Географы МГУ исследуют стоянку древнего человека в Якутии

Российские ученые приступили к исследованию стоянки древнего человека Диринг-Юрях в Центральной Якутии, которая является главной загадкой отечественной археологии и способна перевернуть мировое знание о ранней истории человечества. Об этом говорится в сообщении, опубликованном пресс-службой Русского географического общества.

Работы проводятся в рамках проекта «Ключевые вопросы истории четвертичного периода Северо-Восточной Сибири». Участие в нем принимают сотрудники географического факультета МГУ, Института мерзлотоведения, а также Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Института географии РАН, Арктического научно-исследовательского центра Академии наук Якутии, Орхусского университета в Дании, Карлова университета в Чехии. Состав ученых и исследователей подобран с учетом важности стоящей перед ними задачи.

Стоянка Диринг-Юрях (с якутского — Глубокая речка) расположена на правом берегу реки Лены в 200 километрах выше Якутска. Она была случайно открыта в 1982 году геологами, готовившими к показу разрез древнейшей Табагинской речной террасы на реке Лене в преддверии геологического конгресса. Геологи наткнулись на древние костные человеческие останки, принадлежавшие ребенку восьми-девяти лет. О находке археологи сообщили в Приленскую археологическую экспедицию, которой руководили Юрий Мочанов и Светлана Федосеева.

«Нашей первой задачей было доказать и себе, и международному сообществу, что это действительно археологическая стоянка с настоящими палеолитическими орудиями. Сейчас у нашей группы нет сомнений, что это археологический объект, который представляет огромный интерес», — говорит участник исследовательского проекта, сотрудник научно-исследовательской лаборатории новейших отложений и палеогеографии плейстоцена МГУ Реджеп Курбанов.

В январе 2021 года прошел первый этап исследований, в ходе которого коллекция ранее найденных археологических образцов была пересмотрена. Из пяти тысяч образцов были отобраны 290, антропогенное происхождение (то есть сделанные человеком) которых не вызывает у ученых сомнений.

В августе в ходе полевых исследований геологический разрез в районе стоянки Диринг-Юрях был изучен заново. Участники экспедиции отобрали образцы из подстилающих и перекрывающих слоев, а также из самого культурного слоя. Для определения их возраста применят современный комплекс методов датирования, в том числе космогенное датирование, когда возраст образцов определяется по следам космического излучения, которое образуется в результате взрывов сверхновых звезд. Эта часть исследования пройдет в лабораториях.

