«Слова Егора Борисова оказались пустым звуком»: четыре года спустя после «хатасского газопроводного беспредела»

«Слова Егора Борисова оказались пустым звуком»: четыре года спустя после «хатасского газопроводного беспредела»

После смены республиканской власти «Сахатранснефтегаз» снова начал требовать снести жилые дома, которые оказались в охранной зоне газопровода на Покровском тракте. Десятилетиями никто, кроме газовой компании, не знал, что на этом месте нельзя строить.

Скандал с «хатасским беспределом» вспыхнул в 2017 году, когда в редакцию News.Ykt.Ru обратились владельцы жилых домов, которые получили судебные решения о сносе. Тысячи участков на Покровском тракте оказались непригодны для жилья. Как выяснилось, у магистрального газопровода 2005 года постройки имеется охранная зона в 150 метров от оси в обе стороны. Ограничения документально были введены спустя 10 лет, и люди, которые только вчера планировали дальше строиться, оказались «нарушителями закона». 

Долгие месяцы власти пытались разобраться, кто виноват: газовая компания, городская администрация или республиканское министерство имущественных отношений? В итоге Егор Борисов, который на тот момент являлся Ил Дарханом Якутии, заявил: «Вопрос сноса снимается с повестки дня».

«Еще раз убедился, что они не виноваты в ситуации, в которой оказались. Несмотря на требования федерального законодательства по обеспечению промышленной безопасности, городские службы в свое время допустили, чтобы граждане получили разрешения на строительство. Поговорив с людьми и еще раз оценив ситуацию, посчитал нужным поддержать их, — писал тогда Борисов. — Прежде всего попросил правительство и компанию „Сахатранснефтегаз“ остановить все судебные иски против собственников. Вместо этого надо помочь им самим грамотно отстоять свои права, не понести убытки. Сказал людям, чтоб не беспокоились, не переживали. Никто не будет чувствовать себя пострадавшим или обделенным. За этим прослежу лично».

Окружная администрация Якутска начала подыскивать желающим поменять участки аналогичные земли, но многих они не устроили: слишком далеко, болотистые земли рядом с кладбищем и прочее. Кроме того, о компенсации переноса домов речи вообще не было. 

Власть сменилась, обещания забылись

В 2018 году власть сменилась. Новым Ил Дарханом стал Айсен Николаев. В декабре 2018 года «Сахатранснефтегаз» разослал собственникам разъяснения о том, что проживание в охранной зоне магистрального газопровода опасно для жизни и здоровья граждан. 

Семья Аржаковых была первой, кому пришел исполнительный лист на снос ее дома. Начиная с прошлого года им каждый день названивают судебные приставы с требованием исполнить решение суда.

Полина Аржакова:

— Слова Егора Борисова оказались пустым звуком. Власть сменилась, обещания забылись. Четыре года назад он лично нам всем говорил: «Все будет хорошо. Вас никто сносить не будет. Мы вам поможем отстоять ваши права». Видимо, это поручение никак не было оформлено, о чем говорят следующие факты. 

Мы наняли юриста и подали заявление на пересмотр дела по сносу нашего дома. Суть состоит в том, что в 2018 году были приняты изменения в 222-й статье Гражданского кодекса, где закреплена презумпция защиты добросовестного создателя самовольной постройки. Если человек ненамеренно построил в нарушение закона, так как был введен в заблуждение, то у него появляются права. То есть у нас появлялся шанс на компенсацию по переносу дома и поиску нового земельного участка. Ни «Сахатранснефтегаз», ни мэрия, ни Ростехнадзор — никто не пришел на суд. Якутский городской суд встал на нашу сторону. Зато потом «Сахатранснефтегаз» и мэрия вместе подали жалобу на это решение, и Верховный суд Якутии отменил это решение. 

Верховный суд думает, что эти изменения 2018 года, которые могли бы решить не только нашу проблему, но и всех, кто оказался в схожей ситуации, касаются только тех, кто был обманут властями после принятия этих изменений — закон обратной силы не имеет. Но в других регионах судьи принимают сторону людей, а не монополистов. Очень надеемся на кассационный суд Владивостока, дальше только Верховный суд России. 

Если бы наши власти хотели помочь нам, они бы не побежали строчить жалобу на справедливое решение суда. Это во-первых. Мы постоянно обращаемся в мэрию, в Дом правительства, но оттуда приходят одни отписки, во время прямого эфира Айсена Николаева задавала вопрос, ответа не было, потом в директ поступило сообщение: обращайтесь в мэрию.

Во-вторых, никто исполнительные листы не отзывал — приставы звонят и звонят, я просто их блокирую. За неисполнение мне и мужу приписывают штрафы, пока по пять тысяч на каждого, но говорят, что каждую неделю сумма будет удваиваться. У соседей и дом отобрали, и ипотечный кредит у них не погашен, до сих пор платят. «Сахатранснефтегаз» сломал наши жизни! 

Мы не позволим снести наш дом, пока не решат вопрос компенсации. Нашей вины в сложившейся ситуации нет. И почему мы тогда должны второй раз строить дом? У нас на это нет денег, строительные материалы почти в два раза подорожали! Сдаваться мы не намерены! Мы понимаем, насколько опасно жить рядом с магистральным газопроводом, но нам просто некуда отступать. 

«Сахатранснефтегаз»: протокольное поручение главы официально не поступало

Редакция News.Ykt.Ru направила запрос в АО «Сахатранснефтегаз» с вопросами: как быть с обещаниями главы не сносить постройки и помочь людям отстоять свои права и не понести убытки? На что получила ответ:

— В 2017 году судебные исполнительные листы не предъявлялись в связи с ожиданием их добровольного исполнения. В АО «Сахатранснефтегаз» не поступало официально оформленное протокольное поручение главы республики по отзыву исполнительных листов. В настоящее время судебными приставами осуществляется исполнение судебных решений.

В целях разработки компромиссных решений АО «Сахатранснефтегаз» было поручено инициировать проведение экспертизы на предмет анализа возможных инцидентов на участке магистрального газопровода. Экспертиза была проведена ООО «Городской центр экспертиз» (Санкт-Петербург), по итогам которой было предоставлено экспертное заключение о том, что никакие мероприятия компенсирующего характера не способны предотвратить последствия инцидентов (аварий). Администрации Якутска было рекомендовано предоставить новые земельные участки взамен находящихся на территории охранной зоны магистрального газопровода «ГРС-2-Хатассы».

