«Приходилось расстреливать зачастую бедняков»

«Приходилось расстреливать зачастую бедняков»

24 ноября 1927 года члены Политбюро ЦК ВКП(б) проголосовали за принятие мер, «гарантирующих скорейшую ликвидацию бандитского выступления в Якутии». С учетом того, что это был далеко не первый мятеж против центральной власти, участников вооруженного восстания карали с особой жестокостью. Но страх повторения якутских «бандпроявлений националистического характера» не исчезал еще несколько десятилетий.

«Составили ядро союза инородцев»

На фоне кровавых событий первой русской революции все происходившее в 1905–1906 годах в Якутске выглядело на первый взгляд не очень важным и не слишком заметным происшествием. Осенью 1905 года для смягчения ситуации на обширных территориях, находящихся в его управлении, иркутский военный генерал-губернатор М. Н. Кайгородов поручил губернатору Якутской области действительному статскому советнику В. Н. Булатову провести совещание представителей всех сословий о введении в Якутии земского самоуправления.

Выборы участников совещания были для местной власти делом абсолютно новым и непривычным, а потому, как 13 февраля 1906 года докладывал губернатор Булатов министру внутренних дел действительному тайному советнику П. Н. Дурново, состав избранников обществ оказался совершенно не тем, что ожидался:

«К прискорбию, должен отметить, что население области, которому главным начальником края было предоставлено право избрать из своей среды представителей на совещание, отнеслось к этому важному делу крайне невнимательно и допустило, как оказалось, в составе своих представителей часть весьма неблагонадежных лиц, имевших близкое отношение к проживавшим в области государственным и политическим ссыльным и, несомненно, зараженных их противоправительственными идеями… Затем часть представителей инородческого населения оказалась или совершенно не говорящей по-русски, или с трудом понимающей русскую речь, несмотря на категорическое требование мое, чтобы к участию в совещании были избраны лица, владеющие русским языком».

В начале совещания представители крестьян и якутских улусов попросили дать им возможность провести отдельные собрания для обсуждения положений о земских учреждениях. А посовещавшись, представили отличающиеся друг от друга проекты введения местного самоуправления.

«Впоследствии,— писал губернатор Булатов,— обнаружилось, что на совещания представителей от инородцев приглашались в качестве сведущих людей и некоторые из находившихся в городе политических ссыльных, советами которых, вероятно, и пользовались составители проектов. Во время съезда и совещаний по вопросу о введении земства получен был здесь, по телеграфу, Высочайший Манифест 17 октября. Под впечатлением всемилостивейше дарованной свободы слова, собраний и союзов и приносимых телеграфом, а затем и газетами, известий о событиях, происходящих в Европейской России и других частях Сибири, стали и в Якутске образовываться различные союзы и устраиваться собрания и митинги, руководимые главным образом наполнявшими город амнистированными политическими ссыльными. Не осталось чуждым этому общему настроению и инородческое население, особенно городское, находящееся под непосредственным влиянием некоторых из своих сородичей, имевших тесное общение с освобожденными поднадзорными. Бывшие на съезде по вопросу о земстве представители инородческого населения развезли по своим улусам (главным образом по Якутскому округу, от которого было наибольшее число представителей) вместе с составленным на съезде проектом о земстве и внушенные им в Якутске превратные идеи о дарованных свободах и, как я уверен, мысль о необходимости организовать общий инородческий союз для достижения различных прав и льгот. Таким образом, почва была подготовлена. Находящиеся в Якутске главные руководители съезда инородцев, не теряя времени, сплотились в тесную группу и, при участии, конечно, оставшихся здесь бывших поднадзорных, составили ядро союза инородцев, вербуя в него все большее число членов».

6 января 1906 года руководители Союза якутов отправили председателю Совета министров империи графу С. Ю. Витте телеграмму с требованиями, которые в Санкт-Петербурге сочли дерзновенными. Два дня спустя директор Департамента полиции действительный статский советник Э. И. Вуич телеграфировал якутскому губернатору:

«Комитет союза инородцев якутов, в составе Попова, Никифорова, Говорова, Афанасьева, Васильева, Аммосова, Артаманова, Слепцова, Готовцева, Скрыбинина, обратился к председателю Совета министров с телеграммой, заявляя, что союз не получил ответа на ходатайство о допущении представителя от якутов в Государственную Думу и потому постановил требовать права избрания в Думу своего представителя, признания всех земель, находящихся во владении инородцев, а также казенных, монастырских и отведенных ссыльным — собственностью якутов, скорейшего введения земского самоуправления и передачи функций окружных полицейских управлений в заведывание самих инородцев».

«Привести якутов к повиновению властям»

Конфликт вокруг прав на огромные богатства якутской земли на многие годы стал первопричиной одного мирного и нескольких вооруженных мятежей

Фото: Я. Рюмкин / Фотоархив журнала "Огонёк"

Требования Союза якутов сопровождались ультиматумом. Его руководители пригрозили, что якуты прекратят выплаты всех податей в казну до тех пор, пока требования союза не будут выполнены. Причем их слова не расходились с делом. В докладе якутского губернатора министру внутренних дел говорилось:

«Еще задолго до отправления этой телеграммы, в декабре месяце, как я доносил Вашему Высокопревосходительству, в городе стали циркулировать слухи, что населению, особенно инородческому, внушается мысль о возможности и необходимости прекратить всякие казенные платежи и не исполнять повинностей. Справки о количестве поступивших в казначейство податей и земских сборов в декабре (когда они здесь главным образом вносятся) удостоверили действительно крайне слабое поступление всех казенных платежей, а затем мне стало известно из частных источников, что приезжающие в город из улусов с податями инородческие старшины и сборщики, не являясь в полицейское управление, под влиянием Никифорова и других городских инородцев, уезжают обратно, не внося податей в казначейство».

Собственно, это был бунт, по своему воздействию на правительство практически равный вооруженному мятежу. Поэтому в той же телеграмме, отправленной 8 января 1906 года в Якутск, директор Департамента полиции передал приказ главы МВД:

«Министр внутренних дел приказал всех членов комитета, подписавших телеграмму, посадить в тюрьму, привлечь к ответственности и привести якутов к повиновению властям. О последующем телеграфируйте».

Однако даже попытка ареста лидеров Союза якутов могла вызвать серьезные последствия, о чем указывалось в докладе якутского губернатора министру внутренних дел:

«Для подавления могущего возникнуть крупного беспорядка в распоряжении администрации имеются только ничтожный по численности состав городской полиции (в 25 человек), несколько десятков весьма ненадежных, почти невооруженных и необученных военному делу казаков здешней команды Якутского городового полка и 50–60 солдат местной команды, представляющей собой единственную военную силу. Если эти средства, в общей сложности, можно было считать достаточными для охраны города, то для прекращения массового беспорядка в округе, с инородческим населением свыше ста тысяч человек, не было никаких способов».

Я приказал полиции в ту же ночь, одновременно, арестовать всех членов центрального комитета союза

Поэтому губернатор Булатов попросил о введении в Якутском и Олемкинском округах и Якутске положения об усиленной охране, расширявшем его права. О дальнейших событиях он писал Дурново:

«Получив 18 января указания о праве моем применить 29 ст. положения об охране, я приказал полиции в ту же ночь, одновременно, арестовать всех членов центрального комитета союза, с производством в квартирах их тщательного обыска, что и было вполне успешно исполнено. Арестовано было шесть человек, четверо же находилось в округе, почему арест их был поручен земской полиции. Вместе с тем были сделаны следующие распоряжения: в городе увеличен временно состав городовых, часть казачьей команды, живущей на заимках и по квартирам, получила приказание находиться наготове и вооруженной в полковом ее помещении, а остальная быть готовой по домам, местная команда также подготовлена на случай надобности; все чины земской полиции раскомандированы одновременно по улусам округа для розыска и ареста главарей союза, собрания инородческих сходок и предъявления на них моего объявления населению о противозаконности союза, ответственности за участие в нем, произведенном уже аресте членов центрального комитета и подавления беспорядка, в случае его продолжения, военной силой; такие же объявления были опубликованы и в городе…

Вскоре же ко мне стали являться инородцы с письменными и личными выражениями раскаяния и отказом от участия в союзе, а затем, по мере действия чинов полиции в округе, делаемых ими разъяснений на сходах, распространения моего объявления и арестов еще нескольких из наиболее влиятельных агитаторов, инородцы начали составлять наслежные и даже улусные приговора, отказываясь от участия в союзе, обязуясь впредь не вступать ни в какие сообщества и исправно уплачивать подати и повинности. Вместе с тем начался и усиленный взнос податей в казначейство из всех улусов округа».

Мирный мятеж в Якутии вскоре прекратился, однако его экономическая первопричина — конфликт вокруг прав на якутскую землю и ее недра — никуда не исчез, а после революций 1917 года и в ходе Гражданской войны только обострился.

«Ни на йоту не улучшилось»

Подкрепленная арестами угроза применения силы заставила очень многих отказываться на сходах от участия в Союзе якутов

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

«Мучившие Россию голод и разруха,— вспоминал бывший военком сводного красноармейского Петропавловского отряда М. Кропачев,— ощущались самым острым образом и в Якутии. Летом 1921 года остаткам контрреволюционных партий удалось, спекулируя на продовольственных трудностях, поднять там белогвардейский мятеж. Думается, что штаб 5-й армии допустил ошибку, сразу же не выслав в Якутск регулярные войска для подавления мятежа в зародыше. Только через семь месяцев, в марте 1922 года, туда пришел отряд Каландарашвили. Но к тому времени мятежники успели уже связаться с белогвардейщиной, выброшенной из Советской России и осевшей в Маньчжурии».

Потом было немало написано о том, что это восстание было спровоцировано иностранными эмиссарами. Но в «Обзоре внутреннего политического положения РСФСР за март 1922 г.», подготовленном в ГПУ при НКВД РСФСР, говорилось:

«В Восточно-Сибирском округе остается по-прежнему охваченным бандитизмом район Якутска. Численность банд в этом районе достигает 2000 бойцов. Местное население на стороне бандитов. Движение имеет националистический характер с участием нескольких тысяч якутов. Общим руководителем движения является офицер Толстоухов. Кроме того крупные бандитские отряды обнаружены в северной части губернии, в частности, отрядом Васюкова занят г. Верхоянск. В районе 600 верст севернее Якутска администрацией свинцовых рудников организована банда во главе с представителем администрации Окуловским. В восточной части Вилюйского у. вспыхнул ряд восстаний».

В сущности бандитизма, как такового, нет. Есть огромное, длящееся уже несколько месяцев восстание населения Якутской обл.

