Сахамин Афанасьев: «Мы все в ответе за будущее реки Лена»

Сахамин Афанасьев: «Мы все в ответе за будущее реки Лена»

В настоящее время наряду с муссированием темы строительства метанольного завода в п. Нижний Бестях остро возникает вопрос защиты и охраны реки Лена. Как на сегодня обстоит дело с состоянием реки Лена, как обеспечивается её охрана и использование, какие меры ответственности предусмотрены за загрязнение водных объектов? На эти и другие вопросы отвечает министр охраны природы республики Сахамин Афанасьев.   

Сахамин Миланович, река Лена является главным водным объектом нашей республики. Как на сегодня обеспечивается её защита и охрана?
-- Лена крупнейшая река Северо-Восточной Сибири. Протекает по территории Иркутской области и Якутии. Бассейн р. Лены целиком лежит на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 8 Водного кодекса РФ находится в собственности Российской Федерации. По всей протяженности р. Лена судоходна, является главной транспортной артерией Якутии. В республике указом главы учрежден День реки Лена (2 июля).
Управление, контроль, мониторинг, природоохранное сопровождение проводится специально уполномоченными органами в лице ЛБВУ, Минприроды РС(Я), Управления Росприроднадзора по РС(Я), Прокуратуры РС(Я), производственных экологических служб природопользователей и общественного контроля. Так что все мы в ответе за настоящее и будущее нашей великой реки.  

Какие нормативные акты регулируют водные отношения и режим охраны водных объектов?
-- Главным документом в области регулирования отношений по использованию и охране водных объектов является Водный кодекс Российской Федерации, также принимаемые подзаконные акты Правительством Российской Федерации в соответствии с Водным кодексом РФ.  

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений, в том числе связанные с принятием нормативных правовых актов, определены в статье 24 Водного кодекса РФ.

Уполномоченным органом по принятию нормативных правовых актов в области водных отношений является Минприроды России.  
В полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 25 Водного Кодекса принятие нормативных правовых актов в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации (пруды и обводненные карьеры, зарегистрированные как водные объекты в собственности РС(Я) отсутствуют).

Как ведется хозяйственное использование реки Лена? Какие организации являются главными водопользователями? 
-- В настоящее время в Республике Саха (Якутия) 392 субъекта хозяйственной деятельности, использующих водные объекты для различных целей, из них правом пользования обладают 387 (98,7 %) водопользователей. Из 387 водопользователей 112 предприятий осуществляют водопользование р. Лена на территории Булунского, Жиганского, Кобяйского, Намского, Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского, Хангаласского, Олекминского, Ленского районов и г. Якутск. 
Основными видами деятельности водопользователей р. Лена являются жилищно-коммунальное хозяйство, водный транспорт, разведка и добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство.

Забор водных ресурсов из р. Лена осуществляют 57 водопользователей. Согласно договорам водопользования объем забора водных ресурсов из р. Лена на 2017 год составляет 54,2 млн. м3. Наиболее крупными водопользователями являются АО “Водоканал” с объемом забора водных ресурсов 30,9 млн. м3, ПАО “Якутскэнерго” – 6,2 млн. м3, ГУП “ЖКХ РС(Я)” - 1,5 млн. м3, ООО “Ленское ПТЭС” - 0,5 млн. м3

Сброс сточных вод в р. Лена осуществляют 30 водопользователей. На основании решений о предоставлении водного объекта в пользование объем сброса сточных вод в р. Лена в 2017 году составляет 41,9 млн. м3.

Объем доходов от поступления платы за пользование водными объектами в федеральный бюджет (по состоянию на ноябрь 2017 года) составил 45,4 млн. руб., в том числе 6,8 млн. руб. (15 %) плата за пользование р. Лена на территории Республики Саха (Якутия). 

Администратором доходов по негативному воздействию на окружающую среду, в том числе за сброс сточных вод, является Управление Росприроднадзора по РС(Я). 

В республике есть специально уполномоченный орган Ленское БВУ. Чем он занимается?
-- ЛБВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейнов рек Анабар, Оленек, Лена, Витим, Олекма, Алдан, Вилюй, Яна, Адыча, Индигирка, Алазея, Колыма, Колымского, Вилюйского водохранилищ и других водных объектов на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области.

