Ан-148 мог разбиться из-за обледенения приборов

Расшифровав параметрический самописец разбившегося Ан-148-100В «Саратовских авиалиний», эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установили, что катастрофа 11 февраля в Подмосковье могла быть вызвана тем, что экипаж не располагал объективными данными об истинной скорости самолета.

Перед взлетом по какой-то причине не был включен обогрев приемников полного давления (ППД), что привело к искажению и расхождению показаний приборов. Как выяснилось, проблема не уникальна — за неделю до катастрофы было зафиксировано семь случаев «расхождения показаний скорости» на SSJ 100 «Аэрофлота». Правда, без фатальных последствий.

Данные, опубликованные во вторник МАК, основываются на информации, полученной после расшифровки параметрического бортового самописца. По версии экспертов, на 150-й секунде полета возникли разночтения между показателями модуля воздушных параметров (МВП), которые видел командир воздушного судна Валерий Губанов, и данными, которые считывал и выводил на отдельную панель резервный модуль. В этот момент Ан-148 находился на высоте около 1,3 км по отношению к взлетно-посадочной полосе Домодедово. Скорость, которую видел пилот Губанов, была выше, чем та, которую указывал резервный модуль. Спустя почти полминуты расхождения достигли почти 30 км/ч, и автоматика дала экипажу команду сравнить приборную скорость. Через 50 секунд, уже на высоте 2 км, эта команда повторилась, после чего экипаж, по всей видимости, отключил автопилот и вскоре повел самолет на снижение, видимо, пытаясь таким образом набрать недостающую по приборам скорость. Тангаж при этом достигал 30 градусов. В этот момент «командирский» МВП показывал, что скорость самолета равна нулю, а резервный — крайне низкие для подобной ситуации 200 км/ч.

Предположительно, Валерий Губанов до самой гибели видел 0 км/ч на своих датчиках, а индикатор, расположенный на панели резервных приборов, за несколько мгновений до столкновения с землей начал показывать резкий рост скорости, в момент крушения составившей около 800 км/ч.
Изученный экспертами черный ящик не фиксировал показатели, которые передавались автоматикой второму пилоту Сергею Гамбарьяну. Они могли отличаться от того, что видел Валерий Губанов, и того, что фиксировала резервная панель. Дело в том, что по конструкции Ан-148 каждый из трех ППД отвечает за сбор данных для своего модуля — «командирского», резервного и того, что должен был получать пилот Гамбарьян. Впрочем, вряд ли истинную картину видел и он. Из расшифровки параметрического самописца следует, что обогрев всех трех ППД был выключен, а значит, они, вероятнее всего, были попросту заморожены и не работали. Это прямо противоречит контрольной карте и летному руководству для Ан-148. Они требуют включения этой системы на исполнительном старте, то есть непосредственно перед взлетом самолета. В МАК пока не знают, почему это требование не было исполнено. Но опрошенные “Ъ” специалисты не исключают, что экипаж мог просто забыть это сделать.

«Пилоты, по всей видимости, не прочитали контрольную карту, что в обязательном порядке делается перед докладом диспетчеру о готовности к взлету. В пасмурную погоду зимой непрогретые ППД на взлете просто забиваются снегом и влагой, которые превращается в лед. В результате приборы фиксируют давление с ошибкой, а значит, пилоты видят недостоверные данные о скорости. Такие ситуации много раз бывали, и из них, как правило, летчики благополучно выходят. Здесь помогают бортинженеры или техники, которые по показателям работы двигателей могут определить скорость и вывести машину в горизонтальный полет»,— объяснил “Ъ” бывший военный летчик, работавший с Ан-148.

Самолет на 20 минут задерживался с вылетом из Домодедово, прогрев мог быть включен раньше, а затем выключен во избежание перегрева и выхода из строя ППД. Закончившийся трагедией рейс не был первым для этого борта 11 февраля. Но и в этот день, и в течение нескольких предыдущих суток пилоты неизменно включали прогрев.

