Татьяна Эверстова: «Чем сильнее любишь, тем больше ненавидишь того, кто причиняет боль объекту твоей любви»

Татьяна Эверстова: «Чем сильнее любишь, тем больше ненавидишь того, кто причиняет боль объекту твоей любви»

13 мая в прокат выходит триллер «Замыкание» Татьяны Эверстовой, повествующий о сложной жизни девочки-подростка в якутском селе начала 80-х. Это остросоциальный автобиографический фильм на тему любви и ненависти.

https://youtu.be/tmJlXqCOZOo

Картина участвовала во множестве кинофестивалей, таких как «Окно в Европу», «Горький fest», «Кинокавказ», «Спутник над Польшей», «Неделя Российского кино в Париже», «Будем жить», «Восемь женщин» и «Международный кинофестиваль Шакена Айманова», и завоевала множество призов.

Татьяна, «Замыкание» — это и отдельный фильм, и продолжение истории Танечки («Его дочь»), истории о вашем детстве в колыбели любви бабушки и дедушки, в объятиях дикой природы, в присутствии незримого и его предзнаменованиях. В новом фильме Таня становится старше, как меняется ее мир?

— Это две самостоятельные картины. В первом фильме я рассказывала о «рае», а второй фильм — это «ад». Взглядом художника я смотрю глубоко в прошлое и вижу все проблемы девочки-подростка. В обратной перспективе я осознаю причины подростковых трудностей. Так сложился фильм о юной девушке, в которой зародилось зло. В юности опыт слабый, колеблющийся — французы называют это «невозможной любовью». Героиня, как и все нормальные молодые девушки, начинает интересоваться парнями. Как сложится ее первый опыт, вы узнаете из фильма.

Таня — героиня фильма «Замыкание»

В Тане просыпаются первые нежные чувства, но в то же время в ней зарождается и зло?

— Да, у людей всегда есть большая тень любви — ненависть. Чем сильнее любишь человека, тем больше ненавидишь того, кто причиняет боль объекту твоей любви. Таня очень любит маму, начинает ненавидеть отчима и решает избавиться от него.

Планируется цикл фильмов-автобиографий о разных этапах вашей жизни: детство — «Его дочь», отрочество — «Замыкание», студенчество, замужество, материнство и завершающий фильм. Первый фильм — это драма. Второй фильм — триллер. Будете ли вы дальше экспериментировать с жанрами?

— Да, конечно, буду экспериментировать! Я пока не решила, в каком жанре будет следующий фильм, но сценарий уже почти готов. Раньше я планировала поместить героиню в историческую среду 70-х, 80-х, 90-х и так далее по хронологии. Сейчас я от этого отхожу, потому что восстановить Якутск 80-х годов очень сложно. Во-первых, из-за бюджета, а во-вторых, сейчас город совсем другой. Наверное, я буду уходить в психологическую и внутреннюю трансформацию Тани.

Жанр третьего фильма пока не ясен. Но я уже точно решила, что четвертый фильм будет мистическим. В то время я переехала в поселок Хандыга (бывшее управление лагерей «Дальстроя» и «Янстроя»), расположенный в 450 километрах от Якутска. Страшное место. Поселок был чужим, холодным. Вокруг — масштабная советская промышленность, от которой зимой шел черный снег. Как будто я не в Якутии находилась. Среда казалась иной.

Мистика в четвертом фильме будет связана с атмосферой этого сложного места. ГУЛАГ, колючая проволока, трасса, которую зэки строили. Сотни километров дороги, сотни тысяч людей положены под ней. Тяжелое по энергетике место. Это было самое худшее время. «Ад» показан во втором фильме, но по ощущениям ожидания чего-то нехорошего, мистического и зловещего это будет четвертый фильм.

А третий фильм в каких настроениях?

— Первые два фильма можно назвать камерными. Третий фильм будет монументальным, в психологическом ракурсе. Таня — интроверт, она живет в маленьком мире. В третьем фильме настанет время выходить в мир большой — в социум. Девушка начнет общаться, понимать устройство, специфику времени. Общение со студентами, подружками, парнями будет ей интересно.

В 80-е годы, в период застоя, менялось сознание людей, образовывались социальные завихрения. В физике есть понятие «энтропия». В застойное время одни электроны приходят в движение, активируя другие, и начинается масштабное движение против системы. В то время была борьба, на каждой кухне обсуждали Брежнева, обсуждали систему. В третьем фильме я постараюсь отразить эти внутренние и внешние социальные настроения.

