Власти Якутии предложили включить поддержку кочевого образования в госпрограмму

Власти Якутии предложили включить поддержку кочевого образования в госпрограмму

Кроме того, организацию образования детей, которые вместе с родителями ведут кочевой или полукочевой образ жизни, также предложили включить в нацпроект «Образование».

Поддержка и развитие кочевого образования могут войти в государственную программу «Дети Арктики». Такое предложение власти Якутии направили в Совет Федерации, сообщила ТАСС председатель комитета парламента республики по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Феодосия Габышева.

Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минвостокразвития, Минпросвещения, Минтруду и Минфину России до конца мая проработать вопрос об источниках финансирования программы «Дети Арктики» и о возможности ее включения в государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

«Отсутствуют организационные и финансовые механизмы, обеспечивающие систему кочевого обучения, необходимо создавать материально-техническую базу в местах кочевий. Имеется дефицит разработанных методик обучения и воспитания детей с учетом особенностей кочевого образа жизни, а также учебников, учебных пособий и дидактических материалов, адаптированных для таких детей. И поэтому мы предложили включить поддержку кочевого образования в программу „Дети Арктики“», — сказала Габышева, отметив, что предложение направлено в Совет Федерации.

В числе ключевых проблем кочевого образования Габышева также назвала отсутствие системы подготовки педагогов со знанием языка, культуры и традиционного хозяйствования жителей тундры, которые могли бы полноценно обеспечивать образование в экстремальных условиях Крайнего Севера.

Депутат также предложила включить организацию образования детей, которые вместе с родителями ведут кочевой или полукочевой образ жизни, в нацпроект «Образование». Кроме того, по мнению Габышевой, необходимо предусмотреть федеральное субсидирование регионов для малокомплектных и кочевых школ в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Это нужно для покупки дополнительного оборудования и материалов.

О кочевом образовании

В Арктической зоне Российской Федерации живут около 82,5 тысячи представителей коренных малочисленных народов. Круглогодично в Арктике кочуют около 20 тысяч тундровиков с семьями. Существуют две формы общего образования, которые доступны детям из таких семей, — это школа-интернат и кочевая школа.

В советский период школы-интернаты были с универсальной формой обучения для детей коренных малочисленных народов. В числе негативных сторон такой формы обучения специалисты отмечают трудности адаптации ребенка в поселке, отрыв от семьи, резкую смену обстановки и культурной среды. Альтернативой для общин коренных народов было предложено развитие «красных чумов» и в дальнейшем кочевых школ.

Как отметила руководитель центра кочевого образования филиала федерального института родных языков в Якутске Наталья Ситникова, такие школы появились в России в начале советского периода. «Затем на долгое время они прекратили свою деятельность, а в начале 1990-х годов наряду с обновлением национальных школ начали открываться снова. Среди первых — кочевые школы в Оленекском и Момском улусах Якутии. С 2005 года в Якутии реализован проект ЮНЕСКО, разработаны научные основы, создано региональное законодательство о кочевых школах. В регионе функционирует уже десяток кочевых подразделений с охватом около ста детей», — рассказала Ситникова.

Примеру Якутии последовали в Амурской области, Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре. В 2016 году проект Ямало-Ненецкого автономного округа «Кочевая школа» был представлен в ООН. Ямал стал пилотным регионом по внедрению подобной формы обучения для детей дошкольного возраста. На его территории в местах кочевий образование предоставляют 22 образовательные организации: 17 кочевых детских садов и пять школ. «Кочевым образованием» охвачено свыше 200 детей кочевников. «Важно, что проект „Кочевая школа“ направлен на максимальное приближение обучения детей коренных малочисленных народов Севера к местам кочевий, обучение и воспитание может проводиться как в стойбищах, так и во время кочевок», — добавила руководитель центра.

По ее словам, новые возможности по обеспечению доступности и высокого качества образования, в том числе и дополнительного, в Арктической зоне РФ открывают и новые цифровые технологии. В рамках национального проекта «Образование» все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному бесплатному интернету, что позволит учащимся в удаленных и труднодоступных районах шире использовать возможности онлайн-образования, а учителям — дистанционно повышать свою квалификацию. Кроме того, это позволит решить вопрос дефицита кадров в отдаленных районах.

Коренные народы Арктики

В восьми арктических регионах России 4676 семей ведут традиционный образ жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В кочевых семьях 6569 детей, из них дошкольного возраста — 2203, школьного возраста — 4366 детей. Семьям, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни, оказывается социальная поддержка. Для этого бюджетам муниципальных образований выделяются субвенции на обеспечение их детей в ходе обучения интернатами, проездом в стойбища и обратно авиационным видом транспорта.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
3
Сообщите нам
Комментарии 4
Написать
  • Ерболат Ерболат 04.05.2021, 13:49
    Правильно. Надо сохранить кочевой образ жизни
  • Rim05 04.05.2021, 17:25
    Власти опять пошли на поводу у горстки Кмнс. Образование детей - необходимость. Приводят здесь только два варианта школ для Кмнс - интернат и кочевая школа. Интернат исключают, можно согласиться, не лучшая система. А система кочевой школы чем лучше, когда один учитель преподает десятки предметов? Какое качество обучения?
    Есть третий вариант, он уже апробирован во время пандемии - дистанционное обучение. Это наверное самый подходящий вариант. Нужно записать видеоуроки опытных учителей и разместить на специальный сайт кочевого образования Кмнс. Потом будут контрольные, работы над ошибками и тд. Безусловно, будут какие то тонкости, проблемы, их надо решить - чиновников в минобразованиях полно! Считайте бюджетные деньги, на все хотелки их не хватает. Нужно экономить и вводить эффективные системы.
  • спартак10 спартак 04.05.2021, 19:05
    Rim05, вы лучще не лезьте где бум-бум,это самая правильная политика для кочевников они будут только таким путем не изчезнуть может со временем возродится,еще раз только такая политика для малочисленных народов.
  • nsitni Natalia Sitnikova 05.05.2021, 17:05
    Кочевые семьи нужно поддерживать, если есть дети, обучать могут матери. Мамочкам дать образование воспитателей и они могли бы выполнять дошкольные программы. С оплатой норматива.
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Обратная связь