Ан-148 «Саратовских авиалиний» стал вторым самолетом этой модели, потерпевшим катастрофу. В 2011 году в деревне Гарбузово Белгородской области во время учебного полета разбился Ан-148 военно-транспортной модификации, предназначавшийся ВВС Мьянмы. В той катастрофе погибли все шесть человек, находившиеся на борту. Эксперты тогда изначально также говорили о неисправности датчиков скорости, из-за которой летчики разогнали машину до такой степени, что она потеряла управляемость и начала разваливаться еще в воздухе. Однако в итоге выяснилось, что проблемы с датчиками не были ключевым обстоятельством трагедии. Одним из главных факторов, как оказалось, стало полное взаимное непонимание между управлявшими самолетом мьянманскими пилотами и летчиками-испытателями воронежского авиазавода.

Было взаимопонимание между пилотами Губановым и Гамбарьяном 11 февраля, станет понятно из расшифровки речевого самописца, который, по данным МАК, получил серьезные повреждения при катастрофе.

Кстати, проблемы с системой определения скорости вовсе не относятся к частым причинам технических жалоб эксплуатантов Ан-148. На завод-производитель машины возвращали из-за проблем с выпуском шасси. Кроме того, поступали жалобы на проблемы с двигателями машины, но они устранялись либо до сдачи заказчикам, либо без привлечения завода.

Официальный представитель СКР Светлана Петренко во вторник заявила, что наряду с версией МАК ведомство проверит и другие. Однако при расследовании авиакатастроф следствие обычно соглашается с окончательными выводами технической комиссии и опирается именно на них. Таким образом, уже можно предположить, что основными фигурантами уголовного дела по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) станут пилоты Ан-148, но их уголовное преследование прекратят в связи с гибелью, если на это согласятся их родственники.

https://www.youtube.com/watch?v=OpQplEsU2Vw

Во вторник выяснилось, что на похожие проблемы, связанные с расхождением показаний скорости у командира воздушного судна и второго пилота, жаловались в начале февраля пилоты самолетов SSJ 100, эксплуатируемых «Аэрофлотом». В телеграмме Росавиации (есть у “Ъ”) поясняется, что с 4 по 5 февраля, когда выполнение полетов в Московском аэроузле осложнялось обильным снегопадом, в аэропорту Шереметьево произошло семь инцидентов с самолетами этого типа. На борту фиксировалось расхождение показаний скорости у командира воздушного судна и второго пилота. Инциденты происходили при разбеге для взлета или на начальном этапе набора высоты. Во всех случаях экипажи прекращали взлет или возвращались на аэродром вылета. По предварительным данным, после осмотра самолетов были обнаружены отложения льда на фюзеляже перед приемником воздушного давления. Образование льда могло произойти в условиях сильного снегопада, из-за замерзания воды, стекавшей с передней верхней части фюзеляжа и стекол кабины экипажа. В «Аэрофлоте» на запрос “Ъ” не ответили. В Росавиации “Ъ” подтвердили подлинность телеграммы.

Всего, по данным Росавиации, с 2011 года с SSJ 100 произошли 14 подобных инцидентов, связанных как с отсутствием, так и с расхождением показаний скорости, следует из документа. По результатам расследований трех инцидентов причины неполадки были связаны с попаданием воды в приемники системы воздушных сигналов. В одном случае был сделан вывод о невключении экипажем судна обогрева ППД. Такие же неполадки были зафиксированы в отчете МАК о причинах катастрофы Ан-148.

В «Гражданских самолетах Сухого» (ГСС) не стали комментировать телеграмму Росавиации, отметив только, что SSJ 100 успешно прошел сертификационные испытания российских и европейских авиационных властей «с учетом более жестких требований по полетам в условиях обледенения, чем применялись к ранее сертифицированным самолетам». В эксплуатационной документации на SSJ 100 содержатся все необходимые рекомендации наземному персоналу по подготовке самолета к полету и летному экипажу по эксплуатации в сложных метеоусловиях, подчеркнули в ГСС.

