Молодой режиссер Никандр Федоров — о премьере фильма «Потанцуй со мной» и ностальгии по детству

Молодой режиссер Никандр Федоров — о премьере фильма «Потанцуй со мной» и ностальгии по детству

News.Ykt.Ru продолжает рубрику «Лучшее за 2021 год: выбор редакции» и предлагает вам вспомнить лучшие материалы прошедшего года.

Эта статья посвящена кинокартине 25-летнего режиссера Никандра Федорова «Миигин кытта үҥкүүлээ» («Потанцуй со мной»), которая вышла на экраны 25 марта прошлого года. Кстати, вы можете посмотреть фильм по этой ссылке на AfishaYkt.

О премьере своего первого полнометражного фильма режиссер рассказал News.Ykt.Ru.

Романтическая мелодрама была снята при поддержке продюсера Семена Шишигина, известного по картине «Нет бога, кроме меня». Пример Никандра может и должен вдохновить молодежь, что настойчивый труд и упорство могут привести когда-нибудь к большой премьере собственного полнометражного фильма, отметил продюсер в комментарии News.Ykt.Ru.

https://www.youtube.com/watch?v=7fcEiTrGPNI

Официальный трейлер фильма «Миигин кытта үҥкүүлээ» («Потанцуй со мной»)

Никандр, o чем твой фильм?

— Это история первой, чистой юношеской любви. Сценарий я написал еще в 2017 году, в год окончания колледжа культуры. Мне было 22 года, тогда ко мне пришло осознание, что детство кончилось. Захватила такая тоска, что оно больше не вернется, не будет таких же искренних чувств, искренней связи. Меня накрыла ностальгия, и я написал сценарий, скучая по временам, когда мы с друзьями гоняли на велосипеде по деревне, играли во дворе, купались, испытали первую любовь. 

Это биографический фильм?

— Нет. Линия любви не основана на личном опыте. Это просто сценарий. Тем не менее волей-неволей в картину все равно входит твой личный опыт, ничего с этим не поделаешь. В «Потанцуй со мной» есть мысль, что все в этой жизни имеет конец, никогда не повторится и не вернется. Первая любовь тоже в это входит. Несмотря на это жизнь продолжается, и впереди ждут не менее яркие и счастливые моменты. 

Для общества ты человек новый. Расскажи, кто такой Никандр Федоров? Каким было твое детство? Вероятно, оно было счастливым?

— Да, конечно. Если бы было иначе, я бы сейчас не готовился к премьере. Мне кажется, я до сих пор не хочу его отпускать. Мое детство прошло в селе Бейдинга Усть-Алданского улуса. В духовном смысле я очень близок с родиной и уверен, что всегда буду туда возвращаться. 

Мой отец Андрей Васильевич Федоров — тренер по легкой атлетике, мастер спорта. Ему 63 года, и он до сих пор тренирует детей. За годы работы воспитал множество мастеров спорта. Одним словом, молодец. Он никогда не навязывал мне занятия спортом. Всегда давал свободу в этом плане и поддерживал мои увлечения. Именно благодаря ему я понял, что в жизни буду заниматься только тем, что люблю. Мне всегда казалось, что он вовсе не работает. Никогда не слышал от него, что он устал, ненавидит работу, поскорее хочет уйти в отпуск. Он для меня пример. 

К сожалению, мамы не стало после шестого класса. Как рассказывали люди, она утонула, пытаясь вытащить из воды мою младшую двоюродную сестру. В итоге они вместе пошли ко дну. После ее гибели я будто очнулся, началось переосмысление жизни, а до этого я словно был дурачком. Я отчетливо помню день трагедии, и, кажется, именно в тот день я стал режиссером. Конечно, тогда я этого не понимал, да и профессии такой не знал. Это осознание пришло позже, когда я уже вырос. 

Лето, полдень, мы — ребят 20 — поехали на велосипедах купаться в место под названием Анапа, которое находится за пределами деревни. Я побежал впереди всех к воде и нечаянно наступил на птичье гнездо. Мать улетела, и остались два птенца. Помню, подумал: «Так странно, она что, не вернется?» Стою, жду, а она так и не прилетела. Позже во время купания мне резко захотелось домой. Выхожу из воды, пытаюсь уйти, а мои друзья не дают мне этого сделать. Мне кажется, они уже были в курсе и не хотели отпускать, но я все-таки ушел. И вот я иду и впервые в жизни начинаю присматриваться к природе. Все было таким интересным. Отчетливо помню ветер, движения деревьев, помню воздух, который стал каким-то другим. Еду в сторону деревни, выхожу после поворота на нашу улицу и вижу возле дома полицию и скорую. Я сразу понял: все, вот оно. 

