Режиссер Костас Марсаан — о новом этапе развития якутского кино и фильме «Иччи»

Режиссер Костас Марсаан — о новом этапе развития якутского кино и фильме «Иччи»

Картину все еще можно посмотреть в российских кинотеатрах.

Если разговор идет о кино в российских регионах, часто на ум приходит Якутия — в республике наладили выпуск самобытных картин, которые привлекают внимание все большего числа зрителей по всей стране. Piter.TV ранее обращал внимание на картину «Пугало» режиссера Дмитрия Давыдова, лауреата фестиваля «Кинотавр». Теперь на экраны выходит картина режиссера Костаса Марсаана, хоррор «Иччи» — ожидаемый проект, который вышел в российский прокат с задержкой из-за пандемии. 

https://www.youtube.com/watch?v=E-Y70djRiNs

Фильм становится важным для зрительского внимания — у картины из Якутии организован мировой прокат, «Иччи» уже показали на зарубежных кинофестивалях. Кроме того, проект стал поворотным и по другой причине: в производстве картины принимали участие специалисты не только из Якутии, но и из Петербурга и Москвы, в главной роли — артистка из столицы России.

Эти картины объединяет определенный стиль повествования — медленный и неспешный. В фильме «Иччи» подобная подача продолжает уже, можно сказать, эту традицию якутского кино. Тематика фольклорных особенностей, определенный стиль повествования и жанр хоррора оказались очень востребованными в современном российском кино. Мне хотелось соединить все это и донести до зрителя.

Костас Марсаан, режиссер фильма.

Что такое иччи? Согласно якутской мифологии, это духи-покровители, живущие в предметах, природных явлениях и самых разных местностях. Самобытность продолжает привлекать зрительское внимание на высоком уровне — история, которая сначала кажется семейной драмой о противостоянии двух братьев, приобретает неожиданный твист и оборачивается вневременной притчей о силе места, где рождается человек.

Неспешность повествования обманчива, ритм хоррора похож больше на популярные жанровые картины последнего времени («Ведьма», «Реинкарнация») — зрителям, которым знаком более классический тип картин, «Иччи» может показаться скучным. Однако общие тенденции не скрыть — то, что якутское кино (и особенно хорроры) держатся в мировом тренде, создаются жанровые картины, отличающиеся профессионализмом исполнения. Остается следить за успехами российского кино — поводы для этого оно дает регулярно.

На премьере «Иччи» в Петербурге Piter.TV пообщался с режиссером картины Костасом Марсааном. Диалог затронул развитие якутского кино, сложности создания картины и другие вопросы.

«Иччи» идет в сторону, непривычную для якутского кино, начиная с объявления в основном составе актрисы не из республики — Марины Васильевой («Нелюбовь», «БИХЭППИ»,  «Побочный эффект», «Как меня зовут»). Получается, стартовал курс на более масштабное кинопроизводство?

Изначально у нас, когда мы приступали к съемкам, были планы привлечь специалистов из Москвы и Петербурга для того, чтобы, «поварившись» вместе с ними в одном проекте, наши якутские ребята научились бы азам профессии, которые не передаются где-то в учебных заведениях. 

Кино — такое искусство, где много нюансов определяется на месте и специалистами-профессионалами, секреты которых передаются практически из уст в уста. У нас был такой план — в сценарии мы уже прописывали роль Лизы как русскую жену старшего брата. Поэтому искать актрису в Якутии мы не стали, решили привлечь и других специалистов не из республики — оператора, художника-постановщика, художника по свету, звукорежиссера.

На роль, которую в итоге сыграла Васильева, был большой кастинг? Она была первым выбором?

Мы объявили через всех своих знакомых, что ищем актрису именно на фильм ужасов. Стали поступать портфолио: оказывается, свободных актрис в Москве и Питере очень много. 

Некоторые, видимо, не поняли, они отправляли такие типажи, которые могут сняться в фильме ужасов, что называется «без грима». Они немножко перепутали, что нам не нужен совсем уж характерный персонаж, а нужен человек «попроще». Был серьезный кастинг, мы нашли несколько очень хороших кандидатур. Потом оказалось, что эти актрисы очень сильно заняты в сериалах и каких-то других проектах, в график не укладывались. Надо было либо их ждать, а этого мы не могли себе позволить. 

И тут приходит проба видео с Мариной Васильевой, тогда я знал, что она снималась у Звягинцева в фильме «Нелюбовь». Посмотрев на ее актерскую визиткуя вспомнил, что, когда на стадии идеи мы делали раскадровки, художник нам нарисовала для главной женской роли худую блондинку с короткими волосами. Оказалось, что Марина как две капли воды похожа на тот образ. Мимо этого нельзя пройти, раз фильм сам притянул такой вот типаж. Она, конечно, очень смелая девушка. Приехать в Якутию, почти что «в никуда»...

Ну как, «в никуда»? С бытовыми условиями же все сложилось?

И гостиница была, в экспедиции у нее даже отдельное помещение было. Бытовые моменты — мы даже вегетарианскую кухню нашли, потому что она питается так. В Якутии, абсолютно «мясной» республике, это было довольно проблематично. 

Когда по миру ударила пандемия коронавируса, огромное количество съемочных групп и кинопроектов перестраивались на новые условия работы. Как в Якутии с этим обстоят дела?

У нас много проектов приостановилось, в том числе и мы — планировали выйти с премьерой в прошлом году, но случилось то, что случилось. Некоторые проекты в республике либо свернулись, либо приостановились, но сейчас все возобновилось. В съемочных группах прививаются, я тоже привился.

Как бы вы могли оценить творческий путь якутского кино на дистанции, скажем, в 10 лет? Наверняка же что-то изменилось.

Ситуация тогда и сейчас разительно отличается. У нас появились выходы на маленькие студии Москвы и Петербурга. Привлекаем специалистов здесь, например, по цветокоррекции, звуку, «шумовым» каким-то делам, и здесь больше возможности их найти за приемлемую цену.

Даже сам якутский зритель поменялся: ему недостаточно просто историй, снятых «на коленке», лишь бы там были только знакомые лица и говорили на родном языке. Требуется, чтобы операторская работа была соответствующая, звук был на достаточном уровне — вот у нас и сформировалась прослойка специалистов, которая только этим и занимается.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: 71
Это интересно
Обратная связь