А в «Обзоре политико-экономического состояния РСФСР за май–июнь 1922 г.» ГПУ сообщало руководству страны:

«В Восточной Сибири в сущности бандитизма, как такового, нет. Есть огромное, длящееся уже несколько месяцев восстание населения Якутской обл. Положение в этом районе за текущие два месяца ни на йоту не улучшилось. Значительная часть области по-прежнему находится в руках бандитов. Сведения последних недель говорят о ней, что обложен г. Вилюйск, и что банды продолжают распространяться по западным направлениям. Численность бандитов точно не выяснена. По одним источникам, она якобы достигает 6000, но по другим, она гораздо меньше этой цифры, хотя, во всяком случае, не меньше 2000 человек. Население, не ушедшее в банды, почти повсеместно сочувствует бандитам и всячески им помогает. Среди якутской интеллигенции отмечается наличие весьма значительной японофильской группировки, которой якобы и принадлежит идейное руководительство движением».

Потом нередко утверждали, что прекращению мятежа способствовало предоставление Якутии автономии. Но в предназначавшихся для узкого круга высокопоставленных читателей обзорах ГПУ называлась совершенно другая основная причина: восставшим перестало помогать антисоветское Приамурское правительство, находившееся во Владивостоке:

«Бандитизм в Якутской обл.,— говорилось в обзоре за июль 1922 года,— принявший в прошлом месяце столь угрожающие размеры, когда многочисленными бандами были обложены гг. Якутск и Вилюйск, в июле резко пошел на убыль и стал разлагаться. Объясняется это политическими неурядицами во Владивостоке, откуда банды все время получали поддержку. Офицеры, возглавлявшие все движение, в июле бросают отряды на произвол судьбы и вместе со штабом повстанцев и областным управлением бегут в г. Нелькан. Отряды, оставшиеся без руководителей, из Вилюйского и Якутского районов двинулись в восточном направлении к тому же городу Нелькан».

Кроме того, в обзорах вновь и вновь появлялись упоминания Японии и японофильства среди якутов. В данных, отправленных руководству страны в августе 1922 года, отмечалось:

«Среди якутской интеллигенции образовалась японофильская партия, пользующаяся громадным влиянием среди населения».

А в обзоре за ноябрь 1924 года о ходе еще одного вооруженного противостояния с советской властью говорилось:

«Наиболее пораженными бандитизмом остаются Иркутская губ. и Якутия, в последней численность банд возросла до 400 человек. Оперировавшие отдельные уголовные шайки объединились с основным повстанческим ядром, которое вместо старого лозунга “автономия тунгусам”, выкинула новый: “захват всей области”. Повстанцами захвачена Петропавловская, где ими разграблены госторгпредприятия; местные представители власти не тронуты. Отмечены случаи пособничества повстанческому движению со стороны американской фирмы “Гудзон Бей”. Есть предположение о поддержке бандитов Японией и связи с заграницей».

«Расконспирация расстрелов»

Предъявление якутами, прежде не доставлявшими особых хлопот властям, политических и экономических требований вызвало настоящий шок в Санкт-Петербурге

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

Японский фактор, судя по всему, сыграл немалую роль в развитии событий, начавшихся летом 1927 года. Тогда ОГПУ обнаружило в Якутии заговор подпольной Младо-Якутской советской социалистической партии конфедералистов, в котором участвовали и некоторые руководящие работники. Чтобы выявить всех заговорщиков и не допустить вмешательства в конфликт Японии — в то время главного и очень сильного противника СССР на Дальнем Востоке, И. В. Сталин 19 сентября 1927 года отправил следующие указания первому секретарю Якутского обкома ВКП(б) И. Н. Барахову:

«Надо дать ГПУ возможность раскрыть до конца заговор и арестовать всех замешанных. Публиковать сейчас нельзя. Дело будет передано в суд лишь по окончании следствия. Требуем оказания помощи органам ГПУ».

А 27 сентября 1927 года в новой телеграмме в Якутск Сталин уточнил причину отказа в публикации данных о конфедералистах:

«ЦК против публикации по соображениям международным».

Но пока сотрудники ОГПУ выявляли всех заговорщиков, некоторые руководители конфедералистов успели покинуть Якутск и начать новое якутское восстание. Однако на этот раз руководители страны учли предыдущий опыт и решили не только подавить мятеж, но сделать невозможным его повторение.

17 ноября 1927 года Политбюро рассмотрело вопрос о принятии мер, гарантирующих скорейшую ликвидацию бандитского выступления в Якутии, для чего была образована комиссия, неделю спустя предложившая принятое Политбюро решение, в котором говорилось:

«а) Для ликвидации находящихся в данный момент в Якутии банд,— считать имеющиеся вооруженные силы ОГПУ достаточными.

б) Операцией по ликвидации Якутских банд целиком руководит ОГПУ.

в) ОГПУ принять срочные меры для ликвидации бандитов.

г) Поручить ОГПУ вывезти из Якутии всех руководителей и активных участников в бандитизме.

д) Обязать Якутский Обком ВКП(б) оказывать всяческое содействие органам ОГПУ при ликвидации банд.

е) Предложить руководителям ОГПУ по ликвидации банд в Якутии ни в коем случае на месте высшей меры, как социальной защиты, не приводить в исполнение. В особых случаях — согласовывать с ПП ОГПУ Сибири и Д.В.К.

ж) Считать необходимым срочно отпустить ОГПУ 250.000 рублей, о чем просить т. Рыкова в кратчайший срок провести по советской линии».

Особая роль ОГПУ подчеркивалась и в следующих решениях Политбюро, и в телеграмме Сталина в Якутский обком, отправленной 30 декабря 1927 года:

«В дополнение к директиве за № 11/сс сообщается постановление ЦК о том, что оперативные распоряжения органов ОГПУ в области проведения мероприятий по подавлению восстания являются безусловно обязательными и подлежат безоговорочному проведению».

Новое восстание не получило широкой поддержки населения, и некоторые его руководители решили, что, как и в прежние годы, прекратившие сопротивление оппозиционеры будут прощены. Или им как минимум будет сохранена жизнь. Но они ошибались.

В «Обзоре политического состояния СССР за март 1928 г.» ОГПУ констатировало:

«Банддвижение на территории Якутии ликвидировано. К 8 марта оперировало 9 банд в 140 человек, из коих банда Индигирского, наиболее крупная (63 человека), изъята полностью, а сам Индигирский убит при захвате банды. Остальные 8 банд также ликвидированы к концу марта».

На 8 октября 1928 года из 289 арестованных участников восстания 20 отпустили на свободу и дела на двух человек были отправлены на доследование. 137 мятежников приговорили к различным срокам лишения свободы и ссылке. 130 были расстреляны.

9 декабря 1928 года старший помощник прокурора Якутской АССР С. Потапов сообщал в Москву:

«В банды в 1927—1928 г.г. были, главным образом, вовлечены рецидивисты — участники прежних движений, в свое время помилованные Соввластью. Большинство бандитов — бедняки и середняки: встречалось немало деклассированного элемента, одиночек, оторвавшихся от производственного труда. Согласно директив центра и сообразно настроениям населения — бандитов-рецидивистов расстреливать, карательная линия особоуполномоченного ОГПУ и прокуратуры заключалась в применении высшей меры наказания ко всем бандитам, состоявшим в бандах с оружием в руках и ранее замешанным хотя бы в одном антисоветском движении. Безусловно, такая линия даже при условии, что приходилось расстреливать зачастую бедняков и батраков — была верной и продиктованной политическим моментом.

Прокуратура тщательно знакомилась со следственным материалом: до разбора некоторые дела направлялись в ГПУ обратно для доследования. Разногласий при вынесении приговоров не было. Со многими предложениями прокуратуры о смягчении наказания особоуполномоченный ОГПУ соглашался, не доводя дела до коллегии ОГПУ. Досадным пробелом в работе ГПУ по ликвидации бандитизма была расконспирация расстрелов (объявлено в прессе не более чем о 30 расстрелянных). По неосторожности некоторые сотрудники отдела ГПУ говорили просителям, что те или иные бандиты отправлены в Новосибирск, а местное население зимой и летом прекрасно осведомлено о всех передвижениях по трактам и по водному пути. Летом недалеко от г. Якутска стали всплывать на реке Лене трупы мужчин, т.е. расстрелянных бандитов с огнестрельными ранами на затылках, причем многих легко было опознать. Население, конечно, догадывается или знает об истинном происхождении этих трупов, ибо они обнаруживались почти “пачками”.

Сообщали прокурорскому надзору, что трупы в замороженном виде распиливаются на несколько частей

В начале с.г. сотрудники КРО ЯОГПУ (контрразведывательного отдела Якутского ОГПУ.— “История”) устно сообщали прокурорскому надзору, что трупы в замороженном виде распиливаются на несколько частей, укладываются в мешки, отвозятся на реку ночью верст за 10 и по частям спускаются в прорубь. Очевидно, впоследствии такая сложная процедура была отменена, вследствие чего трупы всплывали в целом виде».

Ликвидация руководителей восстания и акция устрашения — всплывающие «пачками» тела расстрелянных — на долгие годы прекратили обсуждение вопросов об изменении статуса Якутии, принадлежности земли и ее богатейших недр. Но еще несколько десятилетий власти усматривали признаки начала нового якутского мятежа даже во вполне обычных для своего времени крайне жестоких хулиганских выходках.

Так, 16 марта 1954 года в Таттинском районе Якутии группа местных молодых людей во главе с бригадиром топографов ранее судимым П. П. Григорьевым напала на сотрудников работавшего там геофизического отряда №46, а затем на рабочих сейсмоотряда. Один из сейсмологов был убит, двое ранены, еще несколько рабочих получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Похожих происшествий после бериевской амнистии по всему СССР было множество. Но поскольку все нападавшие были якутами, а один из них признался, что бить русских пошли не спонтанно, а договорившись предыдущим вечером, Главное управление милиции МВД СССР пришло к выводу, что «имело место бандпроявление националистического характера». Ведь от страха глаза велики не только у тех, кто должен бояться, но и у тех, кто с помощью наведения ужаса пытается справиться с собственными фобиями.

