Дмитрий Давыдов: «У нас режиссер должен сам себе быть продюсером»

Дмитрий Давыдов: «У нас режиссер должен сам себе быть продюсером»

С 11 по 18 сентября в Сочи пройдет 31 Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля публикует интервью с участниками конкурсной программы. 

Якутский режиссер Дмитрий Давыдов представит на «Кинотавре» картину «Пугало». Предыдущие фильмы Дмитрия уже считаются вехой в истории регионального кинематографа. Полнометражный дебют режиссера, драма «Костер на ветру», принимал участие в международном кинофестивале в Пусане, а картина «Нет бога кроме меня» была отобрана на фестиваль «Окно в Европу». Сам Дмитрий Давыдов — учитель по профессии. Карьеру в кино он совмещает с работой в школе.

https://youtu.be/iMjxGCzOHHo

Главная героиня «Пугала» — знахарка-отшельница. Люди сторонятся ее, но все равно обращаются к ней за помощью. Женщина знает, что мистический дар когда-нибудь ее погубит, но продолжает спасать своих односельчан.

В интервью ПрофиСинема Дмитрий Давыдов рассказал о том, как преподавательский опыт помогает ему снимать кино, как шла работа с исполнительницей главной роли, а также поделился творческими планами на будущее.

Мы знаем, что вы совмещаете кинематографическую карьеру с преподавательской деятельностью. Как вам удается находить на все время? 

— Всегда укладываю съемки не более чем в 14 смен. Беру на это время отгул, либо жду отпуска, ориентируюсь на длинные праздники. А постпродакшен уже удается совмещать без проблем. «Пугало» мы сняли за 10 смен.

Помогают ли вам в кино опыт работы учителем и преподавательские навыки? 

— Помогают хорошо выстроить подготовительную работу, по плану. Помогают организаторские способности в работе с группой. Делаем все быстро — надо быть гибким к изменениям и уметь настраивать людей.

Расскажите о работе над сценарием «Пугала». Как появилась задумка картины?

— Саму идею разрабатывал с 2010 года. Тогда история выглядела по-другому, пожестче. Сценарий написал в 2018 году, после съемок фильма «Нет бога кроме меня». История выдуманная, полностью моя фантазия. Меня интересовали темы «белой вороны», потерянного человека и самопожертвования.

А какие изменения произошли с историей в процессе ее трансформации из идеи в готовый фильм?

— Действие первоначальной истории происходило в небольшом городе с деревянными двухэтажками. Много времени уделялось общению полиции и пугала, их совместным действиям по поиску и поимке преступников. История была более зрительской, жанровой, криминальной.

Хотелось бы узнать побольше об исполнительнице главной роли Валентине Романовой — Чыскыырай, которая так органично смотрится в образе. Насколько нам известно, она звезда фольклорной якутской музыки. Как вы нашли ее и почему, подбирая актрису, остановили свой выбор именно на ней?

— Я стараюсь работать с непрофессиональными актерами. В основном в моих фильмах снимаются земляки, друзья. На роль пугала не нашел актера у себя на месте, не было подходящих вариантов. Поэтому стал рассматривать, кто бы мог сыграть из медийных лиц. Посмотрел ролики в интернете с выступлений Валентины. Сразу нашел ее контакт, позвонил, отправил сценарий. Валентина сразу согласилась: эта роль подходит ей по энергетике. Никаких репетиций не было, вопросы обсуждали по телефону, но все сводилось к тому, что все будем решать на съемках. 

Приходилось ли вам корректировать ее работу?

— Да, постоянно. Но это было просто направление в нужное русло, чтобы уловить естественность, искренность. Валентина снималась впервые, поэтому волновалась. Задача была ее не напрягать. Сделали ее персонажа более молчаливым — убрали из сценария много диалогов.

Структура сюжета в «Пугале» напоминает некоторые фильмы Феллини — в таких лентах, как, например, «Ночи Кабирии», тот уделил большую часть экранного времени показу череды событий из жизни героини, а основные поворотные моменты приберег на последнюю треть фильма. Похожим образом структурирована и ваша картина. Расскажите, какие художественные задачи вы ставили перед собой, создавая сценарий по подобной структуре.

— Никогда не пишу по заранее выбранной структуре. Интуитивно все определяю в сам момент написания. Придумываю историю и записываю ее. Стараюсь, чтобы каждая сцена двигала сюжет.

Монтажером вашей картины стал Степан Бурнашев — тоже известный якутский режиссер. Расскажите о вашей совместной работе. Привнес ли он свое режиссерское видение в этот фильм и почему вы скооперировались именно с ним?

— Степан — мой земляк и друг. Вместе оканчивали школу. Он более опытен, профессионален. Знает больше, делает все лучше меня. Он работал на постпродакшене всех моих фильмов, постоянно советует, помогает. По его совету мы убрали 3 большие сцены при монтаже.

Фильм «Пугало» создан при поддержке фонда «Синет Сахавуд». Расскажите об этой организации, а также о других источниках поддержки вашей ленты, если таковые имелись. Обращались ли вы в органы федерального масштаба, такие как министерство культуры РФ или Фонд кино?

— Фонд поддержки якутского кино «Синет Сахавуд» был создан в 2019 году объединением частных IT-компаний Sinet Team. Они провели конкурс проектов, выбрали 6 более интересных и на безвозмездной основе поддержали их. Я тоже получил этот грант и благодаря ему снял фильм. Еще раз хочу им выразить благодарность за оказанную поддержку. А бюджет фильма у меня составил примерно 1,5 млн рублей, кроме гранта использовал еще и собственные средства. В Минкульт и Фонд кино никогда не обращался.

После успеха вашего дебютного полного метра, фильма «Костер на ветру», вы основали кинокомпанию Bonfire Production, которая занималась производством ваших следующих работ — «Нет бога кроме меня» и «Пугала». Не планирует ли ваша компания также выпускать фильмы других режиссеров, где вы выступали бы в качестве продюсера?

— У нас ситуация такая, что режиссер должен сам себе быть продюсером, сам себя продвигать. Сложно, но по-другому никак. Сам я пока и дальше планирую активно снимать, в разработке находится 4 проекта. Насчет других режиссеров — время покажет. Есть молодые начинающие режиссеры, которые работали в моих фильмах, будет возможность — буду им помогать.

Можете коротко рассказать, чему посвящены ваши будущие проекты? На какие темы собираетесь снимать в будущем?

— Проекты разные, достаточно сложные, уже не получится снимать в таком формате, в котором раньше снимал. На порядок дороже, масштабнее будут. Сейчас активно работаю над проектом «Нелегал» — это история про молодого киргиза, приехавшего в Якутию для решения своей жизненно важной проблемы. Все идет к тому, что весной-летом запустим съемки. Это будет русскоязычное кино. По трем остальным проектам тоже работаю, ищу возможности снять. Может, наконец-то попробую податься на конкурс министерства культуры РФ в следующем году.

Будучи учителем и кинематографистом одновременно, не планируете ли вы заниматься подготовкой кинематографических работников в Республике Саха?

— Нет. Для подготовки таких кадров есть министерство культуры республики и кинокомпания «Сахафильм».

Что для вас означает участие в предстоящем «Кинотавре»?

— Это важный первый фестиваль для нашего фильма. Уверен, будет впереди еще с десяток других. Но первый фестиваль всегда особенный.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рейтинг статьи: 31
Это интересно
Обратная связь