Вы упомянули ранее, что замыкание — это «кино для всех», в отличие от первой картины. Что вы почувствовали, когда некоторые критики оценили второй фильм не так, как первый?

— Ожидала этого. Я же понимаю их ожидания. Поэтому реакцию предвидела, но повторяться не планировала. У меня свои планы. Девочка изменилась, и среда стала другой. Сначала я даже не думала, что меня возьмут на кинофестивали, но почему-то начинают приглашать. Конечно, на второй фильм нет таких рецензий, как на первую картину. И я понимаю: критики ждали другого, но, мне кажется, зритель первый фильм не до конца понял. Киноведы, кинокритики хвалили, печатали газеты, по телевизору рассказывали, но зрителю было все равно.

Поняли те, кто был готов, у кого открытое сердце, ностальгия по детству. Кто еще помнит щемящее чувство любви из детства, запах оладий, треск печки, шорох выстиранной заботливыми руками одежды. Тот, кто пережил потерю своих родителей, старшего поколения, тот начинает по-другому все это осознавать. Детство у всех разное, но чувства похожи. Поэтому, хоть и показывают фильм в другом конце России, все его могут понять. В первом фильме присутствует якутский культурный код, но в первую очередь это фильм о жизни советского ребенка. Все было у всех одинаковое: дом, утварь, мебель, ковры. Как в фильме Рязанова (смеется). В первом фильме я пригласила не национально-этнического композитора, а композитора француза (Жири Хегэр), чтобы он передавал чувства девочки, только на это нацелилась. В «Замыкании» тоже советская бытность, я пригласила Илью Зудина, заказывала именно советское звучание. Там советское, тут советское, и в третьем фильме тоже будет советское (смеется). Национальная музыка пойдет с пятого фильма. Там республику будем строить.

Что вы цените больше всего в людях, с которыми работаете в команде? Какие качества?

— Я всегда в себе. Не могу с человеком, который тоже всегда в себе. Я, как улитка, выползаю, когда надо где-то светиться, по красной дорожке ходить или представлять фильм, а в работе я очень сосредоточенный человек, и мне нравится, когда ребята легкие на подъем. Когда начинаешь планировать, чтобы не говорили: «О, это будет сложно! Это невозможно!» Нет. Начинают экспериментировать, начинают предлагать. Очень весело проходили съемки, в этот раз ребята все молодые оказались… они так загорались работой! Тяжелых людей я не принимаю, потому что я сама тяжелый человек.

Вы очень самокритичны, Татьяна.

— Да, наверное, скажем так. Но никто этого не замечает, я просто так думаю.

Съемочная группа

Вы, кажется, притягиваете очень интересных людей в свою команду.

— Да, наверное. И мне очень везет. В начале моего режиссерского пути со мной работал Иннокентий Аммосов. Он мой друг, соратник. Хороший оператор. Насчет горизонта… Он сильно заболел, ему пересадку печени сделали. Он был так настроен, что скоро выздоровеет, и мы начнем что-то снимать летом. Он ждал выхода моего первого фильма, всех собирал, очень сильно помогал. Вдруг он мне отправляет сообщение: «Когда будет готов фильм?» Я долго делала фильм и при его жизни, к сожалению, не успела. Смотрю: у него аватарка изменилась в мессенджере. На картинке изображена дорога к горизонту. У меня сердце упало. Он живой, в больнице лежит, планирует съемки, но его душа почему-то выбрала эту картинку. Если бы здоровый человек такую загрузил, я бы ничего не подумала, а когда это делает больной человек, он уже горизонт свой видит. И как-то нехорошо стало мне, хотела написать: «Убери эту картинку». Потом я ему пишу: «В этом мире любовь важна, да?» Мы с ним все время работу делали с любовью и о любви. В первом фильме любви очень много. У нас двоих очень хорошие семьи, поэтому мы оба понимаем, что это такое. Он мне отвечает: «Да, только любовь»... Это были последние его слова. Вместе с ним все творческое, радужное время закрылось. Какая потеря!

Татьяна, очень жаль! Может быть, это войдет как-то в ваши фильмы?

— Да. Это в последнем фильме может отразиться, но мы не будем загадывать. Сценарий пока не написан.

Вы бы сыграли сами себя в этом последнем фильме?