Как должны проводить работы по локализации и ликвидации разливов нефти предприятия, которые используют водные ресурсы?  
-- В соответствии с условиями правоустанавливающих документов подсланевые воды должны сдаваться на очистку в специальные очистительные установки. С целью очистки подсланевых вод от нефтепродуктов многие суда оборудованы специальными очистительными установками. При оформлении договоров и решений ОАО ЛОРП, ФГБУ Администрация Ленского бассейна и судоходных компаний Якутск, Вилюй, Колыма предоставлены договора на сдачу подсланевых вод на очистные установки. 

Для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в программе производственного контроля обязательным пунктом требуется наличие боновых заграждений на локализацию пятен во избежание распространения и дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения для облегчения процесса уборки. В случае разлива производится сбор нефтепродуктов с поверхности воды и их утилизация.

Что такое водоохранная зона и как она устанавливается?
-- Водоохранная зона (ВЗ) – это территория, примыкающая к береговой линии. В водоохранной зоне в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации установлен специальный режим ведения хозяйственной и иной деятельности. Цель введения ограничений – сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира, предотвращение загрязнения и засорения, заиления и истощения водных объектов. 

В границах этой зоны допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения в соответствии с водным законодательством и законодательством в сфере охраны окружающей среды.

На территории водоохранных зон запрещено использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, захоронение отходов производства. Запрещено движение и стоянка транспортных средств, за исключением специально оборудованных стоянок и движения по дорогам с твёрдым покрытием.

Прибрежно-защитная полоса (ПЗП) – это территория внутри водоохраной зоны. В границах ПЗП введены дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

На реке Лена знаки ВЗ и ПЗП установлены в районе с. Намцы Намского улуса, в районе с. Соттинцы Усть-Алданского улуса, в черте п. Сангар Кобяйского улуса, в районе с. Жиганск, в районе п. Нижний Бестях, в городах Ленск, Олекминск, Покровск, Якутск и на участке от Табагинского мыса до п. Еланка Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

В 2013-2016 годах проведен мониторинг состояния дна, берегов и изменений морфометрических особенностей, состояния водоохранных зон р. Лена в районе п. Нижний Бестях, с. Павловск, с. Хаптагай, с. Рассолода Мегино-Кангаласского улуса, с. Старая Табага, с. Хатассы, с. Пригородное городского округа "Город Якутск".

По результатам проведенных мониторинговых исследований с 2017 года начато строительство объекта «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса». По заказу ГО «город Якутск» разработана проектно-сметная документация «Берегоукрепительные работы в с. Старая Табага». Заявка на софинансирование строительства данного объекта направлена в адрес ФАВР.

Проводятся ли научно-исследовательские работы на р. Лена?
-- Несколько лет назад Институтом водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской Академии Наук (г. Барнаул) были проведены НИР по теме «Исследование водного режима и русловых процессов реки Лена, разработка научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по предотвращению вредного воздействия вод и противопаводковой защите». По рекомендациям данных работ в связи с неэффективностью проведения русловых работ были предложены для каждого населенного пункта, подвергаемого негативному воздействию вод р. Лена, инженерные сооружения, обеспечивающие гарантированную защиту территорий поселений от затопления половодьями обеспеченностью 1% с учетом заторно-зажорных явлений, а также негативного хода русловых процессов.

Какие меры ответственности предусмотрены за загрязнение водного объекта?
-- С целью выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства РФ и РС (Я), в том числе и в области охраны и использования водных объектов на территории республики, в соответствии статьи 26 Водного кодекса РФ переданы полномочия органам государственной власти субъектов на осуществление надзора в области охраны водных объектов. 

Контрольно-надзорные мероприятия проводятся в целях непосредственного обнаружения нарушений природоохранного законодательства РФ и РС (Я), а также для выявления лиц, совершивших данные противоправные действия. Мера ответственности за нарушения в сфере водных отношений устанавливается в соответствии со статьями КоАП РФ.