Судебные приставы вправе сами привлечь специализированную организацию

Как сообщили News.Ykt.Ru в управлении судебных приставов, в целях обеспечения принудительного исполнения судебного решения пристав вправе каждый раз устанавливать разумный срок для исполнения, в случае неисполнения составляется протокол по административному правонарушению. В дальнейшем пристав может предложить взыскателю (АО «Сахатранснефтегаз») понести расходы на снос с последующим их возмещением должником (семьей Аржаковых), а также пристав вправе сам привлечь соответствующую специализированную организацию.

Мэрия Якутска предложила перенести дом Аржаковых

На запрос в окружную администрацию Якутска поступил следующий ответ:

— В адрес семьи Аржаковых неоднократно направлялись варианты земельных участков, были получены устные отказы. 9 марта в адрес министерства имущественных и земельных отношений Якутии было отправлено письмо о внесении предложений для переноса существующего дома на земельном участке собственника (напомним, что дом Аржаковых не полностью, а частично подпал в газоохранную зону — прим. редакции).

Что касается судебного решения, считаем, что суд первой инстанции допустил нарушение норм материального и процессуального права. Суд не принял во внимание, что данные нормы не действовали на момент возведения жилого дома и строений. Кроме этого, названная норма не содержит указаний на придание ей обратной силы. 

Егор Борисов вернулся в информационное поле

CNXbxEgHVVR

Между тем в день публикации статьи на News.Ykt.Ru сенатор Егор Борисов опубликовал обращение к землякам о том, что он снова появляется в информационном поле. Но при этом экс-глава Якутии отметил, что принципиально не будет вмешиваться в деятельность руководства республики.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
-173
Сообщите нам
Лучший комментарий
ОБендер
Городские службы в свое время допустили, чтобы граждане получили разрешения на строительство
В свое время кто был мэром? ответ знаете
Комментарии 157
  • Kicker42 08.04.2021, 10:33
    Вроде эти земли изначально не предполагали ИЖС, там же сельхоз земли. Все возвели дома самостроем потом как то вымутили разрешения на строительство, история очень мутная. Конечно жалко людей но вдруг авария на магстралке, которые уже были. Я бы не стал там жить зная, что в любой момент можно заживо сгореть.
  • ОБендер 08.04.2021, 10:33
    Городские службы в свое время допустили, чтобы граждане получили разрешения на строительство
    В свое время кто был мэром? ответ знаете
  • стар_бой 08.04.2021, 10:36
    участки были под сельхозназначение, кем переведены под ИЖС? с него и спрос должен быть
  • kimbiler 08.04.2021, 10:38
    Если есть закон, то не должны там жить. В случае чего виноваты будут опять же СТНГ. Единственный вариант выкупить имущество у жителей по рыночной стоимости + компенсация за моральный вред! А за чьи деньги пусть решает пправительство, мэрия и СТНГ
  • khotoy 08.04.2021, 10:38
    Эти земли были сельхозназначения. Все кто покупал участки знали это. Существовала схема легализации через кооперативы и признания существующей постройки. Вот так мы сами лезем в мутные схемы, а потом говорим защитите нас
  • Qwerty197 Niki 08.04.2021, 10:39
    Не будет вмешиваться в деятельность руководства республики, можно сказать его кто то будет слушать, он уже как говорится сбитый летчик
  • rocky1681 08.04.2021, 10:39
    Да не было и не будет веры нашим руководителям Якутии, сплошные обещания, а выполнения никакого. Каждый из них думает о своем кармане, а не о простом народе, за счет которого они жируют.
  • Nejdanov 08.04.2021, 10:39
    ну НАС то похлеще обманул жителей 17го квартала ) Получается БЕА тут особо не "свисток" да и его сняли же. Думаю если он сидел в кресле Илдархана то этого вопроса не было
  • мистер 08.04.2021, 10:40
    Только факты: в 2018 году

    Айсен Николаев был мэром уже 6-й год. (2012-2018),

    Егор Борисов был Главой республики с 2010 года. То есть занимал пост 8-й год подряд, до этого занимал пост премьер-министра республики 7 лет, с 2003 года.
  • хых 1 2 08.04.2021, 10:40
    Кому надо все знали что там газопровод.
  • Stepych123 08.04.2021, 10:41
    мне в том районе предлагали купить землю. Знал что назначения под садовогородническое товарищество (Дачи). Продаван грит без проблем переоформишь. Я ж знаю как это сложно. Потом как круглогодичное электричество обеспечивать если это дачи и подача э/энергии только на лето. В общем отказался.
    И правильно сделал. А так люди на расхват брали зная что назначения под дачи
  • kimbiler 08.04.2021, 10:41
    Хотя я помню слова борисова когда эти земли выделяли! он говорил не покупайте там земли ,эти земли сельхозназначения, но люди все равно покупали надеясь что если их будет много то оформят эти земли под ИЖС. Вот так вот народ сам скрутил руки правительству так то!
  • КАРЛСОНКОК Сергей 08.04.2021, 10:41
    Вы что на старика наезжаете? Бывший мэр - стал Президентом.
    Город изменился? Нет.
    Республика изменится? Нет.
  • mor.alex 08.04.2021, 10:42
    Надо писать в Верховный суд.вот там надо требовать компенсацию для переселения. наша власть и суды ничего не решат
  • vova32 08.04.2021, 10:44
    А кто продавал земли?
    ФИО фото биографию в студию
  • vtlctcnhf Якутск 08.04.2021, 10:45
    Все правильно!
    Жизнь человека дороже!
    Сейчас сколько аварий связано с газопроводом и газоснабжением в квартирах.

