районов
  • кот-обормот 20.09.2021, 16:11
    MARVEL, так вот они же..))

    https://news.ykt.ru/article/94193
  • bot109 20.09.2021, 16:11
    MARVEL, дережабль не возможен из-за отсутствия инфраструктуры
  • bot109 20.09.2021, 16:14
    MARVEL, да и даже современные зависят от ветра
  • Alex_X 20.09.2021, 16:15
    Здесь ключевое слово "Возможно". Последние годы одни тока разговоры...
  • patriot7 20.09.2021, 16:19
    В чурапчу то зачем) на авто проще) на север разве.
  • Sered2 20.09.2021, 16:20
    аны иннэ авариялыыбыт да( птью3
  • ырбас 20.09.2021, 16:21
    сессны купите амерские, у них расход бензина 30 литров на 100 км.
  • ырбас 20.09.2021, 16:22
    И стоять всего 3-5 млн.
  • Зиманелето 20.09.2021, 16:22
    Да хоть такой для начала сойдёт. В Республике столько много деревень, что туда доехать на машине нереально даже зимой.
    Взять хотя бы Намский район или Кобяйский. Это же рядом как-бы, а вот оказывается, что люди превращаются в путешественников с перекладными, как в старину. На тракторе с прицепом летом ездят в гости друг другу. Кино можно снимать в натуре.
  • ырбас 20.09.2021, 16:22
    3-5млн рублей
  • Тумат1 20.09.2021, 16:24
    Хорошая идея. Но что держит эту идею начинать с этого года.
  • YFV 20.09.2021, 16:28
    АэроИндрайвер нужен. Надо это забрендировать...
  • ser_prip Михаил Д. 20.09.2021, 16:32
    YURAYURAYURA, сколько там лететь то , меньше часа по-любому . Оголодаешь за это время ?
  • Aleks_N 20.09.2021, 16:32
    Давно пора наплевать на фед законы и развивать малую авиацию

    Пусть масквичи живут по своим правилам
  • дед_Мазай ded 20.09.2021, 16:37
    ага как удобно. упал самолет? виноват этот частник а он разбился на смерть. какая жалость.
  • Soldier_of_Fortune 20.09.2021, 16:41
    Ан-2 как раз создан для десантников-пожарных, надо бы обучать молодежь боевым прыжкам из парашюта. А для частников нужен легкий самолет с экипажем 4-5 человек включая пилота и образовательное учреждение обучения для получении лицензии на права.
  • Jegorkolesov 20.09.2021, 16:42
    Пока федералы не придумают как с этого выгоду для себя получать будут всячески запрещать. На выгоду народа им нас рать.
  • Ятакой 20.09.2021, 16:43
    Наконец-то малая авиация
  • grau1 grau 20.09.2021, 16:46
    ** все это. Ан-2 эффективнее Ми-8, только пока используется б/у бесплатная техника и нелегальные необорудованные аэродромы.
    Конечно Ми-8 дорогие, т.к. их реально обслуживают по регламенту, на них летают сертифицированные пилоты с полным соцпакетом и страховкой.
    На ан-2 летают полулегально, часто, пилоты просто пенсионеры самолеты поддерживаются в летном состоянии за счет б/у запчастей с помойки, заправляются бензином с заправки.
  • Kurmark 20.09.2021, 16:50
    Штаты, Канада очень активно практикуют малую авиацию, любой годный по здоровью желающий может без проблем выучиться, получить лицензию пилота. У них мелких аэродромов тьма, все битком забиты цесснами, без проблем добираются до мелких населенных пунктов, перевозят грузы. Почему мы так не можем? Сознательно кто то душит и не даёт развиваться целой отрасли, причём очень нужной нашему региону.
  • Ивандр Рэд Булл 20.09.2021, 16:52
    Молодцы ребята, есть посыл к развитию.
    Есть желание работать в вашей компании. Если читаете комментарии, пишите.
  • Stepan_rim 20.09.2021, 16:53
    Это невыгодно чиновникам и крупным авиаперевозкам.
  • знахарь1 сидоров петр петрович 20.09.2021, 16:53
    Я помню историю, как загубили малую авиацию в Якутии. Как только в якутии был обьявлен суверенитет, 30 лет назад, депутаты местные приняли закон о земельном налоге. Им обложили всех, в надежде за счет него жить. Предприятия стали освобождаться от земли, не желая платить этот налог. И маленькие аэропорты, площадки принимая один самолет в день или в неделю, так сказать попали. У них просто не было возможности платить этот налог и естественно они стали банкротами. Таким образом закрыли все маленькие аэропорты, а самолёты на торгах через банкротства продали. Вот, как бывает, когда законы принимаю физкультурники, артисты и гуманитарии. Законы , экономического блока, должны принимать производственники. Они создают рабочие места, они выпускают продукцию и им виднее, как сделать лучше и комфортнее жизнь работающих. И в отличии от депутатов они ещё за многое отвечают. Очень надеюсь что те "специалисты" уже не у дел и они не будут принимать решения о возрождении малой авиации.
