В дальние горные районы в полярную ночь при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации

В дальние горные районы в полярную ночь при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации

В авиакомпаниях Якутии — нехватка пилотов, особенно вертолетчиков, и это несмотря на зарплату до 310 тыс. рублей. Объяснение есть: полярные ночи, сильные туманы, летать нужно в дальние горные районы, где температура опускается до –60. Найти летчиков для работы в таких условиях нелегко. Именно поэтому якутская авиакомпания «Полярные авиалинии», которая доставляет пассажиров и грузы в отдаленные северные районы, решила готовить кадры самостоятельно.

Социальная необходимость

Для таких регионов, как Якутия, Чукотка, Магадан, подготовка собственных специалистов авиационной отрасли — не производственная, а социальная необходимость, считает первый замминистра образования и науки Якутии Михаил Присяжный.

«Дефицит пилотов ощущается по всей стране. Связано это с постепенным выбыванием ранее подготовленных специалистов, последние десятилетия не велась активная подготовка кадров, — говорит Присяжный. — Другой фактор — устаревала и не обновлялась техника. Для большой и малой авиации объемы подготовки были сокращены. При этом она ведется только на бюджетных местах. В России единственное учебное заведение, которое готовит пилотов вертолетов Ми-8, — Омский летно-технический колледж гражданской авиации, филиал Ульяновского авиационного института».

В прошлом году на всю Россию было 100 бюджетных мест. Те, кто туда поступает, практически сразу получают контракты от таких крупных авиакомпаний, как «ЮТэйр», а также крупных корпораций нефтедобывающих компаний, которым необходимо постоянно организовывать работу вахтовым методом.

Вертолет Ми-8 «Полярных авиалиний»

«Но для нас использование вертолетов — не производственная необходимость, а социальная, потому что воздушное сообщение порой единственная возможность перемещения внутри региона», — уверен замминистра.

Молодежь — в авиацию

Больше всех, говорит гендиректор «Полярных авиалиний» Семен Винокуров, не хватает вертолетчиков. Дефицит в экипажах летного состава сейчас составляет 37 человек, из которых 20 — командиры воздушного судна, 14 — вторые пилоты, три — штурманы.

Чтобы сделать профессию пилота популярнее, в Якутии второй год работает республиканский проект «Молодежь в авиацию»: в 2018 году вопрос подготовки летчиков для полярной авиации, прежде всего для вертолетов Ми-8, на заседании госкомиссии по развитию Арктики поставил глава Якутии Айсен Николаев и получил поддержку правительства России.

Гендиректор «Полярных авиалиний» Семен Винокуров

Сегодня в рамках проекта в систему школьного образования для учащихся 9–11-х классов включены программы авиационной профориентационной подготовки, расширены квоты целевого поступления для абитуриентов из Якутии в авиационные вузы и ссузы страны.

В этом году 19 выпускников якутских школ по целевому набору поступили на бюджетные места в Омский летно-технический колледж гражданской авиации. После окончания колледжа они станут пилотами Ми-8 и сразу получат работу в авиакомпании «Полярные авиалинии».

Вертолет Ми-8 «Полярных авиалиний»

Семен Винокуров считает, что «при наличии большой потребности в пилотах вертолетов в таких крупных вертолетных авиакомпаниях, как „ЮТэйр“, „Ямал“, „Русские вертолетные системы“, поступление 19 курсантов из Якутии — а это четверть от общего набора — очень хороший результат реализации пилотного проекта».

Чтобы ускорить подготовку коммерческих пилотов вертолетов для Якутии и Дальнего Востока, власти региона просят Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиацию — организовать программу переподготовки бортмехаников и авиатехников на коммерческих пилотов гражданской авиации. Планируется, что эта программа заработает на базе Якутского авиационно-технического училища гражданской авиации.

Первый летный класс

В 2019 году в селе Ой Хангаласского улуса при содействии авиакомпании «Полярные авиалинии» был открыт специализированный летный класс, курсанты которого встречались с действующими пилотами, ветеранами авиации, узнавая от них о профессии, технике, требованиях, особенностях подготовки и специфике работы.

Началось все с того, что управление образования Хангаласского улуса вышло с предложением к авиакомпании.

«Задачи — ознакомительные. Прежде всего речь идет о профориентации и подготовке к вступительным испытаниям — психологическому тестированию, экзамену по общефизической подготовке. Обучение прошли 19 ребят из восьми школ района. Они приезжали на занятия в выходные дни и во время каникул, проживали в интернате школы. В селе расположен аэропорт движения ДОСААФ, где дети могут проходить полевые сборы и тренировки. В этом году из-за коронавируса таких занятий не было, но в будущем эта работа планируется», — рассказала начальник управления образования Хангаласского улуса Елизавета Мартынова.

Благодаря этой работе в этом и прошлом году были отобраны наиболее мотивированные ребята из разных районов Якутии.