    Этим жильцам из опасной зоны надо подать в суд ведомства , организации, разрешившие строительство жилой застройки. Пусть полностью компенсируют затраты этих семей. А потом сносить все.
  • Anab-2021 Djoker 08.04.2021, 10:45
    Почему Борисова Е.А.обвиняете он не виноват
  • POIMELI василий 08.04.2021, 10:48
    Кого бы ни обвиняли, страдают жители и им от этого не легче. Столько вложений, кредитов и вот так просто снести и все. Ст. 2 Конституции РФ -Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
  • Rainboway Сергей 08.04.2021, 10:48
    Так это суды виноваты. Озранная зона усьановлена только спустя 10 лет.
    Следовательно дома строились не нарушая его.
    Но суды встали на сторону газовиков.
    Так как вина газовиков то они должны выкупить дома. А суд пожалел богатых.
    Вот верховный суд же не сносят, хотя самострой ибо зазват земли.
    А вот людей с радостью снесут! Букашки
  • Brager 08.04.2021, 10:48
    Из давно кто живет в городе знают что там никогда не строились, конечно плохо что как то замутили разрешение на строительство, в этом конечно видимость коррупции, возместите людям и все, и все таки есть решение суда, Борисов никак не выше закона.....
  • Дьарбайдии 08.04.2021, 10:48
    Любят все власти у нас кошмарит простой народ, хотя все евонные зарплаты идут от их налогов.
  • JDM 08.04.2021, 10:51
    Помню как продавалось много участков в том районе, и в тулагино. Все под сельхоз.назначение.
  • KAMA 08.04.2021, 10:51
    А не дешевле перекопать эту несчастную трубу.
  • Rainboway Сергей 08.04.2021, 10:51
    Наши суды не для народа а для богатых и власти. Запомните это и смотрите как сносят дома.
    Закон был на стороне людей, но кого это волнует.
  • Rainboway Сергей 08.04.2021, 10:55
    Обратившись на "Прямую линию" с президентом жительница Челябинска Светлана Романова рассказала, что ее садовый дом построен в 100 метрах о газопровода в 80-х годах прошлого века без каких-либо нарушений. В 2014 году вышло постановление об увеличении охранной зоны газопровода со 100 до 150 метров. После этого было принято решение о сносе дома за счет владельца и без компенсации.
  • ykt89142733173 Dmitriy 08.04.2021, 10:56
    https://news.ykt.ru/article/83752
    Те кто там самовольно построился, зная что там идет газопровод, надо почитать эту статью и фото. Вас ничо не спасет если подобное случится. 150 метров не зря придумано, эта цифра написана кровью.
  • artem_leontev_93
    Артем
    08.04.2021, 10:57
    Короче Тускул эбит.
  • Рита. 08.04.2021, 10:57
    Почему обычные граждане должны становиться юристами, медиками, терять свои деньги, время, здоровье, чтобы защитить себя от глупых или недобросовестных «специалистов», которые допускают непоправимые ошибки?! Людям тяжело бороться с ведомствами в одиночку, им нужна помощь властей, и наказать виновных.
  • Километр 08.04.2021, 10:58
    Лучше перенести газовую магистраль. Или возвести защитные сооружения. 300 метров - полоса охранной зоны это многовато, как от ядерной бомбы
  • Север50 08.04.2021, 10:58
    Brager, Видно его не поняли, вообще-то было трудно понять о чем он говорит
  • Белозерский5 Максим Сергучев 08.04.2021, 10:58
    Дом потдомкратить и на лыжи или колёса поставить.
  • ykt89142733173 Dmitriy 08.04.2021, 10:59
    ykt89142733173,
    «По предварительным данным, площадь очага возгорания составила 1,5 гектара, сгорело порядка 70 кубометров древесины. По результатам оценки ущерба будет составлен акт и материалы административного дела», — отметил главный лесничий республики.
  • MitChak Митхун 08.04.2021, 11:00
    Борисов так же прилюдно на совещании с Медведевым обещал провести свет и газ многодетным. До сих пор ждут.
  • Andyrus 08.04.2021, 11:01
    Если не было на момент строек табличек охранная зона газопровода от СТНГ, пусть выкупают и переселяют за счёт предприятия.
  • Ardis 08.04.2021, 11:02
    Пусть газовая компания выкупает участки. Это же из головная боль. Они должны обеспечивать безопасность своей трубы. Они получают с нее доход. Вот пусть они и решают проблему.
  • DEIMUS 08.04.2021, 11:02
    Пусть строятся, потом когда бомбанет и их испепелит, пусть не ноют и не ищут виноватых. Это же жить, как на пороховой бочке...
  • cocojam18 08.04.2021, 11:04
    Цитата: У соседей и дом отобрали, и ипотечный кредит у них не погашен, до сих пор платят.

    По факту получается,что они как "обманутые дольщики"!!!

    Вопрос: Кто и зачем их обманул???
  • DEIMUS 08.04.2021, 11:05
    Ardis, почему здесь газовая то должна страдать? Какой идиот дал разрешение на строительство объектов на данных участках?
  • Север50 08.04.2021, 11:07
    MitChak, Борисов это ошибка Медведева, региона откатиться в хлухомань
  • ROSSONERI 08.04.2021, 11:08
    ykt89142733173, "Это его музыка! Это она звучит в аду!"
    Чет чересчур сказали) Эту цифру писали инженеры путем теоретических расчетов.
  • Jhurui 08.04.2021, 11:08
    Айсен как всегда! Отличная работа! Был мэром проморгал, стал Ил Дарханом давит! Посеял и настало время жатвы!
  • Postalich GOSPODIN 08.04.2021, 11:08
    Пфф выкупить или перенести этот дом стоит меньше ,чем премия директора Стнг.
  • Штрайбикус Алексей 08.04.2021, 11:08
    Ну люди сами велись на дешевую цену. Радовались еще, типа ,мы самые умные. СХ земли тупо попилили на участки и продавали ,ведь саха не обманет саха :)
    Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
  • ser_prip Михаил Д. 08.04.2021, 11:09
    Я помню как в начале или середине 10х годов там продавали земли на доске якт за копейки 50-100 к и там так и было написано с/х с возможностью перевести в жилое , я ещё тогда про газ подумал тк работа связана была с газом
  • GEOstudent 08.04.2021, 11:09
    Страна жила без законов десятки лет...
    Газовики, город, жители, суды - должны разобраться.