В телеграмме Росавиации не указываются требования об ограничении эксплуатации типа самолета. Но регулятор отмечает в качестве одного из факторов авиационных происшествий и инцидентов в последние годы «низкое качество подготовки летного поля к приему и выпуску самолетов», а также неэффективную оценку рисков выполнения полетов в условиях опасных погодных аномалий — при сильном ливневом снеге или дожде. Так, с взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек некачественно убирается лед и уплотненный снег, поступает необъективная информация о виде, площади и толщине слоя загрязнений, а из-за наличия снежных насыпей на обочинах ВПП и рулежных дорожках могут произойти столкновения с ними. В качестве примера некачественной очистки искусственных покрытий приводится аэропорт Шереметьево. Из-за некачественной подготовки ВПП аэродрома Анадырь произошел инцидент с самолетом Boeing 767: при выполнении посадки куски льда на ВПП существенно повредили механизацию крыла, самолет был отстранен от эксплуатации.

 

Всеволод Инютин, Елизавета Кузнецова, Сергей Сергеев

 

Лучший комментарий
Helg Smeth
14.02.2018, 09:05
Рано делать выводы.
Комментарии 44
  • 14.02.2018, 09:05
    Человеческий фактор при недоработанной технике
  • Helg Smeth
    14.02.2018, 09:05
    Рано делать выводы.
  • 14.02.2018, 09:07
    Если бы обледенел, упал бы. А тут разлетелся на осколки.
  • 14.02.2018, 09:08
    Выборы начались, проверь подвал.
  • 14.02.2018, 09:15
    К сожалению моё предположение об обледенении оказалось верным...
  • 14.02.2018, 09:22
    Как то странно. Лётчик видит на приборах малую скорость или ноль. Разве он не чувствует что самолёт летит хорошо не сваливается. Видомость была же нормальная. Судя по записи видео. Почему не взял штурвал на себя когда видел критическое сбоижение?
  • 14.02.2018, 09:23
    "Сильный хлопок был, мощный. Чуть ли не до того, что стекла повыпадали", - сказал свидетель крушения в эфире "России-24" (ВГТРК).

    Другой свидетель рассказал, что самолет развалился в воздухе. "Целого самолета я не видел, уже куски в воздухе", - сказал он.

    Взрыв в воздухе из за обледенения ну да ну да
  • 14.02.2018, 09:26
    Автоматика едрена мать... даже на боингах такое есть. Но все таки летчики не из теплых стран ! Людей погубили ....
  • 14.02.2018, 09:29
    От обледенения самолет не разбрасывает на мелкие кусочки в радиусе 3 км на площади 3 га.
  • Николай
    14.02.2018, 09:33
    Эсли просто упал бы обломки лежали бы в одной линии и были бы цельные большие куски, а не в радиусе километра
  • 14.02.2018, 09:37
    В наше время,когда даже в авто легко ставится джипиэс и ты знаешь скорость и разгон с точностью до долей секунды это очень странно.Неужели скорость в дорогущем самолете можно определить только по датчикам давления?
    Джипиэс модуля нет?Да что далеко ходить,смартфон и тот может многие данные показывать.
  • 14.02.2018, 09:44
    Вот, теперь я понимаю, что лучше сутки и более просидеть в аэропорту, чем закончить так =(
  • 14.02.2018, 09:44
    да что за чушь вообще ???
  • Fe Ne
    14.02.2018, 09:46
    ахуле Россейская техника
  • 14.02.2018, 09:50
    Скоро выборы, поэтому должно быть все тип топ, приборы отказали, вагнаревцев в сирии нет
  • 14.02.2018, 09:53
    Уже доказано что пилот не включил обогрев пвд и пд.Датчики в результате обледеннния выдали неправильные показания приборов.
  • 14.02.2018, 10:07
    Warthunder, самолет только взлетел, заправлен был под завязку и скорость 800 км/ч. Конечно, при падении разлетелся на кусочки ...
  • 14.02.2018, 10:10
    тогда как объяснить то что пилоты то опускались то поднимались и так много раз до столкновения? навигатар на смартфоне включить всё видно и на любой высоте: скорость , высота.
  • 14.02.2018, 10:12
    Ну обледенели, не показывал скорость.
    А датчики высоты, еще какие-то.
    Тот же бортинженер.
    Как они в землю то так врылись.

