Ученый СВФУ: «Северные территории горят из-за глобального потепления климата»

Ученый СВФУ: «Северные территории горят из-за глобального потепления климата»

Сегодня на территории Якутии действуют более 70 природных пожаров. О причинах и последствиях рассказал заведующий кафедрой географии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета Юрий Данилов, сообщает пресс-служба вуза.

Лесные пожары различаются по степени горения — низовые и верховые. По словам Юрия Данилова, есть позиция о том, что лиственничные леса носят пирогенное происхождение, когда для восстановления им обязательно нужны пожары. Когда горит только подстилка — низовой покров, пожары малоопасны, но они тоже негативны.

«Верховые пожары, когда горит крона деревьев, наносят огромный ущерб, погибает, по сути дела, почти все — растительность, насекомые, животные, птицы. Верховые пожары — бедствие», — объяснил заведующий кафедрой.

Одна из причин того, что горят северные территории — глобальное потепление климата. Лето становится более жарким, кроме того изменяется режим выпадения осадков. В Верхоянске в этом году зафиксирован рекорд +38 градусов за полярным кругом. Среднегодовые температуры повышаются за счет зимних температур. Зима становится теплее. Воды стекает больше, чем впитывается в почву.

Пожары имеют опосредованное влияние на вечную мерзлоту — кратковременное. Моховой покров является очень хорошим теплоизолятором, если он будет уничтожен, то соответственно почва прогреется сильнее и увеличится глубина протаивания. Вода, образовавшаяся при таянии льда, накапливается в понижениях: начиная с небольшой лужицы, постепенно оказывая отепляющее воздействие.

По исследованиям сотрудников Института мерзлотоведения СО РАН, под лесами существует буферный слой, который предохраняет мерзлоту. А если леса не стало, то слой тает и теряется.