    В первую очередь почему опасную зону так долго оформляли?
    Во вторых, персонально разобраться как продавались и оформлялись эти участки...
  • sawer_ 08.04.2021, 11:09
    Kicker42, в то время кто был мэром,тому и вопросы, мэрия же выдавала земли под ИЖС. Опять обман населения, а посчитай Чжоду, скольких людей обманула команда НАС в свое время.
  • Ardis 08.04.2021, 11:09
    DEIMUS, потому что бенефициар это они. Если какой то идиот начал раздавать разрешения, а они сидели и смотрели на это то они в этом виноваты. Потом безопасную зону расширили тоже они.
  • ser_prip Михаил Д. 08.04.2021, 11:09
    Надо было соглашаться на перенос дома на другой участок , перенести дом не так уж дорого все лучше чем ничего
  • Вуглускр вуглускр злобный 08.04.2021, 11:10
    На сегодня в России почти принят закон об отмене охранных зон. По этому закону должно быть отменено и упразднено все, что не относится к минобороны. И этот закон усиленно лоббируют крупные застройщики и все, которым эти зоны мешают. Так что держитесь и ждите перемен
  • tamano1083 08.04.2021, 11:10
    Все местные и городские всю жизнь знали, что строиться там нельзя. Во-первых - земли с/х назначения, кроме огорода ничего нельзя. Во-вторых - то что там лежит газопровод тоже все знали, не слепые же, знаки стояли там везде.
    По дешевке провернуть схему с переводом в ИЖС, а потом плакать, что все их обманули.
  • ser_prip Михаил Д. 08.04.2021, 11:12
    Вуглускр, все что касается опасных объектов не может быть упразднено никогда, это вам не шум от пролетающего самолета
  • 1Dima 08.04.2021, 11:15
    Оставьте в покое пенсионера
  • DEIMUS 08.04.2021, 11:16
    Ardis, т.е. например, пожарная инспекция сделала свою работу, но хозяева объекта начали чудить и произошло возгорание, по вашему будут виноваты пожарные, так?
  • Xaifa1981 Коля 08.04.2021, 11:16
    Kicker42, когда были аварии,не ври
  • Simbur 08.04.2021, 11:17
    Акелла промахнулся...
  • Argus57 Markus 08.04.2021, 11:18
    Он же требовал чтобы объект ставший Ураса-молл снесли, а он до сих пор процветает, наверно занесли ему. Он самый бездарный глава. Матвиенко на ысыах пригласил, шубу накинул, когда дети дрожали в холодном июньском ветру в ожидании танцев для ублажения боярыни, БЕА наверно тогда вымолил должность. Такие они все. Говорят, что Тумусов на деньги от грабежа САПИ и тонны золота купил в СР навечно мандат депутата и им прикрылся от народного гнева и суда. Так ли это, просветите?
    А как там великий маркетолог всех времен и народов Аяна Сергеевна вымутила 1,5млн.руб у НВК Саха, тишина, ни слуха, ни духа. Кто нибудь видел её "великое исследование", сколько страниц, результат, о чем вообще это исследование, или это просто откат, скрытая взятка, аууу кто знает.
  • Aborigen 08.04.2021, 11:18
    Я так понимаю что виноватых много. Но почему то крайним выставляют Борисова.
    А по факту какими то хитрыми способами добились оформления на сельхозугодии фактически зная что газ рядом. Пусть теперь озвучат кто персонально дал им разрешение на строительство и при этом не мог не знать что Стнг оформляет охранную зону.
  • naemnik 08.04.2021, 11:18
    DEIMUS, проще газопровод перенести)
  • Дьырас Дьырас 08.04.2021, 11:21
    Ну вот почему Сахатрансагенство своевременно не стала оформлять свою охранную зону должным образом. Если бы охранная зона была своевременно оформлена, то и земли бы не выдавались и не строились люди на этом охранной зоне. Кто виноват в данном случае, те кто начал строиться на законном основании свои дома или те которые на незаконном порядке провели газопровод и своевременно не оформили свои охранные зоны. Сахатраснефтегаз просто обязан компенсировать убытки людей подпадающие под эту зону.
  • DEIMUS 08.04.2021, 11:22
    naemnik, а толку, если лет через десять и там будет строиться?:)))
  • Fox06 08.04.2021, 11:23
    Каким образом эти земли приобрели неизвестные лица и стали продавать в частную собственность??? Как это возможно приобрести несколько сотен га земли и наживаться на этом??? Они разве не принадлежали городу? Или я чего то не понимаю
  • Naprolomer 08.04.2021, 11:24
    Ну Старый сделал все что смог за это ему респект.
  • Nez 08.04.2021, 11:25
    Пускай выкупают участки саханефтегаз или те кто дал разрешение на ижс, в чем люди виноваты если им все разрешили. Все у нас через одно место
  • idnamer vetnames 08.04.2021, 11:26
    Да заплатили бы людям, разобрали дома, перевезли их на новое место и всё. А то хотят, чтоб просто силой выселить людей не знамо куда, проложить свои трубы и радоваться...И просто так людей сейчас невозможно выселить или снести их дома. И когда у людей есть документы на дом и разрешения...
  • Allion126 08.04.2021, 11:27
    А почему уголовно не ответят те кто дал разрешение на строительство?! И почему работники сахатранснефтегаза видя что строятся дома в охранной зоне не написали заявление в полицию или хотя бы не уведомили владельцев этих частных домов что строить тут нельзя?! Работников сахатранснефтегаза тоже к уголовной ответственности надо привлечь!
  • AK-Men 08.04.2021, 11:27
    А что вы хотели от Пустомели? ))))
  • Ardis 08.04.2021, 11:29
    DEIMUS, пожарные на пожарах деньги не зарабатывают.
  • Al_Ba V A 08.04.2021, 11:30
    Муниципалитет дали разрешение на строительство, а значит и должны компенсировать снос этих зданий. Земля для сельхозугодий. Пусть картошку сажают и все.
  • AK-Men 08.04.2021, 11:31
    Незнание Закона не освобождает от ответственности! А они о каких-то правах говорят ))
  • lana_lana С С 08.04.2021, 11:32
    А где находятся эти участки? Как узнать про охранную зону ?
  • ROMAN 08.04.2021, 11:33
    kimbiler, по моему это справедливо
  • And_ 08.04.2021, 11:36
    Странные люди. "Знали", "хотели подешевле", "а вот, мы такие умные тут..."...
    А что, из десятков "умных" тут никто "закон" не нарушал? На даче себе участок не "прирезал" или еще чего, если была бы возможность? Или, может, отказывались купить что то подешевле, когда была возможность? "Святые" собрались?
    Да у нас 70% (как минимум) земельного фонда с нарушениями оформлена! Заедтье в любой частный сектор - там самозахват на самозахвате и никого это никоим образом (из властных структур) не волнует! Кто наглее, тот и прав.