Фото: пресс-служба Русского географического общества

And_
В сезон 1988 года, к примеру, площадь подготовленных на стоянке Диринг-Юрях к работам (вскрытых до культурного слоя) поверхностей была второй по объемам общих проведенных земляных работ во всем СССР (на первом была стоянка Кульдара, если не ошибаюсь, в Таджикистане). С года так 86-го и по 92-й там ежегодно работало больше сотни человек за сезон. Было два мощных бульдозера. Найдены тысячи (!) артефактов по виду и техники исполнения очень близких к памятникам древнейшего палеолита в местности Олдувай (северная Танзания, Африка), признанным мировым научным сообществом как древнейшие памятники происхождения человека на нашей планете... Все эти материалы хранятся в ИГИиПМНС СО РАН в Якутске про который в статье почему то ни слова. Вместо того, чтобы сходить в это учреждение и пообщаться со специалистами авторы статьи пишут всякую .... ммм... неточность и вносят путаницу в итак, неокрепшие умы читателей "Якт")...
А тема очень хорошая и интересная...
  • xbox.like 08.09.2021, 09:53
    Вот будет сенсация, когда докажут что археологическим находкам ~1.5-3млн лет, доказательство нетропического появления человека.
    Но скорее, 10-100 тысяч лет...
  • bokr 08.09.2021, 10:18
    Нет останков самого человека, это проблема. А ТТХ орудий дело растяжимое.
  • спартак10 спартак 08.09.2021, 10:22
    да огромная сенцация,Якутия самая таинственная и неизведанная часть земли,в этом мы должны сказать спасибо СССР благодаря им современные технологии откроют такие тайны,все что было открыто иследована это мелочь,гордитесь тем местом где вы живете и морозам которое это не допускали вперед Россия.
  • Сое 08.09.2021, 10:24
    Интересно, что покажут лабораторные исследования. Действительно, миллион лет тому назад здесь жили люди или нет?
  • selex Илья З 08.09.2021, 10:33
    Молчанова давно критикуют. Ну чтож посмотрим
  • selex Илья З 08.09.2021, 10:33
    Мочанова
  • And_ 08.09.2021, 10:33
    А тема очень хорошая и интересная...
  • спартак10 спартак 08.09.2021, 10:34
    Сое, Миллионы лет назад знаем же находят всяких триловидов,умерщих львоб,недавно нашли и всяких пещерных зверей и значит миллионы лет назад здесь было жара как Африке может оттуда пошла жизнь вот где живем Якутске был в Девонском периоде океан оно замерзла во время оледенения у нас под ногами 2.5м-3м земля потом 1.5 км льда доказывает.
  • Сое 08.09.2021, 10:41
    Мировое научное сообщество так просто не отдаст свою теорию происхождения человека. Ведь полетят столько докторских, кандидатских диссертаций. Чтоб доказать нужен череп человека, ни больше, ни меньше. И то будут сопротивляться.
  • And_ 08.09.2021, 10:50
    Сое, Эти исследования проводили еще в 1988 году. Тогда было доказано, что возраст слоев, в которых найдены артефакты составляет 1.8 - 3.2 млн. лет. Проблема только в том, что никто однозначно не мог доказать, что найденные орудия не были туда перемещены позднее случайно (т.е. грубо говоря, перемешаться с более поздними слоями, так как это все речные отложения). Равно как и искусственное происхождение самих орудий (что для нас очевидно, то для остальных, как их любит называть ВВП, ммм, "пппартнеров", требует бесспорных доказательств). Ну и главное - отсутствуют ЛЮБЫЕ костные останки...
  • .kai. 08.09.2021, 11:21
    Откуда ребёнок? Его исследование что показало? Древних предков не находили
  • Сое 08.09.2021, 11:31
    .kai., ребенок жил примерно 10 тысяч лет тому назад. При раскопках захоронений тысячелетней давности обнаружили палеолитические орудия давностью миллионы лет тому назад
  • .kai. 08.09.2021, 11:41
    Сое, кем он был судя по генам?
  • Сое 08.09.2021, 11:44
    .kai., анализ ДНК не проводили, иначе была бы сенсация.
  • cutum 08.09.2021, 11:52
    У нас свои специалисты археологи,историки, а приезжие могут сфабриковать полученные данные угоду обстоятельствам, политике и повести по ложной линии.
  • Caribu 08.09.2021, 11:53
    Научные теории иногда признаются учёными через столетия спустя. Первооткрыватель и основатель северной прародины человека Мочанов ушёл из жизни только год назад. Интересный был человек, своего рода Дон Кихот от науки, борец с научными ветряными мельницами. Что бы ни открыли исследования, нужно признать, как учёный Мочанов был гениален, и самое главное, до конца последователен в своих научных убеждениях и теориях.
  • Kunnuk 08.09.2021, 12:03
    Caribu, его сожгли на костре инквизиции, и перед тем он утверждал, что всё-таки это древнейшая Родина Человека?
  • Alex Filippoff
    08.09.2021, 12:06
    And_, "возраст слоев, в которых найдены артефакты составляет 1.8 - 3.2"

