В России цифровизируют северный завоз. Якутия выступила за расширение мер господдержки в этой сфере

В России цифровизируют северный завоз. Якутия выступила за расширение мер господдержки в этой сфере

Якутия порекомендовала создать федеральный фонд северного завоза и обновить речной флот. Также власти республики предложили выделить субсидии и освободить от уплаты НДС предприятия, занимающиеся завозом, хранением и реализацией нефтепродуктов в Арктике.

С 2005 года, после отмены федерального закона «О господдержке северного завоза», проблемы поставок жизненно важных продуктов в северные, труднодоступные населенные пункты спустились на региональный уровень. По словам советника министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Ольги Смирновой, в наши дни мало что изменилось.

«Системного подхода к этому вопросу на федеральном уровне, наверно, еще не было. Регионы выстроили эту систему сами, в некоторых случаях достаточно эффективно, но все равно цена продукции северного завоза до сих пор остается очень высокой. В этой связи ощущается дефицит предупреждающих научных разработок и эффективных форм материально-технического обеспечения северного завоза», — отметила она в рамках круглого стола «Северный завоз 2.0: перспективы развития и пути оптимизации», который на этой неделе прошел в Москве.

В этом году на базе федерального автономного научного учреждения «Востокгосплан» планируется начать модернизировать северный завоз. Эта тема актуальна для большей части страны. Как отметили участники встречи, Якутия — ключевой регион для изучения всех проблем этой сферы. Каждый год в отдаленные и труднодоступные районы в особом режиме завозятся такие грузы, как топливно-энергетические ресурсы, нефтепродукты, продукты питания, сельхозпродукция, лекарства.

За шесть лет стоимость северного завоза выросла в два раза

В Якутии только 8,7% территории имеют всесезонную транспортную наземную доступность. 

Северный завоз в Якутии осуществляется с помощью навигации (1,5-2 месяца на северные территории) и по автозимникам (2-2,5 месяца). Всего за время навигации перевозится порядка трех миллионов тонн груза, из которых порядка 1,7 миллиона — по северному завозу. Оборачиваемость ресурсов составляет от 220 до 250 дней, по некоторым особо труднодоступным территориям — до двух лет. 

По данным Госкомобеспечения, в Ленском бассейне для осуществления северного завоза привлекается порядка 680 единиц флота, свыше 50 единиц перегрузочной техники; в зимний период к перевозке грузов привлекается от 1500 единиц автотранспорта.

Проблем с поддержкой стабильных и качественных грузоперевозок хватает. Как отметил руководитель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) Дмитрий Лепчиков, все они по большей степени связаны с устареванием инфраструктуры. Ветшают нефтебазы, пункты хранения, флот. Приходят в негодность автодороги и даже водные пути. К примеру, реки каждый год зарастают илом и глиной, это грозит потерей судоходности. 

«Сложная логистика и долгая оборачиваемость ресурсов требуют привлечения до 65% от объема завоза кредитных средств. Здесь большую роль играет система господдержки, в том числе чтобы контролировать цены и тарифы», — сообщил первый заместитель постоянного представителя Республики Саха (Якутия) при президенте РФ Александр Сафронов.

По данным правительства республики, ежегодно предприятиями-операторами северного завоза мобилизуется на эти цели около 40 миллиардов рублей. Господдержку получают такие участники северного завоза, как ГУП «ЖКХ», АО «Теплоэнергосервис», «Сахаэнерго» и «Якутскэнерго», «Саханефтегазсбыт» и «Якутоптторг». За последние несколько лет господдержка в этом направлении выросла в два раза. 

Господдержка (госгарантии, субсидии на возмещение транспортных затрат, бюджетные кредиты) жизнеобеспечения завоза:

  • в 2020 году — 8,1 миллиарда рублей;
  • в 2019 году — 7 миллиардов рублей;
  • в 2018 году — 6,2 миллиарда рублей;
  • в 2017 году — 5,5 миллиарда рублей;
  • в 2016 году — 3,9 миллиарда рублей.