Что было потом? Как ты в итоге стал режиссером?

— После ухода мамы я начал смотреть много фильмов, аниме, слушал музыку. Обожал Linkin Park и, будучи абсолютно неспособным, решил научиться играть на гитаре. У меня не было ни слуха, ни таланта. Я учил один простой бас целых два года. Мне кажется, я разочаровал своего преподавателя Ивана Иннокентьевича как никто другой. Вы не представляете, сколько нервов я потратил, но все-таки научился с горем пополам играть и даже попал в группу. В 10 классе я впервые вышел на сцену в качестве певца. Однажды даже выиграл номинацию на каком-то конкурсе. Я был тогда очень рад и подумал: «Я певец! Надо же!» (Смеется) Я поверил в себя. 

После школы я поступил на музыканта и певца в Педколледж Якутска. Думал: все, теперь остается провести лето дома и вернуться осенью на учебу. Но все изменилось, когда я встретил друга, который сказал, что идет в колледж культуры поступать на режиссера. Тогда я, конечно, уже знал о такой профессии и к тому времени пересмотрел кучу фильмов. Я решил, что схожу с ним. 

Отбор был сложнейшим, мне было очень трудно. Я в жизни не читал монологи, не знал стихи, даже не понимал, что такое басня, а мне говорят: расскажи басню. Помню, от волнения привел определение слова «басня». Мне кажется, члены комиссии подумали, что я тупой. Многие были против моего зачисления, но я поступил благодаря моему куратору Саргылане Ивановне, которая поверила в меня. Даже не знаю почему. Только после зачисления у меня началось саморазвитие. В школе я не был активистом, плохо учился. На первом курсе прочитал свою первую большую книгу. Мое окружение, творческие люди вокруг очень сильно меня вдохновляли и заряжали. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься.

На втором курсе я решил, что хочу стать не театральным, а кинорежиссером. Тогда же начал писать сценарий фильма «Оҕо саас», который должен выйти в декабре этого года. Если в фильме «Потанцуй со мной» есть драма, любовная линия, то «Оҕо саас» — это полностью детский фильм, основанный на моих воспоминаниях. В нем рассказывается о мальчике, который сломал свой велосипед и из-за страха, что мама разозлится, убегает из дома и переживает различные приключения. В 2015 году я выпустил первую короткометражку «Спасибо за любовь», затем была другая — «Розыгрыш». Мне, конечно, немного стыдно за свои первые работы, но надо же с чего-то начинать. (Смеется)

В колледже я познакомился со своим другом, оператором-постановщиком «Оҕо саас», «Потанцуй со мной» Андреем Егоровым. Он был курсом выше. Я считал его толковым парнем, знал, что он хочет снимать фильмы, и всегда за ним бегал. Попросил помочь с первой короткометражкой, он сразу согласился. Мы искали по городу интересные локации, говорили о кино, но поработать вместе так и не удалось. Не сложилось. Но зато наши пути сошлись позже, и сегодня у нас на счету много совместных проектов.

Первый колоссальный опыт работы я получил у земляка, кинорежиссера Михаила Лукачевского. Тогда же после второго курса я достал его номер и написал ему официальное письмо: «Здравствуйте, я, Никандр Федоров из Усть-Алданского улуса, хочу стать режиссером...» и т.д. (Смеется) Он оказался человеком простым, сразу перезвонил и назначил встречу. Сказал, что начинает работу над сериалом «Ыллыктар», и позвал помощником режиссера. Я был дико рад, взволнован и с радостью согласился. В проекте также участвовали Семен Аманатов и Любовь Борисова. Именно у них я набрался большого опыта, увидел, как работают профессионалы своего дела. Многому хотел научиться у Миши, он тогда, видимо, почувствовал, что я от него чего-то жду и сказал: «Никандр, я не буду тебя ничему учить. Смотри, наблюдай и учись сам, я тебе не учебник». В общем, обратился как мужчина к мужчине. Я, конечно, его понял и принял его слова. Семен, в свою очередь, был совсем другим. Он был как отец, он научил меня, как обращаться с техникой. Я тогда даже штатив не умел ставить. А Люба дала мне колоссальный опыт по написанию сценария. У нее всегда все было по полочкам, с толком и расстановкой. Я до сих пор у них чему-то учусь при каждой встрече.