  • Redminout Nik 20.09.2021, 16:55
    бедняжки только только хотят развивать малую авиацию , американцы через пару лет полетят на марс
  • Тесла 20.09.2021, 17:01
    А мы в детстве летали между селами на Як-12. Сядешь рядом с летчиком, вообще красота была. )).
  • в СССР было же, так что все вполне возможно. Скорее бы появились такие рейсы.
  • t_ereza 20.09.2021, 17:08
    ВОЗМОЖНО
    «…прилетит друг - волшебник в голубом вертолёте и бесплатно ….»:))))
  • Долгун_Нурар Дария 20.09.2021, 17:11
    А мы их ласково называли Антошками)))
  • saiber 20.09.2021, 17:14
    В прошлом году их ловили за незаконную перевозку золота же вроде . Я думал их закроют.
  • aventer 20.09.2021, 17:22
    Всю жизнь на ан 2 летали в поселки, деревни с депутатска в усть-янском улусе. Всегда человек не меньше 20 набирали иначе не летали и полные груза, неделями ждали самолетов вертолетов до своего поселка пока не набиралось человек 20-25, а оказывается он рассчитан на перевозку 12 человек:))
  • Del1ken 20.09.2021, 17:32
    Сами же разрушили, сами же восстановим.
  • Александр2017 александр аргунов 20.09.2021, 17:32
    В советское время в Орджоникидзевском районе Ан-2 как такси летал по населенным пунктам с аэропорта Немюгюнцы, как альтернатива водному транспорту, просто хорошо забытое старое
  • Хабырбай 20.09.2021, 17:32
    Як-12 диэн наһаа үчүгэй сөмөлүөт этэ. Үс киһини ылара, Шамаев диэн лүөччүк көтөр этэ.
  • XOMA 20.09.2021, 17:46
    "Цесны" тоже неплохие и летают на бензе а не керосине, да и комфортные.
  • Тумат1 20.09.2021, 17:55
    aventer, да всего 12 человек. Главное в каждом поселке аэродром. А основной аэродром в центре района. Проезд очень доступный был, о проезде даже вообще не думали. Расписание через день.
  • YURAYURAYURA 20.09.2021, 18:00
    ser_prip, смотри лететь 1:30 но если ты отдаёшь 14К, я считаю что должны кормить, это же беспредел
  • bjulus 20.09.2021, 18:03
    Несколько лет назад "задушили" частного авиаперевозчика вместо того чтобы помочь с лицензией и прочей бюрократией. Теперь поняв что это перспективная, актуальная сфера решили под свою гребёнку всё захапать?
  • оберон 20.09.2021, 18:03
    давай давай паша. с виктором там создайте уж авиакомпанию малой авиации. рынок и есть и востребованность.
  • иголкин 20.09.2021, 18:16
    bjulus, максимова?
  • иголкин 20.09.2021, 18:20
    Сын_тракториста, считай 1ч полёта 100 тыс до Вилюйска 2,5ч поэтому не выгодно
  • cutum 20.09.2021, 18:32
    Если будет как надо развиваться малая авиация, то Арктическим районам Новогоднему семейному столу перед телевизором, появятся рядом с шампанским - фрукты, салат оливье.
  • Alv1 20.09.2021, 18:43
    Были времена когда летали Антошки и Чебурашки с Магана. Сейчас бы все проще бы было. Электронная регистрация все такое. Без изнурительных очередей, ожиданий. Неужели возвращаются советские времена?!
  • motoyo49 20.09.2021, 18:54
    Потому, потому, что мы пилоты
    Hебо наш, небо наш родимый дом
    Первым делом, первым делом самолёты
    Hу а девушки, а девушки потом
    Первым делом, первым делом самолёты
    Hу а девушки, а девушки потом
  • milliard8 Colya 20.09.2021, 19:21
    Да кж. С едросней, с путиным и его бюрократами, олигархами малую авиацию задушат в утробе. Они только о своей выгоде думают, чрезвычайно алчны, и изворотливы. Поднимут налоги, для них, цены, ниже которой нельзя, а выше порога нет, поднимус цены на керосин итд. Задушат в утробе. Сколько лет пытаются, не дает российский капитализм и не даст малой авиации развиваться. У нас говорят, все учебные за ведения убили, почему? Целенаправленно... Все это говорит, что не хотят развивать авиацию. Если даже начнут после первой спланированной аварии закроют...... Почему то в других странах малая авиция отлично работает, и в ссср антошки летали, а сейчас путин не даст
  • milliard8 Colya 20.09.2021, 19:23
    Alv1, говорю же не дадут, пока едросы и путин и олигархи. Не дадут, если начнут то аварию спланируют и за кроют. Ни одного даже летного училища, все позакрывали
  • Россия24 Россия 20.09.2021, 19:36
    Да да!Давайте а они на крыши падать будут как грибы с жертвами.Пусть вон с Магана летают!Ну их нафиг!Но вот думая о якутской лени...летать будут с аэропорта Кукутск над частным сектором.Мало того парк будет древний летать!