«Раз потерян слой, то необратимый процесс из года в год усиливается и приводит к образованию больших котловин. Если зимой накопилось меньше холода, то летом земля быстрее нагреется и увеличится глубина протаивания», — заключил Юрий Данилов.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
-24
Сообщить новость
Лучший комментарий
KoverOff
Леса горят, потому что никто не тушит, в Европе сразу бегут, борятся с пожарами, у нас пока к городу не подойдут, чесаться даже не будут, вон какой уже смог в городе, всем по барабану, пускай тайга горит, скоро осень, там дожди будут, все само пройдет..
Комментарии 50
  • ORN 06.08.2020, 16:47
    Да на глобальное потепление можно все списать
  • KoverOff 06.08.2020, 16:54
    Леса горят, потому что никто не тушит, в Европе сразу бегут, борятся с пожарами, у нас пока к городу не подойдут, чесаться даже не будут, вон какой уже смог в городе, всем по барабану, пускай тайга горит, скоро осень, там дожди будут, все само пройдет..
  • jujuj jujuj 06.08.2020, 16:54
    Не понятно, сами по себе загораются? На юге 40 в тени, а лес сам по себе не горит! А на сухие грозы пеняют, так их давно нет, а пожары увеличиваются.
  • d4kks 06.08.2020, 17:01
    Учёный калач копчёный!
  • gungrey 06.08.2020, 17:02
    А вот интересно, природа должна же всяко как то обновляться, то бишь старое сгорает на этом месте растет новое=)
  • DENHARD 06.08.2020, 17:08
    В детстве видел советские фотографии в которых армии самолетов авиалесоохраны с армией десантников с подписью типа "Защитники нашего зеленого океана", сейчас такого нет вот и горит лес
  • X_Singular Профессор кафедры прикладной ф 06.08.2020, 17:15
    Правильно, глобальное потепление идет на всю катушку.
  • Rumbl3 Сева 06.08.2020, 17:21
    Дело в том что раньше при совхозах и во времена когда даже простые люди имели множество скота производили сельхоз палы...по речкам и низинам где сильно растет трава и косили сено ежегодно производя весной палы...многолетний слой сухой прожухлой травы подобно пороху...нынче фермерам экономически не выгодно косить сено в дальних угодьях поэтому много пожаров...думаю нужно выделять деньги на весенний пал дать ответственность муниципалитетам и действовать первинтивно...а не как в нынешней действительности когда миллионы уходят в воздух то бишь сгорают вместе тысячами га прекрасной природы и животным миром...(((
  • artuus 06.08.2020, 17:28
    Все изза глобального потепления, леса, коррупция, грязь на улицах, плохие дороги, повышение цен. Нашли крайнего чтобы отмазаться. Во всем виновата власть, которое это допустило
  • Cheid 06.08.2020, 17:39
    потому что убрали лесников, перевели тушение на местные бюджеты, конечно все будет гореть. так то в других местах с более мягким климатом леса не горят
  • Житель_17го 06.08.2020, 17:44
    Еще и ученым не верить (
    Вот народ
  • тихий_кот 06.08.2020, 17:56
    Раньше природоохрана хорошо работала, была целая продуманная и хорошо обеспеченная система. О таком бардаке с дымом, и даже в городе, представить себе никто не мог.
    Это сейчас такое ежегодно и все думают что так и должно быть, что это нормально. Ну конечно, ведь сейчас главное деньги из региона выкачать. А экология где-то на 105 месте.
  • vov4ik_1 06.08.2020, 17:56
    Лапшу на уши вешают
  • Rainboway Сергей 06.08.2020, 18:01
    Значит это естественный процесс. Нельзя мешать традиционному. Пусть горит. Главное традиции.
  • Ardis 06.08.2020, 18:04
    От глобального потепления - пожары. От пожаров - парниковый эффект, а от него глобальное потепление климата. Замкнутый круг. Может быть наконец начнем их тушить? Или будем дожидаться когда дома начнут рушиться?
  • att-mob 06.08.2020, 18:14
    кто-то пиарился на пожаротушении, наверно, Пушкин, так давно это было...
  • kkkaaaiii 06.08.2020, 18:25
    Rumbl3, да. Это серьёзный фактор, кроме того не проводится саночистка лесов от валёжин, сухостоя и т.д.
  • YAN 06.08.2020, 18:28
    надо смотреть какие добывающие компании появляются на местах пожаров.
    Экологическое обесценивание территорий
  • vizza 06.08.2020, 18:41
    Рубль упал, Путин такой тоже из-за потепления климата.
  • ПалПалыч 06.08.2020, 20:12
    Противопожарные канавы как в Союзе капать надо.
  • Rim05 06.08.2020, 20:12
    Природные законы сложные и взаимосвязанные. Уважаемый ученый без всякого обоснования указал на главную причину пожаров. Что с него взять, для него это не более чем одна из научных теорий. А потом наша «продвинутая передовая» общественность будет ссылаться, мол «наука так считает» или «ученые установили».
  • Appos 06.08.2020, 20:17
    Юрий Данилов - глубже, глубжее надо))
  • shpaller 06.08.2020, 20:53
    жгут
  • Aihal3 06.08.2020, 20:59
    ..а мне говорил один уважаемый доктор наук СВФУ, что нет глобал.потепления,это всего лишь циклические периоды потепления,и вообще Земля медленно но верно остывает. А изначально Земля была горящая! Не давно Анатолий Чомчоев тоже об этом говорил по тв.