После колледжа я решил поступить во ВГИК. Меня тогда поддержало множество людей, и я поехал в Москву, но не поступил. (Смеется) Прошел творческий этап, но облажался на русском языке. С первых секунд в здании института мне стало не по себе. Например, в колледже культуры я сразу почувствовал, что это мое. Был уверен, что я на своем месте, а там было некомфортно. Может, это и к лучшему. Может, нет. Но я сейчас рад, что не поступил в киношколу. Рад, что мне не поставили своего рода штамп, и я остался со своим мировоззрением, мыслями и идеями. У нас с Андреем в этом плане много общего, мы понимаем друг друга с полуслова. Иногда и говорить незачем. У нас много крутых идей.

Очень понравился саундтрек в трейлере «Потанцуй со мной». Чья это песня?

— В трейлере звучит песня Роберта Анхарова. Он тоже учился в колледже культуры. В прошлом году во время февральских съемок мне сказали, что он записал новую песню. Я послушал и сразу полюбил ее с первых нот. Даже успел увидеть картину: девушка, парень, оба из бедной семьи, парень старается, работает ради семьи... Захотел снять клип, но потом додумался, что песню можно включить в кино. Роберт с радостью согласился. Эта песня, мне кажется, стала заглавной в нашем фильме. Также в фильме звучат три песни группы Sobo. Очень нравится их творчество. Вообще, я постарался включить все свои любимые песни. 

Расскажи о главных героях фильма. 

— Айтал Слепцов и Саина Иванова также учились в колледже культуры, были меня курсом младше. Я всегда показывал и давал читать сценарий Айталу. Можно сказать, заранее готовил его к роли. Саина сперва согласилась на роль, но потом отказалась из-за большой ответственности. Мы искали и нашли другую девушку, но та отказалась от участия прямо перед выездом на съемки. Айтал сразу позвонил Саине, и она с радостью дала свое согласие. Я очень рад, что все так сложилось и что именно она сыграла роль Сайсары. 

Саина — красивая, нежная, хрупкая, одновременно сильная духом девушка. За время двухлетних съемок я ни разу не слышал от нее, что она устала. Никогда. Съемки — дело не из легких. Вечно что-то ждешь, таскаешь, нюансов и работы очень много. Она работала наравне с нами, парнями. Кормила, убирала после всех посуду, а потом подходила и спрашивала, что делать дальше. И это при том, что я ни рубля никому из них не дал. Все работали бесплатно. 

Бесплатно?

— Да. Поэтому я никогда не говорю, что это мой проект. Это наш общий фильм. За два года мы стали как семья. Я начал съемки на свои карманные деньги, а потом, когда они быстро закончились и надо было кормить 20 человек, помог Андрей. На следующий день помог Айтал, затем Филик, Саина и другие члены команды. Оказывала поддержку и администрация Намского улуса. Мы всегда в течение дня жевали хлеб, а потом жестко уставшие засыпали на матах. Всегда с улыбкой вспоминаю эти дни. Так, на свои силы и средства мы отсняли 50% фильма. 

В какой деревне снимали фильм?

— В селах Никольский и Хамагатта. По идее, я хотел снять фильм в Бэйдинге. Но так как денег особо не было и надо было каждый раз перевозить целую съемочную группу через реку, мы выбрали близлежащие локации. Нам надо было быть мобильными. Тем не менее я постарался внедрить в фильм много аналогов со своей деревней. Надеюсь, земляки их заметят. 

Снимали фильм почти два года. На самом деле, он мог выйти уже в прошлом году, но помешала пандемия. Из-за ограничений не могли отснять массовые сцены: не открывали школу, не допускали скопления людей. На самом деле, я рад, что так вышло. Мы многое додумали и довели до ума. 