  • ufosher Евгений Слепцов 20.09.2021, 19:39
    Сначала приведите все в технически исправное состояние. Получите лицензию, разрешение на полеты, научитесь летать в конце концов. А то знаем мы вас, летаете нелегально, на хребтах обнимаетесь потом со скалами, сколько случаев было...Всякие Кривошапкины и тому подобные...
  • Slepa70 Ilya 20.09.2021, 19:39
    bjulus, несколько десятков лет назад....
  • Slepa70 Ilya 20.09.2021, 19:44
    давно пора развивать малую авиацию. может доживу до того времени, когда будет как в 1980-х годах. с Магана в Чурапчу на Ан-2 или Чебурашке. на Колыме на сенокосные угодья забрасывались на вертолете Ми-8. за лето косили на трех таких в труднодоступных участках.
  • nyu-nyu 20.09.2021, 19:49
    Не будет развития малой авиации, пока не изменятся фед.законы, у которых куча требований к аэропортам, самолётам, владельцам и тд, в результате возникают дополнительные расходы, которые оплачивает конечный потребитель
    Без либерализации законодательства ничего не изменится
  • JanJin 20.09.2021, 19:51
    Сейчас опасно лететь на советских самолётах и вертолётах! Каждый месяц по несколько штук падают!
  • Импреза Станислав 20.09.2021, 19:53
    ключевое слово ВОЗМОЖНО. Ну ещё лет 10 будут так готовить деньги та капают а это самое главное. Кому то походу выгодно что нет малой авиации.
  • JanJin 20.09.2021, 20:02
    Импреза, Минимум 20 лет
  • Дерсу-Узала Владимир 20.09.2021, 20:14
    «Экономически нецелесообразно»

    Партия власти.
  • Дубак Дубак 20.09.2021, 20:46
    Лет 20 назад тоже самое писали. Возможности итд итп. Слово в слово. И что.
  • Kanade 20.09.2021, 21:22
    "Бывает, что люди в таких местах по 20-30 лет не видели самолетов." - такое страшно слышать.
    "На господдержку мы особо не рассчитываем. Если получится, то хорошо, если нет, то что уж тут. Главное, у нас есть работа, мы ее выполняем и рассчитываем только на свои силы" - а как по мне это золотые слова истинного энтузиаста.
  • грушанка 20.09.2021, 21:30
    Alv1, даа... были времена. Такие толкучки устраивали, особенно после продолжительных дождей, и нам не важно было Чурапчу или в Ытык-Кюель объявляют, главное до них долететь (дальше пешком до Родины), к ним еще столько же безбилетников добавить
  • Кот_В_Унтах_ 🐱 20.09.2021, 21:39
    Возможно в Якутске построят мост, возможно полностью обустроят дома, возможно билеты на самолёт будут стоить копейки. Возможно что наступит возможно, но опять таки это возможно)
  • Молчаливый 20.09.2021, 22:16
    Подполковник Соболев
  • windywin 20.09.2021, 22:27
    а цены будут совсем небесными?
  • Абракадабр Абсурдович Бредов 20.09.2021, 22:53
    И где это они на АН12 летают?? Двенашки все давно списаны же...
  • Gucci78 21.09.2021, 00:05
    В советское время летали на чешских самолётах из А/п Маган, полчаса лету)
  • vdd 21.09.2021, 01:14
    Когда же ты успел отучиться на ССФ Сереженька.
  • тихас 21.09.2021, 07:00
    вроде как с 22г запретят эксплуатацию АН-24.А АН-2 когда запретят?Старее АН-24.Что то импортных не вижу-2-4 местных.
  • gafur89 21.09.2021, 09:43
    раньше на таком кукурузнике летали по всей Якутии, можно было в любой населенный пункт и зимой и летом, из райцентра в наслег
  • Parkso лонид 21.09.2021, 17:30
    советские самолеты надежные
  • 4422543469 21.09.2021, 19:54
    Враньё, в Якутии приняли самый высокий по стране налог на л/с воздушного судна 250руб
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Это интересно
Обратная связь