Несмотря на это, Дмитрий Лепчиков отметил рост долговой нагрузки у предприятий-участников северного завоза.

Продукты для Арктики с неистекшим сроком годности

Продукты, доставляемые по северному завозу, дорогие и нередко попадают на полки с уже истекшим сроком годности. Особенно это касается овощей, жалуются жители арктических улусов. Чтобы исправить это, в республике уже разрабатываются проекты по обновлению инфраструктуры северного завоза. Министерство Арктики Якутии занято созданием торгово-логистических центров, которые появятся до 2024 года в 13 северных улусах. Стоимость проекта оценивается в один миллиард рублей. В 2021 году предусмотрено строительство таких центров в трех населенных пунктах — в Усть-Куйге, Белой Горе и Черском.

«Существующая инфраструктура, которой оперирует „Якутоптторг“, ветхая, большинство зданий 60-х годов. Обеспечивать сохранение скоропортящихся продуктов — важная задача. С помощью этого проекта мы снизим свои издержки. Кроме того, есть возможность организовать обратную загрузку и на базе торгово-логистических центров обеспечить сбор и предварительную проработку мяса, рыбы и дикоросов», — рассказал представитель постпредства Якутии при президенте России.

 

Примерно с той же целью Якутия стала пилотным регионом нового проекта Федерального агентства по государственным резервам. На Дальнем Востоке у Росрезерва 16 комбинатов, на которых хранится 20 наименований продовольствия, а также шесть складов нефтепродуктов.

«Общепринятая практика: хранить товары, оставляя незначительный срок годности. Это сокращает цикл освежения, зато экономит госсредства. Но логистика северного завоза, доставка продуктов, время на потребление обычно занимают значительное количество времени, чем остаток, предназначенный для хранения. Мы готовы уйти от этой практики и предложить качественные, сертифицированные товары с длительным сроком годности, а также свои базы хранения», — заявил заместитель руководителя Росрезерва Игорь Гучас.

В понедельник, 28 июня, представители Якутии и Росрезерва отправятся на встречу в Минфин России, где обсудят финансовый вопрос. «Если это потребуется, мы готовы заниматься внесением изменений в законодательную базу», — подчеркнул Игорь Гучас. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики выразило готовность масштабировать этот проект и в другие регионы, если проект посчитают успешным.

Ленский мост, новый флот и цифровизация

В адрес федерального правительства Якутия выдвинула ряд предложений по модернизации северного завоза. Говоря о снижении затрат, первым делом власти республики напомнили о важности строительства Ленского моста. Еще один важный пункт — обновление речного флота.

«В этом году заканчивается первый этап строительства Жатайской судоверфи. Она должна обеспечивать республику судами речного класса. Но строительство одного судна — это многомиллионная тема, поэтому это сработает, только если будет льготный лизинг для строительства судов», — считает Александр Сафронов.

Кроме того, он уверен, что качественный северный завоз невозможен без своевременных дноуглубительных и русловыпрямительных работ. Особенно это касается устьев таких северных рек, как Яна и Индигирка.

«Наши реки потому и могучие, что несут огромное количество ила и глины. Не так давно, в 2014 году, в результате обмеления реки Яны на вынужденный отстой в зимний период встали порядка 400 судов, везших продукцию технического назначения и топливо. Все это пришлось везти автозимниками, задействовав большое число автотранспорта», — рассказал первый заместитель постпреда Якутии при президенте России.

Это же касается прибрежной зоны Северного Ледовитого океана. В последний раз углубление дна в районе Тикси проводилось в 80-е годы. Сейчас же, по словам Александра Сафронова, у берегов моря Лаптевых и Северо-Восточного моря глубина достигает всего четырех-пяти метров. Углубление дна в этом районе — это часть модернизации инфраструктуры Северного морского пути. Также власти республики выступают за создание нового глубоководного терминала Найба в порту Тикси. 

