Генетики раскрыли секреты выживания якутов и нганасанов

Генетики из России и США расшифровали ДНК якутов и нганасанов и открыли необычные версии генов, позволяющих этим народам Севера выживать в условиях постоянного холода, полярной ночи и диеты, состоящей почти полностью из жиров, говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Biology and Evolution

"Анализ наших данных помог нам выделить семь генов, связанных с жизнью на севере Сибири. Три из них связаны с диетой, в особенности с метаболизмом жиров, что говорит о том, что якуты, нганасаны и другие народы севера адаптировались к диете, богатой животными жирами. Вдобавок, все они играют важную роль в производстве энергии, в метаболизме белков и в работе клеточных мембран", — рассказывает Райан Гутенкунст (Ryan Gutenkunst) из университета Аризоны (США).

Эскимосы, чукчи и многие другие северные народности, а также жители Тибета представляют огромный интерес для генетиков, так как они приспособились к жизни в экстремальных условиях, где люди из более южных стран обычно не выживают. К примеру, генетические исследования тибетцев помогли ученым выделить гены, которые жители этого нагорья унаследовали от древних людей-"денисовцев" и которые помогли им приспособиться к недостатку кислорода в горах.

Проблема, как рассказывает Гутенкунст, заключается в том, что "чистые" популяции представителей этих северных и горных народов сегодня почти полностью исчезли, что мешает поиску подобных участков ДНК и изучению того, как они могли помогать их предкам выживать в суровых условиях гор и севера. К примеру, на текущий момент в России проживает меньше тысячи нганасан и около 480 тысяч якутов.

Для решения этой проблемы Гутенкунст и его коллеги объединили свои усилия с российским Институтом цитологии и генетики СО РАН в Новосибирске, чьи специалисты помогли американским генетикам получить пробы ДНК якутов и нгасан, расшифровать и проанализировать их. В общей сложности ученые проанализировали свыше 500 тысяч "точечных" мутаций в их ДНК в попытке найти "сибирские" гены.

Этот анализ, по словам ученых, указал на то, что якуты и нганасаны, несмотря на кардинальные различия в образе жизни – первые являются кочевниками-скотоводами, вторые – охотниками-собирателями – являются близкими родственниками. Их предки разделились примерно 13 тысяч лет назад, и впоследствии они почти не поддерживали контакты друг с другом.

Эта дата, как считают ученые, не была случайной – в это время ледники начали отступать в последний раз, что позволило народам крайнего Севера расширить ареалы обитания и начать жить на территориях, освобожденных ото льда. И якуты, и нганасаны впоследствии пережили резкие сокращения в численности, что указывает на крайне суровые условия в Сибири того времени и непростую историю приспособления к ним.

Эта "борьба с природой", как отмечают ученые, привела к появлению целого набора генов, позволяющих якутам и нганасанам питаться почти исключительно мясной и жирной диетой и не испытывать серьезных проблем со здоровьем. Наличие этих мутаций в их ДНК, как считают ученые, говорит о том, что оба народа были изначально охотниками-собирателями, и только потом якуты смогли приручить оленей, вывести северные породы коров и стать кочевыми скотоводами.

Данные мутации, помогающие якутам и нганасанам поддерживать низкий уровень холестерина и жиров в их крови и не погибать от переохлаждения, могут помочь ученым раскрыть корни болезней, связанных с нарушением работы этих генов, и создать новые способы защиты организма от подобных проблем.

MexaHuku
Жиры мы едим не мало. Без жирного мяса и рыбы вообще жить не могу
Комментарии 41 Написать комментарий
  • wellfair 13.09.2017, 09:44
    Бред какой-то.От переохлаждения все умирают,независимо от национальности,а национальная якутская еда это доширак и бурятская тушенка.
  • Khomustaan 13.09.2017, 09:51
    Мы саха - уникальный народ) выносливые)
  • evgeniya_11 13.09.2017, 09:51
    Сколько лет нас кормят овощами, фруктами и мясом с ГМО и с нами ничего не произошло. Вот и думают: Почему же их не берет никакая холера? Нашли причину и начнут сейчас стряпать вакцины против нации.
  • Khomustaan 13.09.2017, 09:53
    давай все начали гуглить нганасанов)
  • MexaHuku 13.09.2017, 09:55
    Жиры мы едим не мало. Без жирного мяса и рыбы вообще жить не могу
  • ID_YKT.RU 13.09.2017, 09:56
    Ну вот ещё раз доказательства - сахалар - автохтоны!!!