Учебный корпус Омского летно-технического колледжа гражданской авиации

С курсантами, поступившими в Омский летно-технический колледж гражданской авиации, авиакомпания «Полярные авиалинии» заключает ученические договоры, которые предоставляют право на бесплатный проезд к месту постоянного жительства и обратно один раз в год в период каникул, получение стипендии на время обучения (в зависимости от курса и успеваемости от 2 до 5 тыс. рублей), возмещение расходов за проживание в общежитии, возможное получение материальной помощи по заявлению, прохождение производственной и летной практики на воздушных судах авиакомпании, а также гарантированное трудоустройство.

«Поступили заинтересованные и подготовленные»

В этом году, как рассказал Присяжный, у абитуриентов повысился средний балл в аттестатах. Если раньше могли быть и тройки, то теперь поступают хорошисты и даже круглые отличники.

«Проект „Молодежь в авиацию“ позволил привлечь в ряды абитуриентов, заинтересовать ребят, которые имеют достаточно высокий уровень подготовки. Иногда поступают не прямиком из школы. Ребята могут пройти базовую подготовку по техническим специальностям после девятого класса, поступить в колледж, пройти техническую подготовку и уже после окончания поступать в авиационное».

Региону нужны не только пилоты, но и механики, техники, диспетчеры, говорит Михаил Присяжный. Так что тематика отраслевых проектов в профориентации, уже показавшая эффективность, будет расширяться.

Техническое обслуживание вертолета Ми-8

«Для быстрого решения различных учебных и бытовых проблем министерство образования республики планирует назначить в Омске своего представителя», — рассказал Присяжный.

Всю жизнь мечтал летать

Александр Долженков родом из известного на весь мир полюса холода, самой холодной обитаемой части мира — Оймяконского района на северо-востоке Якутии. Несмотря на то, что он из региона, где сильно развиты традиционные отрасли сельского хозяйства, Александр признается, что всю сознательную жизнь мечтал стать пилотом вертолета.

Александр Долженков

«Учусь на втором курсе Омского летно-технического колледжа гражданской авиации. Поступление прошло несложно. „Полярные авиалинии“ организовали прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (кстати, все затраты на нее нам были возмещены) и сдачу нормативов физической подготовки в Якутске, что дало нам возможность не летать непосредственно в Омск».

Если есть мечта овладеть профессией, то учиться несложно, считает Александр. «Главное — не лениться. Наши преподаватели — большие профессионалы своего дела, доходчиво объясняют все сложные темы и готовы в любой момент помочь курсанту».

После окончания учебы по договору о целевом обучении выпускник должен отработать в «Полярных авиалиниях» минимум шесть лет. «Туда я приду в качестве второго пилота вертолета Ми-8, а в планах, конечно, стать командиром воздушного судна», — рассказывает студент.

Михаил Шапошников

Михаил Шапошников тоже второкурсник. Выпускник Намской районной гимназии подавал документы в пять учебных заведений. Как только узнал, что поступил в Омск, отнес документы в приемную комиссию Омского колледжа.

«Можно сказать, быть вертолетчиком — моя детская мечта. К нам в село часто прилетают вертолеты тушить лесные пожары. Для сельских ребятишек прилет вертолета всегда был радостным и волнительным. И тогда я думал: мне бы тоже в небо. И сейчас рад, что на пути к мечте», — не скрывает радости Михаил.

Сейчас курсанты изучают общие дисциплины: узнают, как устроен вертолет, изучают электротехнику и техническую механику. Летной практики еще не было, говорит Михаил.

Вертолет санавиации Ми-8 МТВ

Павел Ильин окончил Физико-технический лицей имени академика Ларионова, курсант первого курса Омского летно-технического колледжа, ему только предстоит познакомиться со своей будущей профессией.

«Я точно знал, какое направление мне будет по душе. Мой дедушка Геннадий Федорович Ильин был штурманом-инструктором Ан-24, Ан-26, Як-40, дядя Владимир Ильин — командир эскадрильи, а также пилот-инструктор Bombardier (реактивный региональный узкофюзеляжный самолет — прим. ТАСС). Тетя, Ольга Ильина, — диспетчер, одна из важнейших специальностей в летной сфере».

Отец Павла работает в авиационном учебном центре преподавателем в части поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, а мама — в международном аэропорту Якутска.

Павел Ильин

«Практически вся моя семья связана с авиационной сферой, поэтому я выбрал Омский летно-технический колледж гражданской авиации, чтобы продолжить дело своей семьи. Почему именно вертолет? Очень интересно, как он устроен, летает, его возможности. Ну и понимаю, что пилот вертолета — очень нужная в Якутии профессия, ведь в будущем мы будем перевозить не только грузы, но и жителей труднодоступных отдаленных мест нашей большой республики», — объясняет свой выбор юноша.

Лучшие вертолеты

Семен Винокуров на встрече с только что поступившими студентами-вертолетчиками рассказывает о тех перспективах, которые их ожидают в случае успешного окончания учебы и начала работы в компании.

Вопрос важный — зарплата. Пилот вертолета получает от 260 до 310 тыс. рублей, второй пилот — от 180 до 225 тыс. рублей, бортмеханик — 160−190 тыс. рублей. Летный состав самолета: командир — до 260 тыс. рублей, второй пилот — до 140 тыс. рублей, бортмеханики — до 150 тыс. рублей.