— Хочу. Да, я хочу. Не знаю, есть ли у меня актерский талант, я всегда по ту сторону камеры. Даже фотографий нормальных нет. Когда просят, всегда одну и ту же фотографию отправляю (смеется). Фильм будет про духовность, поэтому, думаю, сыграю сама. Примерно понимаю, что будет в фильме. Фильм будет очень странным для обычного зрителя.

Съемочный процесс

Правда для вас крайне важна, и вы не стесняетесь говорить о ней через кино. Вы сняли фильм, который мог причинить боль вашей матери, если бы она его увидела. Вы хотели просить ее согласие на экранизацию? Вы его получили?

— Да. Я получила согласие. Очень долго не показывала ей. Там правда, которую мама не хочет вспоминать. Слово «развод» наши матери и бабушки не понимали. Попался человек — надо с ним жить. Спросят: «А что она не разводится?» А ты поживи в Якутии в те времена, одна, без мужа. Дрова надо было рубить, лед колоть. Как двоих детей без отца поставить на ноги? Сложные времена были. Это сейчас женщины стали самостоятельными: «Зачем мне мужчина, чтобы мусор выносил?» Тогда очень сильно зависели от мужчин. Таня жила как царица с бабушкой и дедушкой. Но, попав в другую среду, девушка пытается изменить эту среду под себя и не понимает, почему мать живет с отчимом. Подростки — максималисты. У них не бывает середины, либо черное, либо белое. Не любишь человека — не должно быть этого человека. Долой его. Не хочешь его видеть, не хочешь его знать. Конечно, всегда любовь толкает человека на какие-то поступки. Если что-то происходит, люди виноватого начинают искать и находят очень быстро. Начинают обвинять не преступника, а человека, для которого он действовал. Я считаю это неправильным, потому что у каждого есть выбор. Таня тоже делает свой выбор в «Замыкании». Нельзя в каких-то поступках, совершенных ради любви, обвинять объект любви. Этого я не приму. Сейчас распространены мотивационные лекции, курсы. «Замыкание» — это мотивационный фильм. С течением времени в некоторых семьях лучше не стало, а стало только хуже. Когда я увидела статистику насилия в семьях, статистику разводов… Дети остаются без отцов, без матерей. Это жуткие цифры, на самом деле… Фильм в этом плане остросоциальный.

Можно заметить, что в ваших фильмах особенно выделяется желтый и голубой цвет. Небесно-голубой и солнечно-желтый. Символизируют ли они что-либо?

 — В первом фильме символизируют. Над образами работал очень хороший театральный художник (Лена Гоголева). В первом фильме маленькая Таня — солнечная девочка, в ней крапинки неба. Во втором фильме это уже ничего не значит. Действительно, у меня на выпускном желтое платье было (смеется). Единственная ткань, которая в это время в продаже была. Почему мы с подружкой в одном платье оказались? В деревенский магазин привозят только ограниченное количество материалов. Советское время, все у всех одинаковое. И в некоторых местах я отразила смешную советскую действительность именно таким, комедийным образом.

Небо — это важный символ в двух фильмах. К нему Таня обращается в минуты отчаяния. Это отец, который всегда рядом и наблюдает за своей дочерью. Небо будет фигурировать во всех фильмах?

— Нет, уже нет. В фильме «Его дочь» небо занимало значимое место. В «Замыкании» девочка отошла от духовности. Таня обращается к отцу только в минуты отчаяния. Теперь на первое место выходит материальная часть, бытовая, социальная. Только в последнем фильме героиня возвращается к духовной жизни, на этом закончу свою эпопею (смеется).

В «Замыкании» есть сцена, где девочки покупают картины в книжном магазине и из множества выбирают именно «Трех богатырей» Васнецова. Что означает их покупка?

— Мы с сестрой сидели, думали: почему взяли этих богатырей? Вообще не могу понять, почему мы взяли… там же очень много действительно красивых картин было. А почему-то мы взяли вот этих богатырей (смеется). Вспоминаю, что там продавалось. Очень много репродукций великих художников было, и среди них Васнецова картина, «Три богатыря». Тогда очень любили Рафаэля, Микеланджело. Почему я именно выбрала, например, не женский образ, а картину, на которой одни мужчины? Я будущего мужа выбираю в этой сцене.

Мальчики, друзья Тани, убежали, когда увидели эту картину.