Лучший комментарий
Э_с
Это делал Дзержинский и ему подобные. А у нас в честь них улицы и площади названы.
Комментарии 234 Написать комментарий
  • Sheva Alomar
    12.11.2017, 12:09
    МДА, каких-то 100 лет назад, все были как пещерные люди, теперь понятно почему в городе досихпор столько дегенератов разрушающих все красивое.
  • shpaller 12.11.2017, 12:11
    ykt.ru вы нацики?
  • vasyavv 12.11.2017, 12:12
    "Ведь от страха глаза велики не только у тех, кто должен бояться, но и у тех, кто с помощью наведения ужаса пытается справиться с собственными фобиями. " - в этом смысл статьи, видимо ближе к выборам сценарий "заварушки" может и мирной уже готов
  • Оттоойко 12.11.2017, 12:22
    Шайка лейка до сих пор все до единого
  • balbaax 12.11.2017, 12:29
    А что хотели то? Если наш край с издревли был и остаётся каторжно-ссыльным?
    Поражает, что забитый бедняк того периода просто взял ружьишко и пошел валить казаков, да так увлекся, что их почти не осталось.
  • Эмигрантка 12.11.2017, 12:29
    супер статья. А сейчас остались одни нытики. Только сила заставляет Кремль начинать думать.
  • Ломбардия 12.11.2017, 12:32
    просто жесть!
  • Э_с 12.11.2017, 12:34
    Это делал Дзержинский и ему подобные. А у нас в честь них улицы и площади названы.
  • iDalfour 12.11.2017, 12:35
    Это был геноцид
  • alaas965 12.11.2017, 12:40
    shpaller, разве требовать равных прав это нацизм?
  • FairGan 12.11.2017, 12:43
    Дааа. Это тебе не с дивана печатать. Не нравится? Пошли и разобрались. Вот это сила. Щяс все терпилы. Видимо смелых потом искалечила вторая мировая а потом раскулачивания. Итак нашу нацию поставили на колени, оставив только подлиз и слабаков
  • Aleks_N 12.11.2017, 12:45
    Японофилия)) даже в те времена симпатизировали Японии, сейчас даже флаги схожи

    Что то в этом есть
  • Allekk 12.11.2017, 12:46
    Сейчас идёт обратный процесс того, за что боролись Ойунский, Аммосов, и др.
  • Sheva Alomar
    12.11.2017, 12:52
    Allekk, за что они боролись? Чтобы в их честь улицу назвали?
  • ID_YKT.RU 12.11.2017, 12:56
    Что-то нагнетают.
    Всё в истории России и СССР начинается у нас.
  • personne 12.11.2017, 12:56
    Блиин, и это называется мирное воссоединение, много нашей крови пролилось, много лучших представителей народа уничтожили!!!
  • Garmonist 12.11.2017, 12:58
    Не ведитесь на провокации Якт!
  • JADIN 12.11.2017, 12:58
    Самых сильных умных инородцев всегда расстреливали без суда и следствия. Выжили покорные и слабые...
  • x_side Grisha 12.11.2017, 13:04
    Какие же они бандиты, если их поддерживало население?
  • Пазузу василий теркин 12.11.2017, 13:06
    Уничтожалось все, что могло способствовать самоутверждению саха - предметы роскоши, история народа, любые данные о прошлом свидетельствующие о хорошей жизни. Чтобы только хреновое оставить и выдать за истину.
    И стерли по сути.
    Тех, кто это понимал и противился - убили.

  • Anelets 12.11.2017, 13:07
    Прошло 100 лет, а до сих пор богатства Якутии идут в столицу страны и определенным лицам.
  • Kristina_111 12.11.2017, 13:11
    Капец 20е годы, в те года было расстреляно и сослано в лагеря миллионы людей по всей стране, а вы акцент тут делаете именно на Якутии.
  • xeno0 12.11.2017, 13:13
    Захотелось спеть песню Аскалона Павлова - Конул.
  • GEOstudent 12.11.2017, 13:23
    Ну это уже история. Тогда по всей империи так было. Независимо от нации... Вон афроамериканцы, их 300 лет мучили, буквально 40 лет назад только вроде бы стали равноправными гражданами, за США воюют и пр
  • kinat Кынат Тардаах 12.11.2017, 13:25
    Сегодня строительством ЯГПК - по сути химзавода на Илин ЭНере происходит тот же конфликт. Почему? Исторически Лено-Амгинское междуречье и Три Долины Эркээйи, Эркээни и Туймаада являются колыбелью якутского народа, который из глубины веков пронес культуру свободного скотоводческого народа, со своим мировозрением. И именно эта культура охраняет навека уникальную, нигде в мире не существующую ЭКОсистему. Эта Экосистема зиждется на уникальных ландшафтах Лено-Амгинского Междуречья и Средней Лены. Правительство обвиняет якутов в иждивенчестве. Говорит, что Мегино-Кангалассцы на 90% живут на субсидиях государства. И вынуждает их на строительство Химического завода на их территории, на берегу 4-й по величине реки Лены в мире. Сейчас правительство поступает так же поверхностно, как поступали все колониальные власти в истории России по отношению к инородцам, как они в те времена называли якутов. Пора понять, что надо перестать загонять железной метлой якутов к счастью! Если что-то в экономике не так, значит само правительство не справляется со своими обязанностями. Как можно развалить хорошо работающее и кормившее веками сельское хозяйство Якутии? Это что за тарифы на газ для сельчан в 7рублей за куб, тогда как в других регионах 4,5 рублей всего и то у них газ не добывается? Кто продал газовую компанию олигарху всего за цену одного многоквартирного дома? Теперь за это сельчане еще должны своим традиционным сельским хозяйством должны жертвовать? Так как, как только в Заречье построят Химзавод Зиявутдина Магомедова, то все Заречье и Три Долины перестанут считаться местом с первозданно чистой природой, и уже никогда не смогут продать свою продукцию под брендом ЭКОпродукт Саха. Народ Саха вконец обнищает, забросит свои аласы, аласы зарастут сперва кустарниками, затем деревьями и исчезнут с лица земли такие уникальные явления криолитозоны как Якутские Аласы.
  • ПетрСеменов петр семенов 12.11.2017, 13:27
    Вот настоящие сыны своей родины за нашу свободу отдали свою жизнь....
  • a3105N Алексей N 12.11.2017, 13:27
    x_side, это же ярлык.
  • XOMA 12.11.2017, 13:30
    Даже шаманов пачками в расход пускали. Поэтому одни "псевдоносители" информации остались.
  • Валандер 12.11.2017, 13:30
    Жесть. Расчленять и топить в проруби... Никакой Чикатилотне сравнится с этими палачами.
  • NikoTS44 12.11.2017, 13:30
    Sheva‒ Alomar, по всей России было так, только кучка аристократов жили хорошо, хотя и сейчас также(((
  • DR_GNUS Василий Алибабаевич 12.11.2017, 13:31
    ПетрСеменов, Вот эти что ли?

    > напала на сотрудников работавшего там геофизического отряда №46, а затем на рабочих сейсмоотряда. Один из сейсмологов был убит, двое ранены, еще несколько рабочих получили телесные повреждения различной степени тяжести.
  • Syberia1964 12.11.2017, 13:39
    край ссыльных, надзорных и каторжан всех сословий.Но если сравнить как в то время полыхала Россия и что там творилось. Тут было тихо. Относительно..
  • БатькаМахно 12.11.2017, 13:39
    Если бы в те годы Якутия отсоединилась то что, жили бы сейчас счастливо что ли? Сюда бы тут же пришли Китайцы, Японцы или Американцы, перебили бы тут всех, и забрали этот край себе, и была бы тут сейчас не Якутия, а какойнить КНДР. Но упоротым то это не понять, и сейчас есть те, кто хочет отсоединиться, и что дальше, вот что дальше умники по вашему будит, все встанут жить богато? Да кто вам даст владеть такой землей в современном мире, разве развита промышленность в Якутии,есть военные заводы может, а армия есть ? Даже элементарно нет человеческих резервов, что бы защитить такое количество земли. Сюда тут же америкосы примчатся, по ушам проедутся, что мы тут вам сделаем жизнь лучше, поставят во главе своего тойона, который все ресурсы распродаст через третьих лиц американским компаниям, и в итоге раздербанят Якутию на куски, и превратится она в страну третьего мира, и что самое главное, те "патриоты" кто громче всех орал бы о независимости, самые первые бы побежали от сюда в ту же Россию или Европу.
  • woda888 12.11.2017, 13:40
    к чему эти вбросы.....
  • martingrey 12.11.2017, 13:42
    Японофилы, японский городовой!!
  • kinat Кынат Тардаах 12.11.2017, 13:48
    И моего прапрадеда крупного бая расстреляли в тюрьме Нюрбе, а моего деда молодого человека купца второй гильдии обеспечивавшего живым скотом золотодобытчиков Бодайбо, раскулачили. После всех этиз событий начала ХХ века, в 40-е годы количество якутов уменьшилось наполовину, кто огиб на войне, кто от голода в тылу. А это произошло по вине навязывания образа жизни Умными Прогрессивными Революционерами Отсталым, Хвосты Крутящим Якутам, как сейчас выражаются,особо радеющие за химзавод на Заречье.
  • Курильщик 12.11.2017, 13:49
    Оу, декомунизация? Выборы скоро? ....
  • BulletProof 12.11.2017, 13:51
    Ничего не меняется раньше была ясачная колония сейчас нефтегазоалмазная. Отношение то же самое.
  • user124 12.11.2017, 13:51
    Обычная история. Как только финансирование извне пропало, тут же борьба за "независимость" свелась к паре десятков идейных неадекватов и паре сотен уголовников.
  • БатассаевПП 12.11.2017, 13:53
    БЕА.! Ваш выход! Хоть после этого переИменуй Площади и Главные УЛИЦЫ ХОТЯ БЫ!
  • Vasus 12.11.2017, 13:56
    Так то омский помазанный вешал людей только в путь
  • Безник 12.11.2017, 14:00
    Якт упорно напирает на национальную тему. Вбивает клин не доверия и злобы между нациями. Если прольётся кровь, виновно будет именно якт. Ведь для чего то оно именно так и поступает, имеет свой интерес.
    ФСБ! Проспите вражду, её уже разжигает местный новостной сайт - планомерно, многократно.
  • Feodora20 12.11.2017, 14:01
    Кому очень хочется раскачать ситуацию.
  • НемойЖмотяра 12.11.2017, 14:08
    90% комментаторов читают статью поверхностно и не хотят вникать в суть происходящих тогда событий.
  • SmethOK Helg Smeth 12.11.2017, 14:14
    Безник, да не только якт. Телевидение Саха Сирэ, на многих предприятиях открыто давят на нац идею, при приёме на работу, вывески и аншлаги. Настоящая статья, созданная на данных дореволюционного периода. Власти одели розовые очки давно. Начало положено первым человеком от "Народа".
  • qwert13 12.11.2017, 14:15
    Борьба за независимость, тогда именовалось бандитизмом, сейчас терроризмом.
  • Чтец_Читатель 12.11.2017, 14:16
    Мэр Якутска А. С. Николаев, где же обещанный вами еще в 2013 году памятник жертвам политических репрессий?!
  • Kunnuk 12.11.2017, 14:16
    Революция и Гражданская война кровавым колесом прошлась по якутам. В каждой семье лучшие мужчины, кормильцы, были расстреляны за пособничество «бандитам», целые богатые семейные хозяйства разорялись. Это продолжилось и во время коллективизации, и репрессий. Дальше- война, голод, холод.
    Но мы гордимся своими героями. В каждый переломный момент у нас появляются новые люди с новым мышлением, и ведут свой народ вперёд.
  • Кинигэлээх 12.11.2017, 14:21
    "Саха Союһугар" уруй!
  • RUNET 12.11.2017, 14:26
    Вся власть Советам!!!
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 14:27
    Слава советским чекистам! Смерть предателям Родины,пособникам интервентов и прочим бандитам!
  • RUNET 12.11.2017, 14:27
    Вся власть Советам!!!
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 14:28
    Kunnuk, надеюсь и с этими людьми у власти "не заржавеет"
  • Fedor84 12.11.2017, 14:35
    SmethOK, читаю и между строк у вас откровенный национализм, ненависть к коренному народу. И хотели чтобы мы забыли свой язык? Не имели права на своём языке продублировать вывески? Вы нацик, надо ваши комментарии к ФСБ за экстремизм и ненависть между народами отправить на экспертизу
  • Kunnuk 12.11.2017, 14:36
    Среднее течение реки Лена- это историческая родина народа Саха. Именно здесь пустили корни знаменитые наши предки Омозой, Эллэй, Тыгын Дархан!
    Давно пора им ставить памятники! А то потомки уже не знают ничего про них.
    Эти три долины- Энсиэли, Туймаада, Эркээни, а также Лено-амгинское междуречье - Именно здесь развилось скотоводство, ставшее основой для усиления народа Саха. И незачем строить здесь метаноловый завод на костях наших великих предков!
  • SLAVKE 12.11.2017, 14:36
    Историю надо знать чтобы такого не повторялось! А так из статьи понятно что управляли якутскими "военными" маневрами русские офицеры. Правда когда запахло жаренным свалили.
    И да, если бы все получилось, если опираться на эту статью, то было бы еще одно государство со столицей во Владивостоке. Согласно этой статье Якутия сама не отделилась бы, головы всех мятежей управляли с Владика и Иркутска.
  • триколор 12.11.2017, 14:37
    Что я вижу. Раньше-то почему, ничего не публиковалось? А то, историк мадам Ойунская сама начнёт писать.
    Такое ощущение, что хлеб бюджетный начали наконец отрабатывать. Не спугни их, так бы и сидели.
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 14:37
    ПетрСеменов, за "свободу" под японцами и американцами?
  • Шабалин 12.11.2017, 14:39
    Время такое было, Советская власть было молода и неопытна, поэтому всякое мурло голову и поднимало

