В Якутии презентовали уникальную находку — хорошо сохранившегося шерстистого носорога

Больше недели назад в Якутск по автозимнику был привезен ценный экспонат — туша древнего шерстистого носорога. Пока имени у него нет, ученые между собой зовут его Абыйский. Об исключительности находки и будущих исследованиях с международным участием рассказали в Академии наук Якутии.

Туша шерстистого носорога была обнаружена в августе 2020 года в Абыйском улусе на берегу правого притока Индигирки реки Тирехтях. Напомним, здесь в разное время были обнаружены пещерные львы и маленький шерстистый носорог, получивший имя Саша. Свежее палеонтологическое открытие сделала бригада ООО «Ефимов и партнеры», это местная компания с лицензией на добычу ископаемых. Как рассказал один из авторов находки, житель Абыйского улуса Александр Саввин, в этой местности они работают с учеными почти 7 лет.

Александр Саввин, один из авторов находки

«Обычно пешком ходим по рекам, обрывам, где идет оттайка ледников, так мы ищем останки животных. Во время одного из рейдов нашли такой обрыв, увидели шерсть. Сперва думали, что животное маленькое, но через два дня оттаяло сильнее, и оказалось, что это целая большая туша. Определили, что это шерстистый носорог. Сообщили ученым, начали копать. С момента обнаружения и до помещения животного в „холодильник“ (искусственный ледник — прим. ред.) прошло полмесяца. Он там лежал, пока зимник в Якутск не открылся», — рассказал он.

Одним из первых доисторического зверя осмотрел ведущий научный сотрудник отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук Республики Саха (Якутия) Валерий Плотников. Он отметил, что первое взвешивание показало, что носорог весит больше 200 килограммов с учетом льда и грунта. Реальный вес млекопитающего можно будет узнать только после полной оттайки.

«По зубам мы предварительно определили, что ему было 3-4 года, подростковый возраст, — отметил он, — сохранность уникальная, он практически полностью сохранился: шерсть, уши, глаза, гортань. Надеемся, что и половые органы, чтобы быстрее определить пол. Левая сторона сохранилась не очень хорошо — она разорвана. Носорог был довольно упитанный, есть жировой слой, который уже превратился в порошкообразную субстанцию. Шерсть длинная, иногда достигает около 30 сантиметров, по цвету она местами коричневая, местами желтая. Скорее всего, сохранились язык и мозг. Если будет необходимо, сделаем трепанацию черепа, опыт работы с такими экспонатами есть. Сохранился даже хвост, правда, кончик отломился. Авторами находки было собрано довольно много экскрементов, поэтому у нас очень большой информативный материал для реконструкции климата того времени».

Шерстистый носорог. Реконструкция из музея-театра «Ледниковый период»

Ранее находок шерстистого носорога такого возраста не было в мире. Первая находка представителей этого вида датируется 1907 годом, когда два древних носорога были обнаружены на территории современной Украины. Но они лежали в соляных шахтах, отчего шерсти на них практически не осталось. Остальные, по словам ученого, были найдены на территории Якутии. В 2007 году на Нижней Колыме была найдена туша взрослого носорога, но также без шерсти. В центральной части республики на территории с. Диринг ученым улыбнулась удача: у чурапчинского носорога нога оказалась мумифицирована, сохранились мягкие ткани и полный скелет. В 2015 году в Абыйском улусе был найден носорожек Саша, которому оказалось всего месяц-два от роду, у него не сохранились внутренние органы, только нога и голова, шкура с шерстью. Его «земляк» — практически полностью сохранившаяся туша с копытами.

Имени у доисторического носорога еще нет, его выберут после того, как будет определен пол. Пока же ученые дали ему рабочее название Абыйский.

«Любая подобная находка по-своему уникальна, потому что это мумифицированный труп ископаемого животного, которое обитало на территории нашей республики и севера Евразии более 10-15 тысяч лет назад. Это представитель так называемой мамонтовой фауны — шерстистый носорог, который был приспособлен к холодному климату Ледникового периода. Был достаточно широко распространен. Но эти животные не были многочисленны, они не образовывали большие стада, как, например, мамонты. В связи с этим находка их останков более редка, чем мамонтов. Такие крупные находки дают много информации не только для палеонтологов, но и для палеогеографов, палеоэкологов», — считает Геннадий Боескоров, главный научный сотрудник Академии наук республики и Института геологии алмазов и драгоценных металлов СО РАН.

Окончательно размораживать редкий экспонат будут только непосредственно перед исследованиями. Лишняя разморозка и заморозка могут повредить тканям и клеткам. Ученые уже взяли первые пробы — к примеру, шерсть для изучения ДНК. Сейчас планируют прописать программу комплексных исследований, которые позволят изучить ископаемое животное с разных сторон, начиная от ДНК, тканей, клеток, внутренних органов. Часть исследований начнется уже в этом году, но, к примеру, радиоуглеродная датировка для уточнения возраста может занимать по полгода-год.

«Планируется вскрытие. Пригласим паразитологов, чтобы выяснить, какие паразиты у этих ископаемых животных были. Эти исследования могут помочь выяснить родственные связи с современными носорогами. Кроме того, привлекаются специалисты по генетике, так как сохранность тканей в мерзлоте позволяет изучать ДНК этих животных на клеточном уровне. Цитологические и гистологические исследования, которые всегда проводятся при изучении ископаемых животных. Многие исследования мы можем провести силами якутских ученых, но, конечно, не обойдемся без российских специалистов, к примеру из Палеонтологического института и Института эволюционной морфологии и экологии животных, с которыми уже ведутся переговоры. Также некоторые иностранцы выразили живой интерес к участию в этих исследованиях», — отмечает Геннадий Боескоров.

Среди ученых с мировым именем, проявивших большую заинтересованность в проекте, профессор Лав Дален из стокгольмского Музея естественной истории, не так давно он принимал участие в изучении другой находки — древнего абыйского волка. Профессор Наоки Сузуки из Института обработки высокоразмерных медицинских изображений в медицинской школе Токийского университета, который давно сотрудничает с якутскими коллегами, готов провести томографию внутренних органов шерстистого носорога, чтобы узнать состояние черепа, а также расположение костей и жира. Ученые из Польши хотят изучать растения, застрявшие в зубах носорога. Как пояснил Валерий Плотников, латинское название этого вида Coelodonta antiquitatis, где первое слово значит «полый зуб». Из-за особенностей строения в щелях их зубов застревают остатки пищи. Это исследование даст информацию о растениях, которыми животное питалось. Большая международная научная группа для комплексных исследований будет формироваться под эгидой Республики Саха (Якутия).