  • Перечница Печатает... 06.08.2020, 21:53
    Неправда. Были сезоны и жарче. Вы знаете, что раньше в Центральной Якутии был лес и второй, и первой категории, а теперь и третьей редко найдёшь. О чём это говорит? А еще леса все в валежнике, это и есть пожароопасная ситуация. Хоть и разрешили собирать, а всё не соберешь. Запрещать не надо было в своё время.
  • Перечница Печатает... 06.08.2020, 22:01
    Забыла написать. Была в некоем дальневосточном городе, лежала в больнице. До поступления жила на квартира рядом с жд депо. Так вот, в сторону Китая из Нерюнгри (а может и глубже) везли лес, а обратно такие поезда ехали порожняком. Вот и думайте. Вырубают и пускают огонь, чтобы списать на пожар. Потому и не тушат.
  • polius 06.08.2020, 22:59
    Горе комментаторы. Это не Центральная Якутия, это - север. Там никогда не бывало так сухо уже более 10 тыс. лет, а климат Центральной Якутии всегда была сухой, то есть природа более адаптирована к природным пожарам, нежели природа Арктики
  • Звездная_пылинка Savago 06.08.2020, 23:07
    Уровень свфу
  • Перечница Печатает... 06.08.2020, 23:13
    polius, здесь в Намском, Горном тоже горят. За новостями надо следить.
  • Дьулуруйар 06.08.2020, 23:15
    А местные жители видели, как лес поджигают с вертолётов.
  • Kvadrat2
    Александр
    06.08.2020, 23:16
    пожары делают по приказу, дело рук не людей.и тут не пахнет деньгами, тут иная цель планы
  • Yktianin 06.08.2020, 23:52
    Власти болт ложили на леса и экологию вот и все, потепление тут не при чем. Особенно хорошо лес горит в зоне "контроля" где даже не думают тушить. Если бы вокруг Москвы были леса и они вдруг загорелись, там бы сразу засуетились. А наш турист все стерпит, лишь бы место сохранить.
  • Машка19 06.08.2020, 23:59
    Каждый год дышим дымом! А лето и без того короткая. Почему горят наши леса!?
  • Трын-трава 07.08.2020, 00:22
    Досужие рассуждения! Лично я за цикличность. В одни годы - засуха, в другие - прохладное дождливое лето.
  • Strangers
    07.08.2020, 03:50
    мне кажется, что это поджоги
  • True_Detective 07.08.2020, 04:00
    KoverOff, в Европе на каждом клочке живут по десять белых, арабов и Блэк
  • kuzya66 07.08.2020, 04:28
    На Алдане весь флот стоит из за дыма от устья до Эльдикана. ЛОРП навигацию закрывает из за ЧС.
  • Rumbl3 Сева 07.08.2020, 07:12
    kkkaaaiii, не снимаю и коррупционный фактор , к сожалению он огромно высок
  • Jhurui 07.08.2020, 07:45
    Вслед за Британскими учеными пошли..
  • Пьянварь1 07.08.2020, 08:19
    Надо действия наших министерств подвести под научную теорию цикличности, объяснить их бездействие теорией относительности.
  • alex58 07.08.2020, 08:30
    Ну очевидно же и без учёных видно.
  • 2ykt 07.08.2020, 08:59
    Как-то так распределены причины по вкладу:
    1. Поджег, чтобы по низкой цене брать территории для добычи ископаемых (если лес портишь, посади обратно деревья и пр)
    2. Поджег для списания леса по низкой цене с последующей продажей
    3. Плохо тушим (власти, а не ребята-пожарные)
    4. Безответственность отдыхающих (оставленные костры, стекляшки-лупы)
    5. Глобальное, мать его, потепление. Мизерный вклад
  • Takconer12345 Takcer 07.08.2020, 11:16
    Леса горят потомушто, большие деньги делаются , и все расходы списываются на пожар, да и потом и земли сгоревшие типа будут делит олигархи
  • trew 07.08.2020, 11:54
    Тупой Билл Гейтс тоже считает что идёт катастрофическое глобальное потепление. Вот идиоты!
  • polius 07.08.2020, 15:03
    Перечница, потому что жители пренебрегают в Горном и Намском, густонаселенные районы
  • Перечница Печатает... 07.08.2020, 22:34
    polius, поищи в новостях, прежде чем лепить пустые минусы. Горит и в Намском, и в Мегино-Кангаласском, и в Усть-Алданском, и в Таттинском, это никак не Север. Перестань отрицать.
  • caxa-mmm 08.08.2020, 10:25
    Да, уж. Пожары случаются после того как пролетит вертолет ! И раньше были сухостойи и громы с молнией сухие ! Но таких маштабных пожаров не было . Что чуть-ли не вкаждом улусе пожар сейчас ! Каждое лето в дыму ! Просто кто-то на этих пожарах делает деньги! Ведь очень большие суммы выдают на тушение пожаров . Вообщем нет слов , одни матерные слова!
  • polius 08.08.2020, 15:38
    Перечница, да, горит, но это не результат потепления, а халатность самих жителей.
  • polius 08.08.2020, 15:39
    сыбыс-сымыйанан өйдөөҕүмсүйэн
  • Перечница Печатает... 08.08.2020, 21:08
    polius, я и говорю, что не результат потепоения. Вы определитесь, прежде чем спорить и внимательно читайте.
  • Показать комментарии неподтвержденных пользователей (1)
  • кун111 ыфв 06.08.2020, 17:26
    идиоты это пожар леса выгодно только МЧС России чтобы выкачивать денежки!
Обсуждение завершено по истечении срока давности публикации
{{nick}}
{{name}}
{{regdate}}
{{rtm}}/5
Рейтинг
{{comments}}
Комментариев
{{penalty_count}}
Нарушений
{{plus}}
{{minus}}
Реакции на комментарии этого пользователя
Мы в соцсетях
Это интересно
Обратная связь