    Истинная причина возможно останется тайной.
    Самописцы будем ждать.
  • 14.02.2018, 10:21
    диванные летчики
  • 14.02.2018, 10:21
    Появилась новая версия причин крушения Ан-148. Как рассказал источник «Сноба», самолет «Саратовских авиалиний» мог разбиться из-за того, что перед взлетом пилот не убедился, прогрелись ли турбины, а также хватает ли самолету антифриза. Сейчас расследователи авиакатастрофы рассматривают непрогретый двигатель в качестве основной причины крушения.

    По данным телеграм-канала Mash, в пользу этой версии говорят данные, полученные после расшифровки показателей черного «параметрического» ящика. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) выяснили, что обогрев, который используется при плохих погодных условиях, был выключен, из-за чего датчик показывал неверные данные о скорости полета.
  • 14.02.2018, 10:32
    за день до этого же был день гражданской авиации

    как бы плохо не звучало, но пилот наверняка был после праздника уставшим и все причины пошли комом "не включил, не сделал" и так далее
  • Пигмалион Троянский
    14.02.2018, 11:08
    эксперты собрались
  • 14.02.2018, 11:09
    Обледенели датчики воздушной скорости и экипаж и автоматика видела неправильные показания. И да скорость для самолетов нужна не по ЖПС, а относительно воздушных масс. Например Ан-2 может зависать над землей, а скорость от ветра будет за 100.
  • Николай
    14.02.2018, 11:51
    Терракот!! Месть исламского государства ИГИЛ!!
  • 14.02.2018, 11:56
    автоматика не стра.х.у.е.т чтоли человека ? "если темпер ниже нуля - включить обогрев датчиков" простой алгоритм ?
  • 14.02.2018, 12:16
    Гарани, в снегопад не видно нифига из самолета, снег вокруг, скорость не оценить , другое дело высотомер почему не смотрел.
  • 14.02.2018, 12:17
    ats, так он на 800км/ч впилился в землю
  • 14.02.2018, 12:29
    RedNeck, Ан-2 единственный самолет в мире который летает задом наперед при сильном встречном ветре.
  • вуглускр злобный
    14.02.2018, 12:30
    Рано делать выводы. Тем более, что мы не знаем показания каких приборов имели расхождение. Управлять самолетом мог автопилот. Если он получил данные о снижении скорости, он должен был автоматически предпринять меры против сваливания самолета, которые и оказались фатальными. Пилоты вполне возможно успели отключить автопилот, а вот времени на перекладку органов управления из крайних положений, куда их загнала автоматика, могло и не хватить. Слишком высокую скорость успела набрать машина. Ждем окончательных результатов.
  • 14.02.2018, 12:38
    Ужаасно! Мы все стали и учителями и врачами. Жизнь заставила, все занимаемся самолечением так как медики ни фига не лечат, а заняты заполнением всяких документов, учителя не учат, потом предлагают своих знакомых репетиторов, а теперь видимо придется стать пилотами, чтоб контролировать все ли кнопки включили....приехали...
  • 14.02.2018, 12:52
    Журнализды - такие журнализды. Как можно предполагать "по-видимому, не прочитали контрольную карту", пока не расшифрован речевой самописец. Когда будут данные, тогда и будет ясно.
  • Николай
    14.02.2018, 17:47
    Перед выборами президента РФ американцы всеми силами будут стараться испортить кандидатуру ВВ Путина. В Сирии убита 100-200 российских солдат, теракт самолёта, до 18 марта ещё месяц.
  • 14.02.2018, 18:03
    Получается, похоже на гибель трансатлантика AF447 в 2009 г., где также имело место обмерзание трубок Пито, из-за неработавшего обогрева.
  • 14.02.2018, 18:04