Ан-24РВ авиакомпании «Полярные авиалинии»

В авиакомпании серьезная социальная поддержка сотрудников: оплата до двух проездов в год, займы летчикам для приобретения жилья, частичное возмещение расходов на аренду жилья, различные выплаты материальной помощи. Семен Винокуров уверен: профессия вертолетчика будет всегда востребована.

«Санавиация, пассажирские и грузоперевозки в отдаленные населенные пункты все равно будут выполняться на вертолетах. Так что уверен, что наши студенты совсем скоро станут нашими полноправными коллегами».

В компании серьезно обновили парк воздушных судов и планируют продолжать: на очереди новый чешский самолет L 410 New Generation, который будет выполнять санрейсы и рейсы на дальние маршруты, например из Якутска до Черского. Также есть планы по приобретению модернизированной версии вертолета «Ансат». В течение года, говорит Винокуров, будет приобретен в лизинг лучший вертолет в мире — Ми-8 МТВ.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
33
Сообщить новость
Лучший комментарий
Тяп
блин... не ту профессию я выбрал... ((
Комментарии 21
  • Тяп 17.09.2020, 08:51
    блин... не ту профессию я выбрал... ((
  • Ink76 17.09.2020, 09:07
    Даю 100 очков, что подавляющее большинство курсантов после окончания поработав годик-двв в малой авиации, пойдут переучиваться на большую авиацию на боинги и эйрбасы и их возьмут в Аэрофлот, S7 и тд где зарплаты свыше 500 тыщ
  • Шабалин 17.09.2020, 09:08
    Хорошая профессия, востребованная. Если что, всегда за бугор можно свалить, там тоже пилотов не хватает
  • МаркХ Винсант Луи Де Санта Гарсия V 17.09.2020, 09:16
    Классная статья!
  • xbox.like 17.09.2020, 09:24
    Когда же федералы упростят законы для малой авиации, это разгрузило и удешевило бы перевозки в Якутии...
  • Молчаливый 17.09.2020, 09:26
    Ээххх...
    Мне бы в небо...
    Завидую пацанам
  • irnicklong 17.09.2020, 09:29
    Наконец-то Додумались .Давно надо было.И постоянно.т.к. молодые,перспективные Мечтают о Боингах.Значит,текучка будет кадров.
    Наш пилот ,с Томтора,Станислав Винокуров,сейчас КВС Боинга 777?Вот так мечта привела его,сельского паренька,на Международные авиалинии.В Москве живет.
  • 11 Аял Атласов 17.09.2020, 09:30
    Где выпускники от Департамента расстановки кадров,которые должны баком отработать в Якутии? Большинство даже не вернулось в Якутию.
  • Ianzar lanzar 17.09.2020, 09:31
    Надо на местных каналах почаще крутить "Мимино"...
  • вано Иван 17.09.2020, 09:33
    Сколько вертолетчика не корми он все равно смотрит на Боинги и Аэробусы)
  • Михаил89243671003 Михаил 17.09.2020, 09:34
    c детства мечтал быть пилотом но увы
    сейчас 40 лет с удовольствием бы поехал отучился и летал
  • величиевтебе 17.09.2020, 09:44
    Вот завидую(
  • HOMER 17.09.2020, 09:58
    Михаил можно на сверхлегкой учится хоть в 60 лет, и летать, проще и дешевле.
  • Lestat_1760 Lestat de Lioncourt 17.09.2020, 10:01
    Сейчас многие выбирают авиацию, особенно авиа-диспетчером, работаешь по сменно зарплата в разы больше, теперь понятно, почему не идут на летчика.
  • Simplelife Lucky side 17.09.2020, 10:01
    Очень ответственная и сложная работа видать,не каждый осилит.
  • moxsogoll16 Уол 17.09.2020, 10:05
    Да сейчас молодёжи с отменным здоровьем не осталось, одни хлюпики да задроты.
  • Оленька82 17.09.2020, 10:12
    плохо , что балл подняли при поступлении. ребята могут быть с отличным здоровьем / ВЛЭК на ура пройдут/, но троечники. И ,наоборот , отличники с неважным здоровьем.
  • irnicklong 17.09.2020, 10:31
    Оленька82, наоборот Хорошо,что баллы проходные подняли.Техника сложнее стала,чем 30л. назад.Веление времени.
    А вот Здоровых и ПСИХОЛОГИЧЕСКИ Устойчивых меньше стало(врачи говорят).Поэтому уже с детства надо следить за здоровьем и Питанием детишек.
  • Оленька82 17.09.2020, 10:32
    irnicklong, и это верно
  • serg73 18.09.2020, 00:11
    В 90г поступал в ОЛТУГА,был конкурс,а сейчас....
  • Так дайте дорогу тем у кого есть уже авиационное средне-спец образование ! Народ на УРА пойдёт.
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Мы в соцсетях
Это интересно
Обратная связь