    В данном же случае логическая цепочка предельно проста: "разрешено, что не запрещено", "закон обратной силы не имеет". Т.е. если людям типа, "законно" оформили разрешение на строительство и они возвели/узаконили свои дома в соответствии с этим решением, то какие претензии к людям? Оформили за взятки? - доказывайте, находите виновных и возбуждайте уголовные дела - где "посадки"?! Оформили законно, но по безалаберности и разгильдяйству властных структур допустили ошибку? - ну так люди то тут причем - ваш "косяк" сами с ним и разгребайтесь за свой счет!!! Блин! Слов нет!!!! За каждую бумажку, каждое разрешение надо пройти несколько контор и каждой(!) заплатить. Попробуйте, скажем, газ из под забора к себе провести - сколько комиссий и разрешений на это надо? А в итоге, как запахло "жаренным" НИКТО и НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАЕТ!!!!!! А за что тогда им всем платить и вообще, на кой...черт это надо?!? Только кровь (денюшку) все сосут, упыри!
  • Kicker42 08.04.2021, 11:40
    Xaifa1981, https://news.ykt.ru/article/81436
    Кто врет то, там так бахнуло , высота пламени сотни метров. благо небыло вокруг самостроев , жилых домов.
  • Aborigen 08.04.2021, 11:43
    And_, Правильно
    Нужно вытащить на свет кто и как принимает решения по земельным делам.
    Разобраться почему зная что Стнг оформляет у этих же работников земельного охранную зону они типа успевают оформлять разрешения на строительство? Почему? В этом и корень всех махинаций с землей.
  • Taragana66 Larisa 08.04.2021, 11:45
    Пусть мэрия предоставляет участок, а Сахатранснефтегаз возмещает расходы по переносу, это же для них не такие большие суммы. Столько лет людей мучают. На момент строительства никаких знаков, что там опасная зона, не было же
  • slems mexele 08.04.2021, 11:45
    Жить на пороховой бочке опасно
  • And_ 08.04.2021, 11:54
    Aborigen, По моему, "корень" там "большая и теплая дружба" между руководством Республики и СТНГ. В общем то, всем видно (не претендую на истину, но по всем данным выходит так), что виноваты были работники СТНГ, которые вовремя не оформили охранную зону (они просто, о ней забыли). Из-за этого на участки стали оформлять законные документы. Другой вопрос: а как вообще, эти участки оказались в продаже? - более чем уверен, что и в этом вопросе для СК огромное поле деятельности. Но, возвращаясь к СТНГ - если кто то признает ошибку, это поднимет по цепочке и еще кучу нарушений (не исключено, что намеренных) в т.ч. со стороны мэрии. А кто тогда был мэром все хорошо помнят...Вот, собственно, и вся разгадка. Так что ИМХО, самое разумное для властей тупо, тянуть время изображая ИБД, что они и делают. А дальше, как обычно: "Или ишак сдохнет или падишах помрет/забудет"
  • tmn 08.04.2021, 11:56
    lana_lana, по сути все должно быть видно в кадастровом бюро, на плане, где и проходит согласования по части застройки. Ну так и было, но указанный коридор охранной зоны был указан не 150м от оси, а 25м, так как в каком то там году решили перенести границу города (черту населенного пункта), то там уже начали действовать другие стандарты - это зоны минимально допустимых расстояний (ЗМДР) и для этого диаметра (труба 500мм+) ЗМДР составляет 150м от оси газопровода. То есть получается при Переносе границы города не учли эти нюансы и сейчас пожинают плоды этого.
    а участки находятся по Покровскому тракту, после поста ГАИ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ и газопровод там с постройки обозначен предупреждающими знаками.
  • Aborigen 08.04.2021, 12:00
    And_, а как вообще построили газопровод?
    Наверное разрешение на строительство согласовывали в земельном и без подачи хотя бы заявления на оформление охранной зоны им бы не выдали.
  • PAFF 08.04.2021, 12:01
    Аржаковтар кытаатын!
  • moylogin21 мойлогин 08.04.2021, 12:04
    Aborigen, гозопровод проложили в 2005 г. но из отсутствия разрешения его не могли оформить поэтому в 2015 г. только поставили на учет и обозначили охранную зону. А люди строились до 2015 г.
  • bender1 08.04.2021, 12:04
    что скажет депутат Павел Ксенофонтов, главный газовик всея Якутии?!
  • klyuchik 08.04.2021, 12:05
    Почему Саханефтегаз молчит про строительство домов в зоне газопровода высокого давления между жилыми микрорайонами Якутска? Между портом и самим городом? Ещё в детстве знала, что там строить нельзя из-за этого, а теперь кроме жилых домов там автозаправки и ТЦ. Почти всё застроили. Кто раздавал земли? Вопрос риторический.
  • Баарды Н 08.04.2021, 12:07
    В этой ситуации виновата только мэрия, которая выделила землю в охранной зоне магистрального газопровода частникам. Чтобы понимать, рабочее давление магистрального газопровода - 18 кгс/кв.см. Это огромное давление, при разрыве которого ближайшие дома снесет ударной волной, при возгорании газовоздушной смеси под давлением-выгорит большая площадь за считанные минуты. Уцелеть невозможно, пострадавших не будет, будут только погибшие. Такую ответственность газовики взять не могут, поэтому они совершенно правы.
    Отчасти виноват Борисов Е.А., который не должен был давать заранее невыполнимые обещания.
  • morxx morxx 08.04.2021, 12:10
    Дыра
  • And_ 08.04.2021, 12:11
    Aborigen, Мне кажется, насчет строительства прав комментатор @tmn (пост над Вашим). Газопровод там действительно был давным-давно. Но к городу тогда эти земли вообще не относились. И дач там не было. Потом, кто то ушлый каким то образом "прихватизировал" эти земли, "нарезал" на участки и стал продавать "по-дешевке" - лет десять назад или около того все газеты пестрили такими объявлениями. Потом поменяли границы городской зоны, соответственно, поменяли назначение земель +изменили сами нормативы охранной зоны. Вполне вероятно, что все, кто это делали прекрасно знали о возможных проблемах... А СТНГ в это время тихо и мирно спал, посапывая во сне бумажками и нормативами. "Проснулись" они когда их "пнула" прокуратура после серии происшествий с взрывами газопроводов в РФ и бросились спешно, задним числом, прикрывать свои ..опы.... Ну, как то так, на первый взгляд.
  • Aborigen 08.04.2021, 12:11
    moylogin21, Я вот и говорю что начиная с проектирования газопровода в земельные службы ушло множество всевозможных документов на оформление охранной зоны. И каждый работник земельного знал про это. Никогда не поверю что не знали. Вот поэтому и нужно чтобы персонально тот кто оформил разрешение и дал бы интервью как все было. Пусть он объяснит почему оформил. Почему?!
  • tmn 08.04.2021, 12:12
    Баарды, ну да, виноваты органы, которые с сельхозугодий дали добро на перевод в ижс. и там давление не 18, а 40кгс/см2
  • Rim05 08.04.2021, 12:16
    Здесь проблема не земельного права, а вопросов промышленной безопасности.

