Костас Марсаан: «Мир в хаосе. Без фильмов ужасов мы сойдем с ума»

Костас Марсаан: «Мир в хаосе. Без фильмов ужасов мы сойдем с ума»

27 мая в кино выходит одна из самых интересных жанровых новинок — якутский фолк-хоррор «Иччи».

Благодаря тому, что в 2020 году главный приз «Кинотавра» взяла мистическая драма «Пугало», о феномене кинематографа Якутии вновь заговорили. Правда, многим кинокритикам это позволило говорить о том, как они любили якутский кинематограф еще до того, «как это стало мейнстримом». Мы поговорили с режиссером «Иччи» Костасом Марсааном о том, как черпать вдохновение из отечественных фильмов ужасов. О том, как устроена работа в «Сахавуде», как шутливо и любя называют местную киноиндустрию. И выслушали тубэлтэ — традиционную страшную сказку. Наш разговор получился большим и обстоятельным. Для удобства чтения он разделен на три независимые главы: про фильм «Иччи», якутский кинематограф и дебютный фильм Марсаана — мистический триллер «Мой убийца». Вы можете читать их в любом порядке. Но начнем мы с…

Глава 1. Все мы любим страшные сказки

— В детстве мы всем классом часто ходили в походы на ночевку, — начинает Костас Марсаан. — Хотя походом-то это и не назовешь: вышел за околицу деревни и уже дремучий лес (смеется). Мы собирались вокруг костра и рассказывали друг другу тубэлтэ. Я помню те чувства, когда весь внешний мир исчезает в темноте. Остается только свет костра, страшные истории и ощущение, что нечто стоит у тебя за спиной и наблюдает. Эти нечто то приближаются, то отдаляются. И ты боишься оглянуться. Мир сужался вокруг кружка света. Создавалась удивительная атмосфера полутрансового состояния.

— Почему стоит посмотреть «Иччи»?

— Тайна. Нас окружает великая тайна жизни и смерти. Мы не понимаем, зачем мы пришли в этот мир. Откуда пришли. Куда уйдем. И почему. В то же время нас завораживает тайна смерти. Что там, за гранью, в мире мертвых? Мой фильм — размышление на эту тему. Иччи… трудно подобрать аналог на русском языке… Это таинственная сила, разлитая в природе. Понятие иччи очень укоренено в культуре Якутии. Есть ритуалы, по которым иччи каждой местности нужно поприветствовать, покормить, попрощаться. Это дипломатия с миром, который соседствует с нами. И мне интересно, как это взаимодействие происходит. Но есть места, где иччи нет. И это страшнее. В таких местах есть открытый проход в Нижний мир. И это плохо. Иччи, прежде всего, защитник и хозяин. В нашем фильме действие происходит в местности, которую некогда покинул иччи. А ритуал его возвращения остался незавершенным. Мне очень интересно, как воспримут и поймут фильм люди вне контекста культуры саха. Любопытно, какие интерпретации нарисует им воображение. Мы хотели сохранить прикосновение к тайне, которая должна остаться тайной. Замечу, что часто в фильмах ужасов, как только произошла разгадка, тебе уже не страшно. Была интрига, как вдруг выскакивает нелепое чудовище… Да, его вид отвратителен, но тебе уже не страшно. В якутской культуре сущности Нижнего мира никак фигуративно не описаны. Они сущности другого измерения. Как мы можем своими пятью очень слабыми человеческими чувствами их распознать? Мы не можем их увидеть. Они не нечто с рогами и копытами. Более того, контакт с ними мы ощутим как изменение атмосферы, как искаженную реальность. Решим, что сходим с ума. Чудовище, демон другого измерения, будет ощущаться по-иному. Он так и останется тайной.

https://youtu.be/1UQCGV4nEIU

— Вера в потустороннее распространена у якутов?

— Да. Но больше всего этого в нашем фольклоре. Есть очень много тубэлтэ, историй об ужасном, которые связаны со странностью восприятия мира. Помимо призраков, неупокоенных душ, живых трупов, есть особый пласт, например про то, как человек попадает в кольцо времени. Особенно в лесу. Он, сам не замечая, попадает в мир мертвых. Но мир мертвых — это зеркальное отражение нашего мира. Это… Лучше я расскажу одну тубэлтэ.

Сон охотника

Ночь застала молодого охотника в лесу. Чтобы не промокнуть под дождем, он устроился под раскидистым деревом и быстро уснул. Наступило утро, он проснулся и продолжил путь. Вдруг видит, что рядом был дом. Удивился и думает: «Что ж я его не заметил раньше, не попросился на ночлег». Постучал в дверь, но никто не ответил. Тогда он отворил дверь и видит: хозяева сидят перед печкой и пьют чай. Юноша поздоровался. Но ему не ответили. Охотник оскорбился, рассердился, как вдруг понял, что его и взаправду не замечают. Он стал невидимкой!

Сначала юноша испугался. Но постепенно, молодой же, его охватило озорство. Увидел он, что у хозяев живет красивая дочь. Ночью, когда все домочадцы легли спать, пробрался он к девушке в гости и начал заигрывать. Девушка почувствовала чье-то присутствие, проснулась испуганная, закричала:

— Абаhы! Абаhы — демон в нашем доме!

Парень в уголочке схоронился и смеется, думает: «Вот дураки!»

Хозяева вызвали шамана. Парню стало любопытно, что теперь будет. Шаман произвел камлание и указывает на угол, в котором парень прятался:

— Вот он! Чувствую, он здесь. Как выглядит? Описать не могу, но прогнать попробую.

Начал шаман что-то бубнить, ножом деревяшку строгать, и тут парень почувствовал, что невидимый огонь сжигает его с ног до головы. И как только огонь душить его начал, то в ужасе проснулся под деревом, где ночевать устроился мгновение назад.

Несмотря на дождь, поспешил парень домой. Да все дивился, что сон такой странный приснился. А через несколько дней по округе слухи разошлись, что в соседнем аласе какое-то существо из Нижнего мира домогалось девушки. И был проведен ритуал изгнания.

— Заигрывая с такой темой и учитывая почтение культуры, не могу не спросить: «Иччи» понравится самим иччи?

— Иччи — явление Срединного мира, владеет им наравне с нами, людьми. Мы отнеслись к нему с полным уважением, соблюли все правила и традиции. Надеюсь, отнесется хорошо.

— Я знаю, что у «киношников» есть свои ритуалы. Например, разбить на счастье тарелку с названием фильма перед съемками. Пришлось ли обращаться к шаманам для съемок «Иччи»?

— Да, нас консультировали и шаманы, и краеведы. Подсказали очень много интересной информации.

— Эпизодическую роль шаманки у вас играет Ильяна Павлова. Должна ли она сама была пройти через какой-либо обряд и получить разрешение?

— Ильяна — актриса Саха театра, у них много ролей шаманов, так что проблем не было.

— Но на съемки самого такого фильма?

— Не уверен, стоит ли рассказывать, но… Да, перед съемками мы устроили ритуал получения разрешения. Провел его настоящий шаман. Это было ночное камлание по всем правилам. Оно у нас-то, якутов, вызвало оторопь. Представляю, что творилось с московской группой. Так что мы все сделали по правилам.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: 49
Это интересно
Обратная связь