Когда мы отсняли 50% фильма, в кинотеатре «Лена» организовали встречу якутских кинематографистов. Нас тоже позвали, сказали, что там можно найти инвесторов. Так и случилось. Нас заметил и поддержал продюсер Семен Шишигин. Он вложился в фильм, но никогда не лез в творческий процесс. В его глазах мы видели полное доверие. Благодаря его поддержке фильм сразу стал весомым, пришло осознание, что проект все-таки завершится. 

Семен Шишигин, продюсер:

— На сцену один за другим выходили авторы фильмов, рассказывали о своих проектах. Вышел и Никандр. Совсем молодой режиссер. Показал нарезку из отснятого материала своего дебютного фильма «Миигин кытта үҥкүүлээ». Я про себя отметил отменное качество, некую даже академичность кадров и сцен, в стиле фильмов 80-х годов прошлого века. Понравилась уверенная и яркая игра молодых актеров и то, что эти актеры были новыми лицами в якутском кино. И я был абсолютно уверен, что Никандр является членом команды какой-нибудь успешной кинокомпании, настолько профессиональными мне показались кадры из его фильма. На этом первое знакомство и закончилось, но я его запомнил. Через пару дней мне позвонил Георгий Николаев, главный менеджер кинотеатра «Лена». «Ты обратил внимание на Никандра? Он ищет продюсера, и ему нужна поддержка. Фильм отснят на 50%. Парень толковый. Рекомендую это сделать!» — достаточно настойчиво предложил Георгий и сказал, что уже дал мой номер телефона Никандру. Самое интересное, практически сразу позвонила Сардана Саввина, мы с ней продюсировали «Нет бога, кроме меня». «Мне звонил Никандр Федоров. Ему нужен продюсер, чтобы закончить свой фильм. Ты сможешь взять его?» — спросила она. «К мнению двух авторитетов надо прислушаться», — успел подумать я, принимая скорый звонок от Никандра. Я попросил его подготовить к просмотру то, что отснято. Когда увидел материал, познакомился лично с Никандром, с его другом-единомышленником, оператором фильма Андреем Егоровым, я даже не стал читать сценарий, просто попросил буквально в двух словах рассказать, о чем фильм, сразу сказал, что поддержу проект. Настолько мне понравилась их энергия, преданность своему фильму, фанатизм в работе и настоящий профессионализм, несмотря на молодой возраст. Сейчас на финишной прямой, накануне премьеры нашего фильма, могу сказать, что пример Никандра может и должен вдохновить нашу молодежь, что настойчивый труд и упорство могут привести когда-нибудь к большой премьере собственного полнометражного фильма. 

— Я не считаю себя талантливым. Я видел много по-настоящему талантливых людей, и мне пока до них далеко. Но я точно знаю свои сильные стороны, знаю, что люблю кино больше всего в жизни, и хочу заниматься только этим делом, пока есть желание. Мой главный духовный учитель — Андрей Тарковский. Я прочитал все его книги, послушал все лекции и согласен с ним во всем. Он сказал: кино может снять каждый, важно отвечать за него морально и духовно. 

Как ты это понимаешь?

— Надо быть искренним, вложить в фильм частичку чего-то личного. Вы не подумайте, я не сравниваю себя с Тарковским. Я люблю более легкие фильмы. Обожаю Роберта Земекиса и его фильмы «Назад в будущее», «Форрест Гамп». Как режиссер я хочу снимать подобные фильмы. Легкие, но со смыслом, на грани научной фантастики. Я многому учусь, смотря западные фильмы. «Манчестер у моря», «Одержимость», «Нефть», «Патерсон» и «Титаник» — это фильмы, которые меня потрясли. Первый якутский фильм, который меня впечатлил, это «Ол сайын». Даже сейчас могу всплакнуть в кадре, где заключенный убивает собаку. Для меня это было потрясение, этот фильм до сих пор дает мне силу и вдохновение. 

Как ты думаешь, почему во всем мире обсуждают феномен якутского кино?