    А вот это очень по якутски: втихаря на кухнях поддерживать Союз якутов, а когда прижали, бежать и признаваться своей лояльности к власти
  • ПетрСеменов петр семенов 12.11.2017, 14:43
    Whisper1985, думаю всяко лучше чем сейчас,я не прав?или ты хорошо живёшь сейчас?
  • ykob57 12.11.2017, 14:47
    "Сообщали прокурорскому надзору, что трупы в замороженном виде распиливаются на несколько частей"- вот настоящие звери ! Это же надо пилить замороженном виде на несколько частей ...
  • amtik 12.11.2017, 14:55
    shpaller, ykt.ru пишет исторические факты.
  • ykob57 12.11.2017, 14:56
    " в марте 1922 года, туда пришел в марте 1922 года, туда пришел отряд Каландарашвили" Хэ. хоть он не успел убивать якутов.Был убит пулей в лоб попав в засаду под Якутском ....
  • ботокс 12.11.2017, 15:00
    Всего-лишь сто лет назад жизнь якутов мало чем отличалась от каменного века, да и сейчас местами настоящий 19 век.
  • NEOSakhastan 12.11.2017, 15:07
    До прихода русских Якуты жили весьма не плохо, в основном жили по Аласам (Вокруг озера 2-3 семьи, не понимаю почему нынешние историки не изучают детально эту часть истории Якутов как отдельной цивилизационной бытности, остатки "этехов" до сих пор есть). Как ни странно существовал принцип частной собственности, не прикосновенность своих территорий и владений, все охотничьи окрестности и сенокосные угодья включая озера были поделены между собой особым устным, недокументированным правом и все понимали и принимали это как должное, короче говоря к чужим территориям никто не лез. Якутская усадьба была образцом чистоты и порядка. Народ не голодал, практически у всех был крупный рогатый скот и лошади, если в семье рождалось много мальчиков то со временем это семья становилась зажиточной и они начинали формировать вокруг своего "Аласа" свои местные образования которые впоследствии превратились в населенные пункты. (Если не укрупнение населенных пунктов и проведение во времена СССР коллективизации то Якуты сейчас жили бы по жизненному укладу как в Америке или Аляске, было бы множество маленьких городков и поместий в том числе фамильных но это было разрушено потом). С приходом русских пришла торговля, в основном пушниной, потом активная торговля золотом и серебром (17-18 вв.активное освоение русскими Якутской земли) но с приходом русских пришли и такие вещи как всякие болезни от которых у местного населения не было иммунитета, азартные игры, такие понятия как ясак/налог, долг, займ и спиртные напитки, для народа саха со своим коренным устройством конечно это было переломным, прервался свой путь развития как отдельного народа, разрушение своих исконных ценностей, быта и уклада жизни (трагедия народа саха именно 17-19 вв.).
  • NEOSakhastan 12.11.2017, 15:08
    Русские в основном относились к местному населению уважительно (чтобы не говорили но Русские не истребляли народ саха это факт и говорить о каком либо геноциде со стороны русских это ложь и обман). С появлением русских что произошло, основные события для народа саха: Народ стали учить грамоте, началось формирование якутской интеллигенции. Получило развитие торговля как отдельный основной элемент той современности. Началось формирование улусных центров и определении территорий. Народ Саха начали приобщать к современным ценностям, в крупных поселках и улусных центрах появлялись школы, больницы (Лекари), пункты почтовой и иной связи (Ямщики) и.т.д. До революционных не стабильных событий это начало 19 в. народ саха развивался весьма не плохо, численность населения рост, смертность сокращалась, в каждом улусе было множество богатых усадьб (тогда и появилось понятие для якутов как слой населения "средняки"). Более зажиточные в своих вверенных территориях получали наказ от местного главы "кулуба" или князя на контроль этой местности и заботу населения, хочу подчеркнуть что именно заботу а не постоянное ущемление прав (потом это проявится в ходе раскулачивания тогда большинство якутских бедняков вставали на защиту своих зажиточных хозяев) то есть это было как большое фермерское хозяйство или колхоз все имели еду и одежду (в советское время пропаганда поднесла народу этот уклад жизни как рабовладельческий из за этой политики "Манчары" стал народным героем, хотя факты говорят об обратном).
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 15:08
    ПетрСеменов, даа, как ошметки Югославии что ль? Сирийцы вон тож хотели лучше жить, и украинцы. Лучше стали жить?
  • amtik 12.11.2017, 15:08
    Вспомнились слова песни Виктора Цоя - Кукушка. "Сильные да смелые головы сложили в поле". Историю пишут победители, покорные подлизы остались среди якутов или те кто всегда говорит "Моя хата с краю" .
  • NEOSakhastan 12.11.2017, 15:08
    Ссыльные люди сделали для Якутии очень много, обучали якутов грамоте, письму, лечили и строили новый вид жилья для якутов с разными стенами и углами, возводили русскую печь в то время русская печь считалась самой теплой и с наиболее большим КПД. Ссыльные в основном были образованными людьми и с очень активной жизненной позицией, якуты восхищались ими и уважали, Якутской народ по своей ментальности всегда уважал образованных и интеллигентных людей, так как сам народ был необразованный в основном и была очень большая тяга к образованию (это потом еще аукнулось во времена первого президента Николаева М.Е. тогда существовал культ высшего образования, каждая семья пыталась дать высшее образование своим детям). Революционные события сломали жизненные устои, ценности и вековой уклад народа саха, фамильные и зажиточные усадьбы были разорены коллективизацией и раскулачиванием, народ саха был поставлен на колени этими событиями (Хочу заметить именно этими событиями а не русскими), с начала 19 в до 1940 г. народ саха практически лишили всего, по старым своим ценностям нельзя было жить а новые еще не сформированы....
  • NEOSakhastan 12.11.2017, 15:08
    Рассвет развития и золотым веком Якутского народа считается именно советская эпоха (во времена российской империи якутия рассматривалась как область относящийся к иркутску, вариант отдельного развития как самостоятельного субъекта права не рассматривалась). Советская Россия вела политику равноправия народов и гарантировала все права советского человека хоть в магадане или чукотке. Советская власть в лице русского народа начала эпоху развития Якутии и народа саха, начали всеобщую образовательную политику, любой ребенок теперь мог учиться писать и читать, бесплатная медицина которая в основном и спасла народ саха от вымирания в современном мире, строились города, поднималась промышленность, образовали свой якутский университет, появилась своя новая высокообразованная якутская интеллигенция, народ саха развивался во всех сферах это и культура, наука, образование и.т.д. Народ саха развивался и созидал как никогда!
    Хочу сказать одну вещь, как бы мы не относились друг к другу у нас одна история и судьба, то что определенные события и государственные строи приводили к конфликтным ситуациям в этом народы России и русские не виноваты это были вековые совместные наши события. Я думаю что роль русского народа в историческом развитии России недооценен и конкретно раз и навсегда не прописан. Настанет то время когда в России официально на уровне конституции пропишут русский народ как государствообразующий народ и остальные народы России должны будут это признать, тогда мы получим новый виток развития в нашей общей истории!)
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 15:09
    FairGan, а у японцев с американцами не подлизы подлизывали?
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 15:10
    Пожалуй кину ссылочку на сайт ФСБ
  • paulamarsel 12.11.2017, 15:12
    А вы знали, что до революции якуты занимали второе место в мире по поголовью скота на 1 якута. Это очень сильно характеризует якутов как собственников
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 15:15
    БатькаМахно, поддерживаю. Нацики всегда в итоге играют на руку оккупантам,интервентам,захватчикам.
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 15:16
    kinat, это капитализм детонька. Он одинаковый и с русским и с кавказским и с якутским лицом
  • NEOSakhastan 12.11.2017, 15:16
    paulamarsel, абсолютно с вами согласен! Так и было.
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 15:19
    kinat, может твой родственник был эксплуататор и кровопиец ?
  • Чэгиэн 12.11.2017, 15:20
    в Якутии революция проходила очень ярко. Столько невинных людей убили, и нигде об этом не пишут...
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 15:20
    БатассаевПП, беа не дурак,в отличие от Вас например
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 15:25
    NEOSakhastan, свечку что ль держал как все жили 400 лет назад? Ну иди паси скот,охотся. Кто держит? Нацики,громче всех орущие про "золотое времечко" до русских и тем более красных в основном почему то хотят жить в городских квартирах с отоплением и электричеством, и любить родную,суровую землю чисто дистанционно, с дивана.
  • Gasdrubal Стадзо Буорисофф 12.11.2017, 15:28
    ID_YKT.RU, это правильно, первый студенческий национальный бунт СССР именно был впервые в Республике Саха (середина 1970-х годов).
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 15:30
    Gasdrubal, у нас каждую неделю такой бунт нынче. В известных очагах смуты типа Зодиака
  • Petr-1 12.11.2017, 15:31
    Чэгиэн, очень ярко....особенно когда Каландарашвили грохнули..
  • Steelhat 12.11.2017, 15:34
    Отличная статья для поднятия националистического духа.
    Для защиты интересов республики и его народа нужны не кулаки, а умные и грамотные головы, которые могут разговаривать наравне с московскими господами на языке права и экономики. А так получается - "а, вот почему мы так плохо ныне живем..." Хватить ревизией прошлого заниматься и поддаваться на провокации.
  • Чэгиэн 12.11.2017, 15:35
    Petr-1, кроме Каландарашвили было еще много отрядов, которых тоже грохнули.
  • ALEX-1976 вячеслав носов 12.11.2017, 15:35
    Вот статья для нациков, сразу оживились!
  • Syberia1964 12.11.2017, 15:47
    БатькаМахно, жили бы ща как в маленькой швецарии.
  • NEOSakhastan 12.11.2017, 15:48
    Например сейчас ругают Советский союз но только советская власть дала надежду на развитие якутскому народу, советы начали устраивать быт и жизнь современного народа саха, в данное время все мы пользуемся благами той эпохи, это был хороший цивилизационный старт для якутского народа. Все были равны в правах, сыты, обуты и накормлены но не было частной собственности по этому были трудности с ведением хозяйственной деятельности, после ослабления роли партии (КПСС) и идеологической пропаганды в стране началась разруха, каждый хотел иметь что то свое но колхозы и совхозы не спешили делиться со своим социалистическим богатством, гражданин СССР имел бесплатно все но не имел своего и многие этого понять не могли, наступал кризис экономических, бытовых и материальных интересов что привело к развалу единой страны.

    Нынешнею Россию тоже ругают, что власть и богатство досталось олигархам но давайте посмотрим как разваливали колхозы и совхозы в Якутии. М.Е. Николаев приказывает не финансировать деятельность таких хозяйств, прекратились все поставки комбикормов, ГСМ, техники и.т.д. Колхозы и Совхозы начали разваливаться, советский вид ведения хозяйства был полностью разрушен.

    Есть одно но, при упразднении и самороспуске совхозов и колхозов в населенных пунктах Якутии между участниками этих организаций исходя из их доли участия всем достались сенокосные угодия, КРС, лошади, сельскохозяйственная техника, дома, квартиры и.т.д. то есть у людей вчера не имевших ничего появилась частная собственность. Сегодняшние успешные частные хозяйства да и личная всякая живность в наслегах и поселках Якутии это родом из совхозов и колхозов. В данное время в Якутии в каждом муниципальном образовании есть крепкие частные придомовые хозяйства со всей живностью и землей это те люди которые получили свой пай при развале совхозов и колхозов. Так что развал СССР дал нам частную собственность и свое хозяйство.
  • Чопер 12.11.2017, 15:49
    ботокс, потому что царский режим и купечество довели народ до обнищания и вымирания.
  • Syberia1964 12.11.2017, 15:55
    Gasdrubal, не в середине а примерно 77-78г.г и я его помню. летом примерное часа в 4 утра по берегу заложского озера разгоняли студентов пожарные машины и солдаты ВВ. там тогда всех разгонщиков закидали камнями. Что потом было не помню. но драка была конкретной народу было с обеих сторон очень много. Кровищи тоже хватало. так как студенты закидывали кабины пожарных машин камнями. А с теми кто там был сами понимаете что было. Солдаты меньше "звиздюлей" получили в отличии от пожарников. Не знаю может еще кто помнит про это... ?
  • Syberia1964 12.11.2017, 15:57
    тогда не было ведь у солдат и милиции ни касок ни щитов ни оружия кроме как дубин резиновых и штатных пистолетов. ну может еще газ типа "черемуха"
  • micel 12.11.2017, 15:59
    По больше бы такой правды, для будущих поколений. Возможно они в будущем цивилизованно и продуманно выведут Республику на другой уровень-автономия, независимость, равноправие в составе России...
  • Марика2016 12.11.2017, 16:06
    GEOstudent, а мы терпим 365 лет, без права самоопределения.
  • Мишка Разин
    12.11.2017, 16:07
    YKT.RU нацики сидят походу!доиграетесь скоро!своему же народу хуже делаете!
  • Марика2016 12.11.2017, 16:14
    DR_GNUS, неправда это, просто драка хулиганов в пьяном виде превратили в нац.нападение, об этом все в Татте помнят, как из мухи слона сделали и гнобили таттинцев много лет из-за этого. Об этом много написано в последние годы.
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 16:16
    Марика2016, японцы и американцы прямо жаждут дать нам кучу всяких прав..
  • NEOSakhastan 12.11.2017, 16:16
    Независимости так токовой нет, как и нету самого понятия независимость, есть право сильного, умного и доминирующего, по этим правам и правилам ведется любая игра в любой сфере жизнедеятельности современного человека. Любой человек от рождения зависит от всего его окружающего в том числе от современного уклада и организации жизни, все народы так или иначе зависят друг от друга, если идет разделение то это неминуемая гибель для народа многие этого до сих пор не понимают, по этому создаются объединения, союзы, федерации и.т.д. чтобы объединить усилия для развития народов и обретения в этом союзе силы, развития и обеспечить для себя будущее и.т.д как отдельный субъект права. Государство это как единая большая семья, где главной ячейкой общество является обычная семья а разделенная семья без отца, матери или детей это вековая трагедия так и происходит с народами. Последствия развала СССР несут трагичные сценарии для Русского мира, это сейчас Украина, Грузия и.т.д.
  • Марика2016 12.11.2017, 16:18
    SmethOK, а вы хотите, чтоб власти одели вновь черные или кроваво-багровые очки? В век демократии?
  • Марика2016 12.11.2017, 16:25
    Whisper1985, почему все время пугают нас японцами и америкосами? Какая связь? саха никогда их не звали на свою землю. Наоборот, сейчас распродают всяким денежным иностранцам наши земли и ее богатства без учёта интересов коренных жителей.
  • Кусса 12.11.2017, 16:25
    Россия тонет в воровстве и коррупции и мы вместе с ней
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 12.11.2017, 16:31
    Марика2016, националисты в Гражданскую что думали что им Япония и США от доброты душевной помогают? Посадим себе на шею вместо русских своих родных якутских буржуев распродажа ресурсов не замедлится как минимум, я это точно говорю.
  • 141 12.11.2017, 16:39
    Сейчас говнопут - хороший наследник тиранов прошлого, которые грабили якутию. Точно так же грабит и ограничивает наш регион, как до революции.
  • yakzvn 12.11.2017, 16:41
    Антисоветская агитация, сейчас по закону грабят и убивают
  • Бладислаб 12.11.2017, 16:43
    Мда, печаль. Кайгородов вселил надежду, поспособствовал основанию "Союза Якутов". Но далее революция и советская власть внесли свои коррективы. И так по всей России.
    Мир начала 20 века конкретно с ума сходил. Амеры хоть с африки рабов возили, а в СССР отряды каторжников из своих сбивали.
  • Бладислаб 12.11.2017, 16:49
    Кусса, согласен. Но надеюсь, что после выбора Путина В.В. на очередной срок, он займется задачей искоренения коррупции.
    Путин все делает правильно. Думаю, что благодаря коррупции президент удерживает вертикаль в регионах. Надо было при проведении реформ последних лет. Хорошо, если такой инструмент больше не нужен.
  • Бладислаб 12.11.2017, 16:54
    Steelhat, держи пять!
  • Бладислаб 12.11.2017, 16:56
    paulamarsel, не правда. Якутов в то время больше было.
  • Субэтаай 12.11.2017, 17:01
    Пишется, что в питере были в шоке от того что якуты восстали. Наш народ терпеливый и спокойный, значит очень сильно замучали наших предков. От хорошей жизни на восстание и бандитизм не пойдут, всего лишь хотели равного отношения себе и своим детям, внукам - для нас!
    Если наши власти сейчас так же будут действовать бесхребетно и закрывать глаза на то что разрушается экология и на то что республика является дотационной экономически неполноценной республикой - недовольство народа будет расти, и так же как тогда русские и сахалар, эвены и эвенки все восстанут вместе, все кто видят своих потомком живущими на этой северной земле
  • DeNissan @denis_svetlichnyy 12.11.2017, 17:18
    Посыл этой статьи предельно ясен, один заголовок чего стоит! Никто не будет вчитываться и пытаться понять суть тех событий, главное чтобы бегло взглянул и понял одно: "русские пришли и отняли всё, кто был не согласен тех расстреляли"
    Люди! Одумайтесь! Неужели Вам непонятно для чего это всё приподносится и к чему это может привести?
    Я уверен, что подобное сейчас не только у нас в Якутии, а во всех национальных республиках.
  • Petr-1 12.11.2017, 17:31
    Умри, но не сдавайся. Впереди нас ждет великое будущее..
  • woda888 12.11.2017, 17:50
    Это уже второй вброс на тему национализма за неделю что это??попытка подбросить дровишек в костер национализма??а то как-то вяло горит?
  • tipun 12.11.2017, 17:50
    Предлагаю пересмотреть роль похороненных возле Преображенской церкви, предать забвению из имена и потушить там вечный огонь, все равно туда уже никто не ходит преклоняться, одни бомж греются и еду готовят.
    Высечь на граните ФИО расстрелянных, распиленных и утопленных в Лене. Пусть теперь они побудут героями.
  • fylhcty 12.11.2017, 17:51
    БатькаМахно, а ты прав. Так и было бы. Минусуют тебя люди, которые смотрят недалеко. Американцы, китайцы и не дай бог японцы истребили бы всех здесь живущих.
  • Torohu 12.11.2017, 18:14
    БатькаМахно, согласна
  • NEOSakhastan 12.11.2017, 18:20
    Из конвенции ООН надо изъять эту статью:
    "Право народов на самоопределение – один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие".