    так какие это очевидцы. рассказывают по факту услышали побежали...в сети же есть тоже видео двух очевидцев юных, они прямым текстом говорят грохнуло в небе, грохнуло так что облака покраснели....и неможет самолет падать, пилоты же не идиоты чтобы молча в радиоэфире падать...повесили все на пилотов, теперь что их коллеги думать будут...из крайности в крайность...с тушкой в сочи тоже виноваты пилоты, хотя видео там было что произошел взрыв в воздухе...и нет все равно это было не то, это было не там...короче мутные истории творятся... на данный момент не летайте лучше люди....
  • 14.02.2018, 18:34
    Читал авиафорум, люди пишут, что не заметить выключение сразу трех ППД сложно, они сразу светятся на табло, и вообще это одно из первых действий пилота в случае такого кардинального расхождения в скоростях. Летчики сами недоумевают с таким выводом МАК.
  • 14.02.2018, 19:26
    Маловероятная версия с обледенением датчиков скорости. Если бы были разные показания скорости, то они спокойно могли передать эту информацию диспетчеру или по крайней мере переговоры летчиков должны быть записаны на черном ящике. И потом опытные лётчики могли бы посадить самолёт и без показаний скорости. Если что-то и обледенело то это какие-то другие жизненно важные приборы и механизмы, а не второстепенные датчики скорости.
  • 14.02.2018, 19:31
    А почему приборы разнились, трём человекам три разных показания показывали же приборы, значит техническую характеристику показания приборов надо по всем приборам показания сделать так, чтоб приборы по показаниям были одинаковыми, ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ПРИБОРОВ, ОБОРУДОВАНИЯ САМОЛЁТОВ ВОПРОС НАДО ЗАДАТЬ
  • 14.02.2018, 20:32
    а почему не было дублирования показания скорости по GPS приемнику?
  • Доширак Жак Ширак
    14.02.2018, 20:35
    Бред. Разговаривал с опытным пилотом, командиром судна с налетом более 7 тысяч часов на самолетах другого типа, так он утверждает что эти приемники полного давления по алгоритму должны были проверить чуть ли не в первую очередь, а их неисправность или невключение, не заметить мог только полуслепой водитель ВАЗа. В любом случае автоматика выдала бы неисправность или продублировала бы проверку системы. И наконец бортинженер легко мог устранить неисправность.
    Я в самолетах не очень конечно, но знаю точно что в самолетах каждый датчик и системы как минимум дублируются, то есть при неисправности одного из механизмов, в любом случае есть аварийный механизм.
    А про разлет осколков, говорит что вполне реально что разлетятся на такое расстояние, если самолёт ударился о землю под очень острым углом и на большой скорости. Говорит что очень похоже на то, что пилоты пытались совершить аварийную посадку, но при этом из-за малой высоты не смогли сбросить скорость до посадочной.
  • 14.02.2018, 21:43
    Там где они набирают высоту всё равно же за бортом -43°С, значит перед тем, как полететь нужно сделать ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГРЕВ ППД, чтоб устранить КОНДЕНЦАТ в двигателях и приборах
  • 15.02.2018, 01:01
    бывает... я, насмотревшись "расследования авиакатастроф" могу со своей диванной точки зрения сказать, что сошлись воедино сразу несколько факторов, которые в сумме и привели к трагедии... R.I.P.
  • 15.02.2018, 01:04
    бывает... я, насмотревшись "расследования авиакатастроф" могу со своей диванной точки зрения сказать, что сошлись воедино сразу несколько факторов, которые в сумме и привели к трагедии... R.I.P.
  • 15.02.2018, 03:29
    темнят че то скоро выборы