    Жители опасной зоны однозначно не виноваты в этой проблеме и не должны нести все расходы за свой счет.

    Никакой Борисов не имеет право принимать популистское решение об отмене претензий к жителям домов в опасной зоне. В данном случае - он лицо не ответственное.

    А Сахатранснефтегаз обязан соблюдать закон, поэтому и будет писать, ругаться, судиться. Ведь если что, работники Сахатранснефтегаза и Ростехнадзора пойдут под суд!

    Можно обязать Сахатранснефтегаз взять все затраты на переселение жильцов из опасной зоны. Но эти затраты войдут в тарифы за газ, они увеличатся. И это переселение будут оплачивать потребители газа. Я пенсионер, и с повышением тарифов на газ не согласен!

    Решение здесь одно - принять решение и переселить жителей опасной зоны за счет бюджета республики.
  • mariyamirabella Уматуман 08.04.2021, 12:17
    Всё просто, правительство республики должно полностью оплатить пострадавшей стороне. Изыскать средства на альтернативные земельные участки в этой же зоне, оплатить перенос домов и моральный ущерб, другого выхода нет
  • moylogin21 мойлогин 08.04.2021, 12:18
    mariyamirabella, все правильно
  • Хабержеежжида Нас не зовут 08.04.2021, 12:28
    Газовая компания не может идти вопреки федеральному закону, местная власть не может воспрепятствовать даже на республиканском, конституционном уровне. Тут нужно только одно - перенос с полной компенсацией, газовая организация (оно частично государственная) помочь, если айс повлияет.