— Таня рассматривает картины, на которых изображены разные мужчины: пожилой и мудрый, творческий, властный, женственный и молодой, богатый и состоятельный. Я их не выбираю. Мне самой нужно проживать жизнь, набираться опыта, а не получать все готовое. Мне так интереснее. Выбираю «Трех богатырей». А про мальчишек, это реальная сцена, это не придумано. Мы с сестрой повесили эту картину в штабе и пригласили троих ребят, с которыми дружили. Они сели, посмотрели-посмотрели. Три мальчика, три богатыря. И убежали. Я до сих пор не понимаю, почему они убежали. Значит, выбор пал на этого богатыря, на Илью Муромца? Мне нужен тот, кто обладает свободным духом и свободной волей, тот, кто не будет никому подчиняться, будет свободным человеком.

И будет защитником, который не убежит.

— Да, который не убежит (смеется). Ребята, мне кажется, испугались несоответствия. Они, наверное, поняли, что я не их поля ягода.

В последнем фильме героиня вернется в алаас. В реальной жизни вы бы тоже это сделали?

— Я имела в виду не физический алаас. Алаас-сайылык — это понятие духовное. У нас считается, что за горизонтом — смерть. Помните, Таня в конце первого фильма говорит: «Как и ты, и я умру, когда больше не буду нужна этому миру. А пока, пока надо идти. Вон до того горизонта, где вечное безмолвие». Второй фильм тоже заканчивается так, она не прекратила идти к горизонту. Пока она жива, она будет идти. За горизонтом — сайылык — рай, там наши предки, они все нас ждут, и мы должны обязательно дойти до горизонта. Если мы умираем, не доходя до горизонта, то остаемся духами в Срединном мире. Как бестелесные завихрения. Когда якуты видят смерчи и торнадо, думают: «О-о, это убиенные». Надо дойти до этого рая. В последнем фильме я дойду.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
32
Сообщите нам
Лучший комментарий
Талбаана50
Художник должен быть голодным, не зря сказано. А когда слезливые фильмы снимают жены магнатов, то это как-то не цепляет и - все тут!
Комментарии 39
  • 4ekna100000DM 05.05.2021, 09:11
    Поздравляю! надо посмотреть
  • Sata_Taas 05.05.2021, 09:13
    Фильм "Его дочь" был весьма неплох. Почему нет нормального промоушена и проката этих картин?
  • Север50 05.05.2021, 09:25
    Скорее всего опять фильм для любителей деревенской жизни
  • СМакс Смакс 05.05.2021, 09:26
    Молодец какая!
  • СМакс Смакс 05.05.2021, 09:28
    Первый фильм мне ооочень понравился, обычно не люблю смотреть непрофи, а тут... фильм
    превзошел все ожидания! Раза три-четыре смотрела...
  • Evpatiy Евпатий 05.05.2021, 09:33
    Ой это дочка того самого Эверстова жалуется как трудно жилось??? Пойду поем..
  • Щасвирнус 05.05.2021, 09:42
    Когда якуты видят смерчи и торнадо, думают: «О-о, это убиенные».

    - неа в центральных районах никто так не говорит. Обычно говорят что это ойуун или дух ойууна. Так в олонхо.
  • Stepych123 05.05.2021, 09:43
    ага, хорошая тема снимать фильмы о 80-х.
    Декораций придумывать не надо, всё как было в 80-х, так и осталось.
    Даже машины такие же ездят =)
    Можно хорошо сэкономить
  • 4A 05.05.2021, 09:53
    Evpatiy, жена
  • Kunnuk 05.05.2021, 10:00
    Evpatiy, жена скорее
  • cocojam18 05.05.2021, 10:01
    Evpatiy, не дочка, а жена!
    Сценаристка Т.Эверстова молодо выглядит, потому что работает с молодыми.
  • Kunnuk 05.05.2021, 10:04
    Рассказала бы про себя, где училась, кем работала, а не раскрывать заранее фильм.
  • Rim05 05.05.2021, 10:10
    Такие истории про тяжелую жизнь, больных детей, и так каждый день крутят вместо рекламы. А вот про жизнь бы мужа сделала фильм. Точно посмотрю.
  • Balansir 05.05.2021, 10:13
    Север50, а что вам надо, интересно?
  • Север50 05.05.2021, 10:22
    Balansir, комедийный фильм
  • 8777 Марина 05.05.2021, 10:43
    По-моему Якутск 80-х такой же как Якутск сейчас. Город не сильно изменился.
  • Карузо 05.05.2021, 10:54
    Колхозники заколхозили Колхоз и ездят по странам. Я тоже так могу. Вопрос в том, как подобраться к кормушке?
  • cocojam18 05.05.2021, 10:56
    @Stepych, @8777Марина, Якутск 70-х нас сегодняшних, очень сильно бы разочаровал. В то время Якутск был маленькой копией деревеньки. Был на 85% деревянный с деревянными тротуарами. И люди 90% ходили весной и осенью только в резиновых сапогах. И население было совсем другое.
    Посмотрите на YouTube есть чёрно-белые фото и док фильмы
  • SANTER 05.05.2021, 11:13
    короткое замыкание
    =)))
  • Талбаана50 05.05.2021, 11:21
    Художник должен быть голодным, не зря сказано. А когда слезливые фильмы снимают жены магнатов, то это как-то не цепляет и - все тут!
  • Sobolev1 05.05.2021, 12:03
    ЭМИ все фильмы спонсирует?
  • Andy_Dufresne Дюхан 05.05.2021, 12:58
    Честно. Неинтересно. Может для жён олигархов фильм о тяжелой жизни в диковинку, а кто с этим сталкивается каждый день - это обыкновенная жизнь. Нынче многие стали жаловаться о своём прошлом (советском), то Стас Костюшкин признаётся, что сосал, то Елена Проклова сосала у Табакова, теперь наши авторы начали признаваться о прошлой сосальной жизни))).
  • MrFox 05.05.2021, 12:59
    что за олигарх?
  • Levzimoy2021 Игорь 05.05.2021, 12:59
    И ни слова про главную героиню, кто играет ее, как зовут? Вообще ни слова, хоть бы осветили, рассказали про кастинг и.т.д, почему выбрпли именно ее
  • ДалбаарХотун 05.05.2021, 13:16
    Талантливая женщина... С удовольствием смотрели "Его дочь". И эту картину посмотрим
  • la_karambada 05.05.2021, 13:16
    ГГ на фото выглядит не как девушка-подросток, а как женщина лет 30-ти. Первый фильм режиссёра смотрела, ничего так, хотя какой-то сумбурный. Этот, наверное, будет ещё сумбурнее, судя по описанию. А вообще автор, видимо, настолько гениальным режиссёром себя считает, что уже запланировала кучу фильмов и уже заранее решила что последний мало кто поймёт. Самомнение + деньги мужа - и можно снимать кино до самой смерти, независимо от отклика зрителей.
  • Sobolev1 05.05.2021, 16:25
    Она ведь мечтала ещё фильм про Виктора Лебедева снять. Наверно о трудовых буднях в саханефтегазе.
  • cocojam18 05.05.2021, 17:50
    la_karambada, ха-ха-ха она типо вся такая одухотворенная, философией увлекается....))
  • Dapkunayte2020 05.05.2021, 19:33
    Evpatiy, Вообще то это жена того самого Эверстова.
  • Dapkunayte2020 05.05.2021, 19:35
    Sobolev1, естественно
  • sonyabramovna yo goin 05.05.2021, 20:18
    la_karambada, ну должно же кому-то вести в этой жизни с финансированием картин)) нам остается просто любоваться. Может и правда хорошее кино.
  • sonyabramovna yo goin 05.05.2021, 20:27
    sonyabramovna, зато такой художник дает работу команде трудяг, тоже хорошо. Пусть будет много кино.
  • alexus57 05.05.2021, 22:07
    первый фильм запомнился тем, что очень много ели. Ели и молчали.
  • kotter Kotter 05.05.2021, 22:34
    короче скажете когда про про Эверстова Михаила будет в фильме) обязательно посмотрю,)
  • Маски-шоу Маски шоу 05.05.2021, 23:05
    Она жена Михаила Эверстова!
    Хорошо выглядит женщина.
    Что ж, при таких халявных деньгах плохо выглядеть — большой грех )))
  • asdf14 05.05.2021, 23:16
    Ни разу не слышала положительных отзывов про Михаила Эверстова. Татьяна Эверстова пишет: "Чем сильнее любишь, тем больше ненавидишь того, кто причиняет боль...". Она наверное железная леди
  • m85i 06.05.2021, 04:35
    про эми можно снять драму с элементами боевика и сценами 18+ )))))
  • Маски-шоу Маски шоу 06.05.2021, 08:00
    Почему она не снимет фильм-экшн про судьбу своего мужа ?
    Народ повалил бы смотреть фильму )))
    Кому нужны затянутые и нудные картинки про себя любимую
  • Poligrafist 06.05.2021, 23:59
    это дочка Эверстова? ну-ну. талантище прямо налицо!
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Обратная связь