Кем доказано ? Данным датировки предоставленные господином Мочановым доверять не следует, могли и 10 млн. прибавить в зависимости от несовершенства методов датировки тех лет
  • Levzimoy2021 Игорь 08.09.2021, 12:21
    Этой глыбой справа пользовались для разбивания черепушки мамонта?
  • фф 08.09.2021, 12:43
    С какого перепуга географы занялись археологией? Редактор, ау!!!!
  • omollon 08.09.2021, 12:51
    фф, скорее всего это не опечатка, географы они же такие, занимаются археологией палеонтологией биологией и всем всем кроме географии
  • omollon 08.09.2021, 12:52
    Кажется было официально доказано что находки Диринга не превышают 330тыс лет
  • Soldier_of_Fortune 08.09.2021, 12:58
    фф, тоже так подумал, географы специализацию запутали, с нехорошими намерениями похоже пришли, запутать археологические факты.
  • Р14406
    Носорожек
    08.09.2021, 13:29
    фф, скорее всего, факультет географический, в котором ряд кафедр, изучающих археологию, биологию, климатологию, гидрологию, почвоведение, геоморфологию, мерзлотоведение и другие
  • piligrim1257 08.09.2021, 14:16
    omollon, мало того за это утверждение физически пострадал один ученых от рук Мочанова)
  • piligrim1257 08.09.2021, 14:19
    Caribu, немножко не правда. Мочанов был скорее всего одиозной личностью, а гениальной была его жена Федосеева Светлана Александровна, благодаря которой он и состоялся как ученый, а не как грузчик третьего разряда.
  • piligrim1257 08.09.2021, 14:23
    Вообще сомнительная какая то экспедиция с непонятными целями.
  • Айаролох 08.09.2021, 14:33
    спартак10, как раз таки, около 1,5 млн лет назад на территории Якутии температура была такая же как и сейчас, даже зимы были холоднее минус 70 градус не редкость
  • Jhurui 08.09.2021, 14:38
    Вы что ку-ку? Какие 1,5 мильонов лет, если земле 2021года. Оказывается вот такие навальнята "умные"
  • спартак10 спартак 08.09.2021, 14:41
    Айаролох, Ну тогда откуда львы львята,стоянки древних людей они вы зимы не пережили миллион лет назад,ну хотя вы 50тысеч лет назад может междуэтими были потепления,потом опять похолодание миллион лет это очень много.
  • Айаролох 08.09.2021, 15:03
    спартак10, тот вид Львов умел переносить холод, поэтому припеваючи жили и не тужили.
  • _NINIEL 08.09.2021, 15:41
    Jhurui, Надеюсь, вы шутите
  • And_ 08.09.2021, 17:45
    Alex‒Filippoff, Доказано многими специалистами по итогам всесоюзного симпозиума по проблемам прародины человечества, проходившим в 1988 году на борту т/х "Россия" если не ошибаюсь. В числе участников был и главный оппонент Юрия Алексеевича - а-к В.А.Ранов. Так что такой состав сложно заподозрить в предвзятости. Это "вкратце".
  • piligrim1257 08.09.2021, 19:11
    And_, Поддержу. Если бы был шанс что Диринг прародина человека, уже местные археологи бы занялись им вплотную, да и Мочанов бы его не бросил. В Якутии есть хорошие, увлеченные археологией люди.
  • MuzzleToff 09.09.2021, 08:31
    До появления генетики, можно было спекулировать на такие темы, выдумывать лже факты, но увы, уже доказано что все реликтовые, самые древние гены человека находятся только в Африке!!! это неоспоримый факт.
    Китайцы провели огромную работу, в течении 15 лет изучали и сравнивали геномы, чтобы доказать что человек произошел в Китае, от синантропа или на худой конец что Китайцы произошли от синантропа, а не от кроманьонца, на это коммунистический Китай потратил миллиарды, даже успели построить музей синантропу и китайской расе, но увы, через 15 лет китайские ученые пришли к выводу что все китайцы это потомки кроманьонцев из африки! ну и подтвердили выводы западных генетиков, что реликтовые гены находятся в Африке!