    Вопрос решаемый, нужно терпение и немножко решительности.
  • antoha Антон Попов 08.04.2021, 12:36
    Не могу понять почему Егора Борисова пытаются выставить в плохом свете. Как раз таки он своим решением (почти незаконным, поэтому и устное поручение) сказал отстаньте от людей которые там живут. До поры до времени СТНГ и приставы сидели, но как только власти поменялась (Ил дархан и гендир СТНГ) начали кошмарить народ. Но при чем тут Егор Борисов ?
  • Каян Рита 08.04.2021, 12:37
    Надо показать эту ситуацию на главных кананал России о беспредел устроили с зем участками, тогда обратят во внимание...
  • Aborigen 08.04.2021, 12:38
    Пусть эта жертва озвучит имя отчество и фамилию своего благодетеля, оформившего ему разрешение на строительство. Если все было законно почему не говорит? Это же очень добрый и хороший человек наверное, взявший груз ответственности ради благополучия простой семьи. Пусть скажет всем имя героя. Вот и узнаем что и как было с первых уст.
  • Slevin_Kelevra 08.04.2021, 12:43
    Не забывайте , что это всё игра. Тогда был Макаров директор СТНГ? Друг Борисова. Мэр понятное дело свои дела решал. Почему сопутствующие службы не привлекают в качестве третей стороны и ответчиками? Ошибка очевидна. Межведомственного взаимодействия как обычно нет. Жильцы должны и могут наказать госструктуры.
  • 56viv91 08.04.2021, 12:43
    Километр, А вы во время взрыва газопровода присутствовали лично? Видели последствия этих взрывов? Вы специалист по чрезвычайным ситуациям.
    Виноваты все и мэрия и газовики и жители и Борисов. В первую очередь кто дал разрешение. Но если что не дай, бог то крайние будут газовики.
    А народу давно пора перестать верить наслово. Только официальная бумага.Но мы же зная что тут не все чисто всё равно думаем что как нибудь обойдется, время пройдет забудется. Сейчас везде строят то в затопляемых местах то в охранных зонах газопроводов и ЛЭП. А потом ищем крайних.
  • Вуглускр вуглускр злобный 08.04.2021, 12:56
    ser_prip, Ха три раза. Я тоже до прошлой недели так думал. Ищите и читайте по проекту Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о зонах с особыми условиями использования территории" (подготовлен Росреестром 24.02.2021), ID проекта 02/04/02-21/00113287.
  • Leo990 08.04.2021, 13:03
    Ой как много грехов у НАС...Придет время и ответит он сполна перед народом
  • Sdfghj1 08.04.2021, 13:17
    Сами виноваты, снесите все дома
  • nikolai2016g 08.04.2021, 13:33
    Все обещания забываются , это закономерность )или кто-то есть еще такой наивный ?)
  • Павлушкина 08.04.2021, 13:36
    Егора Афанасьевича не трогать!!!
  • ArtYkt11 Man 08.04.2021, 13:37
    Его слова ни копейки не стоят!
  • яс.а.а 08.04.2021, 13:39
    Всю простынь не читала. Помню точно, что газовики не установили знаки, где пролегает труба. Однозначно - их вина! Откуда обыватель знает, где под землей идет эта труба, как отсчитывать эту охранную зону??? От какой точки, если нигде нет знаков? Это грубейшее нарушение газовиков, должны все до копейки компенсировать! Что за беспредел творит Николаев? В его ведомстве оформляли землю под ижс, как работали его люди? Никакой мэр был, и никакой глава сейчас.
  • tirbege3 08.04.2021, 13:42
    яс.а.а, Газовики ошиблись и подставили Айсена Сергеевича.
  • яс.а.а 08.04.2021, 13:46
    Земли полно, пустующих участков вблизи города масса, почему пострадавшим людям мэрия не может выделить нормальный участок, а не возле кладбища?? Нарочно предлагают неудобицу, знаю их повадки. Столько афер было земельных, всегда мэрия выходит сухой из скандалов. Пусть отвечает Николаев, он тогда мэрствовал, в его правление огромное количество земельных махинаций было. Почему прокуратура не возбуждает уголовные дела?
  • 4422543469 08.04.2021, 13:56
    КАРЛСОНКОК, извините, но всё же поправлю, президент у нас Путин В.В. а Николаев глава республики. Хотя то что ничего хорошего ни Борисов ни Николаев не сделали. Борисов все недра продал иностранным компаниям чьи счета в офшорах. Николаев в городе земелькой приторговывал.
  • reper88 РР 08.04.2021, 13:58
    Все понимают что, при Борисове был порядок и взаимопонимание с населением. Нынешние очень далеки от народа. Николаев когда был в хотоне последний раз? Никогда и не был наверное. Брезгует наверное даже.
  • Slevin_Kelevra 08.04.2021, 14:06
    яс.а.а, а вы забыли , как получили работники прокуратуры участки вне очереди? Вот вам и ответ. Знаменитый прокурор , который сейчас возбудился на одну не менее знаменитую женщину.
  • яс.а.а 08.04.2021, 14:09
    Fox06, а как земли в Сатале вдруг оказались у одного частника, который их продавал себе в карман?
  • яс.а.а 08.04.2021, 14:11
    Slevin_Kelevra, ну прокуратура и мвд они везде внеочередники по закону. Общая очередь не для них
  • we11 08.04.2021, 14:22
    Тут Бывший Мэр а ныне глава республики виноват
  • ОАЕ 08.04.2021, 14:33
    Стнг виноват, пусть оплатит расходы по переезду и по сборке дома. Иначе никак.
  • Xaifa1981 Коля 08.04.2021, 14:37
    Kicker42, это было в тайге во первых,тем более труба лежала больше 50 лет,а здесь на покровском тракте только 25 лет
  • Палица 08.04.2021, 14:37
    Переселите их уже, судя по фото там домишки очень скромные, неужели денег нет людей переселить!
  • серыйкардинал 08.04.2021, 14:39
    "... ПОПРОСИЛ ОСТАНОВИТЬ все судебные иски..." ))) Он что, поставил себя выше федеральных законов - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 02.10.2007 229-ФЗ "Об исполнительном производстве "? А как же права истца и взыскателя?
    Эти семьи, похоже, сами не без греха.
    Факт: постановление суда апелляционной инстанции вступило в силу. Мировое соглашение на стадии исполнения тут, наверно, невозможно в силу императивности требований промышленной безопасности.
    Странно, что не было проверок и возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц Ростехнадзора, газоснабжающей организации, Росреестра, мэрии, нет?
  • sakhaintek 08.04.2021, 14:42
    Ну Борисов как раз сдержал слово при нем вас оставили покое, хотя это был косяк тогдашней мэрии выдавшей вам участок. В 2018 власть сменилась в Республике. А в этом году сменилось руководство Сахатранснефтегаза им стал человек НАСа. Борисов и прежнее руководство Сахатранснефтегаза, по человечески входили в ваше положение, а НАС и новое руководство Сахатранефтегаз нет. Заголовок статьи не корректный. Не гоните на БЕА он как раз по человечески решал вопросы, а не бюрократически !
  • серыйкардинал 08.04.2021, 14:49
    Главный судебный пристав Республики Саха (Якутия) тоже, в свою очередь, пошел на нарушение закона, "приказав" "приостановить" судебным-приставам-исполнителям исполнительные действия, без законных на то оснований? Просто потому, что глава республики ПОПРОСИЛ ОСТАНОВИТЬ судебные иски, а кресло дороже закона об исполнительном производстве?
  • Malcontent 08.04.2021, 14:50
    Согласно конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а ни ценности компании миллиардера, необходимо газопровод по другому месту проложить!!!
  • Fox06 08.04.2021, 14:53
    яс.а.а, да, тоже чьи то темные делижки(
  • серыйкардинал 08.04.2021, 15:02
    antoha, в том-то и дело, что приставы не должны "сидеть" по указке, а то сядут.
  • серыйкардинал 08.04.2021, 15:05
    Не это ли называется коррупцией? Когда сам глава региона вмешивается в принудительное исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
  • ViaLeta 08.04.2021, 15:37
