Сравнение двух катастроф «Суперджета» дало поразительные выводы

Сравнение двух катастроф «Суперджета» дало поразительные выводы

Авиакатастрофы «Суперджета» в «Шереметьево», где 5 мая 2019 года погиб 41 человек, могло и не быть, если бы были сделаны своевременные выводы из аварии этого самолета в октябре 2018-го в Якутске. Так считает ряд авиаэкспертов, ознакомившихся с отчетом Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию авиапроисшествия в Якутии.

Отчет опубликован лишь сейчас, спустя два года после тех событий. Но и теперь, уверены специалисты, он способен многое прояснить в деле шереметьевской катастрофы и судьбе летчика Дениса Евдокимова, которого суд обвиняет в гибели пассажиров.

Вместе с экспертами «МК» изучил якутский отчет и попытался ответить на вопрос: почему жесткая посадка «Суперджета» в октябре 2018-го, которая лишь по счастливой случайности не привела к гибели людей, не смогла предотвратить трагедию в «Шереметьево»?

Сгоревший «Суперджет» в «Шереметьево». В огне погиб 41 человек.

Так что же произошло в октябре 2018-го в Якутске?

В ночь с 9 на 10 октября 2018 года в аэропорту Якутска на посадку шел самолет SSJ-100 (модель RRJ-95B) авиакомпании «Якутия». Взлетно-посадочная полоса (ВПП) была обледеневшей. Кроме того, часть ее на тот момент ремонтировалась. Аэродромные службы передали экипажу неверную информацию о состоянии полосы, в результате чего самолет не смог вовремя затормозить, выкатился туда, где шел ремонт, наткнувшись на бетонное препятствие высотой 40 см.

От удара у SSJ-100 отлетели основные опоры шасси, повредив топливные баки в районе заднего лонжерона, где крепится цилиндр выпуска-уборки шасси. На топливных баках образовались трещины, откуда полилось топливо.

Через год, в мае 2019-го, практически то же самое случилось в «Шереметьево». Только в Якутске никто не погиб, так как не было пожара. А в «Шереметьево» в огне заживо сгорели люди.

Сегодня, после того как был обнародован отчет комиссии МАК по якутской аварии, уже можно утверждать, что люди тогда уцелели чудом. В отчете представлена фотография, на которой видно, как спустя два часа после случившегося топливо все еще продолжает течь из правого крыльевого бака. То есть оно лилось постоянно: и когда самолет катился по полосе, и когда уже стоял, пока из него эвакуировали пассажиров…

В отчете об этом сказано кратко: «…комиссия пришла к выводу, что опасность пожара существовала. Фактически пожар не возник из-за отсутствия источника зажигания».

Проще говоря, пассажиров спас лед. Самолет не загорелся лишь потому, что в условиях холодной якутской осени он выкатился на обледеневшую полосу, где сломанные стойки шасси бились не о бетонку, высекая трением искры, как в «Шереметьево», а об лед. Он не давал образоваться «источнику зажигания», который мог воспламенить разлившееся топливо.

Течь топлива из правого крыльевого бака. Снимок сделан через 2 часа после аварии. Фото из отчета МАК 

Слабое звено

Сразу после объявления результатов расследования аварии в Якутске Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) распространила сообщение, в котором говорится, что комиссия МАК якобы не имеет никаких претензий ни к самому SSJ-100, ни к методам его сертификации. А потому ничто не мешает его дальнейшей эксплуатации.

Честно говоря, эти выводы многих поставили в тупик. Такое впечатление, что в ОАК либо не умеют читать, либо для «эффективных менеджеров» этой структуры язык авиационного документа оказался слишком сложным для понимания?

А между тем расследователи комиссии МАК в своем отчете по якутскому ЧП раскрыли ряд важных технических подробностей, касающихся и самолета, и условий его сертификации, что, безусловно, делает этим людям честь. Они ведь могли этого и не делать, учитывая, что именно МАК в свое время сертифицировал SSJ-100, и тут налицо конфликт интересов.

Во всяком случае тот, кто не стал пользоваться странной и безапелляционной трактовкой отчета, предложенной ОАК, а решил самостоятельно перевести его с «русского чиновничьего» на «русский человеческий», наверняка обнаружил там много того, что сказано между строк. Опуская трудности перевода, обратимся сразу к сути.

Ранее «МК» со ссылкой на авиаспециалистов уже писал, что по требованиям норм летной годности основные опоры шасси самолета в случае удара о препятствие или о полосу должны отлетать, не повреждая топливный бак. Отчет МАК по якутскому инциденту это подтверждает. Там сказано: «Данные элементы (шасси. — „МК“) относятся к особо ответственным деталям, должны разрушаться при заранее определенной нагрузке и призваны предотвращать разрушение топливных баков в местах их крепления».

Так почему же уже дважды — сначала в Якутии без жертв, а затем в «Шереметьево» с жертвами — стойки шасси SSJ-100, ломаясь, разрушали топливные баки, из которых затем текло топливо? Любой мало-мальски образованный человек скажет: повторяющиеся частности — всегда проявление закономерности.