— Это факт, который невозможно отрицать. Если раньше нас считали только оленеводами, то сейчас по сравнению с другими странами мы только начинаем держать в руках камеру и показывать свою культуру и язык. Миру это в новинку, они только начали знакомство с нами. Немаловажно и то, что наши делают свое дело с огромным желанием, энтузиазмом и любовью, что не может не дать свои плоды. Не секрет, что ближе к центру большинство работают только ради денег. Говорят, на съемочной площадке есть огромное количество людей, которые просто ходят без дела. Даже есть человек, который, грубо говоря, передвигает чашку, а остальные все сидят и ждут, пока он это сделает. Наши никого не ждут и все делают сами. 

Сбылась ваша мечта. По всему городу развешаны плакаты фильма. Как ощущения?

— Самые лучшие. Лично я всегда мечтал увидеть, как вешают плакаты. Мы с Андреем не могли упустить этот исторический для нас момент и поехали смотреть, как это делают в «Синема-центре» и «Лене». Это было круто и незабываемо. 

Ты кому-нибудь посвящаешь фильм, например маме?

— Нет. Мне кажется, нет смысла посвящать фильм человеку, которого нет. Это можно сделать и подумать про себя. 

Конечно, я очень по ней скучаю. В моих фильмах есть моменты, которые связаны с мамой. Но они выходят не намеренно, а случайно. Замечаю я это только потом. Ее уход оставил большой след в моей жизни. Она была очень дисциплинированным человеком, всегда учила меня порядку, быть опрятным. Она очень старалась ради меня. Любила моих друзей, всегда разрешала нам играть в нашем дворе и дома, угощала нас вкусностями. Считаю, что именно она закалила мой характер, дала мне воспитание. Расстраивает, что с годами воспоминания стираются и я начинаю ее забывать. Очень хочется посидеть с ней и поговорить. До сих пор грустно, что я никогда не произнесу слово «мама», не позову ее и она не выйдет ко мне из комнаты, как раньше. Кстати, она очень быстро ходила, двигалась, а я вечно уставал, пытаясь за ней успеть. (Смеется) Она была очень активной. Сейчас она чем-то напоминает современных мамочек, которые сильно опекают своих детей. Да, я был маменькиным сыночком. (Смеется)

Мой отец, в отличие от нее, человек спокойный. Мы прекрасно понимаем друг друга. Он никогда не говорит громких слов, просто помогает делом. Мне сейчас 25 лет, а он до сих пор помогает мне финансово в силу своих возможностей. Он женился, они с супругой меня поддерживают, всегда встречают дома с накрытым столом. Также у меня есть старший брат, ему 33 года. Женат, двое детей. Он сперва не понимал, чем я занимаюсь, переживал, скорее всего, но потом смирился и сейчас тоже поддерживает. 

25 марта премьера твоего первого фильма, в декабре выйдет второй полнометражный фильм «Оҕо саас». Над чем ты еще работаешь?

— Работаю над сценарием нового фильма. Это будет научная фантастика, постапокалипсис, однако тема ностальгии там тоже есть. Хочу в этом фильме поднять более глобальные проблемы, тему веры, человеческих отношений. Вообще, я хочу создавать фильмы для обычного зрителя, не ради наград. Надеюсь, что каждый найдет в них что-то свое. 

На каком языке ты пишешь свои сценарии?

— Только на якутском. Не могу читать сценарии на русском языке. Лично для меня это как-то неестественно. Но для участия в конкурсах приходится переводить, ненавижу это дело. (Смеется) Может, поэтому я не могу нигде выиграть, не умею передавать свои мысли. Большое влияние на меня оказало творчество якутского писателя Николая Лугинова, особенно его произведения «Кустук» и «Суор». 

И, видимо, именно поэтому мы записываем интервью на якутском языке. Постараюсь как можно четче передать твои мысли. Что бы ты хотел передать зрителям перед премьерой?

— Цените настоящее, ведь все имеет свой конец. Не грустите, несмотря на плохие моменты, даже после них обязательно будет зарождение чего-то нового и хорошего. 

Не хочу, чтобы меня неправильно поняли. Да, я ностальгирую, снимаю про это кино, но я не живу прошлым. Я счастлив, люблю свою жизнь и наслаждаюсь ею. Мои воспоминания — это источник вдохновения. Возможно, через пять лет, когда мне будет 30, я вспомню свои 25 и захочу что-то написать. Вспомню, как начиналась моя карьера, как мы с друзьями готовились к премьере, как сидел и давал тебе интервью. 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: 126
Это интересно
Обратная связь