    А это здание ФСБ по радиусу вообще на все поле себе территорию забрали. Даже картошку копать нельзя. Какого х..а посреди города они там Делают???
  • Горожанин78 Дмитрий 08.04.2021, 15:37
    Борисов Е.А. был более социально-ориентированным Главой. Не когда не был его сторонником, но все же думаю есть различие...
  • Kicker42 08.04.2021, 15:38
    Xaifa1981, :) ну хорошо хорошо пусть через 25 лет взрываются, столб еще кто нить вбурит ,в трубу, туалетную яму там. нормально все. Вы со всем уважением иногда головой думаете?
  • NU2012 Хрюн Моржов 08.04.2021, 17:01
    Это Айсена косяк! Он мэром был, когда эти участки выдавали.
  • NU2012 Хрюн Моржов 08.04.2021, 17:02
    Вообще складывается ощущение, что этой статейкой хотят все стрелки с Айсена перевести на БЕА.
  • tirbege3 08.04.2021, 17:22
    ViaLeta, Земля ФСБ это оборона страны, контроль над воздушными просторами Якутии от ракет,военной авиации пиндосов.Так то я не был на этом участке,но ФСБшники там картошку наверное не сажают,загородные дома для себя не строят, или как?
  • Antanta85 08.04.2021, 17:29
    ОБендер, Айс
  • itavv Электрик 08.04.2021, 17:30
    Колодезников плати якт, они тоже хотят кушать!
  • Churchill 08.04.2021, 17:32
    Губернатор Егоров. Одно слово...
  • uranhai 08.04.2021, 18:12
    Получается дома Аржаковых частично стоит на запрещенной зоне. Получается, часть участка в разрешенной зоне. Может быть подумали, как участок перемежевать. Дом все таки попробовать перенести
  • Plmnbvcxz Drakon 08.04.2021, 18:27
    Айс,рано или поздно придётся отвечать,думаете улизнуть,кашу заварили теперь придётся расхлёбувать,мудрая пословица.были бы таои родственники по другому посмотрел бы на это.Думаете хорошо играете в футбол!!!
  • Valar_Morgulis 08.04.2021, 18:31
    bender1, кстати он отвечает за магистральные газопроводы. Ойуур Байбал позиционирует себя как депутат, который за людей, а не за чиновников. Так что обращайтесь к нему. Поможет.
  • шептун_смерти2 08.04.2021, 18:56
    Слова Егора Борисова оказались пустым звуком. как и сам человек.
  • moylogin21 мойлогин 08.04.2021, 19:31
    Plmnbvcxz, родственники чиновников в такое и непопадут в отличие от простых смертных
  • Xaifa1981 Коля 08.04.2021, 19:45
    Kicker42, эн ити тэрилтэ улэhитэ быhыылааххын,туох айыылаах комускэттин
  • kuznec495 08.04.2021, 20:09
    Слова и дела настоящего ил дархана ничего хорошего не сулят нам...
    Скажите, что сделал полезного наш великий деятель...
  • Зиманелето 08.04.2021, 20:19
    Давайте по порядку:
    1) Земли в Хатассах издавна были колхозно-совхозные. Это знают все старожилы этой деревни.
    2) Потом общую землю поделили на участки, но назначение не изменилось. То есть, для огорода и пастбища.
    3) Новые хозяева решили, что могут продать и продали участки.
    4) Те, кто приобрел, почему-то решили, что раз купили, то могут делать, что хотят. То есть, построили дома и стали жить.
    5) Газопровод лежит в земле и его никто никуда не перенесет. Труба уходит на другой берег. И не мешает коровам там кушать траву и расти картошке.
    6) Мэр предложил новые участки, но владельцы домов отказались. И теперь делают вид, что они страдальцы.
    7) Понятно, что аналогичный участок они больше не найдут. Но, это не даёт им право продолжать жить возле трубы.
    8) Суд вынес решение о запрете строительства и освобождение участков от строений.
    9) Что непонятного тем, кто продолжает нарушать закон о безопасности газопровода?
    10) Ждут Указа Ил Дархан о разрешении? Москва этого не простит и уволит его. Так как, у него нет таких полномочий.
    11) Газовикам нужно обозначить охранную территорию трубы и определить границы свободного доступа.
    12) Все вопросы исчезнут сразу. Хватит мусолить эту тему.
  • Tatiana20 08.04.2021, 20:20
    Какие жестокие. Ломают жизни людей. Вместо того чтобы компенсировать им потерянные участки и дома.
    Судитесь , обращяйтесь во все инстанции и федеральные и местные сми.
  • ViaLeta 08.04.2021, 20:38
    tirbege3, ЛЮДЯМ ЖИТЬ НЕ ДАЮТ В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ!!! ЖИТЬЯ ОТ НИХ НЕТ ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ!!!
  • NEROBOT Неробот 08.04.2021, 21:13
    Как всегда ер обманывает людей. Но люди всегда ведутся на ихние слова, как жаль.
  • Нелогичная 08.04.2021, 21:54
    Власть беззубая, только воровать умеют
  • мамзель 08.04.2021, 22:38
    And_, доступ к некоторым озерам полностью отрезаны,такие хорошие пляжи были раньше
  • jem777 08.04.2021, 22:39
    СТНГ пусть за свой счет переселяет людей! Не обеднеют, и так тарифы у них самые конские.
  • And_ 08.04.2021, 22:57
    мамзель, Абсолютно согласен. Бардак и беспредел полнейший с "распределением" земли и самозахватами! Но почему то ни прокуратуру ни иные проверяющие и контролирующие органы это совершенно не волнует..(
  • Антител Андрей 09.04.2021, 03:20
    При забооеве там все расппродали ,борисов наобещал как и все
  • Логинанет 09.04.2021, 06:35
    Rainboway, если охранная зона, почему СТНГ об этом с Земельным Департ-м ничего не сделали? Почему никто незнает, что там охранная зона? К домам подведен газ? Кто разрешил?
  • ведро 09.04.2021, 07:29
    Он был и есть ПУСТОЕ МЕСТО!
  • Вита76
    Мила
    09.04.2021, 08:11
    Nejdanov, насчет обмана жителей 17квпртала, не знаю, кого то выселили или снесли дом, оставили без квартиры, жители понесли материальные затраты? Или просто поверили в сказку? Тут другой случай, отсутсвие взаимодействия ведомств а страдает население. И главное из года в год повторяющееся ситуация, новый асфальт сдали, начинают работу газовики
  • Логинанет 09.04.2021, 09:07
    Вита76, вот, вот, такое впечатление будто каждое ведомство живет в другом госуд. Нет взаимосвязи, не смотря на цифру, электронку, интернет.
  • Nejdanov 09.04.2021, 09:22
    Мила, ну при любом кипише разрезать ленточки и селфиться. Дело до конца не довел же
  • Даганча 09.04.2021, 09:48
    Егор Афанасьевич что скажет?
  • Asdfghjkluiop Sa 09.04.2021, 15:24
    Общероссийский канал надо ещё показать этот беспредел,кто был в то время мэром,и кто сейчас ил дархан,как он издеватся над своими земляками своим народом Саха!!!!
  • Narsell Иван 09.04.2021, 16:03
    Удивляюсь как лижут пятую точку БЕА некоторые комментаторы)))
  • Rainboway Сергей 09.04.2021, 18:46
    До октября 2018 года власти могли обязать снести строения, возведенные недалеко от газопроводов. При этом осведомленность владельца об ограничениях не учитывалась.

    С 2018 года порядок изменили, и теперь сносить здания, построенные до введения ограничений, нельзя без компенсации для собственника.

    ВС объяснил, что решения, принятые до этих поправок, можно пересмотреть по новым обстоятельствам. Это значит, что владельцы снесенных уже зданий могут добиться компенсации.
  • Rainboway Сергей 09.04.2021, 18:46
    Верховный суд РФ так сказал
  • Показать скрытые комментарии. Возможно, спам. (3)
  • Эргин 08.04.2021, 11:57
    kimbiler, конечно виноват СТНГ, если бы во время бы поставили на обременение, люди бы при приобретении участка бы уже знали, что там строить нельзя.
  • каат 08.04.2021, 13:05
    но надо же как то решать.. людям компенсировать.сколько же можно сидеть на порохе...!!
  • Правдиво Правдиво 08.04.2021, 20:20
    Надо решить проблему, а то живут незнают что делать дальше, ни ремонта, ни постройки, ни огорода ничего. БЕА а вам слабо решать? Что скажете? Перед простым народом? С маленькими детьми куда? Может сами построите дом рядом с кладбищем?
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Обратная связь