Однако люди, наделенные властью в авиационных структурах ОАК, на голубом глазу утверждают, что все это нам только кажется. SSJ-100 «не имеет никаких конструктивных недостатков, которые могли бы приостановить его эксплуатацию». Неужели это потому, что у нас чьи-то прибыли всегда будут важнее человеческих жизней?

Хотя справедливости ради надо сказать, что рассуждают так не все. Один из ведущих российских специалистов в области авиации (имя не называю, чтобы не навредить человеку, занимающему высокую должность в одной из авиаструктур. — Авт.) пояснил «МК» следующее:

— На всех типах самолетов для крепления стоек шасси применяются так называемые слабые звенья. Это такие конструкции, которые при превышении расчетной нагрузки на шасси ломаются и отлетают так, чтобы не повреждался топливный бак. На самолете «Суперджет», судя по якутскому отчету, они тоже были использованы, за исключением места крепления гидроцилиндра выпуска-уборки шасси. Там почему-то это сделать «забыли». Видимо, посчитали, что гидроцилиндр — сам по себе «слабое звено». А на практике оказалось, что это совсем не так. Напротив, он был так основательно прикреплен, что при поломке вырвал часть топливного бака.

Действительно, в отчете сказано, что установка «слабых звеньев» предусмотрена на SSJ-100 только в двух местах, остальные узлы «…в том числе гидроцилиндр уборки-выпуска и кронштейн его крепления, специально введенных слабых звеньев не содержат, так как, по объяснениям разработчика, в расчетных случаях нагружения, принятых при сертификации, было показано, что разрушение указанных узлов происходит без повреждений кессона крыла (топливных баков), приводящих к утечке топлива, достаточной для возникновения опасности пожара».

Такой вывод следствия дает массу оснований для вопросов тем, кто с самого начала занимался сертификацией этого самолета.

Пассажиров самолета компании «Якутия» спасли от пожара лед и снег. Фото: СК РФ

Без проведения испытаний

В частности, сразу встает вопрос: как во время сертификационных испытаний проверялся вывод разработчика о том, что «…разрушение указанных узлов происходит без повреждений кессона крыла (топливных баков)»? Каким образом сам разработчик пришел к такому выводу? Чтобы убедиться в этом, разбил несколько самолетов? Моделировал ситуацию на испытательных стендах или как-то иначе?

Оказывается, иначе. Якутский отчет рассказывает об этом довольно подробно. Там сказано, что, детально изучив процесс сертификации, комиссия установила: «Доказательство соответствия по указанному пункту проводилось разработчиком самолета путем расчетов и анализа (без проведения испытаний), что не противоречит предъявляемым требованиям».

Конечно, не противоречит: сами установили правила, сами по ним и сертифицируем. Где ж тут противоречия?

Только почему-то потом выходит, что «трещины образовались в местах, не отмеченных по результатам моделирования». А все то, что произошло в Якутске, «существенно отличается от сценариев моделирования, рассмотренных при сертификации».

Далее, видимо, в оправдание наших сертифицирующих органов в отчете говорится, что они вынуждены придерживаться ряда «допущений и ограничений», не предусматривающих большого числа сценариев по условиям испытаний. Они, к примеру, могут не учитывать условия, которые могут возникнуть из-за ошибочных действий экипажа. Именно это, считают расследователи, привело к тому, что официально при доказанном соответствии SSJ-100 нормам безопасности «при „помещении“ самолета вне ожидаемых условий эксплуатации, определенных при сертификации, риск разрушения топливных баков с утечкой топлива остается достаточно большим».

То есть фактически нас в открытую предупреждают, что шереметьевская катастрофа еще может повториться. Хотя испытания SSJ-100, которые, как теперь выясняется, проводились при тех самых «допущениях и ограничениях», показали «возможность образования лишь коротких трещин в зонах установки элементов крепежа» — и потому «данные результаты были признаны сертифицирующими властями приемлемыми».

Причем в отчете сказано, что даже сейчас, во время расследования, когда разработчику было предложено еще раз провести «моделирование сценария аварийного полета с использованием математической модели, применявшейся при сертификации», был подтвержден тот же самый результат. Моделирование вновь показало «отсутствие повреждений, в то время как фактически при авиационном происшествии имело место образование трещин на стенке лонжерона, и возникла течь топлива».

Казалось бы, неужели ситуация, когда самолет катится по обледеневшей полосе, натыкаясь на препятствия и ломая стойки шасси, так уж сложна для математического моделирования? Подобное ведь случается не только у нас, но и за рубежом. Там тоже не в состоянии рассчитать прочностные характеристики конструкции самолета в этих условиях?

Все объяснения, представленные по этому поводу в отчете, сделаны со ссылкой на разработчика. А он утверждает, что динамика движения самолета по полосе носит очень сложный характер, и делает вывод: «Такая научная работа не может быть выполнена имеющимися в настоящее время в мире вычислительными ресурсами…»

Вот прямо так и заявляет: никакими имеющимися в мире! Тогда зачем за такое моделирование вообще браться?

— В нормах летной годности, — поясняет эксперт «МК», — действительно говорится, что не возбраняется доказать соответствие утвержденным требованиям безопасности с помощью математических вычислений и расчетов. Но если у тебя не хватает расчетных мощностей это доказать, то проводи эксперимент! Хочешь стендовый, хочешь летный. Фактически в Якутии произошел натурный эксперимент по тому, как могут отлетать стойки шасси у SSJ-100. Он доказал: они отлетают неправильно, с разрушением топливного бака. По логике за этот эксперимент надо бы немедленно ухватиться и, не зацикливаясь на прежних расчетах, внести изменения в конструкцию самолета, установив на креплениях гидроцилиндров «слабое звено», как это делают и американцы, и европейцы. Если бы расследование аварии в Якутске было проведено по горячим следам, а после него была быстро сделана доработка, то спустя год не произошло бы катастрофы в «Шереметьево».

Без вины виноватый?

Согласие на приостановку эксплуатации и доработку самолета, чтобы установить «слабое звено», ведет к потерям прибыли. Гораздо дешевле сделать «слабым звеном» летчика, объявив его главным виновником катастрофы. Хотя теперь, после публикации отчета комиссии МАК по расследованию якутской аварии SSJ-100, становится абсолютно ясно, что катастрофа в «Шереметьево» — результат неправильного крепления гидроцилиндра к стенке топливного бака.

Так что, если и возможно предъявлять командиру экипажа, Денису Евдокимову, пилотировавшему самолет 5 мая 2019 года, какие-то претензии по пилотированию, то лишь те, которые могли привести к аварии, но без человеческих жертв. Хотя и здесь еще предстоит разобраться специалистам.

К катастрофическому развитию ситуации привел конструктивный недостаток самолета. Это подтверждают и видеокадры трагедии в «Шереметьево». На них видно, как сначала самолет, сломав шасси, просто скользит по полосе и только потом от искры, образовавшейся при трении стоек шасси о ВПП, вспыхивает топливо, льющееся из баков, и начинается пожар.

Так что вполне закономерно, когда в своих выводах комиссия МАК по расследованию якутской аварии SSJ-100 предлагает разработчику самолета «совместно с сертифицирующими организациями рассмотреть целесообразность внесения изменений в конструкцию шасси и/или введения эквивалентных мер для снижения риска возникновения течи топлива после воздействия на шасси нагрузок, превышающих расчетные. При проведении оценки использовать международную практику в части критериев „достаточности“ разлива топлива для возникновения опасности пожара. По результатам оценки принять решение о доработке вновь выпускаемых экземпляров и/или экземпляров, находящихся в эксплуатации».

Казалось бы: все правильно, хотя и поздно — людей в «Шереметьево» уже не спасти. Значит, спасать надо других. Возможно, даже себя…

В этой ситуации пугает только одно: у нас в стране слишком много авиационных ведомств, где сидит куча таких же больших авиационных начальников. Их амбиции не всегда позволяют слышать друг друга. Видимо, поэтому из расследования МАК якутской аварии ОАК сделала собственные, удобные для нее выводы: «Комиссия не выявила у самолета SSJ-100 конструктивных недостатков, которые препятствуют его дальнейшей эксплуатации. Разработчик продолжает совместную работу с авиакомпаниями, направленную на безопасную и регулярную эксплуатацию самолетов SSJ-100».

В авиации умные люди обычно говорят: не сделал правильных выводов из аварии, жди катастрофы.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
133
Сообщите нам
Лучший комментарий
FV215B183
да говно самолет всем понятно
Комментарии 119
  • RealMcR Мой господин 14.10.2020, 19:21
    Из новостей.
    Самолет Сухой суперджет по техническим причинам смог вылететь из аэропорта отправления и по счастливой случайности приземлиться в аэропорту назначения.
  • Corvair 14.10.2020, 19:26
    Вроде авиация законтролирована по самое нехочу, а косяк за косяком - то глючный индусский софт пускает в пике, то шасси пробивают топливный бак.
  • ardax ardax 1 14.10.2020, 19:30
    Я конечно далек от авиации, но понимаю, что суперджет очень сырой. И второе: всегда у нас при неполадках пишут - "выработав топливо сел" А Евдокимов почему не "выработал" топливо? Нет топлива - нет пожара
  • FV215B183 14.10.2020, 19:34
    да говно самолет всем понятно
  • кондуктор 14.10.2020, 19:35
    superjopa в деле
  • 2pacshak 14.10.2020, 19:36
    А наши только эти самолёты и закупают...
  • MitChak Митхун 14.10.2020, 19:37
    ardax, сначала почитайте об аварии, потом умные мысли кидайте.
  • Avenger88 14.10.2020, 19:37
    ну вот и дожили, МАК - по сути должна быть абсолютной независимой структурой, но под давлением - рисует отчеты как надо, Сухой Суперджет - сырой самолет, который нормально не испытывали как следует, он похож одновременно на спецгрузовики КАМАЗ, которые в ралли участвует - из российских там только экипаж, и на вакцину Спутник-5 - которые применяют для вакционирования населения без завершения 3 стадии клинических исследований
  • Ianzar lanzar 14.10.2020, 19:39
    Чтоб так и дальше нас хранила наша родная природа...
  • botani 14.10.2020, 19:39
    Эх, получается "обреченный" самолет,но как всегда, решают все деньги
  • вано Иван 14.10.2020, 19:39
    В Якутске если бы у Суперджета передняя стойка сломалась при ударе об новую полосу ,то было бы печальнее. Пилоты чудом подняли стойку по пандусу по которым двигалась техника.
  • варчун 14.10.2020, 19:41
    Ту 204 где? Ту 334 ?
    Супер джет это коммерческий провал ,а не гордость авиастроения..
  • Chelowek2018 14.10.2020, 19:41
    Даже страшно представить себе такую катастрофу!!! столько людей! не дай бог!!!
  • kholostoi 14.10.2020, 19:46
    Вообще надо везде, даже в кремле перевести всё с "русского чиновничьего" на "русский человеческий"
  • bcam 14.10.2020, 19:49
    что за ерунда про лед и высечение искр? Кто эту хрень вообще написал?
  • Goodwinn 14.10.2020, 19:51
    Авиакатастрофы могло и не быть, если бы этот самолёт вовремя забраковали. Всю серию.
  • sawer_ 14.10.2020, 19:53
    Ну вообще то виновата комиссия, которая разрешила вывести на производство этот самолет
  • tatata 14.10.2020, 19:58
    голосуйте рублем, отказывайтесь от рейсов на суперджетах
  • Hattab-2 Evgeny 14.10.2020, 19:59
    По сути, если в двух словах, то у этого аппарата колеса прикреплены к бензобаку получается
  • Senioro Senioro 14.10.2020, 19:59
    Наши еще наплачутся с этими летающими ведрами. Впереди еще много катастроф будет с этими джетами.
  • Marty_Mc 14.10.2020, 19:59
    опасные самолеты
  • Fnt87 14.10.2020, 20:00
    Этот кусок говна надо вообще просто выкинуть на свалку истории с позором
  • Баарды Н 14.10.2020, 20:00
    Я не специалист а авиации, но есть же официальный документ - отчет МАК о расследовании аварии в Якутске, где перечислены обстоятельства, причины аварии и рекомендации. Где всё это уже указано, и не сделать выводов? Это всё лобби ОАК в авиационных ведомствах, фактически монополиста российского авиастроения, с целью продвижения суперджета, несмотря ни на что, даже авиакатастрофы с человеческими жертвами. Виновных искать надо с начала сертификации и до всех больших начальников, давших добро на эксплуатацию воздушного судна. А не делать козлом отпущения командира воздушного судна.
  • wtwt 14.10.2020, 20:01
    Опять двадцать пять, вы где учились то, в гражданской авиации - пилоты, в военной - летчики.
  • Petr-1 14.10.2020, 20:06
    91 человек могли погибнуть 10 октябрь 2018 году в нашем аэропорту при посадке "Супер" джета. Жесть
  • alex-a 14.10.2020, 20:09
    Насколько много писанины в оправдание, настолько и дерьмовый аппарат
  • Yura_thar 14.10.2020, 20:13
    Этот самолёт полный провал !!!!! Не летайте на нем пожалуйста!!!!!!!!!
  • Shriman 14.10.2020, 20:16
    Повезло нашим конечно тогда
  • Мамулька Наталья Демьяненко 14.10.2020, 20:19
    Теперь точно летать страшно.
  • Luis_Suarez Luis 14.10.2020, 20:20
    Шереметьево случился мощный "козел" который допустил пилот, самолет груженый был. Ясень пень на таком скачке ничего не выдержит, с такой скоростью и с такой массой. Я не оправдываю сухой джет, но вина пилота тоже присутствовала в той катастрофе.
  • beakter 14.10.2020, 20:21
    серьезный наезд на Суперджеты, АК Якутия ведь сейсас позиционирует себя как патриотичного эксплуатанта этих самолетов
  • Petr-1 14.10.2020, 20:22
    Суперджет еще в 2012 во время показательного полета в Индонезии потерпел крушение. 45 трупов.
  • Corvair 14.10.2020, 20:28
    В последнее время авиастроители вообще расслабились, Боинг вон вообще не знает что делать со своим 737 МАХ, планер которого родом из 60х и к нему каждый раз лепили всё новые и новые системы, а в конце вообще заказали ПО аутсорсерам из Индии. Из производителей вроде "чистым" остался один Airbus.
  • Alexykt50 Александр 14.10.2020, 20:28
    Абсолютно тупой проект, и решили опробовать на Дальнем Востоке и на северах, ушлые...
  • Lawyer9 Petr 14.10.2020, 20:28
    Представляю что сейчас испытывают якутские пассажиры, которые были на том борту
  • 963W 14.10.2020, 20:29
    А николаев чтобы выслужиться перед путиным заставил авиакомпанию "якутия" закупить кучу этих опасных самолетов. Хотя конечно более вероятно что это николаеву самому приказали из кремля в принудительном порядке купить это путинское аварийное убожество, а он только покорно выполняет приказ.
  • Light_of_Heaven 14.10.2020, 20:35
    Как можно сравнивать эти две катастрофы? в первом случае не было жесткой, грубой посадки , в условиях обледеневшей полосы и низкого коэффициента сцепления с полосой произошел наезд на бруствер новой ремонтной полосы, не было искр так как самолет катился на целой пневматике, разрушение ООШ и ПОШ произошло от удара бруствера а не во время посадки. Во втором же случае в Шереметьево произошло "козления" ВС из-за ошибки пилотирования, и не один ВС не выдержал бы таких перегрузок.
  • килбиэннээх_толон килбиэннээх толон 14.10.2020, 20:36
    Сейчас прибыль разработчиков ценнее человеческих жизней
  • КимЧенЫн 14.10.2020, 20:41
    Суперджет окончательно забьёт гвоздь АК Якутии
  • глашатый 14.10.2020, 20:44
    НОВОСТИ SUKHOI SUPERJET 100 14.08.2012 16:55
    На что Владимир Путин променял Superjet
    Анастасия Дагаева Forbes Contributor

    в 2009 году «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, строитель SSJ 100) должны были запустить серийное производство самолета, а в этом — уже выйти на «точку безубыточности»; к 2024 году задумывалось продать почти 1000 лайнеров и получить $2,9 млрд суммарной чистой прибыли. Партнерами проекта выступили итальянская Alenia и французская Snecma, а консультантом — Boeing (есть версия, что именно американский авиапроизводитель и предложил свой недоработанный проект регионального самолета, потому что понял, что для него он невыгоден).
  • 505065 14.10.2020, 20:44
    Все дело в том, что сухой это военный самолет. отличные боевые машины. потом по своим связям захотели перескочить на гражданские самолеты. не тут то было. куча подводных камней. бак, движок, санкции. молнии.
  • Народовластие Народовластие 14.10.2020, 20:52
    Всё просто! Директива по внедрению сухого в гражданскую авиацию идёт сверху (от Путина). Деятельность "Гражданских самолетов Сухого" по разработке Superjet включена в Федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиации России на 2013-2025 годы". Естественно там как и все современные проекты единой России и правительства РФ важную и основопологающую роль имеет денежный интерес. Проще говоря "бабки надо делать". Если хотите проект сухого это как труба газовый поток в Европу, лес в Китай, распилы на космодроме "Восточный", на стройках стадионов к ЧМ мира и пр пр. Это есть "прорыв" по Путински и от единой России ожидать чего-то более мене внятного и грамотного для интересов граждан не приходится. 20 лет одни "прорывы "! Хаят всё советское, добивают остатки могучего прошлого, пилят народные богатства. Вот и весь сказ.
  • BelkaSandy 14.10.2020, 20:59
    "Сухой Супер-Джет" - это же детище "великого Пу"
  • Amak 14.10.2020, 21:03
    Light_of_Heaven, как раз таки правильно. Почему? Потому что при более щадящих условиях посадки так же произошло пробитие бака. Значит это конструктивный недочет в проектировании.
    В автомобилестроении при таких, и даже менее опасных недочетах происходит отзыв всех автомобилей с недочетами.
  • Alv1 14.10.2020, 21:06
    Не летайте и всё! Пусть летают сами. Продажные чиновники распоряжаются жизнями людей
  • prorochestvo 14.10.2020, 21:07
    Кроме того Путин направил более 250 млрд рублей на создание нового проект а СуперВедра который якобы сделает его "отечественным продуктом" )))
  • люди_х 14.10.2020, 21:07
    Летать лучше зимой, чтобы возгорания не было...
  • Квад Семен Семеныч 14.10.2020, 21:11
    Бред сивого мерина из МК.
    Бред в комментариях.
  • Хабержеежжида Нас не зовут 14.10.2020, 21:14
    - Алло, можно заказать до "********* *********"?
    - Да, конечно. Когда Вы хотите?
    - Завтра... А какой самолет? В смысле, марка?
    - СуперДжет...
    - Аа... "Тыыт-тыыт-тыыт...". Бросил трубку.

    Это было 1,5 года назад.


    Они поддерживают и их заставляют на отечественный *пром.
  • Квад Семен Семеныч 14.10.2020, 21:15
    Бред, начиная с заголовка!
    "...двух катастроф «Суперджета»..."
    Ыксперд из МК даже не знает смысл применяемых терминов.
    Особенно радует его перлы про "...шасси должны отлетать (!!!)...".
    Башка у него отлетела давно.
  • twovaltwo 14.10.2020, 21:19
    Light_of_Heaven, самый адекватный коммент. Даже адекватнее самой статьи :)
  • aaanam1 14.10.2020, 21:20
    Не надо снимать вину с пилота плохо посадившего Суперджет в Шереметьево. Сырой самолёт, не сырой самолёт, а надо было посадить как положено. Наказать того, кто учил, кто принимал экзамен, кто классифицировал, чтобы другим не повадно было.
  • tatyana243 14.10.2020, 21:28
    Сэкономили вообщем
  • Амыдай 14.10.2020, 21:28
    разрушили советскую школу самолетостроения и эксплуатации. Вот результат. Сегодня почти по всем отраслям бездумно копируют заграницу
  • motoyo49 14.10.2020, 21:29
    В Якутске суперджет наоборот показал свою надежность, любой Боинг или Аэробус не смог бы перепрыгнуть через бетон высотой 40 см и при этом не развалиться на части.
  • Меркиты 14.10.2020, 21:38
    ardax, КС Евдокимов не причём в этой аварии, прямая причина в короткой ВПП, якобы из-за ремонта и диспетчере, который не информировал об этом КС.
  • Меркиты 14.10.2020, 21:41
    Этот Супергробы давно надо снимать с производства и эксплуатации. Я например отказываюсь летать на этих Гробах, лучше уж на Боинге, которые тоже у нас старые, доживающие свой короткий век.
  • Manday Manday Manday 14.10.2020, 21:41
    SSJ-100 надо решить:
    - проблему шасси и топливные баки;
    - увеличить ресурс узловых запчастей;
    - найти замену сырым, малоресурсным французким двигателям;
    - улучшить шумоизоляцию;
    - избавится от шатания самолёта при взлёте в снежную/ветренную погоду;
    - сделать более плавные замки на верхних полках.

    Немного про плюсы:
    - добавили винглеты.

    Концепт сам по себе SSJ-100 не плох, но его сейчас это пронюхали конкуренты и как бы уже догнали - обкатывают новые модели. Суть его в том что он легче и чуть меньше самых маленьких Boeing и Airbas почти при такой же коммерческой загрузке...жрёт меньше топлива.
  • darkdress 14.10.2020, 21:43
    Столько воды в статье. Короче так: Самолет в целом норм, но конструкция шасси сделана так, что в момент жесткой посадки, не отрывается, а вырывает "с мясом" кусок бака в крыле. Куча чиновников не хочет это признавать, или лепит вялые отмазки. Ведь при сертификации скорее всего надовали кучу взяток в разные инстанции, включая сам МАК. Если начнут копать - полетят головы, поэтому ВИНОВАТ ЛЕТЧИК. Сейчас он сидит, так что расходимся...
  • FLuD 14.10.2020, 21:43
    потратили миллиарды на это как говорите говно) теперь должен выкупить эти деньги, так что усиленно будут защищать это говно ! еще будет новость про это говно увидите
  • wolters 14.10.2020, 21:44
    https://www.youtube.com/watch?v=tWDdRIGl0gM&ab_channel=%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F
  • Меркиты 14.10.2020, 21:45
    И вообще не понятно, зачем нужен был этот бордюр? Это же не дорога, где можно бордюрами отгородить проезжуе часть дороги.
  • BRUCE_LEE 14.10.2020, 21:45
    motoyo49, вы испытания проводили? Что за голословные утверждения.
  • Manday Manday Manday 14.10.2020, 21:45
    Самый большой и RIP минус это то что сам производитель за очень дорого продаёт запчасти и очень долго делает поставку. В руководстве SSJ-100 очень много супер-высоко оплачиваемых и непонятно чем занимающихся топ-менеджеров.
  • Manday Manday Manday 14.10.2020, 21:51
    Меркиты, существование этого уступа специально БЕА проконтролировал, чтобы Аэрофлотовские борта в Якутск не садились. Шанс убрать уступ у любого человека был равен 0%. Это не политика Кремля это чисто лоббизм Республиканской власти от конкурентов.
  • GRISVOLD 14.10.2020, 22:02
    Это было известно еще когда летный экземпляр при показе разбился в индонезии или где то там
  • ardax ardax 1 14.10.2020, 22:11
    MitChak, почитал. Отказала электроника как понял, перестал работать автопилот... что мешало выработке топлива не нашел
  • Levzimoy2019 Игорь 14.10.2020, 22:11
    Однобокий некомпетентный вывод какой то журналюги из газетенки и все повелись, пфф
  • дед_Мазай ded 14.10.2020, 22:17
    этот гроб разворовали еще на стадии проектировки. все это само собой крышуется и втюхивается силком эти суперджеты. никто не может отказаться от их покупки. почему то никто из комментаторов не упоминает что это любимец путина глава ростеха Чемезов который был его соседом в Дрездене. все мы знаем что его однокурсники стали миллиардерами но есть еще и сосед Чемезов. он крышует этот суперджет а ОАК лишь его шестерки. поэтому происшествия в якутске затерли, а трагедию в шереметево обвинили пилота. даже стюардесс которые жаловались в соцсетях увольняли но это уже мелочи
  • ardax ardax 1 14.10.2020, 22:20
    MitChak, кстати, почитал мнения других пилотов - и многие говорят, что нужно было выработать топливо, тогда и посадочная масса была бы в пределах
  • polius 14.10.2020, 22:35
    За наши налоги еще покупают это Г****?? Только airbus более надежные самолеты!
  • ONE_PAIR One Pair 14.10.2020, 23:24
    Бизнес и ничего личного!
  • Serik_14 14.10.2020, 23:26
    КВС все равно виноват в катастрофе в Шереметьево:
    1.взлетел прямо в грозовой фронт.
    2. После попадания молнии отказала часть аионики, но самолет был управляем в ручном режиме.
    3. КВС не стал вырабатывать топливо, а стал сажать самолет с явным перегрузом и под большим углом, мотивируя это отказом радиосвязи.
    Может быть стоит снабжать экипажи спутниковыми телефонами на случай отказа радиосвязи
  • black467 Black467 14.10.2020, 23:37
    Стойки складываются-плохо, не ломаются-плохо, нужен такой самолёт, чтобы втыкая его в землю, можно было вытащить и дальше лететь. Вся проблема в том что документы, статьи, часть расследований проводят люди далёкие от авиации, говоря про аэропорты, незначительны в какой стороне он находится. Возьмите Боинг, разгоните до 140-180 км и воткните в бордюр 40 см, потом напишите что у него и где подломилось. «В Якутске людям повезло» им так же повезло как на Гудзоне, в Кукурузном поле и многих других происшествиях. Ответьте на один простой для себя вопрос: Сколько крыльев у того же Боинг или Супер джет? Если вы ответили два, не стоит вам дискутировать на авиационные темы, поверьте вы от этого очень далеки.
  • Rainboway Сергей 14.10.2020, 23:58
    Зачем разрабатывают новые самолеты. Это же дорого и бессмысленно. Надо испольщовать старые наработки и улучшать только то что нужно, двигатели, аэродинамику и прочее не меняя радикально конструкцию.
  • yakut1976 Сергей 15.10.2020, 00:37
    Когда покупаю билет ,всегда спрашиваю марку самолёта , если ssj 100 ,то переношу вылет на другой рейс с импортным самолетом
  • айкы алексей 15.10.2020, 02:23
    Manday, в первую очередь это французкие двигатели с маленьким ресурсом которые попали под санкции
  • Миледи 15.10.2020, 02:28
    Якт уже совсем ниже плинтуса опустился, печатая всякий бред с инфопомоек. После фразы "В Шереметьево случилось тоже самое.." дальше можно не читать. Рукожоп-пилот ТРИЖДЫ (!) грохнул самолет о полосу, а потом удивляются, что он сломался....тьфу
  • Teddy-boy 15.10.2020, 03:57
    На сегодняшний день самый опасный самолёт Боинг 737. На старых выявили трещины в зоне крепления крыла. А на новые собраны мексиканцами и программу написали индусы.
  • дед_Мазай ded 15.10.2020, 06:44
    обыватели не понимают что с такими высокими покровителями всегда будет крайний кто угодно кроме самолета. самолет который не выдержал удара молнии. никто из вас не знает и не узнает никогда какие из его систем при этом вышли из строя. он начинен электроникой под самую макушку и молния (которая не проблема для нормально сделанных самолетов) могла всю его начинку повредить.
  • vdd 15.10.2020, 08:09
    В Союзе после таких аварий конструктор, по крайней мере поседел бы , зная если что то не так в самолете, остальную часть жизни он посидит, именно главный конструктор, так в СССР, была персональная ответственность, и как бы не хаяли мою Родину, при всех ее недостатках, люди отвечали за свои слова и дела, не было как сейчас коллективной ответственности, не знаем кто, и что, но кто то виноват. И команды тогда подбирались по личностным качествам, а не по родственным или каким то другим. Если директор был дурак, то за был спец от бога, а сейчас сверху до низу генетические придурки, потому что родственники или каждый подбирает себе похожих.....
  • Дьулуруйар 15.10.2020, 08:29
    Вот кто делал этот самолёт

    Михаи́л Асла́нович Погося́н — российский авиаконструктор и предприниматель, ректор Московского авиационного института, в прошлом генеральный директор Компании «Сухой», в прошлом генеральный директор ОАО «РСК „МиГ“», бывший президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», председатель Совета директоров ЗАО


    Сами, на опыте "армянстроя" знаете как они работают.

    Что армянстрой творил у нас,то же происходило и в Российской авиастроительной промышленности.

    Новый , готовый Тy-334 не пустили в серию, а вместо этого начали с нуля разрабатывать SSJ.
  • nagyvarad 15.10.2020, 08:43
    На Западе самолеты сертифицируются независимыми экспертными компаниями, у нас же государство строит, государство же и сертифицирует, отсюда и конфликт интересов который приводит к тяжелым последствиям.
  • goldprince 15.10.2020, 08:54
    Ужас !!!! А не самолёт !!!!!! Недосамолет какой то !!!!!! Супержесть !!!!!
  • EugeneJohnson 15.10.2020, 09:12
    варчун, только на бумаге. в россии нет производства авиационных двигателей, а те что выпускаются, родом из 70х
  • Меркиты 15.10.2020, 09:13
    Manday, на мой взгляд, самый большой конструктивный просчёт в том, что двигатели висят ниже брюха самолёта. Если шасси не выпустятся, то он будет садится на эти низкосидячие двигатели, что непременно ведёт к их воспламенению и всего этого Супергроба.
  • gorshkov_ilja
    Iljz
    15.10.2020, 09:14
    варчун, ту 204,был тоже с косяками. Самые надежные были 154 и ил62м , ил96. Проблема в единичных экземплярах (людях) которые сидят в каждой организации и за бабло готовы мать родную предать
  • Manday Manday Manday 15.10.2020, 09:40
    Думаю концерн SSJ-100 надо банкротить и назвать причину...из за слишком высоких запрлат топ-менеджеров. А потом восстановить под ренлвацию модели под руководством МС-21. P.S. У создателей реновации ИЛ-76 тоже было воровство средств в особо крупном размере. Объект полу-военный и Шойгу там ни с кем любезничать не стал - приблатнённым фигурантам впаяли сроки сроки на зону, так быстро что даже те в больничку лечь не успели чтобы отмазаться. В концерне ИЛ тоже что то было.
  • Дуневич Александр 15.10.2020, 09:53
    Удивительная статья, оказывпется виноват самолет, а не люди которые выкатили за полосу и раздолбали его при посадке, гениально
  • Black_Archer 15.10.2020, 10:12
    Квад, а вы какой ыксперд? диванный?
  • NucaS_ Save me and our souls 15.10.2020, 10:27
    Внутри баков нужны отсеки с углекислотой, при срабатывании защиты топливо насыщается пузырьками газа
  • xbox.like 15.10.2020, 10:34
    эксперты МК. Даже не читайте, такая галиматья
  • mf1103 15.10.2020, 11:14
    Меркиты, понял что написал? Больше не пиши. И так все смеются. Даже единственный термин сокращенный пишешь с ошибкой. Если не авиатор не комментируй...
  • mf1103 15.10.2020, 11:26
    КВС Евдокимов в Москве, укороченная ВПП в Якутске. Москва и Якутск разные случаи
  • Gomer 15.10.2020, 11:27
    Вряд ли в мире шасси какого -либо самолёта тестировались и сертифицировались на безопасный подлом в случае столкновения с бетонной стенкой высотой 40 см.
    Также, абсурдны претензии к самолёту, который долбанули о полосу с один раз более трёхкрат и дважды с пятикратной перегрузкой.
    Статья - туфта.
  • Gomer 15.10.2020, 11:29
    Gomer, деньги занесли - статейку написали, чепушили читают и верят
  • AKSELL Александр Саша 15.10.2020, 12:04
    МАК же сертифицировал, и расследовал тоже МАК, прикрыв свои недочеты
  • Aids13 15.10.2020, 12:27
    Убирайте эти самолеты с линий!
    Людей пожалейте, а не деньги - потраченные на их "строительство"! Если можно назвать это - строительством!!!?
  • Alex Filippoff
    15.10.2020, 13:08
    ardax, Ведь made in Russia предполагает сырость и китайские детали
  • Меркиты 15.10.2020, 13:27
    mf1103, если ты авиатор, то лучше молчи в тряпочку, т.к. из-за вас наша авиация на ладан дышит. И про какую ещё мою ошибку ты здесь судачишь? Лучше свои ошибки исправляйте, авиаторы хреновы.
  • Меркиты 15.10.2020, 13:30
    Aids13, согласен с вами на все 100, жизнь людей дороже амбиций горе-авиаторов.
  • МиГ23 Михаил 15.10.2020, 14:12
    Смешно читать. Сколько специалистов!
  • MikhailAlex Михаил Алексеев 15.10.2020, 15:28
    Наш Ил Дархан выступал за покупку этого хлама.
  • DrDry_honnor 15.10.2020, 16:12
    А так летит он неплохо
  • Квад Семен Семеныч 15.10.2020, 17:35
    Black_Archer, сертифицированный, действующий
  • Black_Archer 15.10.2020, 18:05
    Квад, тогда ждем аргументированное мнение по теме, а не про качество и количество экспертов
  • mf1103 15.10.2020, 18:33
    Меркиты, обиделся значит правда. А она глаз колет...
  • Квад Семен Семеныч 15.10.2020, 18:44
    Black_Archer, не могу.
  • Black_Archer 15.10.2020, 20:54
    Квад, тогда про экспертов следует молчать.
  • Квад Семен Семеныч 15.10.2020, 22:06
    Black_Archer, хорошо
  • Квад Семен Семеныч 15.10.2020, 22:07
    Квад, пусть только выучит значение слова "катастрофа"
  • Reboot 16.10.2020, 01:33
    Столько новостей с авариями от этого самолета. Эффективные менеджеры полностью очернили данную фирму, пора расформировать и начать делать другой бренд, со всеми исправлениями.
  • wuflaw 16.10.2020, 09:34
    ardax, для чего ему вырабатывать топливо? Аварийной ситуации не было. До экипажа была доведена неверная информация по обледенению ВПП, эту статью скопипастили сюда без этой информации.
  • FDC Валико Миминович 16.10.2020, 12:53
    nagyvarad, "...государство же и сертифицирует,..." - не врите. Сертифицировал SSJ МАК.
  • FDC Валико Миминович 16.10.2020, 12:53
    Такая лажа в статье МК написана.
  • aiklo 16.10.2020, 15:54
    ardax, может подзабыла я, там пожар начался в небе, молния ударила, и самолёт вынужденно пошёл на посадку. Пилот при посадке сделал "козла" и произошёл взрыв из за шасси, пробившего бензобак
  • nagyvarad 16.10.2020, 19:00
    FDC, А МАК это не государственная структура?
  • Квад Семен Семеныч 17.10.2020, 07:28
    nagyvarad, не-а. МАК - межгосударственный авиационный комитет. Сам по себе. Зайдите к ним на сайт.
  • FDC Валико Миминович 19.10.2020, 08:36
    aiklo, вот это каша
  • Показать комментарии неподтвержденных пользователей (3)
  • Дархан2 ааа 14.10.2020, 19:44
    Суперджет самолет низкого качества производителей! от тупых организаторов производства по технологии середины прошлого века завод пятой колонны Европы
  • Дархан2 ааа 14.10.2020, 19:45
    самое идиотское эти самолеты даже пять лет не слетали!!
  • Дархан2 ааа 14.10.2020, 19:46
    Россию можно сравнить только с северной Кореей!!
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Мы в соцсетях
Обратная связь