Пришлый народ бы так быстро за 3 века не мутировал!!!
  • ykob57 13.09.2017, 09:57
    wellfair, мдаа доширак )))). Южан и северян сравнивают же...
  • wellfair 13.09.2017, 10:01
    ykob57, а что их сравнивать то,что было,то и ели)
  • Фантазер 13.09.2017, 10:01
    Интересно было бы узнать, какая выборка генов участвовала в этом исследовании - соотносить якутов с 13 тысячами лет, это по меньшей мере очень смело, и должны быть соответствующие аргументы. Никто из современных отечественных ученых, даже считающих якутов автохтонами, не забирался так далеко, максимум до рубежа нашей эры и до нашей эры. 13 тысяч лет назад - это вообще дюктайцы, протоамериканское население. Кстати, ссылка на эту статью не работает.
  • xbox.like 13.09.2017, 10:04
    >> Генетики из России и США расшифровали ДНК якутов
    откуда взяли американцы наши ДНК? Можно ведь изготовить целенаправленный вирус.

>> Их предки разделились примерно 13 тысяч лет назад, и впоследствии они почти не поддерживали контакты друг с другом.
    То есть мы автохтонная нация?
  • xbox.like 13.09.2017, 10:05
    MexaHuku, не путай жир от мяса и рыбы, разные вещи, последний намного полезнее..
  • Camry. 13.09.2017, 10:07
    Надо найти нганасов и спариваться, гены восстанавливать
  • Ебентровато 13.09.2017, 10:11
    Саха не 3 века назад пришли а намного раньше. И климат был тогда мягче.
  • Lbvf1 13.09.2017, 10:12
    дану верить таким исследователям себя не уважать)
    первые являются кочевниками-скотоводами
    и только потом якуты смогли приручить оленей, вывести северные породы коров и стать кочевыми скотоводами
  • ser_prip 13.09.2017, 10:17
    я саха но от жирного меня тошнит даже от кусочка жирного мяса. ну и холод плохо переношу, температура тела постоянно 34,5-35, давление 90/60 при комнатной температуре всегда холодные конечности.
  • max.daniels 13.09.2017, 10:41
    Так что ешьте мясо на здоровье, заморские диеты нам не указ)
  • wheag 13.09.2017, 10:56
    ну во первых есть красноярские якуты на сколько мне известно и они говорят на якутском языке, а нгасаны впервые слышу в википедии пишут малочисленный самодийский народ оленеводством занимается кочевой. Очень интересно
  • iopa999 13.09.2017, 11:01
    Держали веганы!
  • Лормакс 13.09.2017, 11:02
    max.daniels, а кто вам заморскую диету впаривает? Каждый народ ест то, что есть у него на территории. У кого-то фрукты, у кого-то мясо. Кто чем выживал. И не все саха переваривают жирную жеребятину, хотя очень оно вкусное.
  • balbaax 13.09.2017, 11:10
    wellfair,
    А твоя еда - это квас и блины с лопаты?
  • citiman 13.09.2017, 11:12
    balbaax, нет его еда водка и килька
  • Dok-Rolf 13.09.2017, 11:18
    "низкий уровень холестерина и жиров в их крови и не погибать от переохлаждения"-это же само себе противоречит,чем больше подкожного жира,тем человек меньше теряет тепло.Посмотрите на человека с весом под 100кг и человека 60кг,одного роста,но разной комплекции.Зимой человек с весом 100кг куда меньше замерзает,чем человек с весом 60кг и одевающийся как капуста.А холестерин вообще тема отдельная т.к есть вредный,а есть полезный.Народ саха мерзнет как и любой человек,весь секрет в унтах и одежде из меха.В -50 в легкой одежде любого выдерни на улицу,без разницы,саха он будет,русский или кавказец,они одинаково замерзнут и заболеют т.к организм нужно тренировать.Вы на молодежь посмотрите,из-за того что столетиями живем в теплых домах,они все худые.Уже саха в теле стали редкостью,в основном приезжают из деревень худые как тростинка.А если посмотреть на коренной народ севера,который в юртах живут,они гораздо больше имеют подкожный жир и организм привык с холоду и этот ген еще не потерян.А про переохлаждение это бред т.к переохлаждение тоже разное есть,есть легкой формы,когда иммунитет справится и не заболеешь,а есть сильное,когда получишь пневмонию,ампутацию итд.Если бы человек не боялся переохлаждения,у нас бы алкаши на улицах без рук и ног не были.
  • pupkoff 13.09.2017, 11:20
    Многие уже мутируют,за счёт неправильного питания.кока-кола,бургеры,суши...
  • Лормакс 13.09.2017, 11:31
    Dok-Rolf, сымыйа! Жирными только тойоны были от чрезмерной еды, а простые люди - кожа да кости! От заболони жирным не станешь.
  • Девон86 13.09.2017, 11:32
    ser_prip, значит ты не саха а нганасан)) видишь их около тыщ. только осталось, значит не выдержали, а саха выжил, приспособился к суровым условиям.
  • Сааскей 13.09.2017, 11:35
    Мы люди Х
    Т.е. мутанты!
  • Dok-Rolf 13.09.2017, 11:40