    Конституцию РФ дополнить след. текстом:
    1. "Россия в её принятых советом федерации границах является и признается международным правом и конвенцией ООН единой и не делимой территориальной единицей";
    2. "Волеизлияние любого субъекта права являющегося территориальной единицей в составе России об образовании отдельного объекта права с возможным признанием ООН и международными структурами, признание атрибутики и символики субъекта как отдельного международного права считать несоблюдением настоящей конституции РФ";
    3. "Несоблюдение конституции РФ субъектами, территориальными единицами РФ считать не правомерными с последующим установлением конституционного порядка, принуждением к соблюдению настоящей конституции РФ и расформированием настоящего субъекта путем присоединения к другим территориальным единицам РФ";
    4. "Наделить Президента РФ, Совет федерации РФ, Совет обороны РФ полномочиями на применение и подчинение вооруженных сил РФ внутри РФ для наведения конституционного порядка. Комитет по чрезвычайному положению РФ имеет право во время наведения конституционного порядка в РФ временно снять мораторий на смертную казнь. Все действия федеральных структур власти РФ в принятии решений по установлению конституционного права считать обоснованными"
  • Torohu 12.11.2017, 18:27
    Kunnuk, согласна с Вами по газохимии.но о предках незабыто,в школе же учат.и по долинам и междуречью очень даже согласна.даже мысль у меня такая что эти благословенные места созданы-приготовлены Богом специально для якутов-скотоводов.
  • eak6969 12.11.2017, 18:33
    Хозяева денег" строят своё светлое будущее на – "Разделяй и Властвуй", играют на противоречиях внутри общества, создают эти противоречия (как известно: "источник движения – противоборство сил внутри объекта").
    А мы, по простоте душевной (или по глупости), им подыгрываем, разжигая рознь.
    Чтобы будущее сделать таким, каким мы его хотим видеть, нам нужны знания ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ УПРАВЛЕНИЯ. И пока мы эти законы не освоим, "хозяева денег" будут делать наше будущее таким, каким им надо.
  • Asd84 12.11.2017, 18:38
    С детство слышу что сахалар хотели к японцам, вот потому и порт Аян оттяпали чтоб выхода не было к Японии через Охотское море ...
  • Torohu 12.11.2017, 18:38
    Whisper1985, истинно
  • Torohu 12.11.2017, 18:43
    woda888, это история
  • Torohu 12.11.2017, 18:55
    Aleks_N, японцы считают ,что они произошли от богв,а другие народы за людей не считают.по крайней мере раньше.так что приди они к нам уничтожили бы всех,глазом не моргнув.они были фашистами Азии.
  • efefef 12.11.2017, 19:00
    Переименовать улицы которые названы в честь убийц!и по больше таких статей!
  • Torohu 12.11.2017, 19:05
    DeNissan, это была общая трагедия для всех.нужно знать.и якуты и русские были по обе стороны "баррикад".
  • paraton 12.11.2017, 19:14
    Бладислаб, насчет кррупции верно, только она удерживает вертикаль. А так как история всегда повторяется, следующее действо которое мы увидим это искоренение коррупции по сценарию политрепрессий. Неспроста Путин примеряет полувоенный френч, а политтехнологи проводят интересные параллели.
  • ALEX-1976 вячеслав носов 12.11.2017, 20:21
    Учите историю, мы все пришлые на этой земле, Саха, Русские и т.д. спросите у эвенов, что и как, они расскажут!
  • Erald 12.11.2017, 20:22
    Э_с, Санарар Былаас эппитэ ди оннук диэн
  • ALEX-1976 вячеслав носов 12.11.2017, 20:26
    tipun, ты явно в выходные перепил!!!! Тебе не стыдно, или твой дед не воевал и бабушка не голодала в те времена? Идиот
  • Добрый55 12.11.2017, 20:32
    Хорошо придумали ,теперь тем кому это нужно будет знать что происходит в умах местного населения!
  • tirbege3 12.11.2017, 20:46
    shpaller, какие такие нацики?Отряд повстанцев белогвардейского генерала Пепеляева наступавшего с Охотского побережья через Усть-Маю в Амгинском улусе разбил красногвардейский отряд четырехкратного георгиевского кавалера за первую мировую и трехкратного кавалера Красного знамени латышского стрелка Ивана Строда.Вообще то им обоим в честь дня примирения надо было поставить памятник на улице им.Ивана Строда.
  • sofio1 12.11.2017, 20:52
    Э_с, Дзержинский же в июле 1926 г умер. Расстреливали свои, местные
  • ullaf72 12.11.2017, 20:52
    Не буду читать.. Мысль поняла. Мой папа и 3 его сестры и 2 брата были 10 лет назад признаны жертвами политических репрессий. Почему только 10 лет назад? Потому что бабушка была жива. Жила и молчала. Так боялась. Рассказала все только перед смертью. Рассказала и умерла. А они пошли - спрашивать. И оказалось - правда. Жертвы. Сослали, всей кучей. Она еще рассказывала как её дважды ловили, после побегов..
  • skaniar 12.11.2017, 20:54
    всех националистов еще те времена истребили другие националисты,не толко истребили и еще и пилили пускали в прорубь,это кошмар восстания СССР,и в это особо помогали и Барахов ,Слепцов,Аммосов и другие,лучше и наверное не восстали, через сколько лет их власть забыли ,все говорят как все было хорошо,Ельцин молодец Американцем отчет дал за развал СССР,и это эпоха пройдет придет со всем другая жизнь ,нужно только верить!мы все к этому идем ,а кто то пытается все обмануть ,обмануть время,говорят не надо было разваливать СССР ,даже нужно было развалить,и время будет и у олигархов все отберут,!скорей бы все это случилось в наше время,а не через 100лет
  • Vasil31 А А 12.11.2017, 20:56
    Вот хорошо написано и факты исторические подобраны. Но так жили по всей России. Не только якутский народ страдал,конечно не многим приятно это читать, но это история. Только не забудьте написать ещё, про то как СССР развивал города, а в след за ним и местное население, сколько обучило и вылечило, как развивали науку и города. Ведь давайте не забывать, что пик развития для населения Якутии приходиться на сегодняшний день.
  • kinat Кынат Тардаах 12.11.2017, 21:09
    Эта статья перепечатка с Коммерсанта
  • Neurosurgeon 12.11.2017, 21:11
    Однажды в горах Черского хребта во время охоты на горного барана наш компаньон-коневод, почему то вдруг стал говорить о бедственном положении якутов, эвенов, короче, коренных жителей Севера под гнетом Советской власти. Я молча слушал его, будучи студентом ЯГУ и не стал спорить со старшим товарищем. В конце своей тирады, опираясь на свой охотничий карабин и глядя на горные вершины, почему то сказал примерно следующее: "кто знает, кабы не пришли русские завоеватели на наши земли, может быть, мы были бы сейчас гражданами Японии..." И это сказал коневод с незаконченным средним образованием. Шла третья декада сентября 1978 года...
  • tirbege3 12.11.2017, 21:36
    sofio1, Глава чекистов был из Москвы,и никогда на эту должность в Якутии не ставили местных.А в МВД за 100 летний период министрами становились только трое из числа местных.
  • Torohu 12.11.2017, 21:40
    Neurosurgeon, нас бы и не родилось тогда
  • Torohu 12.11.2017, 21:44
    Так что жи тормозили японцы,че ж не пришли на нашу гостеприимную землицу?И слава Богу,что русские нас открыли а не японцы и прочие.не было бы о нас ни слуху,ни духу.да.
  • Plint 12.11.2017, 21:57
    Репрессированные- по заслугам получили. Я не признаю реабилитации изменников Хрущева и Горбачева. Дореабилитровались до реабилитации генералов СС, как фон Панвица
  • flatron05 12.11.2017, 22:05
    Neurosurgeon,
    Не завоеватели русские, а большевики, как написал NEOSakhastan, и я согласен с этим.
    Все таки огромная чудовищная сила пропаганды и устрашения большевиками. Ведь у якутов прервалась вся родословная, все обрезали уничтожили убили, что только через 70 лет люди стали говорить, люди скрывали откуда родом меняли фамилии лишь бы остаться живыми и их дети. И потомки. Это страшная трагедия всего русского народа и всех, включая нас якутов.
    Если император оказался решительным, Россия стала сверхдержавой ещё раньше и была бы лучше чем США. Все передовые умы России эмигрировали были убиты. Всеми любимый дедушка ленин, на деньги Германии развалил страну, потом мы же с ними и воевали, доконал Россию горбач, ельцин, когда будем жить нормально?!
  • flatron05 12.11.2017, 22:07
    Да, если бы японцы нас прибрали, то нас точно не было бы, истребили бы и глазом не моргнули...
  • AGN_19 александр 12.11.2017, 22:10
    "Источник: Коммерсант". Вообще-то это издание содержится на деньги пиндосов. Так что верить на 100% нельзя.
  • Egor_1 12.11.2017, 22:47
    Сайдын, уорэнин, билиини сырсын, о5олору уорэтин, кыргыттаргытын харыстаан, таптаан, ыал буолун, о5о торотун! Ол баар дьиннээх киирсии! Дии саныыбын.
  • GapingHole 12.11.2017, 23:15
    То как составлен заголовок к статье уже вызывает подозрение к объективности материала. Тем более "Комерсант".
    Евляется ли информация вырезанная из контекста гражданской войны, которая захлестнула всю страну, истиной - образованный человек найдет ответ.
    Ежу понятно, что националистических причин тех событий небыло, т.к. СССР наднациональное образование. Просто (как бы это не звч
  • GapingHole 12.11.2017, 23:16
    ало), режим обеспечивал свою безопасность.
  • GapingHole 12.11.2017, 23:17
    swagggg, небыло ни одного прецедента за всю историю Кремля.
  • Egor_1 12.11.2017, 23:26
    для России Якутия стратегически важная территория. Во первых, это в интересах России, чтобы тут не было чужеземцев. Во вторых, при любом раскладе событий, все равно тут нужны привыкшие к климату люди.
  • GapingHole 12.11.2017, 23:36
    Neurosurgeon, был бы он образованым, то знал бы, что японцы резню устраивали во всех странах вокруг Хокайдо. В 1937-38гг в Китае японские самураи наспор рубили китайцам головы, а в общей сложности расстреляли и зарезали (в т.ч. женщин и детей) около 200тыс гражданских и около 150тыс разоруженных военных. С 1937 по 1945 насиловали женщин и детей, убивали и занимались мародерством.
    В Якутии в то время столько населения небыло.
  • петр васильев
    13.11.2017, 00:18
    Русский нацизм, геноцид, интервенция. Убивали, грабили, сжигали, расчленяли и в прорубь пускали. Хозяев земли называли инородцами. Фашисты. Статус РС(Я) должен быть Союзным государством.
  • Torohu 13.11.2017, 00:18
    Egor_1, в целом да,но как слишком прагматично,как будто Россия нас только использует,как полезную скотинку
  • Torohu 13.11.2017, 00:20
    петр‒васильев, был бы ты американским индейцем,почуял бы то что написал на своей шкирке
  • Igormoroz игорь еникеев 13.11.2017, 00:29
    FairGan, ну да в нашей стране всё на смерть только идёт, власти по другому тупые не понимают.
  • Марика2016 13.11.2017, 00:40
    woda888, чуть что, сразу —национализм.
  • woda888 13.11.2017, 01:11
    Марика2016, так точно национализм
  • Plint 13.11.2017, 01:22
    А пионеры Абаги, отбившие от своего посёлка наемников мирового империализма, то есть пепеляева
  • Борис Коротких
    13.11.2017, 01:43
    А что в каталонии плохо жили , и вот буча зачем
  • Борис Коротких
    13.11.2017, 01:52
    Одна бандаменякт другую . Истории же переписываются сто раз в угоду той власти, молодежь кипит не проверив . Вон в Украине история переписывается , чему нас учили.в Латвии да и у нас то тоже чуть праздник победы не забыли во времена ельцина , просто митинг. А сколько всех граждан России погибло.та что не верте в слепую проверяйте.может окозаться совсем не так было.одни опущеных к кормушки власти не пустили вот и блатует весной народ на войну за олигаов короче
  • петр васильев
    13.11.2017, 01:52
    Torohu, своим опытом делится. Была американским индейцем и на своей шкирке почуяла нацизм, фашизм, геноцид. Бедная овечка.
  • Борис Коротких
    13.11.2017, 02:01
    Сколько ас дурачили америкосы , якобы они на луне были. И космонавт Гречко верил , а сейчас смотри что, у нас двигателя закупают для ихних ракет, зачем то станцию затопилили личную ссср.15 лет мол старая . А международная не старая что ли.вот задачу кто то получил разваливать союз. 5 колона сторается. Был царь жили плохо , были комунисты жили плохо , стали демократы и опять плохо. Ну поменяем власть , и опять такая же белеберда , богатые и бедные горы трупов с этой революцией. А при Кадафи жили плохо что ли, сейчас там что происходит . Короче миру мир
  • Борис Коротких
    13.11.2017, 02:03
    Надо как-то по-другому, а то война да война,
  • Torohu 13.11.2017, 02:43
    петр‒васильев, благодарствую за вежливость и лестный отзыв.будь счастлив
  • Torohu 13.11.2017, 02:51
    петр‒васильев, и с кем же это союзное государство?быьаар эрэ.а то мне все отшибло
  • Torohu 13.11.2017, 03:02
    петр‒васильев, если все так как ты говоришь,то пожалуйста,образовывай свое государство,со всеми атрибутами,армией,погранцами,системой здравоохранения,образования и т д.;чтобы жизнь твоя дражайшая была в целости и сохранности.
  • ivan17061976 13.11.2017, 03:03
    NEOSakhastan, Правильно пишешь, но это уже принимают как бытность. И почему определен только народ саха, а как же малые народности Севера, которые являются исконными владельцами данных земель.
  • MaxNur 13.11.2017, 05:59
    Лес рубят,щепки летят...
  • Чэгиэн 13.11.2017, 06:17
    fylhcty, уахахаха. Русские типо не истребляли)) а че юкагиры почти вымерли? Чукчи? Коряки? Ительмены? Были равными с саха по чиссленности
  • tipun 13.11.2017, 06:23
    ALEX-1976, от идиота читаю. Во-первых я не пью, по крайней мере так, как ты себе это представляешь. Во-вторых, мой дед и бабуля не голодали и не воевали, но в ВОВ натерпелись как и весь простой народ. Воевал мой прадед и был против Соввласти. Рассказывали, что именно он метким выстрелом в глаз ликвидировал кавказского бандюгана Каландаришвили. Хотя, это басня наверное. Но пару-тройку его сподвижников он точно уложил. Он хорошо, метко стрелял, мой прадед.
  • Булгу Леха Лехин 13.11.2017, 06:40
    Русские не виноваты в наших бедах, они сами вечные рабы. К тому же еще без своей земли.Где она,- Русь изначальная?
  • НикмойЪ 13.11.2017, 08:06
    Почему сразу раскачивание и нац.подтекст ищете.Просто выложена одна из исторических фактов нашего народа, происходившая в один из сложных периодов нашей страны(период становления и укрепления совестской власти)которую не знать нельзя, вот и все.
  • kinat Кынат Тардаах 13.11.2017, 08:31
    MaxNur, а щепки то живые были
  • Хронос 13.11.2017, 08:47
    shpaller, это уже давно понятно.Вместо того что бы разносторонний и непристрастный взгляд прессы демонстрировать и показывать все стороны истории,они занимают однобокую позицию и выпустили эту статью специально к этой-http://news.ykt.ru/article/64389?block.all и к этой http://news.ykt.ru/article/64585?bottom=news_popular ,что бы подогреть национальный вопрос.Пора проверку прокуратуре провести уже.
  • ortos 13.11.2017, 08:47
    GEOstudent, Они до сих пор не равноправные.... в конституции написано одно, а в жизни другое...
  • ortos 13.11.2017, 08:49
    NEOSakhastan, Умник. Тогда уж и название государства поменяйте... Чтож оставили то... Федерации то уже не будет. Вот вы и нацик и есть в чистом виде!!!
  • ortos 13.11.2017, 09:03
    Булгу, Как не виноватые...есть вина. Вечно пытались породнится с Европой, аж дошли до того, что нами руководили так называемые Русские цари в жилах которых и не было русской крови... что и привело к трагедии 1917 года. И теперь мне кажется пляшем под дудку америкосов и гей-европы, так как почти все богатства находятся в руках кучки олигархов, которые подконтрольны америкосам и гей-европе. Не зря же их детки учатся зарубежом и обзывают Россию Рашкой. А что нам сейчас принадлежит? Да в принципе ничего... лес федеральный (пиши олигархов), недра - федеральный (пиши олигархов), земля по сути федеральный (приняли же закон о дальневосточном гектаре хотя народ был против), водные ресурсы, кроме мелких озер федеральный..... И теперь все время в глаза тычат, что мы глубоко дотационный регион.... так все отобрали.
  • TTain 13.11.2017, 09:16
    ВСе правильно написано, но контекст крайне правый, с крайне опасными формулировками. к чему бы это?
  • qwerti44 13.11.2017, 09:18
    да и сейчас так все нормальные мужики сидят либо спились, а жополизы на верху оказались
  • qwerti44 13.11.2017, 09:21
    NEOSakhastan, торговля была с америкосами и япошками до появления казаков
  • Vorh1s 13.11.2017, 09:29
    Все так и было к сожалению. На это надо смотреть как на историческое событие. Надо гордиться сынами Саха: Ойунским, Аммосовым, Платоновым и т.д. которые добились существенных изменений в пользу народа используя политические инструменты.
  • Я67 13.11.2017, 09:37
    Якуты с давних древних времен хорошо жили,сами по себе со своим организованным укладом и традицией и культурой,не голодали и не замерзали,
  • Vorh1s 13.11.2017, 09:39
    Сейчас у наших чинушь всё есть, век инфраструктуры и цифровых технологий... и ничего не могут, а в то время саха верхом на лошади пошли и изменили судьбу Республики. Только представьте к напыщенным "высокоблагородным" графав и царю, которые могли просто снести голову одним кивком дав команду, пришли какие то люди с севера и смогли договориться не имея ничего.
  • kinat Кынат Тардаах 13.11.2017, 09:42
    Дневник сегодняшнего министра
    http://dnevniki.ykt.ru/andreypanov/1077799?qf=22991184&qs=68544398
  • Ник Корк
    13.11.2017, 09:43
    а казаки и казачество, что вытворяло?
  • SergNik 13.11.2017, 09:43
    Всем хорошо известно, что народ саха пришлый на эти земли. Вы поговорите с эвенами, эвенками, южными тунгусами и другими народностями, которые заселяли эти территории до них. Что у них из поколения в поколение передается о периоде прихода народа саха сюда. То, что они говорят очень сильно напоминает то, что здесь пишут о приходе казаков и коммунистов!
  • Torohu 13.11.2017, 09:55
  • woda888 13.11.2017, 09:56
    tipun, Ага, я тоже эту сказку слыхал" @учком в глаз"типо пули не нашлось пришлось из дерева изготавливать)))извини оказывается слово сучек на якт запрещено
  • VOILAK 13.11.2017, 09:59
    Хоть бы комментарии отключили что ли.
  • everybody 13.11.2017, 10:01
    Россия тюрьма народов. Солжиницын
  • woda888 13.11.2017, 10:02
    Вроде как они бочку спирта везли
    И постреляли их только из за неё
  • Rven 13.11.2017, 10:06
    Ахахах даже полицаи убежали. Только Сталин смог это остановить, а не какая там Российская империя.
  • Chegegavra 13.11.2017, 10:23
    нужно принять наше прошлое такое какое оно есть и извлечь уроки из него.
  • НЛМ28 13.11.2017, 10:29
    Kristina_111, так и есть, так должно было быть, такое творилось по всему миру. Как говориться очищение через кровь. В те времена война вела к прогрессу, развивала цивилизации. А сейчас наоборот, к деградации. Тогда, власть и оппозиция не могли мирно существовать, мирные мятежи-глупость, конечно убивали друга друга. Кто просто так подарит богатства. После, постепенно приходят к единому мнению. Это закономерно, логично, это история.
  • Chegegavra 13.11.2017, 10:31
    everybody, солженицын выступал в США с речью по нанесению ядерного удара по территории СССР, разве такое может сказать нормальный человек.
  • НЛМ28 13.11.2017, 10:37
    Kristina_111, а сейчас, как мне кажется, ведет к прогрессу, спрос и предложение. Когда люди стали пользоваться техникой, всеми благами современной жизни, поняли, что без этого им не жить, даже без электричества, желание-спрос будет всегда, и это порождает предложение производителей. Новая эра, дыхание прогресса.
  • triteness 13.11.2017, 10:46
    Можно было бы хоть один день в календаре посвятить тем кто погиб в то время почтить память а не вот это вот день народного единства тьфу
  • НЛМ28 13.11.2017, 10:46
    Я67, жили бы в своем укладе, как такового развития не было бы. Недавно где то в Австралии или Африке или где, нашли племя которое жило в своем укладе, и определили что так живут несколько тысяч лет. Если б ни с запада напали, пришли бы китайцы, или японцы, все равно бы захватили, может быть вообще истребили бы. Японцы, когда сражались с китайцами вообще хотели их уничтожить, это мы не знаем, какая там кровавая война была, геноцид полнейший.
  • BRUCE_LEE 13.11.2017, 10:59
    Посмотрите на фото. Я считаю что народы сибирские должны быть благодарны Советской власти.
  • everybody 13.11.2017, 11:04
    Chegegavra, не знаю, не слышал такого, может это опять наши пропагандоны . Солженицын меня не особо волнует просто с этим высказыванмем я соглашусь россия это тюрьма народов.
  • Я67 13.11.2017, 11:28
    НЛМ28, не правильное сравнение с племенами живущими с каменными и костяными орудиями труда и т.д., для своего времени не плохо жили,а развитие оно так и так пришло бы с какой нибудь стороны,торговля и обмен было с незапамятных времен
  • Hunter89 Аатым Суох 13.11.2017, 11:29
    Sheva‒ Alomar, забанить надо тебя
  • daush 13.11.2017, 11:30
    многа букаф
  • nervometr 13.11.2017, 11:40
    Предки были сильные духом. Вечная память погибшим.
  • Chegegavra 13.11.2017, 11:42
    everybody, Почему тюрьма народов? И в чём она заключается?
  • Chegegavra 13.11.2017, 11:46
    НикмойЪ, правильно говоришь, надо давно уже примириться со своим прошлым и жить дальше! Неважно кто за какую страну сражался все ведь хотели лучшей доли для себя и своих близких.
  • Chegegavra 13.11.2017, 11:49
    Я67, только нас там не было, поэтому утверждать что раньше был рай, а сейчас ад трудновато
  • Chegegavra 13.11.2017, 11:54
    НЛМ28, истину глаголишь! не пришли бы русские, пришли бы европейцы и другие завоеватели с Востока. И мне страшно представить чтобы они сделали с нами. Примеров предостаточно: Латинская, Южная, Северная Америка и т.д.
  • Я67 13.11.2017, 11:56
    Chegegavra, для живых людей нет ни рая ни ада,
  • Chegegavra 13.11.2017, 11:58
    triteness, и как бы вы этот день назвали?!
  • Chegegavra 13.11.2017, 12:05
    BRUCE_LEE, И правда какие же мы были убогие, без слёз смотреть невозможно
  • Chegegavra 13.11.2017, 12:07
    Я67, Индейцы тоже неплохо жили в своем ареале обитания пока не пришли.......сами знаете кто!
  • SmethOK Helg Smeth 13.11.2017, 12:07
    Марика2016, Наоборот, сейчас распродают всяким денежным иностранцам наши земли и ее богатства без учёта интересов коренных жителей. Кто распродает? Это ответ на Ваш вопрос. Структура власти у кого в руках? Правильно, в руках Саха.
  • Бладислаб 13.11.2017, 12:15
    Не пойму, каким образом представленные фотографии относятся к статье Комерсанта?
  • НЛМ28 13.11.2017, 12:31
    Я67, в те времена, пришли бы другие не думаю, что местные встретили бы их с объятиями, все равно была бы война, потому что на них смотрели как на пришельцев, говорящих на каком-то непонятном языке.......Война сблизила народы. Без войны, конечно развитие произошло бы быстрее, сейчас, когда массовые войны закончились, цивилизации прогрессируют семимильными шагами. Вспомните, даже в 80-х годах не было мобильных телефонов, а сейчас есть все. Однако, войны начала 19-20 веков как толчок развития, в итоге люди нашли ОБЩИЙ язык, делиться опытом, достижениями, учиться друг у друга, а самое главное конфликтная настроенность исчезла. К слову, если даже прилетят инопланетяне:), скорее человечество постарается договориться :) А сейчас война непременно ведет к деградации. Сирия, Ливия, не думаю что скоро оправятся, без помощи других стран. Там вернулись средневековые нравы. А может быть конфликты на ближнем востоке послужат примером, что в современном мире войны смысла не имеют. Лучше торговать, увеличивать обороты, взаимодействовать и.т.п. Я вообще, думаю, что через тысячу лет, не будет вообще народностей, все друг с другом поженятся, будет мир, и счастье. Но будут другие проблемы, потому что без них никак. Так устроен мир. Вот Америка, Канада состоит из представителей всех наций мира, и за короткое время, с 1776 года такого развития достигли, прошло то всего 200 лет, а все потому, что открыли границу для всех, договаривались, общались, представляете какой-там рывок был, знания со свего мира. А латинская америка, почему то отстала, потому что там закрытый режим, и живут там, ГОРДЫЕ испанцы и португальцы. Европа в средние века вообще без устали воевала, а щас ЕВРОСОЮЗ. Такая вот логика.
  • Neurosurgeon 13.11.2017, 12:37
    GapingHole, любая нация в определенные этапы развития проходит через страшные преступления
  • НЛМ28 13.11.2017, 12:47
    Я67, Исправляюсь. Америка начала развиваться всего-то 157 лет назад, после гражданской войны и объединения (по факту) штатов. "В 1860-х годах противоречия между рабовладельческими южными и промышленными северными штатами привели к началу четырёхлетней Гражданской войны. Следствием победы северных штатов стал повсеместный запрет рабства, а также восстановление страны после раскола, возникшего при объединении южных штатов в Конфедерацию и объявлении ими независимости"
  • Chegegavra 13.11.2017, 12:50
    Я67,ну а все-таки вы же утверждаете, что раньше до революции все хорошо жили не тужили пришли "красные" и уничтожили привычный уклад народов Саха! Поправьте если что не так понял.
  • satir15 13.11.2017, 12:55
    дополню по хронологии, а то написано не совсем ясно

    Якутские восстания — восстания в Якутии, произошедшие в 1921—1928 годах.

    Восстания были серией вооружённых столкновений в разных регионах Якутии, бои велись в 1921—1923 годах — между красными и белогвардейцами[3], в 1924—1925 годах между властями Якутской АССР и так называемыми тунгусскими повстанцами, в 1927—1928 годах между сотрудниками ОГПУ и так называемыми конфедералистами (также известными как ксенофонтовцы)[2].

    также это и гражданская война якутского народа, ибо чем занимались во время этих событий Ойунский, Барахов, Аммосов?
  • Марика2016 13.11.2017, 13:00
    SmethOK, однозначно, не саха продает, не виляй, друг, в угоду кому, знаешь сам.
  • Марика2016 13.11.2017, 13:00
    SmethOK, однозначно, не саха продает, не виляй, друг, в угоду кому, знаешь сам.
  • flatron05 13.11.2017, 13:18
    SergNik,
    А где это почитать?
    Якт побольше бы таких статей, видите же народ интересуется
    Обсуждает
    Наши родители из советской власти, не помнящие своих предков, из архивов только находили, и то немногие. Многие туда и не ходили. А надо бы
    Сейчас мы интересуемся родословной, многим интересна тема откуда якуты?
  • Torohu 13.11.2017, 13:34
    Преступления в те времена были совершены представителями всех наций и сословий нашей многострадальной России.многия преступления совершались в силу непонимания,потери ориентиров.что было то было.
  • gaydzin_her_mother_ff snejana 13.11.2017, 13:35
    FairGan, так и мне кажется, одни слабаки остались:( эээх,, вот бы щас такое восстание устроить из подполья но заранее подготовившись
  • gaydzin_her_mother_ff snejana 13.11.2017, 13:47
    Whisper1985, есть же такие тв° как ты, скину бола бола
  • gaydzin_her_mother_ff snejana 13.11.2017, 13:47
    Whisper1985, есть же такие тв° как ты, скину бола бола
  • gaydzin_her_mother_ff snejana 13.11.2017, 13:58
    Короче я так скажу, все наши чиновники да и наш глава республики все тер°"«», чтобы место не потерять и бабки, ничего путного что они сделали сейчас ничего не видим, точнее не вижу, (за себя и от себя пишу же все таки).скажете сижу с дивана пишу что хочу и могу, ан неит, мне искренни жаль тех расстреленных, не юандитов уж точно, самых тех людей которые за чтото боролись в жизни, а сейчас все апатично живут то и делают ходят на работу и раз в год для общественности на выборы. Конечно восстания все равно никогда и не будет против власти, но я завидую тому времени где можно было сражаться за свои права конкретными делами, вял ружьишко, пошел всех собрал и восстал со всеми, а сейчас все нинини, кишка танка, все в свои норки и конуры поджав хвосты, а я буду первая кто с вами пойдёт восстать если что
  • Chegegavra 13.11.2017, 14:06
    Бладислаб, Что то есть в твоих словах, возможно ты и прав в своих суждениях. Коррупция как инструмент централизации власти.
  • Whisper1985 TheHedgehogOfEvil 13.11.2017, 14:09
    gaydzin_her_mother_ff, закусывать надо русскую водочку то, самостийник!
  • Torohu 13.11.2017, 14:42
    Whisper1985, гейджин-она
  • fox27 13.11.2017, 16:28
    Сахам норуота, сахам сирин таптыыбын, тереебут терут тылбын ытыктыыбын, ебугэм угэьин илдьэ сылдьарбыттан киэн туттабын! Саатар сахалыы тыыннытын сутэримэн сахабын диир буоллаххатына, ааспыты хостоон естуйуу туьа суох...
  • everybody 13.11.2017, 16:31
    Хотел бы выразить свое мнение, не на что не претендуя. Правление России ее политический курс, не есть лучшее благо для народа как России и так и ближайших соседей, например как Украина. И не надо делать из своего личного мнения аксиомы и ли же из чужого постулат.
  • Чэгиэн 13.11.2017, 16:42
    SergNik, эвенки и эвены сами пришлые. Они сами про это прекрасно знают.
  • Sakhaydan 13.11.2017, 18:55
    NEOSakhastan, В советские времена всё было показухой. Весь интернационализм ограничивался лозунгами. На самом деле даже в автобусах нельзя было говорить на родном языке. А пресловутые достижения в образовании и медицине, тоже из безысходности и отсутствия другого пути и альтернативы. Я думаю при самостийности и незалежности народа Саха ничего плохого не случилось бы, а наоборот пришел прогресс и достаток для всего населения и национальностей. Я бы еще посоветовал республиканскому руководству вернуть бывшие территории назад - это Охотский район, Тугуро-Чумиканский район и Аяно-Майский район Хабаровского края. Дерзайте.
  • Колямба14 13.11.2017, 22:43
    Уруй Айхал
  • Sakhaydan 14.11.2017, 07:34
    SergNik, Поинтересуйтесь историей, ваши "Вы поговорите с эвенами, эвенками, южными тунгусами и другими народностями, которые заселяли эти территории до них" чушь - они тоже пришлые на территорию Якутии.
  • SergNik 17.11.2017, 09:44
    Sakhaydan, они раньше заселили эти земли. А так все и везде пришлые. Американцы и канадцы почти на 100% пришлые! А те, кто пришел туда раньше - уничтожены!