Сорванные «зеленые рейсы», работа авиакомпаний в долг, «угрозы» министру финансов — как решается проблема завоза продуктов в отдаленные северные села в Якутии

Сорванные «зеленые рейсы», работа авиакомпаний в долг, «угрозы» министру финансов — как решается проблема завоза продуктов в отдаленные северные села в Якутии

Скандал с сорванными «зелеными рейсами» дошел до высших эшелонов власти, и только после этого начали предприниматься какие-то шаги для решения проблемы.

Напомним, в начале декабря стало известно, что ежегодные вертолетные рейсы «Якутоптторга» из райцентров арктических районов до отдаленных поселений в этом году не будут производиться. Жители отдаленных сел остались без свежих фруктов, которые доступны им буквально раз в год — под Новый год.

Как ранее сообщалось, проблема была в недостаточном финансировании — из-за изменения схемы логистики завоза «Якутоптторг» не смог сэкономить достаточно средств для оплаты вертолетов. Об этом предприятие заявляло еще осенью. Но правительство не предоставило дополнительных средств из бюджета, сославшись на тяжелую ситуацию во время пандемии коронавируса.

Вопрос начали решать лишь в декабре после многочисленных обращений и жалоб жителей северных районов. Было проведено несколько совещаний, по результатам которых было решено, что из резервного фонда правительства Якутии на эти цели будет выделено 25 миллионов рублей.

«Ориентировочно до конца этого месяца завезём 77 тонн расширенного ассортимента — фрукты, овощи, молочную продукцию и колбасные изделия», — пообещал 10 декабря Алексей Колодезников.

17 декабря глава Аллаиховского улуса Яков Елисеев в телефонном разговоре подтвердил News.Ykt.Ru, что «зеленые рейсы» ожидаются в скором времени.

— Рейс обещают 22 декабря, в тот же день вертолеты должны полететь в отдаленные села Чкалов, Нычалах и Оленегорск. Должны привезти шесть тонн овощей, фруктов и скоропортящихся товаров, еще две тонны возьмут из Чокурдаха. У нас уже начали перепроверять заявки на следующий год, уточнять потребности. А так сейчас в отдаленных селах есть только первоочередной набор продуктов: мука, сахар, продукты длительного хранения.

Глава села Оленегорск Галина Кривошапкина рассказала, что свежие фрукты по приемлемой цене жители села видят раз в год.

— Фрукты и овощи нам возит только «Якутоптторг». И если овощи завозили еще осенью в навигацию, то свежие фрукты привозят только вертолетами раз в год. Сейчас в соцсетях распространяется фото испорченной картошки из Оленегорска. Скорее всего, этот картофель еще с сентябрьского завоза, уже три месяца прошло. Свежей картошки нам еще не завозили.

В министерстве сельского хозяйства республики выпустили релиз, в котором говорится, что на момент доставки в Аллаиховский улус картофель был надлежащего качества. В ведомстве отметили, что в Оленегорске отсутствуют условия качественного хранения картофеля и овощей.

«Если картофель употребляется в течение длительного срока, то он требует соответствующих специализированных условий хранения. Такие условия хранения АО „Якутоптторг“ в своих филиалах на данный момент обеспечить не может. Поэтому мы ставим вопрос о необходимости строительства в арктических улусах логистических центров со специализированными овощехранилищами», — сообщил заместитель министра сельского хозяйства республики Василий Афанасьев.

Консигнатор «зеленых рейсов» в Оленегорске Татьяна Васильева занимается ими уже четвертый год.

— «Зеленые рейсы» у нас раньше стабильно выполнялись раз в год — под Новый год. Для сельчан это единственный шанс порадовать детей фруктами и отпраздновать Новый год не по заоблачным ценам. Все остальное время года за фруктами и овощами нам приходится ездить в районный центр, их продают коммерсанты, и цены, конечно, соответствующие. А на «зеленом рейсе», допустим, огурцы стоят 250 рублей за килограмм, и для нас это очень хорошо. Картошка — 80 рублей, бананы — 210 рублей, яблоки — 250 рублей, яйцо — 10 рублей за одну штуку. Поэтому мы всегда с нетерпением ждем «зеленый рейс».

Первый заместитель генерального директора АО «Якутоптторг» Сайдам Степанов 17 декабря рассказал, что работа по «зеленым рейсам» уже начата.

— Мы уже начинаем дополнительные авиа- и вертолетные рейсы. Сегодня вылетел первый самолет в Булунский улус и далее вертолет в поселок Таймылыр. Рейсы будут выполнять авиакомпании «Полярные авиалинии» и «ИрАэро», всего запланировано 26 рейсов. Будет доставлено около 77 тонн расширенного ассортимента социально значимых продовольственных товаров.

Между тем, в соцсетях распространяется фотография гневной резолюции, подписанной главой Якутии Айсеном Николаевым в адрес премьер-министра Андрея Тарасенко и министра финансов Валерия Жондорова.

«Срочно решить вопрос по зеленым рейсам. Иначе министр финансов сам окажется в Андрюшкино на Новый год», — говорится в записке.

Однако министр финансов Валерий Жондоров в комментарии News.Ykt.Ru отметил, что проблем нет.

— Организовать «зеленые рейсы» под силу и нашим авиакомпаниям, и Минсельхозу. И эту задачу они уже выполняют. А с оплатой определимся, — сказал он.

Тем временем источник News.Ykt.Ru сообщил, что «зеленые рейсы» авиакомпании пока совершают в долг из-за проблем с выделением бюджетных средств из резервного фонда республики. Авиакомпании получили гарантийные письма об оплате от «Якутопторга» и правительства республики и выполняют рейсы за свой счет.

Фото в анонсе: пресс-служба АК «Полярные авиалинии»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: -80
Это интересно
Обратная связь