    ser_prip, Ты бы лучше здоровье проверил.Если тошнит от кусочка жирного,то у тебя с печенью или поджелудочной проблема.Еще и давление с температурой говорит о проблемах со здоровьем.Либо с сердцем что-то не так и из-за этого тошнота возникает,как раз у тебя конечности холодные,как ты пишешь.
  • Ураанхай30 13.09.2017, 11:45
    Саха киһитэ эт, балык уонна үүт астаах буолуохтаах
  • Dok-Rolf 13.09.2017, 11:54
    Dok-Rolf, Если бы только тойоны употребляли жирное,у нас бы национальные блюда куда были скуднее.А у нас ойогос,хаан,суорат,строганина итд,очень калорийная и жирная пища/блюда.
  • Andrey88 13.09.2017, 12:20
    Dok-Rolf, я худой, но мерзну гораздо дольше, чем все мои толстые друзья. Зимой хожу в кроссах практически. Так что худоба не играет роли. Тут просто не знаю как объяснить. Порог чувствительности или болевой порог у кого как.
  • wellfair 13.09.2017, 12:33
    citiman, водка-якутский национальный напиток)
  • ser_prip 13.09.2017, 13:24
    Dok-Rolf, поджелудочная слабая это да, хрон холецистит по наследственности от предков саха )) но зато живучие при всем при том в нашем роду, тьфу-тьфу-тьфу
  • Mechanik_Z 13.09.2017, 13:28
    ser_prip, ты болен анемией
  • Лормакс 13.09.2017, 14:26
    Dok-Rolf, у бедняков какой скот может быть? Если скота нет, откуда жирные сливки и масло?
  • Лормакс 13.09.2017, 14:29
    И то это ели в период отела, а в остальное время подножный корм, охота, рыбалка. Пока побегаешь за добычей весь жир сойдет!
  • tirbege3 13.09.2017, 16:13
    Khomustaan, вот,вот.Якутянам,всем кто живет всю жизнь на Севере и страдает от холодов тройную зарплату и пенсию.
  • Khomustaan 13.09.2017, 16:28
    ser_prip, вот такие как ты в древности не выживали.. чисто суровые саха) тебе повезло, что родился в изнеженном 21 веке
  • ordos 13.09.2017, 18:18
    Нганасаны сахалыы саамайдар. Они не приняли христианскую веру поэтому от них отделялись это народ живущий до сих пор по своим традициям. Также как и догоны Африки утверждающий что их создали люди прилетевшие с соседней планеты на летающих судах. Одеваются в национальную одежду. Крутые криминала много. Девушки красивые они как наши долганы - саха немного светлые примерно как сахаляры но без русских. Русские казаки в то время они еще были тюрками в XIX веке они стали русскими в Якутию добирались с Тобольска на Мангазею устье Оби Карским (Хара байгал) морем на Енисей с Енисея через Волочанку (южный склон гор Быран) на Хатангу с Хатанги по Попигаю на Анабар с Анабара на Оленек с Оленька через Ботулу Верневилюйского на Вилюй и на Лену. В качестве рабов с собой с Таймыра гнали по берегу племена саамаев - нганасан пища олени охота прислуга женщины все в своем жанре. Их сделали и проводниками и они и гыданские и таймырские саха нас им назвали hуок кут сахалар. А у татар и тогда еще тюркских казаков не было звука h оно перешло в йок кут саха оттуда мы стали якутами. А нганасан когда в них нужда прекращалась бросали это получаются Верхневилюйский, Вилюйский, Кобяйский, Намский, Мегинский и Хангаласский улусы. Их всегда саха называли саамайдар потом они смешались. Качество долго, нудно и безрезультатно готовиться к поездке стало ругательным словом саамайданар. При христианизации в Якутии часть этих саамаев возможно и стали Шамаевыми по желанию пьяных попов. Об этом на Таймыре в Хатанге и в Дудинке называя это не менее как геноцид их народа рассказывают местные образованные люди и экспозиции в их музеях есть.
    Нганасан изучал из ИЯЛИ Воронкин он тоже вывел что с ними у нас одни корни. А сейчас даже долган называют другим народом хотя они себя называют саха разговаривают по-якутски нас правда якутами называют к саха даже не относят. По своей работе изучал геологические отчёты 30-х годов на Таймыре и Хатанге и там долган называют якутами.
  • prorochestvo 13.09.2017, 20:38
    ordos, "Русские казаки в то время они еще были тюрками в XIX веке они стали русскими"
    Что курите?)

• ordos 14.09.2017, 06:15
    prorochestvo, Казаки это тюрки от слова кос саха кочевые племена. Поэтому казахи тоже себя казаками называют. А эти на Дону потом только XVIII-XIX веках стали русскими. Русские цари в XV веке им дали свободу, земли и они за них решали проблемы. Как наемники а потом переросло в принятие православия и вообще они русскими стали. В их словах очень много тюркизмов атаман, есаул, курень, кутов угол. Сейчас сами даже удивляются что они тюрки.
  • Кэролл 15.09.2017, 01:02
    нгасаны а что это и с чем нам это новое слово хавать?
  • Чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться