Редкий оптимизм и новые возможности. Как якутские предприниматели пережили «коронавирусное» лето

Редкий оптимизм и новые возможности. Как якутские предприниматели пережили «коронавирусное» лето

В пандемию люди закупались не только гречкой и туалетной бумагой. О том, как малый бизнес пережил лето, якутские предприниматели рассказали News.Ykt.Ru. 

Кадровый голод в строительстве

Строительная сфера была одной из немногих в России, которым в разгар пандемии официально разрешили работать, но, несмотря на это, коронавирус нанес удар и по ней.

Владислав Теппор, директор компании ИП Иванова Е.В., депутат якутской Городской думы:

— Мне кажется, что строительный бизнес более-менее спокойно перенес пандемию, чем, допустим, кинотеатры, парикмахерские, рестораны, которые были закрыты и, наверно, понесли большие потери. В нашей же сфере работа была, особенно в области дорожных работ. У нашей компании как раз цех по производству тротуарной плитки. Говоря о строительном бизнесе, нужно учесть, что многие поставщики стройматериалов для ремонта дорог не успели вовремя выполнить все заказы, к примеру, это касается дорожных лотков и многого другого. В этом плане мы все друг с другом связаны. Поэтому, думаю, город не успевает в сроки закончить все проекты, у нас, как вы знаете, сейчас идет много ремонтных работ. 

Кроме того, из-за коронавируса к нам не приехало много гастарбайтеров. Из-за этого фирмы начали друг у друга перехватывать хороших рабочих, и они начали уходить к тем, кто больше платит. Во многих компаниях либо остались слишком молодые и неопытные, либо пришли непрофессионалы. Эту проблему с кадрами я бы даже назвал достаточно серьезной. Я, как и многие, готов работать с местными кадрами, но со временем наш народ немного развратили. Дело в том, что многие организации, которые привыкли работать с гастарбайтерами, со временем перестали брать на работу местных, и молодые ребята начали уходить в другие сферы. В итоге получилось так, что именно профессиональными строительными работами среди местного населения занимается мало людей. Поэтому, когда пришла пора привлекать новых специалистов, их оказалось трудно найти. 

— Получали ли вы поддержку, которую государство оказывало на фоне пандемии коронавируса?

— Мы не получали, потому что там за каждую копейку нужно отчитываться, большие проверки, это целое дело. Мы обошлись своими силами, для нас самое главное, что работа была. Лично я сам с утра до ночи работал, засучив рукава, чуть ли не в бетон с головой окунулся вместе с родственниками и сыновьями, привлекали также сторонних рабочих. Со всеми рассчитались, слава богу. Убытков особых нет, скорее, скажем так, остались по нулям. Это еще хорошо, потому что, думаю, многие как раз ушли в минус, набрали кредитов, потом будут проблемы с тем, чтобы рассчитаться по ним. Считаю, что закредитованность — самый главный бич нашего предпринимательского сообщества.

«Люди боятся ходить в спортзалы»

Почти полгода спортивные залы в республике были закрыты, но долгожданное открытие не вернуло прежнего потока посетителей. Фитнес-сообщество Якутска смотрит в будущее без оптимизма. 

Александр Гренадеров, президент Федерации бодибилдинга и фитнеса РС(Я):

— 17 марта нас закрыли, 17 августа открыли. Конечно, не удалось даже наполовину возобновить поток клиентов, народу мало. Правила безопасности соблюдаем, но думаю, что именно они и отпугивают. Мы расставили рециркуляторы, периодически у нас проходит санобработка, но бесполезно: люди боятся ходить в спортзалы. Того, что было до пандемии, даже рядом нет. Грубо говоря, пока выживаем как можем. Сейчас еще говорят, что идет вторая волна… Не знаю даже, чего ждать, посмотрим. Не дай бог, конечно, повторения прошлого сценария, тогда смело можно будет закрываться. Мы с женой уже закрыли один бизнес, у нас был пивной бар, пришлось все распродать. Следующим на закрытие может быть спортзал. 

Господдержкой мы не пользовались, не смогли собрать все нужные документы. Наш атлетический центр «Спарта» находится в помещении стадиона «Туймаада», с нас не брали за аренду все это время. Я слышал, что с некоторых залов, расположенных в коммерческих помещениях, кто-то продолжал брать аренду, кто-то брал частично, в общем, у кого как, все зависело от арендодателя. Плюс-минус во всех спортзалах одинаковая ситуация, нет такого, что у кого-то получается собрать полные залы, думаю, пока про это можно забыть.  

— Совсем без оптимизма смотрите в будущее?

— Пока да, пока ничего хорошего нас не ждет. Если честно, пока будущего не видно, тем более сейчас ситуация ухудшается. Поживем — увидим. Дай бог, человечество справится с этим вирусом, хотя говорят, что он пришел навсегда.

«Не упустили возможности поработать и заработать» 

За время пандемии, пока одни бизнесы закрывались, другие запускались. Один из таких открылся этим летом в Старом городе.

Эдуард Егоров, основатель кафе «Родня»:

— Раньше у нас работала точка продажи кофе с собой, но из-за коронавируса она закрылась. Получается, у нас простаивало оборудование. Всю пандемию, пока был локдаун, искали место, чтобы запустить новый проект. Это место в Старом городе у нас еще раньше было на примете, но коронавирус заставил нас воплотить свои идеи быстрее. Изначально мы хотели зайти туда как полноценное заведение, а не просто как летняя терраса, но перед голосованием в связи с изменениями в Конституции Айсен Сергеевич вышел и сказал, что послезавтра, то есть 2 июля, откроются летние веранды. Тогда статистика еще была хорошей. Мы восприняли этот призыв буквально, сразу начали делать ремонт и за 2 недели запустились и проработали остаток лета. В то время, когда мы открылись, когда работали только летние веранды, проект был очень интересен людям. Но после того, как открыли все остальные заведения, соответственно, поток посетителей стал меньше.

Сейчас мы вновь в той же ситуации, когда «кофе с собой» не работает, почувствовали себя немного той самой стрекозой, которая все лето пропела. Я считаю, что мы в тот момент не упустили возможности поработать и заработать. Сейчас хотим запустить новый проект, но для этого нужно, чтобы прошло некоторое время, а с ним и эта «коронавирусная» неопределенность и связанные с ней ограничения. Просто экономически не очень выгодно запускать зал на 100 кв.м, где необходимо соблюдать дистанцию в 2 метра, мы всегда стараемся соблюдать все требования и условия. В общем, из-за всего этого посадка получается небольшой, не очень плотной. К тому же у всех появилась дополнительная статья расходов, которая называется «коронавирусные расходы», сюда входят все перчатки, маски, антисептики. 

— Воспользовались ли вы господдержкой?

— Мы не попали в число пострадавших, потому что помощь оказывалась по основному виду деятельности, у нас же это не общепит, а производство котлет моей жены Майи. Но после закрытия сезона мы решили, что все-таки возьмемся за полноценное заведение. Запустили еще один краудфандинг, собрали больше 130 тысяч рублей и используем эти деньги, когда будем открывать заведение. Пока мы в подвешенном состоянии, как и многие, я думаю, но мы обязательно откроем новое место.

Пандемия пандемией, но люди как дарили цветы, так и дарят

Коронавирус изменил жизнь человечества, но не отменил праздники. За время пандемии жители Якутска активно дарили цветы друг другу с помощью бесконтактной доставки. 

B7aTYu4ojUr

Ольга Округина, основатель салона цветов Joy:

— Мы в целом первый период пандемии пережили неплохо. Весной сразу не закрылись, как сделали многие, кто думал, что все ограничения продлятся неделю-две. Я же сразу поняла, что это надолго, поэтому наша мастерская просто закрыла двери. Мы написали инструкцию для клиентов о том, что теперь к нам нельзя прийти, оповестили их о том, что работаем по бесконтактной доставке. Сделали упор на онлайн-продажах. Воспользовались всеми возможными способами поддержки со стороны государства, нам навстречу пошел арендодатель. Соответственно, мы ничего не потеряли. Сохранили весь коллектив, у нас только один человек ушел на самоизоляцию, остальные продолжили работать по доставке. Мы поставили в офисе рециркулятор, купили обеззараживающие средства, соблюдали все правила безопасности для работников и клиентов.

— То есть и в разгар пандемии люди покупали такой специфический товар, как цветы?

— Да, все равно ведь праздники никто не отменял. Мы постарались создать лучшие условия для наших клиентов, которые сидели в самоизоляции. Грубо говоря, люди как дарили цветы, так и дарят, как хотели радовать своих близких, так и радуют. Плюс мы старались ориентироваться на то, что нужно нашим клиентам, на то, как можем им максимально помочь. Сразу же решили поддержать их и организовали бесплатную доставку при покупке на определенную сумму и больше. Когда наступил конец учебного года и выпускные, мы тоже доставляли букеты для учителей бесплатно. Успели за это время сколлаборироваться с одной кондитерской и организовать комплекты торты плюс цветы, чтобы у людей была возможность не бегать, не искать, а сразу заказать их в одном месте. Тогда же еще все было жестче, нельзя было даже выйти из дома, наши курьеры ездили со специальными письмами-разрешениями по городу. Мы придумывали новые всевозможные продукты для удобства наших клиентов.

Конечно, было тяжело, можно было и лучше отработать этот год. Самый главный минус в том, что нам пришлось закрыть одну точку, которая находилась в торговом центре, потому что к ней не было доступа, чтобы хотя бы онлайн продавать. Кроме того, когда открылись торговые центры, приходило очень мало народу и стало нерентабельно эту точку держать. Тем не менее мы оптимистично смотрим в будущее.

«Коронавирус подтолкнул к тому, чтобы открыть свое дело»

На бесчисленных мастер-классах, посвященных бизнесу, учат, что кризис — это время новых возможностей. Для кого-то это просто слова, но не для Аюра Нагуслаева: житель Якутска уже два месяца живет тем, что лепит и продает буузы. 

B9OCOGIprm4

Аюр Нагуслаев:

— Я почти три года работал специалистом по материально-техническому обеспечению в строительной компании, но из-за коронавируса, как и многие, попал под сокращение. Надо было что-то делать, и тогда подумал: я умею делать буузы, у меня есть велосипед для доставки. Так я решил: почему бы и не попробовать открыть свое дело? Моим близким очень понравилась идея, они меня всегда поддерживают. Началось все с друзей, потом друзья помогли подтянуть и других клиентов. Уверен, что самое главное — это качество. Если хорошо делаешь, клиенты сами по себе будут находиться, даже без особой рекламы. 

Я посмотрел цены у других производителей бууз в Якутске, в среднем за одну замороженную буузу берут рублей 60-65. Формируя свою цену, я отталкивался от затрат на продукты, плюс сделал совсем небольшую надбавку за труд, в итоге вышло намного дешевле, чем у других, всего 45 рублей. Работаю я так уже порядка двух месяцев. 

Сейчас это твой единственный источник дохода?

— На данный момент да. Я планирую в этом деле развиваться, мне оно нравится, получаю от этой работы удовольствие. В день делаю около 100 бууз, это моя норма. Если постараюсь, то могу сделать и 140 в день. В неделю выходит около 700 бууз. Дома я полностью освободил морозильную камеру своего холодильника, теперь там хранятся только буузы. Доставка сейчас бесплатная, так как я сам на велосипеде их развожу, но скоро похолодает, нужно будет как-то выкручиваться.

Получается, лично меня коронавирус подтолкнул к тому, чтобы открыть свое дело. Сейчас я думаю: раз это производство оказалось рентабельным, почему бы не расшириться? Пока что буду один этим заниматься, но планирую зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и открыть свой цех. Собственный цех — это моя главная цель. В ближайшие полгода точно буду двигаться в этом направлении, а дальше уже будет видно.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: 64
Это интересно
Обратная связь