Как отметили представители республики, по сути, полная картина северного завоза составляется только на основании данных, которые предоставляют перевозчики, заказчики и поставщики. Чтобы сделать эту сферу более прозрачной и скоординированной, необходимо создание эффективной системы трекинга грузов и внедрение электронного документооборота. К примеру, онлайн-мониторинг данных о складах позволит рассчитать потребности северных поселков исходя из данных о реальных запасах. Об этом задумались еще в 2019 году. В 2021-м Якутия вновь стала пилотным регионом, на этот раз по разработке цифровой модели северного завоза. Информационные технологии помогут проводить анализ, контролировать ситуацию в режиме реального времени и принимать более качественные управленческие решения, уверен Александр Сафронов.

Большую долю северного завоза занимают топливно-энергетические ресурсы. Замена неэффективной дизельной генерации существенно сократила бы необходимость завоза. Как сообщил Александр Сафронов, эта стратегия уже реализуется в рамках созданного в 2019 году НОЦ «Север», где изучают внедрение альтернативных видов энергетики. Также Якутия заключила соглашение с Росатомом на проектирование атомной станции малой мощности с установленной мощностью 50 МВт в поселке Усть-Куйга Усть-Янского улуса.

Новые субсидии, кредиты снижение НДС

Якутия выступила за создание федерального фонда северного завоза. Эта идея уже обсуждалась с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Данные средства предполагается направлять в регионы в качестве субсидий на доставку социально значимых товаров, а также возмещение процентов по коммерческим кредитам.

Предлагается подробнее расписать в законодательстве взаимодействие и ответственность государства, регионов и прочих участников северного завоза. Также есть необходимость в открытии бюджетного кредита на весь объем завозимых в Арктику грузов с процентной ставкой не выше 0,5% годовых. Как объяснил Сафронов, порядка 65% обеспечения северного завоза — это заемные средства. 

Также председатель Госкомобеспечения республики Дмитрий Лепчиков предложил освободить от уплаты НДС предприятия, осуществляющие деятельность по реализации и хранению нефтепродуктов в Арктической зоне.

«Данная мера, думаем, окажет ощутимое влияние на розничные цены на нефтепродукты в Арктике и позволит выровнять их относительно остальных субъектов РФ. Также предлагаем внести изменения в Бюджетный кодекс РФ и позволить субъектам предоставлять субсидии юрлицам, осуществляющим завоз нефтепродуктов в арктические районы», — сказал он.


Запросы российских регионов — участников северного завоза схожи. Изучив их, федеральное автономное научное учреждение «Востокгосплан» объявило о разработке проекта «Цифровой двойник» северного завоза, который должен помочь оперативно управлять логистическими цепями поставок социально значимых товаров в районы Крайнего Севера и на приравненные к ним территории. Кроме того, он призван снизить риски, сократить стоимость доставки товаров и даже расширить их ассортимент. 

«Сегодня мы собрали полную базу данных по Якутии, смоделировали более 2000 маршрутов. В настоящее время разрабатываем оптимизационную модель, которая будет включать 1500 единиц транспорта, 65 портов и перевалок, более 600 населенных пунктов, более 200 аэропортов и аэродромов, более 35 поставщиков. То есть все цепочки поставок будут прозрачны и можно будет посмотреть, как их оптимизировать. Это система поддержки принятия решений, она подскажет, какие есть варианты и возможности поставок в тот или иной поселок, какова стоимость поставок, какой маршрут, какие объемы необходимы с учетом остатков на складах», — рассказал директор учреждения Михаил Кузнецов.

Как уверены разработчики, реализация проекта принесет значимый экономический и социальный эффект, будет способствовать повышению качества жизни северян.

Фото: Госкомобеспечения РС(Я)

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: -7
Это интересно
Обратная связь